Особенности проектирования.
1)Оно выступает в качестве инструментов реализации политики. 2)Оно раскрывает цели и пути развития различных объектов. 3)Оно определяет этапы социально-экономического развития общества и отдельных его подсистем. В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты развития, с тем, чтобы было возможно выбрать оптимальный проект и иметь в будущем такой вариант, который будет соответствовать изменившимся условиям хозяйства. В связи с переходом к рыночным отношениям меняются отношение к планам, их роль и процесс становления. 1)Изменяется социально-экономическая природа планов, как на микро, так и на макро уровне. 2)Усиливается стратегический характер народнохозяйственного проектирования. Основное внимание уделяется структурной перестройке народного хозяйства, формированию отраслевых и народнохозяйственных пропорций. 3)Повышение научной обоснованности проектов планов, которые должны стать действенным инструментом организации воспроизводственного процесса. Цели проектирования должны соответствовать существующим ресурсам при условии их эффективного использования. 4)Расширяется степень демократизации процесса проектирования. В условиях рыночной экономики разрабатывается целая система планов. Она включает долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. По функциональному признаку планы делятся на: производственные; транспортные; строительные и др. По уровням распространения различают народнохозяйственные, отраслевые, региональные и планы микро уровня. Разработка долгосрочных среднесрочных планов позволяет рационально сочетать решение перспективных задач общества.
Долгосрочные планы, а РФ будут представлены в виде концепции социально-экономического развития страны на 10 лет. В этой концепции будут определены цели общества с выделением приоритетных целей общества, его субъектов и соответствующие структуры народного хозяйства. Важнейшим элементом концепции должна стать политика в области НТП и оценка на этой основе перспектив повышения эффективности использования ресурсов, роста занятости и производительности, повышения капиталоотдачи. На основе этой концепции должны разрабатываться индикативные планы рассчитанные на пять лет. В рамках этого периода определяются цели и параметры воспроизводственного процесса.
Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений. Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, система взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п. Ранее отмечалось, что рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки. Коммерческие банки и фондовые биржи имеют общее функциональное значение - аккумулировать сбережения для последующего их инвестирования. Вместе с тем они различаются по цели деятельности, характеру операций и риску. Биржа представляет собой организованный оптовый рынок. По типу биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи. В современной экономике существуют публично-правовые и государственные биржи. Деятельность биржи регламентируются ее уставом. На бирже действуют посредники - брокеры, выполняющие поручения клиентов, и дилеры, покупающие и продающие товары. Специалисты (джобберы) курируют
определенную группу товаров и ценных бумаг корпорации или отрасли. Биржа, как барометр, характеризует состояние всего народного хозяйства, индикаторами которого являются биржевые курсы (рыночные цены). Они формируются под влиянием спроса и предложения. Структура спроса на ценные бумаги во многом определяется общеэкономическими факторами, динамику которых предугадать довольно сложно. Структура предложения ценных бумаг зависит от микроэкономических факторов. Наряду с рынком реального товара существует рынок, на котором торгуют правами на покупку («call») и правами на продажу («put») товара. При этом покупатель контракта обладает правом выбора и платит за это премию. Такая сделка является опционом. Покупатель опциона страхуется в размере премии от понижения («call») или повышения («put») цены. А страхование продавца отсутствует. Прибыль продавца опциона ограниченна премией, прибыль покупателя может быть сколь угодно большой, начиная с некоторой цены. На рынке фьючерсов покупаются и продаются типовые контракты на биржевые товары. Единственным переменным параметром является цена, которая определяется покупкой противоположного фьючерсного контракта (метод хеджирования). Различают совершенный хедж, когда убыток по контракту на реальный товар полностью компенсируется прибылью по фьючерсны контрактам, и несовершенный хедж, когда происходит частичная компенсация. Продавцы и покупатели контрактов равноправны и одинаково страхуются.
Итак, что же такое рынок? Подведем небольшой итог нашего исследования рынка. Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей(предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозаправочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек фермера - все это обычные рынки. Нью-йоркская фондовая биржа и Чикагская зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупатели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом. Подобным образом и организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, скота, подержанного сельскохозяйственного оборудования, а иногда и недвижимости. Известный на всю Америку футболист и его агент ведут переговоры о контракте с владельцем команды Национальной футбольной лиги. Выпускник химического факультета беседует с представителями фирм "Юнион карбайд" и "Дюпон" в университетском бюро,
помогающем выпускникам получить работу. Все эти ситуации, которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки. Как следует из приведенных примеров, одни рынки являются локальными, тогда как другие носят национальный или международный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга. Рынок – сложная и необходимая структура для экономического развития стран любых регионов планеты.
Использованная литература: 1. Алимова Т.Д. «Проблемы теории рынка: К анализу общего»; Вестник, СПБ.ГУ. Серия 5, Выпуск 4,№26; 2. Батурина М., Луков В. «Рынок: сущность, основные понятия и структура» 3. «Введение в экономическую теорию» под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. 4. Гершафт М. «Система рынков и рыночное взаимодействие» 5. Пиндайк "Микроэкономика". 6. Филипп Котлер «Основы маркетинга». 7. «Курс рыночной экономики» под ред. проф. Г.И. Рузавина. 8. "Курс экономической теории" МГИМО учебник. 9. Р. Макконнелл, С.Брю "Экономикс" (в 2-х томах) 1993г. 10.«Рыночная экономика» словарь. 11.«Учебник по основам экономической теории». 12.Хайман "Современная микроэкономика: анализ и применение"(в 2-х томах).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|