Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы использования налогов

Основными методами использования налогов являются:

1. изменение ставок подоходного налога;

2. изменение ставок налога на прибыль;

3. предоставление прямых и косвенных льгот с целью воздействия на размеры инвестиционной политики.

В целях ускоренного обновления основного капитала, внедрения новых технологий государство проводит политику ускоренной амортизации.

Особенно эффективна система налоговых льгот в области научных исследований, разработки новых технологий, а также в сфере развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. Эффективное воздействие оказывает гибкая налоговая политика или стимулирование

экспортного потенциала.

Важнейшим инструментом государственной политики является кредитно-денежный инструмент. Правовую основу его использования составляют законы: "О ЦБ РФ", "О банках и банковской деятельности". В соответствии с законом "О ЦБ РФ" последний регулирует деятельность

коммерческих банков по следующим направлениям:

1. установление минимального размера уставного капитала;

2. предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;

3. показатель ликвидности баланса;

4. минимальный размер обязательных резервов, депонированных в банке РФ;

5. максимальный размер риска на одного заемщика (10% от суммы активов банка);

6. ограничение размеров валютного и курсового рисков;

7. ограничение использования привлеченных депозитов для привлечения акций юридических лиц.

Кредитно-денежные средства, используемые в процессе регулирования рыночной экономики, выступают в виде учетной ставки процента за банковский кредит, денежной миссии, минимальных резервов банков, мероприятий на рынке ценных бумаг. Эти средства дополняют бюджет

налоговой величины, с их помощью государство добивается изменений спроса и предложения на денежные кредиты.

Учетная ставка - это ставка процента, которую ЦБ РФ как эмиссионный банк взимает с коммерческих банков за предоставляемый им кредит. Повышая (понижая) ее эмиссионный банк затрудняет (облегчает)

коммерческим банкам доступ к заемным средствам и тем самым ограничивает или расширяет их возможность по предоставлению кредитов предприятиям и организациям.

В системе кредитно-денежных средств регулирования рыночной экономики важное место занимает денежная эмиссия. Она приводит к количественному изменению денежной массы. Исключительное право выпуска наличных

денег в обращение и изъятие их из обращения принадлежит ЦБ РФ.В соответствии с функциями резервной системы ЦБ РФ:

а) осуществляет эмиссию денег и организует их обращение; б) является кредитором последней инстанции для коммерческих банков;

в) реализует

расчеты между банками;

г) обслуживает государственный долг страны;

д) проводит операции на рынке ценных бумаг;

е) выдает коммерческим банкам лицензию на совершение банковских операций и операций с иностранной валютой;

ж) осуществляет контроль за деятельностью

коммерческих банков.

Наряду с денежной эмиссией велика роль в регулировании экономики управления денежным оборотом. Управление денежным оборотом в РФ осуществляет ЦБ РФ в соответствии с функциями резервной системы и на основе главных направлений единой государственной кредитно-денежной политики. Содержанием его деятельности в этой области является регулирование объема и структуры денежной массы в обращении, состоящей из наличных денег в обращении, денежных средств на счетах и на вкладах юридических лиц, граждан и других безусловных денежных обязательствах банков.

Основными экономическими методами регулирования денежной массы являются:

1. определение объема кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам;

2. покупка и продажа ценных бумаг и иностранной валюты;

3. определение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ;

4. определение процентных ставок по кредитам, предоставляемых ЦБ РФ.

В целях воздействия на состояние рынка в стране широко используются меры ЦБ РФ по установлению минимальных размеров резервов банка. В соответствии с законом "О ЦБ РФ" последний устанавливает размер обязательных резервов, размещенных в ЦБ РФ в процентах. Коммерческие банки поддерживают остаток средств на резервных счетах в ЦБ РФ в размерах, установленных обязательными резервными требованиями.

Средства, находящиеся на резервных счетах, не могут использоваться для кредитных операций коммерческих банков. То есть смысл регулирования нормы обязательных резервов состоит в том, что государство обязывает кредитные учреждения хранить часть своих средств в ЦБ РФ. Чтобы избежать кредитной экспансии и охватить конъюнктуру, государство увеличивает нормы обязательных резервов и замораживает часть депозитов банка.

Сущность мероприятий на рынке ценных бумаг заключается в том, что, продавая облигации государственных займов коммерческим банкам, ЦБ РФ

изымает часть ликвидных ресурсов, то есть сокращает кредитные возможности банков.

Во время перехода к рыночным отношениям велика роль экономических и социальных процессов, происходящих в обществе.

Характерной особенностью рыночной экономики является простое ценообразование. Государство может оказывать воздействие на процесс ценообразования путем стабилизации цен, принимая в этих целях соответствующие законодательные акты.

Важным составным элементом системы регулирования экономики является планирование. С его помощью осуществляется использование на практике финансово-кредитных инструментов и других экономических рычагов. Это обеспечивается путем разработки всех видов бюджета, кредитных планов в процессе внутрифирменного планирования, составления комплексных прогнозов социально-экономического развития страны, а также целевых комплексных программ по решению важнейших народнохозяйственных проблем.

Существует планирование и прогнозирование на макро и микро-уровне.

Разделение труда является объективной основой планирования и прогнозирования.

Макро уровень экономики.

Факторы планирования на макро уровне:

1.Недостаточность механизма свободного рынка для обеспечения макроэкономической устойчивости народного хозяйства страны. Данное обстоятельство обусловлено тем фактором, что свободному рынку присущи технологические колебания производства, валового дохода, занятости и

т.д.

2.Увеличение по мере роста уровня доходов доли общественного потребления в совокупном потребление. Поскольку общественное потребление товаров и услуг регулируется не обычным рыночным механизмом, а правительственными организациями, постольку возрастает

доля совокупных ресурсов страны, распределяемых правительством вне рыночных механизмов.

3.Возрастание масштабов косвенных последствий производства и потребления на среду обитания.

4.Усиление степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, что приводит к появлению более важных и сложных форм их взаимной зависимости.

5.Возрастающий интерес к проблемам долгосрочного развития, проблемам ресурсосбережения, возможности истощения не воспроизводимых ресурсов,

постепенное разрушение окружающей среды.

6.Постоянный рост консолидации групп людей и классов, а также частных компаний в соответствии с социально-экономическими интересами. Они выдвигают требования, автоматическое выполнение которых механизм свободного рынка не обеспечивает.

Планирование и прогнозирование - это наука, которая занимается систематизацией и производством новых знаний в области, связанной с составлением прогнозов, программ, проектов. Это специфическая форма общественной практики людей, являющаяся функцией управления и состоящая в подготовке вариантов решений в виде прогнозов, проектов и

т.д., обоснованием их оптимальности, обеспечением возможности их выполнения.

В системе управления планирование занимает центральное место.

Аргументами в пользу такого вывода являются:

1.Тот факт, что планирование выступает в качестве подфункции такой функции управления, как подготовка и принятие управленческих решений.

В системе основных функций управления данная функция занимает приоритетное место, поскольку с нее начинается процесс управления.

Содержанием планирования как формы общественной практики является разработка прогнозов, проектов, программ и планов на основе использования выводов и рекомендаций науки планирования.

Содержание планирования охватывает его сущность и проявления сущности, то есть процедуры разработки проектов, программ, прогнозов и планов.

Формы планирования многообразны. Они определяются многоуровневостью и многоаспектностью.

1.Различают отраслевой, региональный, социальный, научно-технический, экологический, инфраструктурный и другие аспекты планирования.

2.В зависимости от уровня плановой работы различают планирование, осуществляемое на межстрановом, общегосударственном, республиканском, региональном и других уровнях.

3.В зависимости от промежутка времени, который охватывают решения, различают долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование.

Многоаспектность планирования отражает многообразие проблем, которые решаются обществом. Содержание планирования раскрывают его процедуры. Процедуры планирования - это упорядоченная последовательность применения логики, принципов, подходов и методов

оптимизации решений в процессе планирования.

Выделяют три основные процедуры:

а) прогнозирование

б) программирование

в) проектирование

Планирование на макро уровне призвано способствовать реализации экономической, социальной, экологической, структурно-инвестиционной, научно-технической и внешнеэкономической политики.

На уровне предприятий планирование и прогнозирование выступает в качестве инструмента реализации рыночной стратегии менеджмента, выступая важным условием повышения эффективности и прибыльности деятельности предприятий.

 

Планирование как наука.

Практическая деятельность общества по разработке прогнозов, программ и планов всех уровней и временных горизонтов обусловило возникновение и развитие особой науки - планологии.

Планология - это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний в области составления, обеспечения возможности реализации, выполнения решений в форме прогнозов, проектов, программ и планов.

Как и всякая наука планология представляет собой сложную систему, состоящую из двух крупных подсистем: организационной и теоретико-методологической.

В состав организационной подсистемы входят:

ученые с их опытом, теоретическими и практическими знаниями;

система научных учреждений, занимающаяся проблемами прогнозирования, планирования и проектирования на различных уровнях народно-хозяйственной системы страны;

система научной информации по фактической организации плановой деятельности в РФ и за рубежом.

Теоретико-методологическая система включает:

общую методологическую часть в составе теории познания и

диалектического метода исследования; специфическую часть, включающую систему понятий, категорий, законов, ограничивающих объективные отношения и связи, возникающие в плановой практике; совокупность накопленных знаний о путях, методах разработки, обоснования оптимальности, обеспечение возможности выполнения и контроля за ходом выполнения прогнозов, программ и планов; методы научно-исследовательской работы.

Предметом планологии является исследование механизма действия и механизма использования объективных законов развития общества, форм и методов реализации полученных знаний для обеспечения возможности

планомерного регулирования происходящих в ней процессов, для обоснования развития и совершенствования процедур планирования.

Такое определение предмета теории планирования позволяет выделить в нем три важнейших аспекта научной деятельности:

1.Социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание этих закономерностей и присущих им количественной зависимости является базой для научного обоснования прогнозов, проектов всех уровней.

2.Методология планирования. Это инструмент познания социально-экономических процессов и активного воздействия на них. Это осуществляется на основе разработки и реализации в процессе практической деятельности принципов логики, методологических подходов и методов научной разработки прогнозов, проектов, программ и планов.

3.Организационный аспект. Он охватывает вопросы, связанные с совершенствованием структуры органов и организаций, занимающихся плановой работы их взаимодействия с органами управления на различных

уровнях.

Содержанием теории планирования является планомерная организация регулирования процесса расширенного воспроизводства на макро и микро-уровне. Речь идет о прогнозировании и регулировании воспроизводства общественного продукта и национального дохода в

отраслевом и национальном аспектах воспроизводства трудовых ресурсов и их использования, инвестиционных процессов, уровня жизни и ее качества, финансово-кредитных и социально-экономических отношений. В

планировании социального и экономического развития используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые функционирующими и отраслевыми экономиками.

Планилогия тесно связана с техническими и естественными науками.

Отраслевые и функционирующие науки используют и развивают положение общеметодологических наук науки планирования с учетом особенностей предмета.

 

Прогнозирование

Планирование социально-экономического развития как форма общественной практики в условиях рыночной экономики.

1.Прогнозирование в системе планирования развития рыночной экономики.

2.Планирование - важнейшая процедура планирования.

3.Проектирование, подготовка проектов и планов в системе планирования.

4.Организация ПиП в РФ на современном этапе.

В условиях рыночной экономики существенно возрастает роль прогнозирования. Это связано с двумя обстоятельствами:

1.Во-первых, с тем, что рыночное хозяйство отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя. Для того, чтобы не допустить грубых ошибок, нужно оценивать возможные варианты поведения

контрагентов и конкурентов.

В этих условиях прогнозирование становится неотъемлемым элементом выработки рыночной стратегии и тактики на любом уровне хозяйства.

2.Во-вторых, в рыночном хозяйстве прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании долгосрочных программ, индикативных, стратегических и директивных планах крупных проектов.

Прогнозирование - это процедура планирования развития рыночной экономики и ее важнейших звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта управления в определенный момент.

Содержание прогнозирования - это разработка прогнозов различных временных горизонтов, касающихся народного хозяйства в целом, и его подсистем.

Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта управления, об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Прогнозирование выступает в качестве связующего звена между теорией и практикой во всех областях жизни общества.

Прогнозирование выполняет две основные функции:

1. Предсказательная (описательная, директивная).

2. Предуказательная (предписательная, перспективная)

Предсказание подразумевает описание возможных или желаемых перспектив состояния решений проблем будущего.

Предуказание - это собственное решение этих проблем, использование информации о будущем в целях направленной деятельности, то есть в проблеме прогнозирования можно выделить два аспекта: Теоретико-познавательный и управленческий, связанный с возможностью принятия на основе полученных знаний решений.

Социально-экономическое прогнозирование имеет своей целью создание научных предпосылок для подготовки и принятия решений. Эти предпосылки включают научный анализ тенденций, вариантное предвидение, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование направлений социально-экономического и научно-технического прогресса.

Существует в настоящее время технология прогнозов. Она строится в зависимости от различных критериев, признаков, целей, задач и методов организации прогнозирования. К числу наиболее важных относятся

масштаб прогнозирования, время учреждения, характер объекта и функция

прогноза.

1)По масштабам прогнозирования выделяют следующие виды прогнозов:

макроэкономические;

структурные;

прогнозы развития народно- хозяйственных комплексов;

отраслевые и региональные;

прогнозы развития первичного звена.;

2)По времени упреждения выделяют прогнозы:

оперативные (до 1 месяца);

краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

долгосрочные (от5 до 10-15 лет);

дальнесрочные (до 15-20 лет);

Перечисленные типы прогнозов отличаются друг от друга как временными рамками, так и своим содержанием и характером оценок исследуемых процессов.

Оперативные прогнозы основаны на том, что в прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений. В этих прогнозах преобладают детальные количественные оценки ожидаемых событий.

Краткосрочные прогнозы предполагают только количественные изменения.

Средне- и долгосрочные прогнозы исходят как из количественных, так и качественных изменений. В среднесрочных прогнозах дается количественно-качественная оценка, а в долгосрочных - качественно-количественная.

Дальнесрочные прогнозы исходят только из качественных изменений, причем речь идет об общих закономерностях развития объекта исследования.

3)В зависимости от характера исследуемого объекта прогнозы делятся на:

прогнозы развития производственных отношений;

прогнозы социально-экономических предпосылок и последствий НТП;

прогнозы динамики народного хозяйства;

прогнозы воспроизводства населения, трудовых ресурсов и т.д.

прогнозы экономического использования ПР и природоохранных мероприятий;

прогнозы уровня и качества жизни населения;

прогнозы воспроизводства основного капитала и капитальных вложений;

прогнозы внешнеэкономических связей.

4)По функциональным направления прогнозирования прогнозы делятся на:

поисковые;

телеологические.

Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущем тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, причем такие прогнозы отвлекаются от условий, способных изменить эти тенденций.

Телелогический прогноз разрабатывается на базе заранее определенных целей. Его задача состоит в том, чтобы определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Таким образом, если поисковый прогноз при

определении будущего состояния объекта отталкивается от его прошлого, то разработка телеологического прогноза осуществляется от заданного состояния будущего к существующим тенденциям и их значениям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...