Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция:сущность, виды, формы конкурентной борьбы.




Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип

взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов

предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.

Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения

по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим

человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В

соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в

рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий

движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Существует шесть видов конкуренции:

1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же

потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами,

но разными по оформлению;

3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными

товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности

марки;

4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к

расширению рынка;

5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

. продажа личного товара по цене конкурента

. снижение цены потребления товара

6. незаконные методы:

. антиреклама товаров конкурентов;

. производство товаров имитаторов (подделка).

Борьба за покупателя развертывается главным образом с помощью двух форм конкуренции: ценовой и неценовой.

При ценовой конкуренции процесс соперничества включает в себя снижение цен производителей на свои товары по сравнению с ценами на аналогичные товары и услуги других производителей. Предприятие в этом случае может использовать либо преимущество более низких издержек, либо сознательно пойти на потерю прибыли для того, чтобы закрепить за собой большую долю рынка, вытеснить конкурента.

Эффективное управление ценовыми характеристиками товара при соблюдении в тайне соответствующих категорий сведений позволяет предприятию (фирме) успешно вести конкурентную борьбу.

В основе неценовой конкуренции лежит не цена товара, а его качество, сервисное обслуживание, репутация фирмы. При этом качество товара рассматривается как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые позволяют им удовлетворить имеющиеся или предполагаемые запросы потребителей.

 

Следует особо отметить, что конкурентно способность любого товара определяется совокупностью тех свойств, которые представляют интерес для покупателей и обеспечивают удовлетворение имеющихся потребностей. Другие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке не учитываются.

 

49.Общие понятия о моделях экономического роста: двух-и многофакторной модели, возможные варианты их построения

Модели экономического роста

В зависимости от факторов экономического роста строятся модели экономического роста. В целом можно выделить два основных типа моделей: многофакторные и двухфакторные.

Многофакторная модель предполагает воздействие на рост всех факторов экономического роста. Общее представление о взаимодействии всех этих факторов может дать кривая производственных возможностей (см. тему 3). Она показывает, как разное сочетание факторов воздействует на количество вариантов производимой продукции. Усиление любого из факторов предложения (увеличение количества и улучшение качества ресурсов и технический прогресс) смещает кривую производственных возможностей вправо

В современной экономической мысли многофакторная модель активно исследуется представителями неоклассического направления. При этом утверждается, что каждый фактор производства «обеспечивает» соответствующую долю производимого продукта; стоимость продукции создается производственными факторами; экономика обладает необходимыми предпосылками для автоматического восстановления равновесия в процессе свободной конкуренции.

Двухфакторная модель включает в себя только труд и капитал. По данным американского экономиста Денисона 2/3 прироста продукта осуществляется за счет увеличения трудозатрат (труда). Двухфакторная модель исследуется сторонниками неокейнсианского направления. Ее исходными условиями объявляются связь экономического роста с процессами накопления и наличие равенства между сбережениями и инвестициями.

Возможны два варианта построения двухфакторной модели: с учетом и без учета НТП. Если НТП отсутствует, то постепенно накопление капитала приведет к снижению конечной продуктивности и к замедлению экономического роста. В условиях использования НТП капитал и труд становятся более продуктивными – НТП вызывает рост инвестиций. Последние могут по-разному воздействовать на экономический рост. Одни из них ведут к экономии затрат труда и к росту затрат в капитал. Их называют трудосберегающие. Другие инвестиции сокращают приложение капитала в большей степени, чем труда. Их называют капиталосберегающими. При равной экономии труда и капитала инвестиции называют нейтральными.

В настоящее время в западных странах получила распространение концепция «экономического развития без роста». Это определяется тем что, с одной стороны, на основе НТП уже достигнут высокий уровень подушевого производства, а с другой, - значительно уменьшились темпы роста населения и усилились издержки экономического роста. Выход из создавшегося положения был предложен немецким экономистом фон Нелль-Бройнингом. Он считает, что вместо товаров следует производить значительно больше услуг, объем которых может быть увеличен без существенных дополнительных затрат основных средств. Развитые страны должны ускорить поиск новых, экологически безвредных исходных материалов, для того чтобы больше традиционных ограниченных видов сырья и источников энергии оставалось в распоряжении развивающихся стран. Кроме того следует ограничиться умеренными темпами экономического роста, учитывающими экологические проблемы и одновременно предоставляющие шансы для роста стран третьего мира.

Особое значение имеет поиск модели экономического роста для стран с переходной экономикой. Часть экономистов утверждает, что основой экономического роста может стать финансовая стабилизация. Имеется и альтернативный подход, получивший в литературе название структурно-производственной стабилизации и предусматривающий обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...