Повесть о разорении рязани Батыем»
Эта повесть рассказывает о событиях 1257 года. В кратком виде об этом событии рассказывается в Новгородской летописи 13 в., затем эта повесть стала обрастать легендами. В 14 в. дополнена словами влача Ингваря Ингоревича, а в 15в – песнью о Евпатии Коловрате. Сама повесть дошла во многих списках, но самый древний не ранее 16в. Жанр: типичная воинская повесть. В ней нет вымысла, но уже есть художественное обощение, что привело к искажению исторических событий(На совещании принимают участие и живые и мёртвые князья – Давид муромский умер в 1228, а Всеволод пронский в 1208); автор всех делает братьями: Это союз и живых и мёртвых. Они объединены в единое братское войско, все князья погибли. Это близко к эпическим преданиям о гибели богатырей. Сюжет: Повесть начинается с рассказа о гибели Фёдора Юрьевича и его жены Евпраксии с сыном, который на 1ый взгляд не имеет ничего общего с сюжетом. Однако важны выводы из этой истории: все попытки умилостивить врага, примириться с ним бесполезны, т.к. придётся полностью подчиняться его воле. Надо сражаться! И автор мастерски рассказывает об этой трагической битве, когда была уничтожена Рязань со всеми жителями и погибли все князья. Автор создаёт образ «Бой—Пир». Этим он подчёркивает равенство и единство всех. Рефреном(припевом) звучит мысль о том, что всем надо испить смертную чашу. Общая чаша смерти для тех, кто не признавал равенства в полит. жизни, кто стремился к междоусобной вражде. Из-за князей страдает весь город, все люди. Стиль: События излагаются неторопливо и лаконично, чем подчёркивается значительность события, а лакончиность придаёт динамизм повестованию. Монументальность проявляется в том, что автор обращает внимание на мелочи, выбирая яркие, ёмкие символические образы при том, что повесть небольшая по объёму.
22:«Повесть о житии Александра Невского». Александр Ярославич (родился около 1220 г., умер в 1263 г.) с 1236 по 1251 г. был князем новгородским, а с 1252 по 1263 г. — великим князем владимирским. И в годы княжения в Новгороде, и будучи великим князем, Александр Ярославич возглавлял борьбу Руси с немецко-шведскими захватчиками. В 1240 г. шведские рыцари вторглись в пределы северо-западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и остановились в устье ее притока реки Ижоры (в настоящее время в этом месте расположен поселок Усть-Ижора под Ленинградом, по другим представлениям — Александро-Невская лавра). С небольшой дружиной Александр Ярославич 15 июня 1240 г. напал на неприятельские силы и одержал блестящую победу над многочисленным врагом. Отсюда прозвище Александра — Невский. В 1241 -1242 гг. Александр Невский возглавил борьбу с войсками ливонских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло решительное сражение, окончившееся полным разгромом захватчиков, — знаменитое Ледовое побоище. С Золотой Ордой Невский поддерживал мирные отношения. Он освободил свои земли от обязанности поставлять людей в войско ЗО. А) Произведение не имеет устойчивого названия!(житие А. Н., Повесть о житии А. Н., Слово о житии А. Н.)Это говорит о разрушении жанрового канона. Б) автор соблюдает отчасти агиографический канон –уничижение автора, дистанция между ним а князем –рождение от благочестивых родителей –посмертное чудо –постоянные отступления риторического характера, молитвы князя --деятельность Александра Ярославича предстаёт в преображённом виде, не в житейских подробностях, а в житийном образе. В)Образ, хар-ка А.Н. разноплановы: --подчёркиваются христианские добродетели(тих, кроток, смирен); используются Ветхо- и Новозаветные предания(А.Н. сравнивается с прекрасным Иосифом, мудрым Соломоном, сильным Самсоном).Это придаёт торжественный характер. –подчёркивается воинская доблесть, он мужественный, непобедимый, стремительный полководец, самоотверженный и беспощадный. Его воины такие же. – подчёркивается государственная мудрость А.Н. В характеристике совмещается церковный и светский план, в этом оригинальность произведения. Г)Образ Ал-ра, несмотря на противоречивые хар-ки не распадается. Важно отношение: автор лично знал Ал-ра Главная мысль: А.Н. – эталон для изображение русских князей
23.Жанр хождения. «Хождение игумена Даниила». Хождение. Жанр путешествий. Возник после принятия христианства. Надо убедится в том, о чем писано. Многие люди возжелали стать паломниками, поэтому начинаются паломничества в Константинополь. Люди задаются вечными вопросами (“+”), но большой урон экономике (“-”). Церковь резко охарактеризовала это движение: по церкви это – посягательство на ее миссию, церковь обеспокоена тем, что происходит (поля заброшены). Многие тексты осуждали паломничество. Церковь убеждает в том, что совсем не надо далеко отправляться, а надо прочесть описание святых мест.Первым написал игумен Даниил. Есть гипотеза (ч).: цель Даниила – политическая; Даниил выполнял дипломатическое поручение Киевского князя Святополка. В это время есть государство Крестаносцы с королем Болдуином, его поддержка – в самый раз (начало ХII в., борьба с Мономахом, который в полной силе, + авторитет Константинополя). Святополку надо поставить кого-нибудь за спиной (но ему это не удалось). Доказывают эту цель многие документы, по которым эта гипотеза вполне вероятна. Во-первых, он пользуется уважением; Даниила одного водят ко гробу Господня и к столбу Давида. Сам Даниил говорит, что “подал, и его пустили” – все гораздо проще. Во-вторых: “Хождение игумена Даниила” – была реконструкция поминального списка: перечень – разный в разных экземпляров, поэтому обращаемся к протографу, а там (в поминальном списке) есть все старшие, самостоятельные князья, поэтому Даниил ощущает ходатаем (представителем) всей русской земли. Все эти аргументы в целом все подтверждают. Скорее всего Даниил игумен одного из южно-русских (Черниговского) монастырей. Его ассоциации похожи на рус. Самое главное, что мы видим в тексте – особый взгляд на мир благодаря композиции. Композиция обоснована целью. В каждой главе пересекается прошлое и настоящее. Даниил любознателен, хочет во всем убедится. Его взгляд – взгляд того человека, который с радостью убеждается в том, что все, во что он верит, действительно существует. Неразрывность прошлого и настоящего, мостик. Он человек живой, любопытный. Это подтверждают детали, которые он описывает. Ему все интересно. При этом он – представитель всей русской земли и видящий мир. Это “Хождение” – своеобразный путеводитель.
24. «Моление» Даниила Заточника. Жанровое и стилевое своеобразие. 1) Интересный и загадочный памятник русской лит-ры. Он написан в 12- нач. 13 века. Кто такой Даниил не известно. 2) Памятник своеобразен тем, что: а) исполнен в виде челобитной князю из заточения, т.е. невостребованности. б) имеет форму шуточных посланий. в) Даниил хочет вызвать расположения князя к себе и рассчитывает прежде всего на свой ум, на знание жизни (житейскую мудрость): «Если я на рати не велми храбр, то зато в слове сех крепок». Воими произведениями он демонстрирует свою мудрость, знания, причём подчёркивает, что это его личная заслуга. Себя он уподобляет пчеле, кот. «собирает мёд - премудрость» со многих цветов. 3)Памятник соткан из остроумных изречений и афоризмов, приводит народные притчи, пословицы, поговорки. Демонстрирует свою начитанность. Использует множество цитат из Псалтыри, притч Соломона, «Песнь песней». Себя уподобляет проклятой смоковнице (дерево, приносящее плоды - смоки) – проклятое дерево, Адаму, изгнанному из рая, блудному сыну, т.о. моление носит отвлечённый характер. Оно риторично и гиперболично. 4) Даниил также свободно обращается к бытовой лексике. Он как бы щеголяет грубостью, нарочитой сниженностью стиля: «Девка погубляет свою красоту блуднею, а муж свою честь татбою (разбоем)». Т.о. стиль моления в совмещении народного и книжного, нарочитая грубость восходит к скоморошеским традициям. Моление искусная словесная мозаика, совмещающая похвалу, поучение, обличение. Даниил ратует за признание его человеческого достоинства, независимость от соц-го и имущественного положения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|