Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Анализ предпосылок и оснований возникновения проблем при налогообложении имущества физических лиц.




Специальный доклад

Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области

«Об обеспечении гарантий государственной защиты прав и свобод граждан при реализации Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имуще­ство физических лиц».

Содержание

Введение

Раздел I. Анализ предпосылок и оснований возникновения проблем при налогообложении имущества физических лиц.

Раздел II. Позиция органов и учреждений, по оформлению недвижимого имущества физических лиц и начислению налога на данное имущество.

Рекомендации по решению проблемы.

 

Настоящий специальный доклад подготовлен в соответствии со статьёй 22 Закона Ульяновской области от 04.05.2008 № 63-ЗО «Об Уполномоченном по правам человека в Ульяновской области».

Введение

В адрес Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области (далее - Уполномоченного) поступают обращения граждан, связанные с нарушением прав при исчислении налога на имущество физических лиц. Так, основной тематикой обращений является начисление налога на жилые дома (обособленно стоящие домовладения), состоящие из двух и более квартир, имеющих отдельный вход.

В 2009 году владельцам квартир в многоквартирных домах (в частности в двухквартирных) начали приходить требования об оплате налога на имущество физических лиц, который, в результате произведенного налоговыми органами перерасчета, существенно увеличился.

К сожалению, сложившаяся позиция налоговых органов не является однозначной и, не смотря на имеющиеся противоречия законодательных актов, налог взимается с граждан по увеличенным налоговым ставкам, в том числе и за 2008 год.

В настоящее время вопрос оформления права собственности на квартиры в двухквартирных домах и последующее начисление налога на данное имущество чётко не урегулирован, нет единой системы оформления технической и иной документации, в связи с чем, не возможно исключить ситуации, при которых создаются предпосылки для нарушения прав граждан.

В этой связи целью настоящего специального доклада Уполномоченного является:

- анализ предпосылок и оснований возникновения проблем при налогообложении имущества физических лиц;

- освещение позиции органов и учреждений, по оформлению недвижимого имущества физических лиц и начислению налога на данное имущество;

- внесение предложений по возможным путям решения проблемы;

- привлечение внимания органов государственной власти и местного самоуправления к существующим проблемам и побуждение всех заинтересованных лиц и ведомств к устранению этих проблем.

 

Раздел I. Анализ предпосылок и оснований возникновения проблем при налогообложении имущества физических лиц.

В соответствии со статьёй 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Как указывалось ранее, основной тематикой обращений в адрес Уполномоченного является начисление налога на жилые дома (обособленно стоящие домовладения), состоящие из двух и более квартир, имеющих отдельный вход.

Не смотря на то, что гражданами озвучивается проблема начисления налога на имущество, проведённая работа показала, что своё начало данная проблема берёт не в налоговых органах, а возникает на стадии оформления жилья в собственность.

При оформлении гражданами документации на данные дома, в целях дальнейшей приватизации или регистрации права собственности на квартиры, ОГУП «БТИ» (территориальные отделения) изготавливают технические паспорта на всё здание. Гражданам при этом не разъясняется право на изготовление технического паспорта только на принадлежащую им квартиру в многоквартирном жилом доме. Соответственно и в УФРС  регистрация производится не на отдельную квартиру (долю в квартире), а на долю в жилом доме. Данная информация предоставляется в налоговые органы, которые производят расчёт налога исходя из стоимости всего дома, что существенно увеличивает сумму налога.

Например, при оценке одной квартиры в двухквартирном жилом доме в 300 тысяч рублей, а другой квартиры в 350 тысяч рублей стоимость квартир суммируется и, в результате, применяется уже иная ставка налога.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и, в соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ, устанавливается органами местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 3  Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имуще­ство физических лиц» (далее - Закон), органы местного самоуправления муниципальных образований вправе устанавливать ставки налога на имущество физических в пределах, установленных вышеуказанным Законом РФ.

При этом ставки налога на имущество стоимостью до 500 тысяч рублей и свыше 500 тысяч рублей имеют существенную разницу - от 0,3 % (от стоимости имущества на сумму до 500 тысяч рублей) и до 2 % (на сумму свыше 500 тысяч рублей).

Описанная выше ситуация в полной мере относится к исчислению налога на земельные участка,  на  которых расположены жилые дома.

До 2009 года налоговые органы при расчёте налога определяли налоговые платежи исходя из стоимости доли, а не объекта в целом.

В обоснование действующего расчета суммы налога налоговые органы приводят письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2008 № 03-05-04-01/19, которое ука­зало налоговым органам на ошибку в методике исчисления налога на имущество физи­ческих лиц и рекомендовало сделать перерасчет неправильно исчисленных сумм начи­ная с 2008 года. В соответствие с п. 11 ст. 5 Закона пересмотр неправильно произве­денного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

Анализ данного письма показал, что, к сожалению, оно не содержит в себе разъяснений порядка расчёта налога на имущество физических лиц в отношении двухквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности.

Правомерность изменения порядка исчисления налоговых платежей вызывает сомнения, поскольку за последнее время ни налоговое законодательство, ни размер ставок налога на имущество не менялись. Упомянутое же выше письмо Минфина РФ к числу нормативных актов не относится.

Вызывает сомнение и правомерность распространения вышеизложенного порядка исчисления суммы налога на имущество физических лиц за 2008 год.

Нормы, допускающие придание обратной силы законам в сфере налогообложения, неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Разрешая вопрос об их конституционности, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что, по смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан обратной силы не имеет.

 Вместе с тем, Конституция Российской Федерации содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57, причём положение статьи 57, ограничивающее для законодателя возможность придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков (Определение от 03.07.2007 № 747-О-О, постановления от 24.10.1996 № 17-П, от 24.02.1998 № 7-П, от 30.01.2001 № 2-П и др.) Представляется, что сформулированный Конституционным Судом принцип применим и к случаям придания обратной силы правоприменительной практике, ухудшающей положение налогоплательщиков.

 

Таким образом, предпосылками для возникновения обозначенной проблемы может являться следующее:

- выдача на посторонних людей (соседей) при приватизации жилых двухквартирных домов органами местного самоуправления распорядительных документов на жилой дом в целом;

- оформление технических паспортов в ОГУП «БТИ» не на отдельную квартиру, а на весь жилой дом;

- последующая регистрация права собственности в УФРС именно на весь жилой дом;

- предоставление в налоговые органы сведений о правах физических лиц на жилой дом в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...