Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спрос: понятие, факторы и графическое выражение.




Понятия спроса и предложения впервые исследовал А.Маршалл.

СПРОС (DEMAND) это платежеспособная потребность в каких-либо товарах.

Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Функция спроса -это зависимость объема спроса на определенный товар от соответствующих факторов.

QDx = f(Px, Py,... Pz, I, T,W,...∑N)

Функцию спроса от цены можно представить: математической формулой, табличным и графическим способами.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон и отражает закон спроса (Рис.1.).

Закон спроса – отражаетобратнуюзависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода времени.

В основе закона спроса лежит ценовой барьер, принцип убывающей предельной полезности, также его можно объяснить эффектом дохода и замещения.

Индивидуальный спрос – это спрос конкретного потребителя с его вкусами и особенностями. Рыночный спрос – это спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями.

Спрос проявляется в объеме спроса, который означает то количество блага, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Изменения в спросе. Кривая спросаизменяется по - разному. Это зависит от факторов, влияющих на спрос. При изменении ценового фактора (это цена данного блага) происходит изменение в объеме (величине) спроса, поэтому кривая спроса не сдвигается. Движение происходит вдоль линии спроса (Рис.1). Если же изменяются неценовые факторы (это доходы потребителей, цены на товары субституты и комплементарные товары, сбережения, вкусы или предпочтения потребителей и др.), то происходит сдвиг кривой спроса, причем, при увеличении спроса кривая сдвигается вправо, а при уменьшении влево (Рис.2.).

Р Р

 

           
   
 
 
   
 

 


D2

D D

D1

Q Q

Рис.1. Кривая спроса. Рис. 2. Функция спроса.

15. ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (SUPPLY) – это готовность производителей продать определенное количество блага по определенной цене за определенный период времени.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.

Объем предложения – это максимальное количество какого-либо товара, которое согласен выставить на продажу продавец в единицу времени при определенных условиях.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода времени.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ представляет собой графическое выражение взаимосвязи между ценой и количеством предлагаемого товара, и имеет положительный наклон (Рис. 1.).

Детерминанты предложения: цена на данный товар (ценовой фактор предложения); цены на товары субституты и комплементарные товары, цены на ресурсы, количество производителей, количество покупателей данного товара, налоги и субсидии, технология производства, государственная политика и другие особые неценовые факторы. Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

Qsa = f (Pa, Pb,... Pz, L, T, S.....∑N)

Если все факторы, кроме цены на данный товар, остаются неизменными, то

Qsa = f (Pa)

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Движение вдоль кривой предложения вызвано изменением цены на конкретный данный товар и представляет собой изменение объема (величины) предложения блага (Рис.1.) Сдвиг всей кривой предложения отражает изменение в предложении, которое связано с изменением неценовых факторов. Сдвиг кривой предложения вправо показывает расширение предложения блага, а влево его сокращение (Рис. 2).

Р Р S1

S

S S2

           
 
   
     
 
 

 

 


 

 

Q Q

Рис.1. Кривая предложения. Рис. 2. Функция предложения.

 

16. ОТРАСЛЕВОЕ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

ТОВАРНЫЙ ДЕФИЦИТ И ТОВАРНЫЕ ИЗЛИШКИ.

Каждый акт купли-продажи товара совершается в результате обоюдного соглашения покупателя с продавцом о величине цены блага, причем каждая из сторон обмена стремится извлечь максимальную выгоду для себя.

Совмещая на одном графике кривые спроса и предложения можно получить точку пересечения кривой спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (Е).

 
 


P D Излишек S Излишек:

Q1s>Q1d

P2

Дефицит:

E

PE Q2s<Q2d

 

P1

S D

Дефицит

Q1d Q2s QE Q2d Q1s

Q

 

Рис. 1. Цена равновесия и отклонения от нее.

 

В точке равновесия PE = PD = PS,

где РЕ — равновесная цена;

РS — цена предложения;

РD — цена спроса.

Это означает, что QE = QD = QS,

где QE — равновесный объем;

QS — объем предложения;

QD — объем спроса.

 

Равновесная цена (РЕ), или цена рыночного клиринга — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Если цена выше равновесной (Р2), то наблюдается излишек товара на рынке; если же цена ниже равновесной (Р1) - наблюдается дефицит товара.

Общество не всегда довольно существующими равновесными ценами. Именно это и вызывает необходимость государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Если установленная государством максимальная цена находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит,если выше равновесного уровня), то образуется излишек (см. рис. 1).

 

17. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА:
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА.

Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл.

Эластичность это степень реакции изменения объема спроса в ответ на изменение цены и других факторов влияния. Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, который показывает на сколько процентов меняется объем спроса на товар в результате изменения его цены на 1%.

ED = ΔQD% / ΔР%.

Формы эластичности спроса - эластичность может изменяться от нуля до бесконечности:

۰Эластичный спрос (ED >1) - изменение величины спроса в большей степени, чем цены (Рис. 1). Если спрос эластичен, изменение цены ведет к противоположному изменению выручки.

۰Неэластичный спрос (ED <1) - величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (Рис. 1). Если спрос неэластичен, изменение цены влияет на выручку в том же направлении.

۰Единичная эластичность спроса (ED =1). Изменение цены на 1% вызывает изменение спроса также на 1% (Рис. 1). При единичной эластичности выручка не меняется при изменениях цены.

۰Совершенно эластичный спрос (ED => ). Величина спроса бесконечно изменяется (Рис. 2).

۰Совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены (Рис. 2).

Р Р Е = 0

Е<1

 


Е => ∞

 
 


Е>1

 

 

Е=1

Q Q

Рис. 1. Рис. 2.

Деление эластичности на перечисленные выше формы условно, поскольку разные товары имеют разный коэффициент эластичности спроса.

 

۰Эластичность спроса по цене. Ценовая или прямая эластичность спроса показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение цены этого товара. Точечная эластичность измеряется в одной точке кривой спроса:

EРD = (ΔQ D / QD1): (ΔР / Р1) = (ΔQD / ΔР) × (Р1 /QD1)

где, ΔQD (изменение спроса) = QD2 – QD1, а ΔР(изменение цены) = Р2 – Р1.

Зависимость между объемом спроса и изменением цены обратная, поэтому коэффициент эластичности спроса будет отрицательной величиной. Но здесь важен не знак, а его абсолютная величина. Дуговая эластичность. Применяется тогда, когда мы имеем дело с большими изменениями цены или с кривой спроса не являющейся прямой линией. В качестве исходной базыэкономисты условились брать средние уровни цены и количества спрашиваемой продукции.

EРD = [ΔQ D / (QD2 + QD1): 2]: [ΔР / (Р1+ Р2): 2];

EРD = [(Q2 – Q1) / (P2 – P1)] × [(P2 + P1) / (Q2 + Q1)].

Факторы ценовой эластичности спроса: ۰ Заменяемость. Чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос от цены на анализируемый товар. ۰ Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса. ۰ Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы роскоши эластичен, а на предметы первой необходимости – неэластичен. ۰ Фактор времени. Краткосрочный спрос неэластичен, а долгосрочный – эластичен. • Доступность блага — чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар.

۰Эластичность спроса по доходу (ЕID).Определяет отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению дохода:

ЕID = (ΔQD / QD ' ): (ΔI/ I ' ) =[(Q2 – Q1) / (I2 – I1)] × [(I2 + I1) / (Q2 + Q1)].

где QD' — средняя величина объема спроса на товар; I' — средняя величина дохода потребителя.

Формы эластичности спроса по доходу:۰ Положительная эластичность спроса по доходу (ЕI > 0). Она относится к нормальным товарам. ۰ Отрицательная эла­стичность спроса по доходу (ЕI < 0). Относится к товарам низшей категории. ۰ Нулевая (ЕI ≈ 0). Объем спроса нечувствителен к изменению дохода.

۰ Перекрестная эластичность спроса (ЕDAB). Показывает,как изменяется спрос на один товар (А) в ответ на изменение цены другого товара (В).

ЕDAB = (ΔQDA / QDA): (ΔРB / РB) = (ΔQDA / ΔРB) × [(PВ2 + PВ1) / (QА2 + QА1)],

где QDA — объем спроса на товар А; РB — цена товара B.

Формы перекрестной эластичности: ۰ Положительная ( Е DAB >0).Товары взаимозаменяемые. ۰Отрицательная (Е DAB <0). Товары взаимодополняемые. ۰ Нулевая.DAB = 0). Потребление одного блага не зависит от цены на другое.

18. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА.

Эластичность предложения (EРs) -определяется как относительное изменение величины предложения данного товара, деленное на относительное изменение его цены: EРs = (ΔQ s / Qs): (ΔР / Р) = (ΔQs / ΔР)× (Р /Qs),

где Qs — объем предложения данного товара; Р — цена данного товара.

Но поскольку экономисты договорились измерять эластичность, используя средние величины, то можно записать:

EРS = [ΔQ S / (QS2 + QS1): 2]: [ΔР / (Р1+ Р2): 2];

EРS = [(QS2 – QS1) / (P2 – P1)] × [(P2 + P1) / (QS2 + QS1)].

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает на сколько процентов изменится величина предложения товара в результате изменения цены этого товара на 1% (EРs = ΔQs% / ΔР%). Цена и величина предложения изменяются в одном направлении, поэтому эластичность предложения является величиной положительной. Эластичность предложения измеряет степень реакции производителей (поставщиков) товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот. Формы эластичности предложения показаны на (Рис.1.).

 

 

Факторы, влияющие на эластичность предложения. Эластичность предложения зависит не только от ценового фактора, но и от других неценовыхфакторов: ۰ Типы, предлагаемых к продаже, товаров и услуг. Товары, технология производства которых, может быстро измениться, имеют эластичное предложение, а товары, технология производства которых не может быть быстро изменена, имеют неэластичное предложение по цене. ۰ Наличие незагруженных производственных мощностей. Если на предприятии все мощности загружены, то предложение будет неэластичным. Если же на предприятии есть недогрузка мощностей, то предложение будет эластичным. ۰ Возможность длительного хранения продукции. Длительное хранение продукции предполагает эластичное предложение, а краткосрочное – неэластичное. ۰ Период времени. Чем продолжительнее время, тем эластичнее предложение. Фактор времени является наиболее важным в определении показателя эластичности предложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...