Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование Германской империи и Конституция 1871г.




Северо-Германский союз. Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль объединяющей Германию силы. К осознанию этой роли Пруссия пришла еще в царствование Фридриха II (1712—1786 гг., король с 1730 г.). Пруссия была единственным немецким государством, введшим у себя всеобщую воинскую повинность и всеобщее обязательное обучение. Последнее позволило Пруссии иметь грамотных рекрутов, и это так высоко ценилось, что Бисмарк сказал: «Победа над Австрией была победой прусского школьного учителя!»

Таким образом, Бисмарк с успехом осуществил политику воссоединения Германии, о которой в 1862 г. он говорил британскому премьеру Дизраэли: «В непродолжительное время я буду вынужден взять на себя руководство политикой Пруссии. Моя первая задача будет заключаться в том, чтобы с помощью или без помощи ландтага реорганизовать прусскую армию. Далее я воспользуюсь первым предлогом для того, чтобы объявить войну Австрии, уничтожить Германский союз, подчинить своему влиянию средние и мелкие государства и создать единую Германию под главенством Пруссии...» Тогда же Бисмарк заявил в ландтаге, что Германия будет объявлена «не речами и парламентскими постановлениями», но «железом и кровью».

Важнейшим итогом австро-прусской войны являлось присоединение к Пруссии ряда северогерманских государств, в том числе Ганновера, Гессенз Кастеля, Франкфурта-на-Майне, Ниссау. Ранее, после войны с Данией, Пруссия насильственно захватила Шлезвиг и Голштейн.
В Центральной Европе возникло по сути дела новое государство, получившее название Северо-Германского союза.

Чтобы «монархическая заграница... не совала пальцы в прусский национальный омлет», Бисмарк был вынужден согласиться ввести всеобщее избирательное право, но о тайном голосовании речи не шло, ибо именно оно, по выражению самого Бисмарка, «противоречит лучшим свойствам немецкой нации» (то же скажет много позже и Гитлер).

Новое государство в 1867 г. получило и новую Конституцию, отдававшую управление Союзом прусскому королю («президенту»), канцлеру и двум палатам. Нижняя из них, как мы уже знаем, избиралась на основе всеобщего избирательного права.

В Союз не вошли южногерманские государства Бавария, Саксония, Вюртемберг й др. Их насильственному объединению в новую империю препятствовала Франция, не без тревоги наблюдавшая за образованием «великой империи» на своих восточных границах.
В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией (не без воинственных, впрочем, намерений правительства Наполеона III). В этой войне Франция была разгромлена. Северо-Германский союз смог осуществить давно задуманный Пруссией план присоединения южногерманских государств. Присоединение было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. Прусский король был коронован императором объединенной Германии. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство — Германская империя.
Конституция Германии 1871 г. Согласно новой германской Конституции в состав новообразованной империи вошли 22 монархии (среди них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько вольных городов, включая Гамбург. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.

Главой империи был прусский король, что отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве — на долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60% населения страны. Королю присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства — имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и, конечно, самой Пруссии.

Члены верхней палаты — Союзного совета (бундесрата) назначались правительствами союзных государств. Нормы представительства от каждой земли были установлены в Конституции. При этом Пруссию представляли 17 депутатов из 58, остальные государства имели от одного до шести депутатов.
По Конституции Союзному совету вручалась законодательная власть — наряду и вместе с рейхстагом — и значительная исполнительная власть (ст. 6). Бундесрат располагал своим аппаратом — комиссиями, специализированными по различным областям общественной и государственной жизни. Самое важное заключалось в том, что бундесрату, помимо нижней палаты и даже наперекор ей (ст. 7), было предоставлено право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.
Пруссия осуществляла свою власть через верхнюю палату империи. Председателем палаты был по положению канцлер империи — прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Это давало Пруссии преобладание в бундесрате. Для отклонения законопроекта об изменении Конституции требовалось всего 14 голосов, между тем Пруссия была представлена в верхней палате первоначально 17 депутатами, затем их стало 22. От Пруссии зависело отклонение любого законопроекта, касающегося перемен в армии и флоте, а также налогов и сборов. Неудивительно, что депутаты мелких государств нередко отказывались присутствовать на заседаниях бундесрата.

Депутаты нижней палаты парламента (рейхстага) избирались сначала на три года, а с 1887 г.— на пять лет. Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе, но фактическая его власть была сравнительно небольшой. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, его, чуть отредактировав, утверждал бундесрат в качестве указа.
Неоднократные попытки рейхстага установить хотя бы минимальный контроль над исполнительной властью неизменно завершались поражением: бундесрат и правительство блокировали все, что носило признаки либерализма в отношениях между законодательной и исполнительной властями. Таким образом, разделение властей на законодательную и исполнительную в той или иной степени признавалось Бисмарком и его окружением, но системы сдержек и противовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано вплоть до Веймарской конституции 1919 г.
Статья 20 Конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права. Бисмарк, вынужденный ввести этот институт в Конституцию, считал всеобщее голосование вредным и опасным. Эта опасность компенсировалась установлением открытого голосования, обеспечивающего, по- словам Бисмарка, наибольшее влияние людей просвещенных, благоразумие которых диктуется стремлением к надежной «охране собственности».

Как уже говорилось, введение всеобщего избирательного права было продиктовано чисто политическими или, лучше сказать, внешнеполитическими обстоятельствами: Бисмарк решил лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение воли объединенных народов; нужно было показать «монархической Европе», что объединение Германии «одобрено народом».

Наконец, нелишне сказать, что досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением верхней палаты (бундесрата), и это происходило не один раз.
Имперское правительство было представлено единственным лицом — канцлером. Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом вопросов, находились в подчинении канцлера, были практически его заместителями по тому или иному ведомству. Подводя основу для такой организации верховной исполнительной власти, Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах большой политики может нести... только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием», т. е. совет (кабинет) министров.
Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо вопросов внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т. п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, имевших преимущества перед законами областей.

Реакционная и абсолютистская по своему духу и заложенным в нее идеям, Конституция 1871 г. была полна юридических нелепостей и несообразностей. Так, император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся Конституции, финансов и военного дела.

По своему социально-политическому содержанию Конституция 1871 г. была выражением компромисса между феодально-юнкерским землевладением и быстро развивающимся прусско-германским капиталом. Причем господствующее положение в Союзе продолжало оставаться, как и до принятия конституции, у помещиков и клерикалов-церковников.

В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще. Крепостничество, отступая под натиском времени, приспособлялось — феодальные формы эксплуатации крестьянства заменялись капиталистическими, тем более что законом 1850 г. прусский крестьянин получал возможность выкупа себя и своего имущества из крепостной кабалы.

 

97 Ноябрьская революция в Германии. Образование Веймарской республики Раньше, чем в других странах, революционная ситуация создалась в кайзеровской Германии. Разгром немецкой армии осенью 1918 года ускорил развитие событий. Революция началась восстанием военных моряков в г. Киле. Крупнейшие города Германии присоединились к нему. Возникали Советы рабочих и солдатских депутатов. Девятого ноября революция победила в Берлине. Кайзер Вильгельм бежал. Монархия пала крестьяне не примкнули к движению. Руководство революцией оказалось в руках социал-демократической партии Германии.(во главе с Эбертом) но у этой партии не было поддержки революционно настроенных рабочих. Большая часть их примкнула к так называемой Независимой социал-демократической партии или принимала ее руководство. Вождями "независимцев" были Каутский и Бернштейн. Меньшая часть германского пролетариата объединялась созданным в начале войны "Союзом Спартака". Он занимал непримиримую антивоенную позицию. Деятельность правительства правых социал-демократов склонялась, как это уже и не скрывалось, в сторону контрреволюции. Создание Красной Армии было воспрещено. В то же время из офицеров и отсталых солдат комплектовались в спешном порядке "ударные" и "железные" отряды. Открытый переход правительства Эберта на сторону контрреволюции произошел после Всегерманского съезда Советов, состоявшегося в декабре 1918 года. Хотелось вырвать Советы из-под влияния социал-демократов. Неотложной задачей стало образование Коммунистической партии.В декабре 1918 года "Союз Спартака" разрывает с Независимой социал-демократической партией. Тогда же собирается Учредительный съезд Коммунистической партии Германии. Программа партии ставила ближайшей целью создание Германской Советской республики, установление диктатуры пролетариата. Компартия Германии приняла активное участие в массовом антиправительственном выступлении берлинских рабочих в январе 1919 года. Используя артиллерию, правительство подавило его. Кровавая расправа над берлинским пролетариатом облегчила правительству созыв буржуазного Учредительного собрания. Его заседания открылись в том же январе 1919 года в Веймаре. Учредительное собрание выработало конституцию, получившую название "Веймарской". Ей суждено было просуществовать 14 лет. Конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику с президентом во главе. Названием республики оставалось "Германская империя".Высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг. Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов, Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Рейхстаг считался нижней палатой. Верхняя называлась рейхсратом (имперским советом). Она состояла из представителей земель, на которые делилась "единая Германия". При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики. "Федеративность" эта была во многом фиктивной Особенное внимание конституция уделяла президенту республики. Он избирался всеобщим голосованием (как и рейхстаг).Власть его мало чем отличалась от монархической. Президент мог распустить рейхстаг. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности принадлежало также президенту. Особые полномочия давала президенту ст. 48. Она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент. К компетенции президента относилось назначение правительства. Конституция подчеркивала особое значение главы имперского правительства - канцлера, он "формулировал руководящие принципы политики". Провозглашается свобода совести, печати, слова и т. д. Конституция сохраняла обязательное религиозное обучение детей. Ст. 165. декретировала создание производственных советов на предприятиях и в округах. Конституция объявляла частную собственность "социальной обязанностью" В начале марта 1919 года вновь выступил берлинский пролетариат. В середине апреля восстание в Мюнхене привело к образованию Баварской Советской республики. Во главе с Евгением Левине. Республика существовала недолго. Ее свергли и это было концом революции в Г. В июне 1919 года Германия должна была. подписать унизительный Версальский мирный договор.

98.Установление фашистской диктатуры Фашизм— форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину. Возникла на основе философско-политического учения, утверждающего приоритет интересов государства и нации над интересами личности. Социальной базой фашистских движений является, прежде всего, мелкая буржуазия. Отличительным признаком немецкого фашизма был аристократизм, основанный на ницшеанском презрении к простому человеку, к плебсу, к больным и слабым. Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., приобрел особую остроту в Германии. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Ставка была сделана на фашистскую партию, которая официально называлась Национал социалистической рабочей партией Германии (НСДАП). ДАП – немецкая рабочая партия была основана в 1919 году слесарем Антоном Дрекслером и журналистом Карлом Харером. Идеи немецкой рабочей партии совпали с идеями Адольфа Гитлера и он вступил в ДАП. К моменту прихода Гитлера, в партии было несколько десятков членов. В феврале 1920 года ДАП была переименована в Национал-социалистическую (нацистскую) Германскую рабочую партию. На съезде партии «29» июня 1921 года Гитлер был избран первым председателем партии с диктаторскими полномочиями. На выборах 1932 года национал-социалисты получают 37 процентов голосов и становятся сильнейшей фракцией в рейхстаге. В августе 1932 года Гитлер обращается к Гинденбургу с требованием назначить его рейхсканцлером. По указанию Гитлера разрабатывается и проводится Закон о чрезвычайных полномочиях. Все полномочия президента переходят к фюреру Адольфу Гитлеру. Объявили об образовании Третьего Рейха. Законы принимаемые в Третьем Рейхе были полностью основаны на чрезвычайном президентском декрете от «28» февраля 1933 года «О защите народа и государства», подписанном Гинденбургом в соответствии со статьёй 48 конституции (она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет «опасным для существующего До начала Второй мировой войны рейхстаг собирался около десяти раз и принял всего четыре закона, причём три из них антисемитские После февраля 1938 года рейхстаг больше не собирался. В апреле 1934 высшей судебной инстанцией стала Народная судебная палата. Ее члены назначались лично фюрером. В 1936 году правительство приняло основной закон о гестапо. Решение экономических проблем лежало в расширении жизненного пространства для ее народа. С 1935 года началась массированная милитаризация немецкой экономики. В 1936 году было создано ведомство по выполнению «четырехлетнего плана» во главе с Герингом. Германия односторонне разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину.В марте 1938 г. к Германии было присоединено независимое государство Австрия. Следующей жертвой фашистской агрессии стала Чехословакия. В результате Мюнхенского соглашения, заключенного в сентябре 1938 г. Англией, Францией с фашистской Германией, Чехословакия лишилась значительной части своей территории, присоединенной к рейху. В сентябре 1939 г. гитлеровцами была захвачена Польша. В июле 1940 г. немецкие войска заняли Париж, затем последовали новые победы. В 1945 году вся территория Германии была оккупирована. Гитлер, покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 года.

99 Конституция ФРГ 23 мая 1949 года в западной оккупационной зоне была основана Федеративная Республика Германии. В этот день Парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступление в силу Основного закона страны.

Проект Основного закона ФРГ был подготовлен комитетом немецких специалистов конституционного права, действовавшим на основе указаний премьер-министров земель, в свою очередь уполномоченных губернаторами западных оккупационных зон. Проект был рассмотрен Парламентским советом из депутатов, избранных ландтагами земель. Окончательный проект был принят 8 мая 1949 года и вступил в силу 23 мая. Основной закон провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство. Название "Федеративная Республика Германии" было придуманное Теодором Хейсом, будущим первым президентом страны. Согласно Основному закону, главой государства является Федеральный президент. Президент выполняет, прежде всего, представительские функции, избирается специально созываемым Федеральным собранием (в него входят депутаты бундестага и такое же число делегатов, избираемых земельными парламентами) сроком на 5 лет. Верховным выборным законодательным органом ФРГ является бундестаг – германский парламент, избираемый на 4 года путем всеобщих прямых и тайных выборов (активное и пассивное избирательное право предоставляются по достижении 18 лет). Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, другая половина – по партийным спискам. В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5% голосов избирателей по партийным спискам. Если партия этот барьер не преодолела, однако получила три или более прямых мандата, поданные за нее голоса учитываются при распределении мест в бундестаге (в этом случае партия не имеет права образовать фракцию). Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли).Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Конституция ФРГ, в 1990 году стала Основным законом для всей Германии. Интеграция Германской Демократической Республики в состав ФРГ, осуществленная 3 октября 1990 года, была проведена путем присоединения. ГДР исчезла как юридический, в том числе и как международно-правовой, субъект. Присоединение произошло на основе ст. 23 Основного закона ФРГ в действовавшей в то время редакции. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что "в остальных частях Германии он (Основной закон) должен вступить в силу по их присоединении".

 

Политический режим ФРГ. Объединение Германии 9 ноября 1989 была разрушена Берлинская стена, которая с 1961 года олицетворяла раскол не только Германии, но и всей Европы. В конце 80-х годов ХХ века в Восточной Германии создается оппозиционная политическая группа Новый Форум, которая выступила с резкой критикой правящего режима.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...