Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок капиталов и его краткая характеристика.




Рынок капиталов - сфера формирования спроса и предложения на капитал, обеспечивающая аккумуляцию и перераспределение денежных средств, движение основного капитала, максимизацию прибылей, поддержание пропорций в экономике. Через рыночный капитал привлекаются денежные накопления предприятий, государства и частных лиц, превышающие их текущие потребности, и в качестве кредитных средств направляются на развитие производства и др. сфер экономики. Одновременно капитал находится в руках кредитора в виде ценных бумаг. Рынок капиталов подразделяется на рынок ценных бумаг, рынок средне и долгосрочного кредита, определенную часть валютного рынка и рынок прямых инвестиций, в т.ч. иностранных. Соответственно основными видами операций на рынке капиталов является купля-продажа ценных бумаг, получение банковских ссуд, коммерческого и ипотечного кредита. Инструментами сделок на Рынок капиталов выступают ценные бумаги: депозитные сертификаты, банковские акцепты и т.д. Рынок капиталов - это разветвленная сеть финансово-кредитных учреждений, через которые осуществляется движение капитала: биржи фондовые, страховые компании брокерские и дилерские компании, аудиторские фирмы, коммерческие и инвестиционные банки, инвестиционные и пенсионные фонды, ссудо сберегательные ассоциации и др. Они выступают контагентами сделок с конечными продавцами и покупателями капитала: торгово-про-мышленными компаниями, государством и частными лицами. Рынок капиталов формируется в органической связи с развитием национального и мирового хозяйства и кредитной системы. Рынок капиталов выходит за пределы отдельных стран, являясь важной составной частью мирового хозяйства. Он играет существенную роль в создании новых региональных экономических комплексов, обеспечивает структурные сдвиги в экономике, обслуживает структурные сдвиги в экономике, обслуживает внешнюю торговлю, экспорт капиталов, международные расчеты. На мировом Рынке капиталов в ка­честве кредиторов и заемщиков выступают в основном крупные транснациональные фирмы и банки, государства, правительственные и муниципальные органы, международные валютно-финансовые органи зации (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития). Базисным показателем на Рынке капиталов является ставка процента. Структура процентных ставок включает учетные ставки, процентные ставки по кредитам, казначейским векселям, межбанковские ставки "либор" и др. Базовая ставка по банковским кредитам первоклассным заемщикам - "прайм рэйт" - оказывает влияние на всю шкалу процентных ставок Рынка капиталов. Процентные ставки национальных и международных рынков взаимозависимы. Национальные рынки капиталов подвержены колебаниям под влиянием хозяйственной конъюктуры и экономической политики правительств. Правительственное влияние на Рынок капиталов осуществляется в форме интервенций, покупки и продажи ценных бумаг и посредством кредитной политики: установления учетной ставки центральных банков, определения размеров банковских резервов и т.д. В периоды экономического бума и инфляции правительство как правило, повышает учетную ставку, что при водит к сокращению спроса на капитал. Особенности Рынка капиталов развитых стран Запада обусловлены их ведущим местом в мировом хозяйстве, международных валютно-кредитных отношениях -высоким уровнем накопления капитала, наличием развитой кредитной системы и рынка ценных бумаг, относительной стабильностью политического режима.

 

Этапы эволюции рынка и их характеристика.

Изучению рынков было посвящено много исследований. Большинство из них анализировало рынки отдельных индустрий и может служить скорее справочным материалом, нежели систематической классификацией эволюционных этапов развития рынка. Некоторые работы, посвященные общим закономерностям, представляют интерес, отражая те или иные характерные черты рынков в целом. Однако единая и удобная для практического применения классификация рынков, которая бы отражала этапы эволюции рынков, отсутствовала.

Чтобы ее создать, требовалось найти основополагающий критерий, который можно было бы положить в основу такой эволюционной классификации рынков. Мы определили, что критерием, классифицирующим этапы эволюции рынка, служит распределение потребителей между данным рынком и другими рынками. Данный критерий нельзя путать с процентами распределения одного и того же рынка между компаниями, торгующими на нем.

Мы предложили систему эволюционной классификации, по которой рынки делятся на пять групп, соответствующих пяти последовательным этапам развития. На каждом этапе рынки характеризуются одними и теми же:

Целями

Этапами развития компаний, торгующих на данном рынке

Этапами технического развития товаров, продаваемых на данном рынке

Психологией покупателей

На нулевом уровне рынка потребителей, которые платят деньги за использование нового предложения, пока еще не существует. Существуют энтузиасты, для которых попробовать новшество — хобби. Например, богатый человек в начале ХХ века уже мог купить машину и демонстративно кататься на ней по городу в выходной день. Однако основным средством передвижения для него продолжала оставаться лошадь. Он временно платил как рынку бензина, так и рынку сена.

На рынке первого уровня уже появляются покупатели, которые реально платят деньги. Но они еще не уходят с предшествовавшего рынка.

Рынок второго уровня характеризуется тем, что на него начинают массово приходить потребители, оставляя рынок предыдущий. Так американцы и европейцы в 20-х годах прошедшего века стали массово пересаживаться на автомобили, оставляя извозчиков безработными.

На третий уровень развития рынок вступает, когда все потенциальные потребители уже пользуются предложением данного рынка и динамика числа покупателей отражает прирост населения в стране. Почта в странах с поголовной грамотностью являлась «третьеэтапным» рынком с момента изобретения почтовой марки.

Рынок четвертого этапа — это обратная сторона второго этапа рынка. На четвертом этапе рынка происходит отток потребителей, которые начинают использовать новое предложение взамен имевшегося.

 

 

Принципы и функции рынка.

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Функции рынка.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться; стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда; функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними); регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене; функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Принципы функционирования

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие — потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями.

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий важнейший элемент рыночной экономики — цены. Они — предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое — цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе— цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе.

Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие

—спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.Пятый элемент рыночного механизма — конкуренция. Она обеспечивав максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства

Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...