Что такое вторая реальность и виртуальная реальность?
■ Особенности современного телевидения и телемонтажа. Образный телевизионный язык. «Молодежная» культура. Многокамерный метод съемки. Советское телевидение в 1960-е годы. Средства телевизионного воздействия ■ Технические возможности современного телевидения, в том числе и электронный монтаж, позволяют углубить иллюзию «реальности» показываемого на экране, убеждая зрителя, что действие происходит здесь и сейчас без авторского вмешательства ■ событие. Так рождается иллюзия реальности, или «вторая реальность». Монтаж как ни одно другое средство формирует у зрителя новые реалии. Он усиливает восприятие экранных образов как реально существующих и, кроме того, способствует возникновению ощущения второго, параллельного мира — виртуального, изменяя пространственные и временные координаты происходящего на, экране. Но было бы неправильно сводить телевизионный технический прогресс к созданию «второй реальности». Технические возможности значительно увеличивают объем и изменяют границы информационной насыщенности, передаваемой за единицу экранного времени. Так как современное телевидение характеризуется не только освоением новых технических возможностей и технологий, но и усилением воздействия на зрителя интерактивных форм, его коммуникативная роль с каждым днем возрастает. Телевидение — одно из ведущих средств массовой коммуникации. Возможности его аудиовизуального языка помогают более эффективно управлять восприятием личности и масс, воздействовать на психологию зрителей, тем самым формируя общественное сознание с опорой на образное построение телевизионного зрелища. При всей видимой простоте форм телевидение обладает свойством «втягивать» зрителя в свое пространство, используя целый комплекс средств воздействия на человека, потакая его желанию быть в курсе событий и прирожденному любопытству, утоляя жажду сенсаций и врожденный инстинкт подражания. Многоуровневое построение рассчитано на многовариантность, неоднозначность восприятия, провоцирует поиск аллегорий, аналогий и ассоциаций, с учетом возможности различных трактовок одного и того же явления. При таком построении возрастает роль точки зрения автора, выражающего не только свое чувственное восприятие предметного или внутреннего мира при помощи символов, образного решения, посредством специфического телевизионного языка, но и логику всей системы доказательств.
Сегодня зритель достаточно искушен. И чем интереснее построена программа или передача, тем сильнее ее воздействие на зрителя. Между эффективностью программ и образностью аудиовизуального языка существует прямая зависимость. С одной стороны, эффективность зависит от объективности подачи информации, достоверности в изображении материала, адекватности формы и содержания, так как без этого сегодня нельзя говорить о прямой и обратной связи с аудиторией. С другой — воздействие на зрителя определяется взглядами автора, его концепцией, способностью реализовывать ее, учитывая особенности зрительского восприятия, умело используя всю палитру выразительных средств экрана, раскрывающих содержание и позволяющих решить авторскую сверхзадачу. Объективность телекамеры и субъективность авторского видения породили миф о «второй реальности» — «как в жизни». Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране] § 3. Что такое вторая реальность и виртуальная реальность?
Иными словами, специфика и природа зрелищное™ современного телевидения проявляются в синтезе информационного] коммуникативного и художественного начал. Рассматривая струк-j туру построения телевизионного произведения, бывает трудно o6i наружить грань, где кончается информационно-публицистическое поле и начинается искусство телевидения.
С самого рождения телевидения существовали и сегодня существуют различные точки зрения на его природу. Сторонники од^ ной утверждают, что телевидение — средство распространений информации с широким диапазоном воздействия на массы, дру-i гие яростно защищают художественное начало как его родовой признак, третьи доказывают, что кинематограф — искусство, а телевидение — его часть. Все эти споры порождены феноменом телевидения как многоструктурного и продуктивного многожанрового вида СМК с элементами искусства. Правы и те, и другие, и третьи. Человеческое восприятие диалектично. В нем изначально заложено деление мира на органический и неорганический, субъективный и объективный, внешний и внутренний, духовный и телесный, чужой и свой, цветной и монохромный, чувственный и рациональный. В соответствии с этой двойственностью поиски природы телевидения привели к его разделению на СМК и на телевидение как аудиовизуальное искусство. Обе эти составляющие современного телевидения имеют общую эстетическую природу и подчиняются одним и тем же принципам экранного восприятия, несмотря на разные формы постижения действительности: через «факт» или через образное построение модели мира. В телевизионном синтезе сливаются воедино три компонента: ♦ мир объективных внешних отношений и связей; ♦ мир субъективных переживаний; ♦ мир общекоммуникативно-конвенционального знания, знания жизненно необходимого в человеческом общении. Современный экран пестрит разножанровыми программами, но доминирующими являются, в основе которых лежит отражение «потока жизни». В них основным является слово, а изобразительный ряд лишь раскрывает или подтверждает словесную информацию. В передачах такого рода в первую очередь отражается возрастающая динамика трансформаций социальных связей, изменения образа жизни и мышления современного человека. 26 Как правило, монтажные соединения в информационных и информационно-развлекательных программах носят формальный характер (использование монтажа как сугубо технического приема). При этом построение сюжета подчинено последовательности развития события или логическим доказательствам авторской трактовки происходящего. Вследствие этого характерным приемом является применение формулы простого однолинейного монтажа, подчеркивающего последовательное временное течение события: общий план — средний план — укрупнение (как правило, это детали или пластический образ события — план, носящий образную характеристику события; это могут быть крупные планы участников, руки, предметы и т.д., иными словами, прямой ассоциативный ряд) — средний план и обязательный план стенд-ап, который помещается как в начале информационного сюжета, так и в конце, хотя в отдельных случаях его заменяют фотографией журналиста или места действия, озвученных закадровым текстом.
Передачи, созданные по методу «прямого перенесения» потока событий, характеризуются сиюминутностью, спонтанностью, прямым обращением к зрителю (камера — лишь посредник в этом общении). В этих передачах используется открытая форма условности, отсутствует четвертая стена, благодаря чему существует связь между телевизионным и личностным пространством зрителя. Так возник родовой признак телевидения — репортажность, в основу которого положено как композиционное, так и драматургическое решение — «часть вместо целого». Появилась необходимость разбивать событие на мелкие фрагменты, подчеркивая его временное течение и выделяя характерные черты, так как течение события ограничено временными рамками экрана и протекает в локальном пространстве. В связи с тем, что осмыслить явление или происходящее событие сразу невозможно, в информационном сюжете, как правило, констатируется факт, используется открытый финал, а журналист избегает обобщений. Однако с развитием телевидения как СМК закономерно появляются и другие формы программ, в основу которых положен принцип отражения «жизни врасплох». Со-участие зрителей в передачах стало диктовать необходимость использования диалогической формы бесед, интервью.
Все эти поиски базировались на утверждении, что телевидение — отражение реальности в формах самой реальности, а в основе его эстетики — передача течения события в непосредствен- Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране § 3. Что такое вторая реальность и виртуальная реальность?
ном реальном времени и реальном пространстве, где главным становится объективность показа. Эстетика «жизни врасплох» породила временную эскизность, укрупнение планов, дробность монтажных переходов, использование длиннофокусных объективов. Такое построение подчеркивало документальность происходящего на экране. «Случайные» детали становились характеристикой персонажа или указывали на принадлежность действующих лиц к данному событию, становясь отражением формулы «жизнь врасплох» или знаковости события. Для воссоздания иллюзии «жизненного потока» использовалась дедраматизация события. Скрытая камера фиксировала естественный ход события. Безмонтажная форма организации материала репродуцировала факты «без комментария». Однако простая фиксация факта события (будь то информация или концертный номер и т.д.) не может заменить зрелищности экрана. Зрителю неинтересно просто видеть на экране «озвученную газету» или ощущать себя сидящим в концертном зале. И это произошло не только потому, что «увеличилась» площадь экрана, появилась новая съемочная и звуковая техника, изменилось оснащение видеомонтажных аппаратных, но и вследствие понимания того, что существует свой, не похожий на язык других видов искусства образный телевизионный язык, своя зрелищная природа телевизионного изображения, отличного от кинематографического. Все это позволило расширить границы телевидения как искусства. Начались поиски телевизионной драматургии, в которой соединились бы публицистичность СМК и образность, характерная для любого вида искусства. Так как в основу структуры телевизионного вещания легла концепция отражения «потока жизни», стало ясно, что грань между «вымыслом» и «правдой» определяют форма показа, способы обобщений и прямого обращения к зрителю. Хотя сама идея «жизни врасплох» принадлежала кинематографу и была впервые облечена в художественную форму на киноэкране (наиболее яркое воплощение она нашла в мировом послевоенном кино 1950—1960-х годов), телевизионные поиски шли несколько иным путем: переживания героев, например, вызывались прямым приемом — в студии встречались друзья, которые не виделись десятилетиями (передачи «От всей души»), «открытия» новых фактов рождались на глазах у зрителей (передачи Сергея Смирнова о Великой Отечественной войне).
В 1960-е годы на телевизионном экране сосуществовали два типа телевизионной продукции — телекино и телевещание. Одна- ко из-за определенных условностей, которые связаны с фиксацией изображения на кинопленке (событие, снятое на кинопленке, не могло быть транслировано здесь и сейчас, на экране появлялись «условное время» и «условное пространство», пленка как бы накладывала на изображение свою условность: была иная глубина резкости, основа кинопленки (подложка) придавала цвету специфические оттенки и т.д.), возникала определенная художественная «обработка» действительности. Была своя специфика техники и технологии киномонтажа. Телевидение, фиксируя изображение на видеопленку, по-другому отражает мир. Оно как бы изменяет иллюзорный мир кино, приближающийся к трехмерности и разворачивающийся в глубину пространства, в иной мир, развернутый по строкам, т.е. условно вытянутый по горизонтали. На телеэкране возникает мир, который имеет определенные соотношения между первым и вторым планами (телевизионные камеры передают изображение с большей резкостью первого и второго плана, чем кинокамеры). С одной стороны, создается иллюзия приближения происходящего на экране, ощущение «укрупнения» (как под увеличительным стеклом), с другой — одновременно подчеркивается безграничность пространства, разомкнутого слева и справа, фрагментарность во времени перерастает лишь в момент, зафиксированный в беспрерывном течении жизненного явления (информационный сюжет имеет свой формат, и отражение события — лишь часть этого события, протекающего за рамками экранной плоскости). И если в кинематографе подчеркивается условность времени и пространства, то телевизионный экран стирает эту условность: действие происходит здесь и сейчас. Поэтому в тексте, звучащем с экрана, присутствуют глаголы, употребляемые в настоящем времени. Все эти специфические отличия от кинематографа не могли не повлиять на образный язык телевизионного экрана, схожий, но в то же время отличный от условности киновыразительности. Поиски особенностей образного языка телевидения как части аудиовизуального искусства породили разнообразие жанров в области публицистики и художественного телевидения. Развитие документально-художественного направления открыло новые условные формы, в которых литературно-художественные приемы, постановочные элементы сплелись с документальной основой (телевизионные шоу-суды, дискуссии, беседы, «игровые» хроникально-документальные видеофильмы и передачи) и стали привычной формой
Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране]
современных программ. Появились новые формы развлекательной! телевидения с интерактивными элементами, а клипы породили но-1 вую, «сконструированную» реальность, которая возникла благодари новым формам монтажа и компьютерным технологиям. Образный телевизионный язык постоянно трансформируете» под натиском дигитальных технологий, которые в свою очередш влияют на изменение зрительского восприятия художественной условности. Основными средствами современного языка телевиде-] ния стали многослойное (многоплановое, с применением компь ютерной технологии) композиционное построение кадра, исполь-, зование изменяющегося светотонального рисунка портретов (и всего! кадра в целом) как средства характеристики героя и происходят щего действия, цветовое решение кадра как образное построение мира героя и способ передачи его состояния или субъективного} видения мира, использование глубинной мизансцены для реше-j ния пространственно-временного течения события, контрапункта; звука и изображения, монтажа как способа художественной формы организации аудиовизуального повествования. Уплотнился тем-поритм передач. С приходом новой съемочной и вспомогательной техники, изменением возможностей оптики (объективы различной кратности, насадки, фильтры), применением новых возможностей тросовых приспособлений и дистанционного управления камерой появились совершенно уникальные возможности использования таких, например, приемов, как панорамирование на длинной дистанции или перевод фокуса в трудных условиях движения камеры или ее установки, где оператор не может сам произвести этот прием. Все эти технические новшества расширили диапазон художественных решений и привели зрителей к новым ощущениям — так] на глазах у целого поколения возник виртуальный мир. С одной стороны, он привычен, ибо легко узнаваем. А с другой стороны, зритель вдруг обрел новый угол зрения, например, приближенный к углу зрения летающей птицы (применение тросовых приспособлений, воздушные шары, радиоуправляемые модели самолетов, на которых установлена камера, стабилизационные приспособления, различная оптика — длиннофокусная, насадки и т.д.) или ползущего насекомого (широкоугольная оптика, различные насадки и филь-тры, трансформирующие привычное видение человека). Все это из-| меняло и требования к монтажу. Компьютерная технология позво-1 лила еще больше трансформировать привычный мир.
Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране § 3. Что такое вторая реальность и виртуальная реальность?
человеческого интеллекта. Особую роль при этом играют элект ронные технологии. Это особенно важно, так как современны! идеологи считают, что телевидение демократично по определе нию — как новое по содержанию и методам организации матери ала коммуникативное средство. Изменение массового и индивидуального сознания повлиял< на формирование выразительных средств телевизионного языка Телевидение все больше тяготеет к массовому искусству, отражающему «поток жизни», но при этом, однако, создатели програм\ обращаются к индивидуальному сознанию. Усиливая и возбужда? у зрителя чувственное восприятие увиденного, эмоционально воздействуя при помощи одного из основных своих родовых признаков — фиксации реальности в мельчайших визуальных подробностях', которые воспринимаются подкоркой, телевидение внушает, что показываемая на экране модель мира и есть реальность. Образы, созданные при помощи электронной техники, обретают зримые формы и становятся идеалом для подражания. Благодаря диапазону своих возможностей и электронным технологиям телевидение стало тяготеть к формам, близким к та^ называемым новым искусствам XX в., где «для создания максимально полной иллюзии видимой (реализм) и переживаемой (психологизм) реальности приходит то, что можно определить как мето; вживания художника (и зрителя) в саму реальность, как поиск i ней своего места, собственного "я"»1. Еще в живописи конца XIX в., а затем в фотографии и в кинема тографе 1920-х годов возникло стремление удержать мимолетное и пережить каждое мгновение жизни как событие. Но чтобы усилить ощущение реальности происходящего на экране, основное внима ние обращалось на портреты (или, как их называли, типажи) людей Характерные черты лица, поведение становились образами-символами различных сословий. В основе показа события находились действие и реакция на него. На экранах появились общие планы грандиозных строек или всего того, что было легко узнаваемо, ассоциативно связано с новой жизнью — индустриализацией всей мировой промышленности (вспомним фильмы с участием Чарли Чаплина или советские киноленты Дзиги Вертова, С. Эйзенштейна, В. Пу- 1 Более подробно эти вопросы рассматриваются в работах по эстетике фото графии и современных искусств Г. Пондопуло. Пондопуло Г., Ростоцкая М. Новы искусства и современная культура. Фотография и кино. М., 1997. С. 23-24. довкина). Со временем появились определенные ограничения, которые не позволяют трансформировать или использовать художественную стилизацию действительности. Именно эта тенденция особенно ярко проявляется на телевизионном экране, так как событие оказывается и субъектом, и объектом одновременно. Телевидение, приблизившись к реальности, стало разрушать понятие искусства телевидения, что не могло не сказаться на восприятии людей, на их отношении к культуре в целом. В домах у зрителей появилось электронное «окно в реальность», которое сделало доступными все достижения культуры, демонстрируя их на своем экране, но в более упрощенной форме. Современная видеотехника позволила еще ближе подойти к реальности, тиражируя отражение физического мира, создавая иллюзию достоверности, а новые видеотехнологии дают возможность каждому желающему при помощи набора программ видеопакета (неких «видеопазлов») создавать на персональном компьютере свои телепрограммы, изменять (применяя морфинги) известные произведения искусства или портреты известных людей по своему желанию или создавать нечто, чего не существует в природе. Техногенное искусство с его бесконечными техническими модификациями привело к тому, что события и характеры героев на экранах превращаются в набор схематичных приемов, а перед глазами зрителей мелькает калейдоскоп фрагментов. Иллюзия доступности, видимой простоты создания современной видеопродукции привела к обеднению образного языка телевидения. Она свела многие достижения в области выразительности средств экрана к игре спецэффектов и трехмерной графики. К середине XX в. массовая культура, и в частности киноискусство и телевидение, становится доминантной. Она разрушает эстетику, господствовавшую на протяжении многих веков. Культура сенсорная, эмпирическая, светская стала вытесняться культурой с элементами первобытного инстинкта, возбуждающего чувственное начало. Об этом много писали как западные, так и советские философы и искусствоведы. Однако форма, использующая элементы «первобытного» инстинкта, оказалась как нельзя кстати для отвлечения зрителей от социальных и политических бунтов. Впервые это поняли те, кто начал разрабатывать новое направление, которое получило название молодежной культуры. Молодежную культуру «открыли» в 1960-е годы. Именно в это время во всем мире повысился интерес к развлекательному кино, 3 - 4003 Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экрана § 3. Что такое вторая реальность и виртуальная реальность? спорту, электронной музыке, т.е. к той части культуры, которая собирает на своих площадках и в залах кинотеатров большое коли4 чество людей, заряжая сильными эмоциями. В это время заявила q себе группа «Битлз». Ее участники в одно мгновение стали кумира-] ми, идолами середины XX в. Именно «Битлз» заявила всему мирЛ о существовании молодежи как отдельного мира тинейджеров] молодых ребят, опьяненных музыкой, молодостью и первым зна комством с наркотиками. Что же дало толчок к взрыву молодежной культуры? И почему так важно соединить поиски образного языка телевидения с появлением этого феномена? (а/ «Изменения в общественном мнении — от вышедшей из моды ортодоксальности к современному либерализму — стали очевид ными, когда в октябре 1960 г. суд присяжных в Олд-Бейли оправ дал издательство "Пенгвин букс", обвиняемого в публикации не пристойного произведения" — нашумевшего романа Д. Г. Лоурен-са "Любовник леди Чаттерли". Тем самым было легализовано "общество вседозволенности", изгнавшее преследование по сексуальным мотивам и социальный конформизм 1950-х годов. В MacJ совой культуре Америка — родина джаза и голливудских мюзиклов — доминировала с 1930-х годов. "Битлз" стала детонатором взрыва энергии молодых и вывела Англию в лидеры»1. Молодые люди из Ливерпуля, выходцы из рабочей среды Джордж Харрисон, Джон Леннон, Пол Маккартни и Ринго Старр — действительно произвели революцию в музыке своим необыкновенно энергичным «новым звуком». Их успех пришелся на «звездный миг» так называемых новых левых, когда общество в странах Запада стало более демократичным, леворадикальным, как писали все газеты мира. Музыковеды определяли их песни как смесь стилей: американского рока в исполнении таких звезд, как Элвис Пресли, Билл Хейли и Литтл Ричард; английских портовых песенок и номеров мюзик-холла, кантри, блюзов, шотландского рила и ирландской джиги. Это было необычно, ибо, как правило, поп-музыка и народные мелодии не сочетались. Их музыка не просто завораживала, а скорее подчиняла своей необузданной энергией ритма, как и рок н-ролл американских звезд, вызывала у тысяч молодых людей протест против жизни их родителей. Они больше не хотели носить стриж ку «полубокс» или работать в конторах и магазинах. Все, что им «Ридерз Дайджет». 2002, апрель. было нужно, — это гитара и микрофон, а славу и богатство, по их словам, они себе добудут к 20 годам. Тинейджеры создавали собственные ансамбли, писали песни, отращивали длинные волосы и надеялись, что их заметят. Следствием небывалой популярности «Битлз» стало появление на стадионах и телевизионных экранах множества «мальчиковых» групп-однодневок, так как их способности не дотягивали до талантов кумиров. Однако их поддерживали продюсеры и создатели первых телешоу, ярких, громких (на грани перемодуляции звука). Концерты и конкурсы песен наводнили телеэфир 1960-х. Эти годы потом стали называть «танцующими шестидесятыми». Казалось, что весь мир превратился в мюзикл и карнавал. Именно в это время резко меняется стилистика многих видов искусства. Раскованный стиль, особое отношение к передаче ощущения времени (каждый миг — это событие, прорыв в космическое мироздание), «движущаяся камера» в кино, визуализация в восприятии мира (увиденное вдруг стало особенным, открытием нового мира в природе, в других, в самом себе). Об этом писали в книгах, об этом снимали кино. Молодежь с зажигалками (и с пивом) в руках вопила и визжала в восторге порой не столько от того, что происходило на сцене, сколько от самих себя и от «толпы», которую они сами и создавали. Красноречивое и довольно точное определение «танцующие шестидесятые» пришло со страниц американского журнала «Тайм» в апреле 1966 г. Статья называлась «Лондон: танцующий город». (%f Анонимный автор описывал светскую жизнь: кафе, дискотеки, художественные галереи, бутики, модные пабы, казино и ночные клубы. Статья превозносила таланты вышедших из рабочей среды актеров, таких как Майкл Кейн, Том Кортни, Теренс Стэмп, расхваливала фотографов и поп-группы, в частности «Рол-линг-стоунз». Именно такой эта жизнь была показана в фильме Антониони 1966 г. «Blow Up», в котором снимались Сара Майлс, Дэвид Хеммингс и Ванесса Редгрейв. О проблемах молодежи не просто заговорили. Молодежная культура ворвалась в жизнь респектабельных взрослых с их чопорностью и традициями. Молодежь стала в оппозицию к старшему поколению. Стало важно, что думают и делают молодые люди. 3' Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране На телевидении появились молодежные телепрограммы. Кафе,; вечеринки, «лестницы», молодежные «тусовки» — «разговор»] перепрыгивавший с одной темы на другую, жаркие споры, которые имели открытый финал, стали характерны для телевизионное го экрана. Создавались кинофильмы и мюзиклы, которые и сегод-j ня поражают не только новизной темы, но и новаторством кино-1 языка. Они в значительной степени повлияли на образный строи современных видеоклипов. Непритязательные и во многом наивные молодежные мюзиклы заражали ребят свой праздничностью и яркой зрелищностью, Опьяненная любовью, эйфорией и вседоступностью, молодежь требовала новых и более чувственных форм изложения сюжетов. Откликаясь на веяния времени, режиссеры изменяли классическую форму и стиль фильмов и телевизионных программ. Появилось постоянное стремление к новизне. На экранах возникали поражаю-; щие воображение спецэффекты. Американская «фабрика звезд»] создавала все новые и новые группы, яркие, необычные. ОднИ| появлялись и исчезали, а другие оставались сиять на музыкальном) небосклоне. Все это означало революцию в индустрии развлечений.1 Свет и ритм — вот ее новые выразительные средства эмоциональ-j ного воздействия. На долгие годы в искусстве стали доминировать) изменчивость и движение, фрагментарность и незавершенность. Особенно ярко эти черты проявились в масс-медиа. Телевидение 1960-х, с его образным языком тут же отреагировало на новую стилистику, пришедшую с площадок дансингов, I гала-концертов. ТВ становится более «раскованным». Камерность показа как бы отходит на второй план. Многокамерный метод съемки на долгие годы становится ведущим началом телевизионного зрелища, позволяя охватывать масштабные события, праздники, шоу. Импровизация телеведущего в кадре становится профессиональной гордостью журналиста. На экранах появляется шоумен. Так, именно в конце 1960-х годов происходят бурные изменения в различных видах культуры, рождаются целые направления, усложняется форма языка различных видов искусства, а вместе с этим расширяются границы телевидения как искусства. Изменяется понимание прямого репортажа, событийности и фиксации жизни как она есть: появляется желание передать событие таким, как его воспринимают люди, находящиеся в его цент-' ре, чтобы зритель пережил эмоции и чувства человека, присутствующего на матче, концерте или на площади, где бастуют сту-j § 3. Что такое вторая реальность и виртуальная реальность? денты. Именно в этот период (конец 1960-х — начало 1970-х годов), как и в других видах искусства, на телевидении начались поиски в области синтеза искусств, их взаимообогащения. Телевидение стало претендовать на признание его как самостоятельного вида искусства, искать собственные пути образного построения. Тогда и был открыт многокамерный метод съемок, который стал одним из отличительных признаков телевизионного языка. ДГ Англичане связывают рождение многокамерной съемки с сенсационным показом по телевидению Би-би-си коронации английской королевы Елизаветы Второй в июне 1953 г. Свидетелями этого события стали жители половины Европы, а пленку с записью показали в США и других странах. Всего коронацию видели примерно 277 млн человек. Внутри аббатства работали 5 телекамер, 21 камеру расставили по всей дороге до места коронации. В стилистике ведения репортажа была заложена специфика передачи нарастающего напряжения по мере изменения «театра» действия — так характеризовали свой показ английские телевизионщики. При многокамерном методе съемки внимание телезрителя концентрируется лишь на тех деталях, которые либо поразили его воображение, либо были показаны «выразительно». (Тогда как при съемке одной камерой и последующем монтаже снятого материала зритель видит это событие не одномоментно, а последовательно, с акцентами, созданными во время монтажа, с усилением одного или другого момента, который уже по прошествии какого-то времени кажется более значимым.) Когда идет прямая трансляция, изображения, поданные с разных камер на режиссерский пульт, представляют собой калейдоскоп одномоментных кадров, выхваченных из общего потока события. И режиссер, как бы находящийся в центре этого действа, заражается общими эмоциями и импровизированно, вдохновенно передает в эфир то одно, то другое изображение, в прямом и переносном смысле увиденное глазами разных людей (в данном случае командой операторов). Несмотря на заранее отобранные точки показа, определенную отре-петированность и слаженность операторской бригады, на наличие общей концепции показа при многокамерном методе съемки, все-таки существует своеобразие в композиционном построении кад-Ра, в выделении главного в происходящем, т.е. на режиссерский
Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экран* пульт поступают «картинки» с индивидуальным видением. Отсюд ощущение фрагментарности, «выхваченности», многомерности показа события как бы «разными глазами» участников события Этим достигается эффект присутствия. К 1959 г. в США была создана единая телесеть, более 500 теле^ станций обслуживали 46 млн абонентов. Транслировались разные спектакли, выходили в эфир многочисленные программы новостей и спортивные передачи. Независимое телевидение Англии Ай ти-ви в отличие от Би-би-си пыталось завоевать зрителей эстрад ными шоу, американскими сериалами и новостями. Началась твор ческая конкуренция между телеканалами, а вместе с этим и поиск! своего образного языка. Советское телевидение тоже осваивало новые технические возможности телевизионной техники (многокамерный показ, прямые репортажи с места события). Именно в этот период первьк теоретики телевидения поставили знак равенства между специфи кой показа и образностью нового вида искусства. Одним из знаме нательных моментов — сенсацией многочасового показа — стал; трансляция VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве. Вещание велось по двум каналам из десяти точек. За две недели в эфщ прошло несколько сотен передач. Решая определенные идеологические задачи, телевизионные работники использовали для этих целей монтаж и композиционные решения, которые становились опорными точками в монтажной фразе. Особую роль приобретали не только темпоритм перехо-дов с плана на план, цветовая гамма планов, но и закадровьп текст: дикторы не просто произносили заранее написанный текст но (на глазах у зрителей) «управляли» временем, то опережая мон тажный переход, то удерживая внимание зрителя на какой-то характерной детали и тем самым эмоционально насыщая репортаж ные планы социальной значимостью, общественным темпераментом. В основе такого текста лежали «крупные» звуковы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|