Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особое значение имела «Программа из десяти пунктов по преодолению раскола Германии и Европы» Гельмута Коля от 1989 г




План объединения Германии из десяти пунктов, с которым Г.Коль выступил в бундестаге 28 ноября 1989 года, содержал три основные идеи 1 февраля 1990 года премьер-министр ГДР Г.Модров выступил перед Народной палатой страны с концепцией германского единства, которая называлась «Германия – единое отечество». В результате в Бонне 18 мая 1990 года был подписан государственный договор о создании Экономического, Социального и Валютного союза с ФРГ, который вступил в силу 1 июля 1990 года[1]. В марте 1990 года на первых свободных выборах в ГДР 48% избирателей поддержали политическую организацию «Союз за Германию». Правовой основой процесса договорного урегулирования в отношении Германии стал целый ряд международно-правовых соглашений. 31 августа 1990 года в Берлине, во дворце «Унтер ден Линден» был подписан Договор об установлении единства Германии.

Подписание в Москве 12 сентября 1990 года Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии имело огромную практическую роль. В результате объединения Германия выиграла во многих отношениях. Геополитическое положение Германии претерпело позитивное изменение за счет экспансии (расширения) в восточном и северо-восточном направлениях, а также за счет увеличения морского побережья на Балтике.

Германия укрепила свое экономическое положение и престала быть политическим карликом.

В то же время, воссоединение германских земель привело к серьезным проблемам в экономической жизни. В результате приватизации и иных экономических процессов появилась безработица, вызвавшая недовольство среди граждан, что заставило правительство принимать ряд не только внутренних, но и внешних политических мер.В настоящее время Германия как единое государство пока что еще находится в стадии становления. Поэтому, несомненно, что Германия будет эволюционировать и меняться по мере решения проблем, которые вызваны ее объединением.

 

 

101. Герма́нское гражда́нское уложе́ние — основополагающий нормативный правовой акт Германии, регулирующий частноправовые отношения на территории Германии, принято в первоначальной редакции 18 августа 1896 года, вступило в силу 1 января 1900 года. Германское гражданское уложение оказало немалое влияние на законодательство других стран. ГГУ представляет собой первую в истории Германии единую для всей страны кодификацию гражданского права. Германское гражданское уложение в значительной степени базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой «пандектной» системе и состоит из пяти частей. Общие для всех институтов нормы содержатся в общей части (первой книге). Ещё четыре части посвящены обязательственным отношениям, вещному, семейному и наследственному праву.В последующие десятилетия многие страны мира брали германское гражданское уложение в качестве ориентира для создания своих кодексов, а некоторые страны, как к примеру Япония, полностью имплантировали его в свою правовую систему. Германское гражданское уложение является венцом так называемого "юридического века". Структура ГГУ:

1.Общая часть, 7 разделов: - лица; - вещи и животные;- сделки;- сроки; - исковая давность; - осуществление прав, самозащита (самопомощь); - обеспечение интересов 2. Обязательственное право, 7 разделов: - содержание обязательств; - обязательства, вытекающие из договора; - прекращение обязательств;- уступка требования; - перевод долга; - множественность на сторонах должника и кредитора; - отдельные виды обязательств 3. Вещное право, 9 разделов: - владение; - общие предписания о правах на земельные участки; - собственность;- наследственное право застройки;- сервитуты - преимущественное право покупки; - вещное обременение - ипотека, поземельный и рентный долги;- залоговое право на движимые вещи и права 4. Семейное право, 3 раздела: - гражданский бра - опека - родство 5. Наследственное право, 9 разделов

 

 

102. Итальянский фашизм. основные черты Прежде других определилась тенденция «вождизма», единоличной диктатуры. Уже закон 1925 года “О полномочиях главы правительства” делал премьер-министра неответственным, не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству, его министры превратились в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались и смещались по волепоследнего. В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно. Закон 1926 года “О праве исполнительной власти издавать юридические нормы” предоставил “исполнительной власти“, то есть тому же главе правительства, право на издание “декретов - законов”. При этом никакой грани между «законами», оставшимися компетенцией парламента, и «декретами-законами» проведено не было. Вторая быстро выявившаяся тенденция касалась фашистской партии: она стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие формы партийного «самоуправления». Третья тенденция может быть определена словом террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение полиции, точнее тех многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини. Помимо общей полиции существовали: “организация охраны от антифашистских преступлений” (ОВРА), “особая служба политических расследований”, “ добровольная милиция национальной безопасности” Противники режима находились под наблюдением специальной тайной полиции; вновь учрежденные специальные суды приговаривали их к длительным срокам заключения или к интернированию на отдаленные острова. Для осужденияне требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в “политической неблагонадежности”. Национальные меньшинства были также подвергнуты тяжелым притеснениям; но евреев, которых в Италии было очень мало, сначала не трогали. Лишь в 1937-1938 годах, в процессе сотрудничества с национал-социалистской Германией, начали осуществлять антисемитские акции, подпавшие под осуждение нюрнбергских законов. Итальянские фашисты, в рядах которых, во всяком случае в раннем периоде, были также лица еврейского происхождения, не убили ни одного еврея. Проповедуемый Муссолини «расизм» не имел биологической окраски. Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия. Муссолини заявлял претензии на то, чтобы “возродить Римскую империю”. Фашистская Италия требовала себе некоторые французские земли (Савойя, Ницца, Корсика), претендовала на Мальту, пыталась захватить остров Корфу, надеялась установить господство над Австрией (до союза с гитлеровской Германией), готовилась к захвату Восточной Африки. В осуществление этой программы, удалось захватить слабую, отсталую Абиссинию (1936 г.), оккупировать Албанию (1938г.) В июне 1940 года Италия - партнер Германии и Японии по антикоминтерновскому пакту - объявила войну Франции и Англии. Спустя некоторое время она напала на Грецию. Итальянская фашистская прессанаполнилась обещаниями скорой великой афро-европейской Римской империи.

 

 

108. Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками, к созданию японского правительства, основные направления деятельности которого были определены Потсдамской декларацией 1945 г., требованиями ее незамедлительной демилитаризации и демократизации. Главная ответственность за выполнение этих требований возлагалась на американские оккупационные власти, которым был передан с этой целью ряд государственных функций: осуществление контроля над японскими финансами, над составлением государственного бюджета, внешней торговлей, над всеми органами правосудия, полиции и пр. В ряду важных социально-экономических реформ, проведенных в послевоенной Японии, особое место занимает Закон об аграрной реформе 1946 г., сыгравший значительную роль в перестройке послевоенной социальной структуры Японии. Этим законом предусматривались ликвидация помещичьего землевладения, перераспределение излишков (сверх 3 те) обрабатываемой помещичьей земли путем выкупа ее государством и последующей распродажи крестьянам (с преимущественным правом покупки арендаторами). Ограничена была земельная арендная плата, введены также ограничения для перепродажи земли с целью пресечения ее новой концентрации в одних руках и пр. Важнейшей демократической акцией послевоенного периода явилось принятие новой Конституции Японии 1946 г., которая вступила в силу в 1947 г. В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена. За ним был закреплен ряд конституционных полномочий: назначать премьер-министра по представлению кабинета, промульгировать поправки к Конституции, созывать парламентские сессии, распускать нижнюю палату, подтверждать назначения и отставки государственных министров и других должностных лиц. Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентарную монархию. Парламенту при этом была отведена роль "высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны". Японский парламент - двухпалатный орган, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников (верхней) - 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из.них. Главным звеном государственной машины, которое обладает полнотой властных полномочий, является японское правительство и, более того, его премьер-министр. Премьер-министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их. Парламент избирает главу Кабинета министров высшего исполнительного органа власти. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия. Во главу судебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоящий из Главного судьи и установленного законом числа судей. Все судьи, кроме Главного, назначаются Кабинетом, Главный - императором по представлению Кабинета. Судьи независимы, действуют "согласно голосу своей совести" (ст. 76) и подчиняются только закону. Принципиально новым явлением в практике буржуазного конституционализма является включение в Конституцию декларации об отказе Японии от войны (ст. 9), а также "от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". На основе указания оккупационных властей в 1948 г. правительством принимается Закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях, на основании которого рабочие этих предприятий, почты, телеграфа, железных дорог и т. п. были ограничены в своих трудовых и профсоюзных правах. В 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный договор между США и Японией, а также "договор безопасности", который вступил в силу в 1952 г. вместе со специальным Административным соглашением. На основании этих документов были формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право оккупационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет. Американо-японский договор вместе с тем давал США право размещать свои наземные, воздушные и морские силы в Японии.

 

 

109. Полуколониальную эксплуатацию Китая облегчала ее политическая раздробленность, наличие слабой центральной власти. На почве всеобщего не-довольства постоянно происходили народные бунты. В 1905 г. произошло объединение радикальных организаций страны в Союзную лигу, ядром которой явилось Общество возрождения Китая. 10 марта 1912 г. собрание представителей провинций, объявившее себя Национальным собранием,приняло Временную Конституцию республики.Документ провозглашал принципы равноправия все-го населения и неприкосновенности личности,свободы собраний, печати, вероисповедания, тайны переписки и т. д. В качестве высшего органа законодательной власти Конституцией предусматривался парламент в составе нижней палаты и сената.На выборах в парламент в декабре 1912—февра-ле 1913 г. большинство мест получил Гоминьдан (Национальная партия), созданный в результате преобразования Союзной лиги.

14 мая 1914 г. была объявлена новая Временная Конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял «21 требование» Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию. В феврале 1928 г. на четвертом пленуме ЦИК Гоминьдана было образовано новое национальное пра-

вительство, считавшееся общекитайским.В 1931 г. функции политической опеки Гоминьдана были оформлены государственным документу том, в соответствии с которым национальному съезду Гоминьдана предоставлялось право осуществлять власть от имени Национального собрания.

25 декабря 1946 г. Национальное собрание приняло Конституцию Китайской республики.Страна представляла собой осколки феодального общества с пережитками более ранних исторических эпох.Местными органами власти провозглашались Советы депутатов, которые формировали исполнительные комитеты. Местными судебными органами в советских районах Китая являлись судебные отделы местных советских правительств.На I Всекитайском съезде Советов был утвержден проект Основной конституционной программы. В 1952 г. ЦК КПК разработал генеральную линию, предусматривавшую «строительство социализма» в стране. В 1954 г. Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) утвердило и ввело в действие новую Конституцию КНР. Задачами государства были объявлены:

1) индустриализация страны, наращивание промышленно-технического потенциала; 2) ликвидация пережитков в сельском хозяйстве.

Законодательные функции постепенно переходят от ВСНП к его Постоянному комитету, а власть на местах - к исполнительным органам – народным комитетам. В 1958 г. китайское руководство возложило свои надежды на так называемый большой скачок, разрушительные последствия которого сказались на и без того отсталой китайской экономике. В начале 1975 г., после десятилетнего перерыва, созывается 1 -я Сессия Всекитайского собрания народных представителей (4-го созыва), которая приняла новую Конституцию Китая и на ее основе сформировала новые органы власти. В настоящее время Китай представляет собой парламентскую республику с авторитарным режимом и коммунистической идеологией.

 

110. К Латинской Америке относятся американские страны и территории южнее США. Латинская Америка и соответствующие европейские метрополии (Испания и Португалия) в совокупности составляют Иберо -Америку.

Мировой экономический кризис 1929—33, с одной стороны, и успехи социалистического строительства в СССР — с другой, оказали значительное влияние на политическую жизнь стран Л. А. Произошли революционные выступления на Кубе (1933), в Бразилии (1935), в Парагвае (1936), народное восстание под руководством компартии в Сальвадоре (1932). В Чили в 1932 была предпринята попытка установления революционной власти, в 1938 было сформировано правительство Народного фронта при поддержке коммунистов. Правительство Л. Карденаса (1934—40) в Мексике приступило к проведению важных аграрных и антиимпериалистических реформ. Некоторые социальные преобразования были проведены в Колумбии. Всё это способствовало расширению внутренних рынков. Во 2-й мировой войне 1939—45 большинство латиноамериканских стран участвовало на стороне антигитлеровской коалиции (Мексика и Бразилия посылали свои войска на театр военных действий). Новый подъём освободительного движения, начавшийся под воздействием разгрома фашистского блока, привёл к демократизации политической жизни и социальным реформам в Чили, Коста-Рике, Бразилии, Венесуэле.

В Гватемале в 1944 (см. Гватемальская революция 1944-54) и в Боливии в 1952 (см. Боливийская революция 1952) были свергнуты олигархические режимы и начались революционные антиимпериалистические, антифеодальные преобразования. В 1948 под эгидой США была создана Организация американских государств, через которую США пытались осуществлять экспансионистскую политику в Западном полушарии. Правящие круги США попытались противодействовать подъёму революционно-демократического движения, сочетая программу реформ, получившую наименование «Союз ради прогресса», с реакционными военными переворотами и открытой вооруженной интервенцией (оккупация Доминиканской Республики в 1965). В 1971 частные капиталовложения США в Л. А. составляли 15,8 млрд. долл. (в 1962 — 8,4 млрд.); внешняя задолженность латиноамериканских государств США — 19,3 млрд. долл. против 9,1 млрд. в 1963. Латиноамериканские страны несли большие убытки также из-за внешнеторговой экспансии США, что углубляло разрыв в уровнях экономического развития между Л. А. и США. Большинство стран встало на путь развития активных отношений с СССР. В развитии ряда стран обозначались государственно-монополистические тенденции, усугубляющие зависимость Л. А. от империализма и обостряющие противоречия между странами Л. А. и США. Изменения в социально-экономической структуре повлекли за собой заметные классовые сдвиги. Доля занятых в сельском хозяйстве сократилась за 1950—70 с 53 до 41% экономически активного населения. Численность наёмных работников выросла с 32 млн. человек в 1955 до 55 млн. человек в 1970 (соответственно 54% и 62% экономически активного населения). Возросла роль рабочего класса, являющегося важнейшей силой революционно-демократического движенияВ 1968 в Перу пришло к власти Революционное правительство вооруженных сил, которое стало проводить мероприятия антиимпериалистического и антиолигархического характера. В ноябре 1970 к власти в Чили пришло правительство Народного единства, в которое вошли коммунисты, социалисты и представители др. демократических партий. Распад колониальной системы империализма нашёл своё отражение в освобождении народов от колониальной зависимости Великобритании в зоне Карибского бассейна и создании там ряда молодых государств. Выросла роль народов Л. А. в борьбе за мир во всём мире. По всей Л. А. усилилось движение солидарности с народами Кубы, Панамы, Перу, укрепились контакты со всемирным антиимпериалистическим движением, расширилась социальная база освободительного движения (за счёт вовлечения новых отрядов молодёжи, патриотической части военных, прогрессивно настроенных католиков и др.), углубилось его антиимпериалистическое содержание.

 

 

111. В период 2-й мировой войны и особенно в послевоен. годы развернулся новый этап кризиса колон. системы, приведший к ее распаду. В итоге 2-й мировой войны были разгромлены герм. и итал. фашизм, милитаристская Япония, резко ослаблены почти все империалистич. державы. Неотложные воен. нужды заставили империалистов пойти на создание в колониях в сотрудничестве с нац. буржуазией известного числа пром. предприятий, что привело к дальнейшему росту рабочего класса. В ряде стран укрепились позиции, повысилась политич. активность патриотич. интеллигенции и нац. буржуазии. Сотни тысяч жителей колоний были мобилизованы в армии зап. держав и воевали под демократич. лозунгами. Вернувшись домой, они особенно остро ощутили всю бесчеловечность царивших там порядков. Во мн. колон. странах Азии (Индонезия, Малайя, Бирма, Вьетнам, Филиппины) возникли нац. вооруж. силы, к-рые сражались против япон. захватчиков и их прислужников. Цели, провозглашенные странами антифаш. коалиции, встретив поддержку народов колон. и зависимых стран, объективно содействовали подъему борьбы народов этих стран против колонизаторов. Попытки англ., франц., амер., голл. империалистов после победы над своими герм., япон. и итал. соперниками восстановить господство в своих колон. владениях, захваченных в годы войны державами "оси", встретили мощное сопротивление народов.

Во время войны и в первое послевоенное десятилетие распад колон. системы развернулся гл. обр. в Азии. В 1943 была провозглашена независимость Сирии и Ливана. В 1945 провозгласили независимость Вьетнам и Индонезия, к-рым пришлось затем отражать империалистич. агрессию. Большое значение для крушения колониальных порядков в Азии, а также в др. р-нах мира имело достижение независимости Индией (1947). Сильнейший удар всей колон. системе империализма нанесла победа (1949) нар. революции в Китае. Важную роль сыграла и победа нар.-демократич. строя в освобожденной Сов. Армией Сев. Корее, а также в Сев. Вьетнаме. В первое послевоенное десятилетие были провозглашены суверенными гос-вами Трансиордания (1946), Филиппины (1946), Пакистан (1947), Бирма (1948), Цейлон (1948), Ливия (1951), Камбоджа (1953), Лаос (1954).

Во втором послевоен. десятилетии распад колон. системы охватил Африку и перекинулся в Зап. полушарие. В результате Июльской революции 1952 Египет освободился от полуколониальной зависимости. За 1956-64 32 афр. страны добились гос. суверенитета - Судан, Марокко, Тунис (1956), Гана (1957), Гвинейская Республика (1958), и т.д.). В Зап. полушарии победила (1959) Кубинская революция. Кубинский народ, свергнув проамер. диктатуру Батисты, вступил на путь строительства социализма. Добились независимости англ. колонии Ямайка (1962) и объединившиеся в одно гос-во Тринидад и Тобаго (1962). В 1962 была провозглашена самостоятельность Зап. Самоа.

 

 

112. Вместе с тем возник ряд серьезнейших проблем освободившихся стран, называемых развивающимися странами, или странами Третьего мира.

Несмотря на огромное разнообразие хозяйственной жизни, страны Третьего мира имеют и сходные характеристики, позволяющие объединить их в данную категорию. Основная из них - колониальное прошлое, последствия которого можно обнаружить в экономике, политике, культуре этих стран. У них один путь формирования действующей структуры промышленности - повсеместное преобладание ручного производства в колониальный период и программа перехода к индустриальным методам производства после обретения независимости. Поэтому в развивающихся странах тесно соседствуют доиндустриальные и индустриальные типы производства, а также производства, основанные на новейших достижениях научно-технической революции. Но в основном преобладают два первых типа. Экономика всех стран Третьего мира характеризуется негармоничностью в развитии отраслей народного хозяйства, которая объясняется и тем, что они не прошли в полном объеме последовательные фазы экономического развития, как лидирующие страны. Для большинства развивающихся стран характерна политика этатизма, т.е. прямого государственного вмешательства в экономику с целью ускорения темпов ее роста. Отсутствие достаточного количества частных капиталовложений и иностранных инвестиций заставляет государство брать на себя функции инвестора. Наимение развитые страны. К числу наименее развитых стран относятся рыд государств Тропической Африки (Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Чад, Того, Танзания, Сомали, Западная Сахара), Азии (Кампучия, Лаос), Латинской Америки (Таити, Гватемала, Гвиана, Гондурас и др.). Для этих стран характерны низкие, или даже отрицательные темпы роста. занимают место периферии, выполняя функции поставщиков сырья и дешевой рабочей силы.

Страны со среднем уровнем развития. В многочисленную группу развивающихся стран со среднем уровнем экономического развития входят Египет, Сирия, Тунис, Алжир, Филиппины, Индонезия, Перу, Колумбия и др. Структура экономики этих стран характеризуется большим удельным весом промышленности по сравнению с аграрным сектором, более развитой внутренней и внешней торговлей.

Нефтедобывающие страны. Значительной спецификой экономики отличаются нефтедобывающие страны: Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др., ранее носившие характерные черты отстающих государств. Крупнейшие в мире запасы нефти, активно эксплуатирующиеся в этих странах, позволили им в короткие сроки войти в число наиболее богатых (по уровню ежегодных доходов на душу населения) государств мира.

Новые индустриальны страны. Другую группу государств с высокими темпами экономического роста составляют новые индустриальные страны, в число которых входят Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили, Индия и др. Государственная политика этих стран включает ориентацию на привлечение частных (отечественного и иностранного) капиталов, сокращение государственного сектора за счет расширения частнопредпринимательского.

и ориентация на Запад, ни на социализм не обеспечили огромному большинству освободившихся стран таких темпов развития, которые позволили бы им догнать развитые страны. Более того, многие страны Третьего мира не только не догоняют передовые, но даже отстают от них еще больше. Сегодня стало очевидным, что многие развивающиеся страны и не желают, и не в состоянии повторить универсальный путь развития, будь то западный, капиталистический вариант или социалистическая модель. Понимание этой истины огромным большинством стран Третьего мира привело к возникновению (еще в 1961 г.) и консолидации Движения неприсоединения, которое в 1986 г. объединило 100 государств с совокупным населением 1,5 млрд. человек.

 

 

 


 

 


103. Государственный строй - система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, Статутом, основополагающими законами, декларациями о независимости и т. д.), а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране. Понятие «государственный строй» является более широким, чем «конституционный строй», который представляет собой систему отношений и ценностей, устанавливаемых и защищаемых Конституцией.

Политическая обстановка в стране после окончания второй мировой войны оказалась крайне сложной. Демократические силы страны стремились покончить с остатками фашистского режима, выступали за создание демократического республиканского строя. Реакционные правящие круги, вынужденные считаться с требованиями демократического движения, стремились не допустить его радикализации. Произошла их переориентация на христианско-демократическую партию, что давало им возможность использовать влияние на ворующих католиков поддеживающего эту партию Ватикана.

В мае 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме 12 700 000 голосов было подано за республику и 10 700 000 — за сохранение монархии.

Конституция 1947 г. и ее последующее развитие. В Учредительном собрании большинство мест получили три партии: христианские демократы (35% голосов), социалисты (21%) и коммунисты (19%). После длительных дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. Конституция Итальянской республики была утверждена и 1 января 1948 г. вступила в силу.

Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. Задачей республики было объявлено устранение препятствий экономического и социального характера, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному участию всех в политической, экономической и социальной жизни страны. В частности, предусматривалась возможность национализации предприятий, имеющих важное общественное значение. Эти положения представляли собой юридическую базу, опираясь на которую, демократические силы могли вести борьбу за прогрессивные преобразования не только в политической, но и социально-экономической сферах.

В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати. В числе социально-экономических прав были провозглашены право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями.

Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент. Нижняя палата — палата депутатов — по избирательным законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата — сенат — избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе, содержащей элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством.

Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президента относится верховное командование вооруженными силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования, представительство республики в международных отношениях. Он может на один месяц задержать вступление закона в силу, в особых случаях издавать декреты, имеющие силу закона, и имеет право роспуска парламента. Акты президента нуждаются в контрасигнации премьер-министра правительства.

Правительство Италии назначается президентом, но ответственно перед парламентом. Конституция допускает (с некоторыми ограничениями) делегацию законодательных полномочий парламентом правительству и предоставляет правительству право в чрезвычайных обстоятельствах издавать декреты, имеющие силу закона.

В системе высших органов республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры — орган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и иных актов властей. В случае признания Конституционным судом того или иного акта неконституционным этот акт утрачивает законную силу. Кроме того, к полномочиям Конституционного суда относится рассмотрение споров между областями и республикой и дел по обвинению президента и министров. Члены Высшего совета магистратуры и Конституционного суда избираются парламентом (1/3) и назначаются президентом и судьями (2/3).

Италия согласно Конституции, делится на области, провинции и общины. Во всех территориальных единицах на основе всеобщих выборов создаются представительные органы — областные и провинциальные собрания и муниципалитеты, которые избирали либо коллегиальные, либо единоличные исполнительные органы. Конституция предусмотрела автономию областей с довольно широкой компетенцией местных органов. Однако их деятельность во многом контролируется правительственными комиссарами. Провинциальные и общинные органы в еще большей степени зависят от назначаемых правительством префектов.

В целом можно сказать, что Конституция Италии демократична, хотя демократические институты реализованы в ней с меньшей последовательностью, чем в Конституции Франции 1946 г. Прогрессивные силы страны стремятся оградить демократические институты Конституции от попыток реакции изменить их или ограничить их деятельность.

 

 

104. Становление национальных государств. Возникновение независимых государств Чехословакии, Венгрии, Югославии стало следствием революционных событий, непосредственно связанных с первой мировой войной и распадом лоскутной Австро-Венгерской империи.

Развал Австро-Венгрии, ускоренный поражением в войне, массовым дезертирством солдат из армии (как одной из форм национального и антивоенного протеста) совпал с началом буржуазно-демократической революции, первым итогом которой было свержение монархической власти Габсбургов.

В октябре 1918 г. произошло национальное определение Чехии и Словакии. Пражским и Словацким национальными комитетами было объявлено о создании сначала независимого государства Чехии, а затем о вхождении независимой Словакии в состав единого Чехословацкого государства. В том же году созванное на основе провинциального Собора Народное вече под давлением революционных народных выступлений объявило об отделении от Австро-Венгрии всех южнославянских провинций и провозгласило независимое Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Югославия), которое включило в себя Черногорию, Сербию, часть Македонии, Герцеговину, Боснию, Хорватию, Словению, Воеводину, Долмацию. Революция на глазах меняла политико-географическую карту Европы. В ноябре 1918 г. была провозглашена республика в Венгрии, затем - в Австрии.

Победа Октябрьской революции 1917 г. в России создала предпосылки для независимости Польши. Декретом от 24 августа 1918 г., провозгласившим право народов на самоопределение, было признано за польским народом неотъемлемое право на самоопределение и единство, что привело к созданию независимой Польской Республики.

Демократизация государственной власти, антифеодальные преобразования в деревне в 20-х гг. нашли частичное решение во всех этих странах в социальных, экономических и политических реформах, глубина которых зависела от ряда факторов: расстановки социально-политических сил, уровня развития демократических, антифеодальных и других социальных движений, характера предвоенных режимов, степени прямого влияния внешних обстоятельств и пр. В Венгрии и Словакии, например, под влиянием Октябрьской революции в России установились на короткое время даже советская власть и революционные правительства, была национализирована промышленность.

Демократические реформы стали законодательной базой для принятия в восточноевропейских странах конституций. Так, например, конституционное самоопределение Чехословацкой Республики началось с утверждения в ноябре 1918 г. Временной конституции, в которой содержались положения о высшем, избираемом на основе всеобщего избирательного права, законодательном органе - Национальном собрании, о главе государства - президенте, о правительстве, а также о “временном оставлении в силе всех существовавших ранее земских и имперских законов”. Последующими законодательными актами были учреждены Верховный суд, 12 департаментов-министерств, Высший административный суд.

Конституция 1920 г. закрепила парламентский строй, основанный на принципе разделения властей, согласно которому законодательная власть вверялась двухпалатному парламенту - Национальному собранию, исполнительная власть - президенту и правительству (Совету министров), судебная - независимым судьям во главе с Верховным судом.

Новые конституционные законы в Чехословакии, как и в других восточноевропейских странах, испытали на себе в той или иной мере влияние действующих в то время конституций других буржуазных стран. В чехословацкой Конституции влияние американской конституции проявилось, например, в положении о праве конституционного надзора, закрепленного за специально учрежденным для этой цели Конституционным судом, влияние австрийской Конституции - в положении о Постоянном комитете, которому вверялось право издавать законы в период между заседаниями парламента. По примеру швейцарской Конституции, по Конституции Чехословакии права президента (при всей их широте) ограничивались в определенной мере подотчетным парламенту правительством, которому принадлежало право законодательной инициативы. Президент же мог вернуть закон в парламент на доработку со своими замечаниями.

Принятая затем сеймом в марте 1921 г. Конституция получила название Мартовской. В преамбуле этой Конституции возносилась “благодарность провидению за освобождение от полуторавекового гнета”. Основными принципами Конституции стали: принцип представительной демократии, разделение властей, ответственного перед парламентом правительства, а также принцип преемственности “светлых традиций” польско

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...