Понятие эффективности. Экономическая и социальная эффективность.
В общем виде эффективность означает результативность деятельности. В экономике под эффективностью понимают такое использование ресурсов, которое даёт максимальное удовлетворение безграничных потребностей. Поэтому, понятие эффективность включает не только соотношение затрат и результатов, но и степень удовлетворения потребностей людей, уровень благосостояния, возможности реализации своих способностей. Различают три уровня эффективности: · производственная · экономическая · социальная Производственная эффективность- это соотношение результатов производства с затратами всех факторов производства и определяется по формуле:
Так как продукт – это результат затрат нескольких факторов производства, то рассчитывают показатели, отражающие эффективность отдельных факторов. Все основные показатели можно разделить на две группы: 1) показатели отдачи; 2) показатели ёмкости. Показатели отдачи – есть количество продукции (экономический результат), приходящееся на единицу используемого фактора производства.
Важным показателем условий труда является фондовооружённость труда, которая измеряется соотношением стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников. Вторую группу показателей эффективности производства образуют показатели ёмкости. Данные показатели по сути обратные показателям отдачи и рассчитываются как соотношение количества факторов производства, приходящихся на единицу продукции.
Под экономической эффективностью понимают такое состояние экономики, при котором наиболее полно удовлетворяются потребности всех членов общества при наличии ограниченных ресурсов, при этом невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положения другого человека. Это означает, что ресурсы рационально задействованы в производстве, а весь продукт распределён между членами общества. Данный вывод известен как «Парето-эффективность». Достижение «Парето-эффективности» означает, что точка состояния национальной экономики находится на кривой производственных возможностей. Социальная эффективность – это такое состояние экономики, при котором обеспечивается реализация социальных целей общества. Показателями социальной эффективности являются уровень заработной платы, доступность и качество образования, здравоохранения, состояние окружающей среды и т.д. Производственная, экономическая, социальная эффективности связаны между собой, но и может достигаться, например, производственная эффективность, но не достигаться социальная. 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА, АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ, РЫНОЧНАЯ (СМЕШАННАЯ).
Существуют различные подходы к определению экономической системы: 1. «Технологический». При таком подходе под экономической системой понимают совокупность всех технологически связанных отраслей хозяйства, олицетворяющих общественное разделение труда.
2. «Базисный» подход рассматривает экономическую систему как совокупность общественных процессов, способов и форм присвоения благ, которое происходит на основе определенной собственности. 3. Экономическая система - это целостная, устойчивая совокупность экономических субъектов, отношений и институтов, которая под воздействием своих движущих сил и механизма координации обеспечивает материальную жизнеспособность общества. Общими условиями для любых экономических систем являются: 1. неограниченность развития потребностей; 2. ограниченность ресурсов для реального удовлетворения потребностей. Всем экономическим системам свойственны общие свойства: 1. целостность; 2. интегрированность; 3. самовоспроизводство; 4. совместность компонентов данной системы; 5. устойчивость; 6. способность к развитию; 7. историчность. Экономическая система имеет свою структуру, от которой зависит упорядоченность целого, и связей его элементов, и функциональная направленность. Структура – это внутренняя упорядоченность системы. Структурными элементами экономической системы являются следующие: 1. производительные силы; 2. производственные отношения. 3. механизм координации – это механизм согласования звеньев и функций экономической системы на основе определенных форм, способов и методов регулирующего и корректирующего воздействия. Под типом экономических систем понимается такая их однородность, которая обладает общими существенными устойчивыми особенностями. В современной экономической науке при рассмотрении типов экономических систем используются разные критерии: · основные формы собственности (выделяют общественные системы общинного типа, частнособственнического типа, кооперативно-общественного типа, смешанные); · способ координации экономических субъектов действия – (традиционный, рыночный, централизованно-плановый); · уровень технического развития (традиционное общество, переходное общество, экономика сдвига); · господствующая форма хозяйствования (экономическая система с натуральной формой хозяйствования и с товарной формой хозяйствования). Можно выделить следующие типы экономических систем, которые сложились в мире в последние два столетия:
1. Традиционная экономика – экономика в которой практика использования ресурсов определяется традициями и обычаямти. 2. Рыночная экономика свободной конкуренции начала складываться во второй половине ХVIII в. после промышленного переворота. Для этой экономической системы характерны следующие черты: 1) преобладание частной собственности на экономические ресурсы, произведенную продукцию и услуги; 2) свобода предпринимательства и выбора; 3) личный интерес как главный мотив поведения; 4) конкуренция; 5) установление цен под влиянием спроса и предложения; 6) ограниченная роль правительства. Развиваясь, эта экономика перерастает в современную рыночную систему, в которой переплетаются рыночные институты и государственное регулирование экономики. 3. Административно-командная экономика – тип экономической системы, при котором господствует общественная собственность на средства производства, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяются административным центром на основе системы его команд (СССР и страны социалистические страны). 4. Смешанная экономика – это тип экономической системы, который характеризуют следующие черты: · сочетание частного и государственного секторов экономики; · сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования; · сочетание частнособственнических рыночных мотивов с мотивации социальной устойчивости в обществе.
9. СОБСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Собственность – это система отношений между людьми по поводу присвоения вещей. Отношения собственности называют также имущественными отношениями. Законодательно регулируемые государством они приобретают форму права собственности, которое включает в себя полномочия собственника: владение, пользование, распоряжение. Объект собственности (имущество) – это то, что может быть в собственности. Субъекты собственности - физические и юридические лица, государство. Собственность есть форма присвоения благ, ресурсов и доходов. Распоряжаться объектом собственности может только реальный собственник. Он может продать собственность, пустить ее в хозяйственный оборот, осуществить дарение или наследование, сдать в аренду и т.д. Иные лица, не являющиеся собственником, сделать этого не могут.
Существуют две основные формы собственности: частная и государственная. Частная собственность делится на индивидуальную и корпоративную. Индивидуальные частные фирмы преобладают в сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания, собственником является или одно лицо, или небольшое число лиц. В таких фирмах преобладает собственный труд, но может применяться и наемный труд. Развит мелкий и средний бизнес. Корпоративная собственность связана с акционерными обществами и выпуском акций. Частная собственность может быть трудовой и нетрудовой. Частная собственность создает сильные экономические стимулы. Государственная собственность –совместные отношения людей по поводу присвоения различных благ, в качестве субъекта выступает государство; муниципальная – собственность местных органов власти или самоуправления. Государственная собственность в развитых странах незначительна. В среднем по развитым странам доля государственной собственности не превышает 8-10%. Может возникнуть проблема снижения экономических стимулов на государственных предприятиях. Государственная собственность – это собственность РБ и коммунальная собственность. В собственности РБ находится земля, ее недра, воздушное пространство, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности, средства государственного бюджета, республиканские банки, предприятия, учебные заведения, НИИ, объекты социально-культурной сферы и иное имущество. Коммунальная собственность – это собственность административно-территориальных образований РБ. В коммунальной собственности находятся средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство, предприятия различных отраслей и иное имущество, необходимое для развития данной территории.
10. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА: НАТУРАЛЬНОЕ И ТОВАРНОЕ Форма общественного хозяйства - это способ организации хозяйственной деятельности людей. История развития человеческого общества выделяет две формы общественного хозяйства: натуральное и товарное хозяйство. Натуральное хозяйство - это такая форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для потребления внутри самого хозяйства, а не для обмена.
Его характерными чертами являются: - преобладание естественного разделения труда; - замкнутость, отсутствие связи с другими хозяйственными единицами; - все потребности производителя удовлетворяются за счет собственного хозяйства; -примитивные орудия труда, использование, в основном, физического малопроизводительного труда; - преобладающая сфера деятельности - сельское хозяйство. Видами натурального хозяйства являются:
Под товарным хозяйством понимается такая организация общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый производитель специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов, становящихся в силу этого товарами на рынке. Условиями возникновения товарного производства (рынка) являются: - общественное разделение труда, специализация производства; - экономическое обособление хозяйствующих субъектов; Выделяют два типа товарного хозяйства: простое и капиталистическое. Простое товарное хозяйство - хозяйство самостоятельных мелких товаропроизводителей, при котором продукты производятся для обмена. Общими чертами простого и капиталистического товарного хозяйства являются: - частная собственность на средства производства; - стихийный характер развития; - конкурентная борьба. Различия:
11. РЫНОК: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ. ФУНКЦИИ РЫНКА. Экономическая система формировалась в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обеспечение производителей на безе частной собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и создал сначала «производство», потом – «экономику», и еще позже – «рынок». На основе этой эволюции можно говорить, что рынок это историческая категория, возникающая там, где имеются отношения обмена. Первоначально «рынок» рассматривался как «базар», рыночная площадь. По мере развития товарного обмена, появления денег, «рынок» стал рассматриваться как рассматриваются как форма товарного и товарно-денежного обмена. Однако рынок нельзя рассматривать только через отношения обмена, поскольку он включает и социально-экономические отношения (собственность, производство, распределение, потребление), а также организационно-экономические отношения. Это дает основание рассматривать рынок как самостоятельную подсистему экономической системы. Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с многих сторон. · с точки зрения купли-продажи рынок – это сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя; · с точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики; · с позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования. В качестве обобщения можно сказать, что рынок – эта система организационно-экономических отношений между продавцами и покупателями, осуществляющая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводство: в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Условиями возникновения рынка являются: 1. общественное разделение труда; 2. экономическая обособленность товаропроизводителей; 3. свобода обмена результатами. Выделяют субъекты и объекты рынка. Экономические субъекты рынка домашнее хозяйство, фирмы, предприятия, государство индивид (физические лица) организации (юр.лица) Домашние хозяйства - являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности и проявляют следующие виды экономической активности: предложение факторов производства, потребление части полученного дохода и сбережение другой его части. Фирмы (предприятия) – субъекты хозяйствования, зарегистрированные внутри страны и проявляющие следующие виды экономической активности: спрос на факторы производства, предложение благ и инвестирование. Государство - совокупность государственных институтов и учреждений, проявляющих следующие виды экономической активности: закупка благ, взимание налогов, предложение денег и общественных благ. Объекты: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, социальные выплаты, информация, рабочая сила, человеческий капитал и др. Функции рынка: Информационная - посредством формирования рыночных цен рынок определяет основные ориентиры в поведении, как потребителей, так и производителей; Посредническая - обеспечивает встречу, взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Регулирующая - осуществляется регулирование общественного производства через выбор потребителя, поиск партнёров по бизнесу, предложение товара по объёму и качеству, согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и по структуре. Интегрирующая - обеспечивает пропорциональность в развитии отдельных территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике. Стимулирующая – рынок стимулирует эффективность производства, создание необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; научно-технического прогресса. Санирующая - рынок очищает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц, ведет к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств. 12. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА Рыночная экономика имеет свою структуру, под которой понимают строение рынка, порядок соединения отдельных его элементов. Рыночная структура – это система взаимосвязанных и взаимодействующих рынков. Структура рынка включает в себя субъекты и объекты рыночной экономики, взаимодействующих между собой, а также систему рынков, классифицированных по различным признакам. Структура рынков
Товарный рынок включает: -потребительский рынок (прод. и непродтоваров; жилья); -рынок средств производства; -рынок информационной продукции; -рынок научно-технических разработок. Финансовый рынок состоит из рынка капиталов, денежного рынка, рынка ценных бумаг и валютного рынка. Рынок труда делится на рынок квалифицированной рабочей силы и рынок вторичных трудовых ресурсов. Для нормального функционирования рынка необходима хорошо развитая инфраструктура рынка. Инфраструктура рынка – это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Каждый вид рынка – товарный, финансовый и рынок труда имеют свою инфраструктуру. В инфраструктуру рынка товаров и услуг включают: - товарные и сырьевые биржи; - ярмарки, аукционы, выставки-продажи; - торговые дома, торговые палаты; - рекламные агентства, информационные агентства; - аудиторские, консалтинговые компании; - средства транспорта, связи и др. Консалтинговые компании – это фирмы, которые по заказам предпринимателей консультируют по экономическим и юридическим вопросам. Аудиторские фирмы – это фирмы, которые осуществляют комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности фирм и оценивает их возможности на рынке и в бизнесе. Эта проверка проводится в виде независимой экспертизы. Элементами инфраструктуры финансового рынка являются: - банковская система; - инвестиционные институты; - валютно-фондовые биржи; - страховые компании, пенсионные фонды и др. В инфраструктуру рынка труда обычно включают: - биржи труда, центры занятости; - фонды занятости; - системы подготовки и переподготовки кадров; - миграционные центры. Инфраструктура рынка выполняет следующие функции: - обеспечивает непрерывный процесс купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов; - распределяет товарные потоки по отраслям, регионам; - формирует рыночную конъюнктуру; - повышает оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; - способствует достижению сбалансированности рынка. 13. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Одной из характерных черт свободной экономики является её способность к саморегулированию, основанному на свободной конкуренции между производителями, потребителями, производителями и потребителями. Идея саморегулирования рыночной экономики была сформулирована английским экономистом А.Смитом в принципе «невидимой руки», управляющей экономикой. Однако, дальнейшее развитие конкурентной борьбы привело к ускорению процессов в концентрации и централизации производства, капитала и труда. В результате появились монополии-предприятия, контролирующие производство и сбыт продукции целых отраслей, устанавливающие монопольно высокие цены и извлекающие монопольно высокие прибыли. Появление монополий подорвало основы саморегулирования экономики: свободную конкуренцию, свободное ценообразование на основе действия законов спроса и предложения. Неспособность современного рынка к саморегулированию проявляется в периодически повторяющихся экономических кризисах. Один из таких кризисов был Великая депрессия 1929-1933 гг. имевшая место в экономике США и сопровождающаяся значительным падением производства, высоким уровнем безработицы, разорением огромного числа производителей и т.д. Возникает необходимость вмешательства государства в механизм рыночного регулирования. Модель государственного регулирования рыночной экономики была предложена англ. экономистом Дж.М.Кейнсом в конце 30-х гг. 20-го века. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику можно объяснить следующими принципами: 1. В результате усиления конкурентной борьбы с рынка удаляются наименее эффективные, старые производства. То есть рынок сам по себе не способен обеспечить защиту слабых, наименее приспособленных к рынку производителей и работников. 2. В рыночной экономике имеется целая группа товаров и услуг, производство которых не может быть монополизировано. Они называются «общественными благами». К ним относятся освещение городов, охрана окружающей среды, система здравоохранения, образования, обороны и др. Производством таких благ занимается государство. 3. Рынок самостоятельно не может защищать производителей и потребителей от недобросовестной деловой практики: выпуска некачественных товаров, недобросовестной конкуренции, установления необоснованно высоких цен и т.д. Это делает государство. 4. Рынок сам по себе не способен рационально использовать ресурсы в интересах всего общества. Это берет на себя государство. 5. Рынок самостоятельно не может бороться с инфляцией, безработицей и т.д. Это может сделать только государство (правительство). Эти и другие принципы приводят к необходимости регулирования рфночной экономики. Регулируемая рыночная экономика – это такая экономика, в которой создаются экономические предпосылки для рационального использования ресурсов, защиты окружающей среды, для ускорения научно-технического прогресса, для удовлетворения потребностей всех субъектов рыночной экономики. Государственное вмешательство в экономику осуществляется в соответствии со следующими принципами: · государство должно ориентировано на социально значимые отрасли, не привлекательные для частного бизнеса; · государственное предпринимательство должно помогать развитию частного бизнеса; · государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности; · государственное вмешательство тем эффективнее, чем более «рыночные» формы оно имеет; · особую значимость госрегулирование приобретает в период кризиса. Обычно выделяют следующие функции государства по регулированию экономики: 1. Установление и регулирование рыночной среды и создание условий для свободы выбора экономической деятельности, свободы конкуренции и т.д. 2. Определение положения и судьбы предприятий-монополистов. 3. Обеспечение социально-экономической справедливости путем перераспределения доходов. 4. Стабилизация экономики, сдерживание безработицы и инфляции, поддержание обороноспособности, экономического и политического порядка. 5. Ограничение или запрет нежелательных с точки зрения общества видов экономической деятельности. 6. Поддержка некоторых форм предпринимательства и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|