Пластика и звук экранного языка
■ Эволюция выразительных средств кинематографа. Функции звука. Вертикальный монтаж. Звукозрительная полифония. Диалог на телевидении ■ Пластика изображения и звуковой ряд, взаимодействуя, помогают развитию драматического конфликта и имеют сильное эмоциональное воздействие. (Характерным примером могут быть сны доктора Борга в фильме «Земляничная поляна» И. Бергмана.) Говоря о звукозрительное™ современного экранного языка, выделим некоторые особенности пластики и звука. Проиллюстрируем это на примере эволюции выразительных средств кинематографа. В немом кино пластика была единственной формой выражения. Как всякое пластическое искусство, кино должно было преодолевать ряд серьезных ограничений. Оно выбирало сюжеты, позволяющие раскрывать внешнее и внутреннее действие через движение внешнего мира. Немота экрана требовала тщательного отбора таких моментов, когда движение и пластическая характеристика исключают необходимость иных, более сложных и тонких проявлений индивидуальности, и часто заставляла искать долгие окольные пути для развития сюжета. Пластический образ в живописи лишен развития во времени. В немом кинематографе к изображению часто подходили именно с этих позиций, поэтому монтажное решение пластических кадров-символов, каждый из которых отражал момент наивысшей экспрессии, не приводило к синтетическому восприятию образа. И лишь появление звука открыло новые пути к высшей стадии выразительности образного языка — к полифонической структуре. С приходом звука меняется характер драматургии, появляются новые, близкие к литературным средства и принципы построения образа. Меняется стилистика и, главное, содержание игры актеров.
Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители § 2. Пластика и звук экранного языка
Благодаря выразительности слова значительно расширился круг возможностей социальной, бытовой, национальной и даже возрастной характеристики персонажей. Слово позволило вывести на крупный план психологический подтекст, показать самые незаметные нюансы человеческих переживаний и движения мысли. Вместе с тем слово взяло на себя несвойственные функции: все то, что раньше передавалось изобразительной характеристикой (фон действия, настроение эпизода, эмоциональная окраска событий) стало выражаться с помощью слова. Появились такие реплики героев: «Посмотри, какое красивое небо...». Слово, диалог изменили ритмическое строение фильмов, исчез короткий монтаж, все реже использовалась пластическая композиция, а драматургическая и интеллектуально-аналитическая функции слова стали подменять действие в кадре. И лишь современное кино и телевидение монтажно объединили пластические возможности изображения с эмоциональным и интеллектуальным значением слова. Для того чтобы грамотно соединить звук и изображение, необходимо знать особенности их воздействия на человека: пластика (изображение) направлена на подсознание, слово — на сознание. Поэтому на телевидении, где слово, звук играют ведущую роль, образная структура часто базируется на сознательном восприятии диалогов, монологов, а визуальное, пластическое построение кадров является вторичным, почти фоном словесного или звукового действия. Вследствие этого снижается активность визуального восприятия, удлиняются монтажные куски, монтаж носит характер связок. Звук выполняет две основные функции: ♦ воссоздание эстетического звучания (человеческая речь, естественные шумы); ♦ пробуждение различных ощущений (страх, радость, горе).
Прямое совпадение звука и изображения раскрывает содержание произведения; совпадение слова и изображения служит раскрытию логики развития характера; контрапункт слова и изображения показывает внутреннее состояние героя. Содержание кадров может создать радостное настроение своим колоритом, уравновешенностью композиции, ритмическим построением, а звуковое сопровождение (неустойчивые звуки аккордов, неожиданный вскрик и т.д.) вносит диссонанс. Поэтому звук или слово детерминирует (определяет, обусловливает) смысловое значение кадра. Именно это и предопределяет характер монтажа как смысловой соотносимости отдельного кадра с предшествующими и последующими. Вертикальный монтаж есть звукозрительное построение, которое строится по двум линиям: по горизонтали развивается сюжет, по вертикали — его образное воплощение. При этом возникает чувственное соответствие между зрительным и звуковым радами. Основным принципом вертикального монтажа является совпадение эмоционального и смыслового рисунков звука и изображения, подчиненных единым задачам и основной идее монтажного куска. Существуют определенные соотношения между звуком и изображением: ♦ изображение подчинено звуковому решению; ♦ звук подчинен изобразительному решению; ♦ звук усиливается изображением; ♦ изображение усиливается звуком; ♦ звук и изображение порождают новый образ; ♦ звук разрушает изображение. Повествовательный тип сюжетосложения требует сохранения причинно-следственных связей (логическое соподчинение звука и изображения). Если в основе соединения монтажных фраз лежат ассоциации, то они могут быть созданы прямым действием (ассоциации прямого порядка), звуком или изображением (умозрительные и эмоциональные ассоциации). Иначе говоря, ассоциации могут быть вызваны предметами материального мира, душевными переживаниями героя, состоянием его внутреннего мира. Драматурги, режиссеры, композиторы подходят к проблемам синтеза музыки, звука и слова с точки зрения сложного полифонического рисунка, который раскрывает основную тему произведения, помогает развитию сюжета, показывает переживания, внутренний мир персонажей.
Звукозрительная полифония создается при несовпадении во времени длительности изобразительного и звукового рядов. Одна из первых попыток использования внутреннего авторского монолога была предпринята А. Тарковским в фильме «Иваново детство», где монтажный контрапункт стал основным организующим началом. Кроме прямого рассказа о жизни маленького воина Ивана в фильме есть еще одна тема — философская (размышления автора о том, как могло случиться, что детство, счастье Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители § 2. Пластика и звук экранного языка
исковеркано, превращено в «мертвое дерево» (пластический троп в финале — мертвое обугленное дерево как страшный символ сопрягается в нашей памяти с первыми кадрами, когда Иван летит над землей, и деревья все в зелени первой листвы, сопровождают его полет). Гармонический идеал у А. Тарковского всегда в прошлом. У Ивана это оставшиеся в памяти солнечные картины детства, улыбающаяся мать, чистая вода в прозрачном колодце. В «Солярисе» это прошлое Криса, маленький коттедж на берегу озера, зеленая трава, капли дождя, семья за столом на веранде. Человек у А. Тарковского всегда поставлен в независящие от него невыносимые и трагические условия. Он побеждает, но какой ценой? Разберем эпизод «Игра Ивана» из фильма «Иваново детство». Режиссер выражает идею фильма с помощью сопоставления изображения с «неорганизованным» звуком. Информационная роль слова сведена к минимуму, решающую роль приобретает эмоциональная выразительность звука. Иван играет в церкви (даже жестокости войны, личная трагедия героя не смогли до конца убить в нем ребенка), и неожиданно луч его фонарика выхватывает надпись: «Нас 8 человек, каждый не старше 18. Через час нас поведут убивать. Отомстите за нас...» И Иван начинает «слышать» их голоса — не только тех восьми человек, а сотен, тысяч, для которых так же внезапно оборвалась жизнь. Эти голоса становятся громче, они сливаются вместе в один страшный гул, в котором «тонет» Иван. Так звуковая тема начинается раньше перехода от реальности к «видениям», к «снам» и заканчивается позже, объединяя изображения не только словесно, звуково или музыкально, но и выявляя общий смысл, подтекст эпизода. Чаще всего звуковая тема будит у героя ассоциации или, наоборот, пробуждает его от «сна». Особенно изящно выглядят панорамы, которые как бы переходят из одного кадра в другой (капающая вода на стене через панораму становится водой на стенках колодца), логически и эмоционально связывают сознание и подсознание.
Совершенно иначе А. Тарковский выстраивает изображение в фильме «Сталкер». Длительная панорама вызывает тоскливое чувство, она выматывает душу, а персонажи под монотонный скрип вагонетки все дальше и дальше удаляются в «зону». И вдруг неожиданно герои заговорили. Слова, произнесенные с экрана, начинают приобретать значимость. Зритель вслушивается в каждое слово, которое «ложится» на изображение, отошедшее на второй план. Такое управление сознанием и подсознанием служит организую- щим началом, и выразительность пластического кадра всегда связана с «его звучанием» во всех фильмах этого неординарного режиссера. В финале фильма сделана попытка выделить полифоничность звучания каждого ряда: изобразительного, словесного и звукового. Изображение и музыка, ведя каждый свою партитуру, сливаются в контрапунктическом звучании и начинают восприниматься как символ. И финал преображается на глазах: более светлые тона вдруг начинают проявляться, придавая всему показанному на экране более значимое звучание. Одним из редких по своей «оголенности» и последовательности примеров органичного слияния изображения и слова является творчество шведского режиссера Ингмара Бергмана. Для фильма-исповеди (именно так можно охарактеризовать наиболее принципиальные картины режиссера) естественно желание главных героев «выплеснуться» наружу, облегчить свою совесть и освободиться от груза загнанных в подсознание воспоминаний, «грешных» помыслов, невоплощенных деяний. Так же естественно это желание выливается в длительные, иногда затянутые монологи, которые накладываются на крупный план говорящего или слушающего персонажа. Противоречащая на первый взгляд специфике экранного искусства внешняя статика кульминационных эпизодов «Молчания», «Персоны» или «Стыда» может быть принята за театральность. На самом деле И. Бергман строит эпизод на противопоставлении статики пространственных изменений бурной динамике внутренних процессов, материализуя движение мысли, микромира сознания. Его драматургическая концепция требует нового соотношения между словом и изображением и заставляет пластический образ следовать за нюансами мысли. Благодаря точной режиссерской разработке, блестящей игре актеров, справляющихся с задачей «визуализации» мышления в жестких рамках возможностей, предоставляемых длительными крупными планами или сменой нескольких средних и крупных планов, концепция кинематографа И. Бергмана обретает жизнь. Актеры способны зрительно выразить рождение мысли, чувства, потока ассоциаций потому, что режиссер отличается глубоким пониманием проблем современного человека и вкладывает в уста своих персонажей жестокие, но правдивые слова, выражающие суть духовного тупика личности. Вне страстной, одержимой, почти патологической тональ-
Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители § 2. Пластика и звук экранного языка
ности бергмановских монологов эти эпизоды выглядели бы только скверным театром на пленке. Иногда И. Бергман передает функции слова музыке, хотя она лишена строгой детерминированности слова, поэтому идея может и не получить должной ясности воплощения. Однако в фильме «Осенняя соната» шведский режиссер отлично справляется с задачей, музыка позволяет ему внести новые, сообщающие образам многогранность, краски. Эта картина рассказывает историю несложившейся жизни молодой женщины Евы, которая обвиняет во всех своих ошибках и неудачах мать, пианистку, чей эгоизм лишил героиню ласки, домашнего уюта и уверенности в себе. Зритель смотрит на мать — Шарлотту через призму восприятия дочери. Однако эпизод, по ходу которого одну и ту же балладу Шопена исполняют обе женщины, ломает сложившейся стереотип оценки персонажей. Крупные планы Шарлотты, слушающей, как играет Ева, открывают в ней и раскаяние, и нежность, и надежду, и заинтересованность в судьбе дочери, и то глубинное понимание искусства и красоты, которого лишена Ева. В исполнении Евы баллада звучит стандартно, плоско — как технический экзерсис. Игра Шарлотты отмечена внутренней силой, глубиной, теми неповторимыми оттенками, которые рождают лишь подлинный талант и индивидуальность. Драма взаимоотношений матери и дочери получает качественно новое измерение: не может быть во всем виновата мать, в своем злом, мстительном одиночестве повинна и сама Ева. Можно провести некую параллель между «театральностью» фильмов Ингмара Бергмана и Никиты Михалкова. У русского режиссера это полифония различных жанров (начиная от вестерна, кончая мелодрамой и гротеском), и в то же время это фильмы-исповеди. Характерным примером может служить «Неоконченная пьеса для механического пианино», где театральный характер носят мизансцены и манера игры актеров. Платонов (в исполнении А. Калягина) — он и «шутник Миша» и «господин Чацкий», ироничен и смешон одновременно. Словесное действие выявляет сущность героев с их резонерством и мечтательностью, которая приобретает нелепые черты и уродливые формы. Так, в одном эпизоде романтические кадры зеленых кущ, фейерверков, туманов вдруг неожиданно обрываются, и на экране появляется резкий, обнаженный кадр — черно-белое изображение старого ствола дерева. Слова Платонова, обращенные к Софье, начинают звучать с горькой иронией: «Пощадите меня, не разрушайте моей жизни!.. Я верил в долгую счастливую жизнь... Я верил в потом... потом — суп с котом». Здесь «словесный поток», которым так грешат все персонажи, прикрываясь им от настоящих дел, отгораживаясь от жизни, теряя свою значимость, и лишь междометия, отрывочные фразы начинают «срывать одежды» с людей. Именно поэтому таким диссонансом звучит следующий кадр, построенный полностью на пластике: Платонов галопирует вниз по склону холма; он катится, скользит по мокрой траве, ернически напевая дискантом итальянскую арию, которая является лейтмотивом фильма. Герой срывается вниз и в то же время остается среди «своих» — нелепых, раздетых, бредущих (чем-то это шествие напоминает знаменитые «хороводы» Феллини) в предрассветных сумерках под слова утешений недалекой, но доброй и доверчивой Саши: «... и мы увидим жизнь новую, светлую, чистую... и новых прекрасных людей, которые поймут нас и простят»... Фильм оставляет ощущение грусти оттого, что человек одинок (это подчеркивается ритмом и монтажом: длинные статичные планы, неожиданно оборванные, как и реплики, короткими врезками, моментальными «фотографиями» персонажей, когда они остаются один на один с собой), и оттого, что в мелодраме, почти гротеске, звучат умело привнесенные режиссером горько-иронические нотки чеховской прозы. К сожалению, для телеэкрана «тонкая» игра звука и изображения пока недоступна. Так как изображение на телевидении лишено множественности градаций изобразительных и светотональных фактур, оно имеет оттенок камерности показа. А основная мысль передается при помощи диалогов. Эмоциональные и смыс.ловые паузы в этих диалогах воспринимаются как цезуры, ритмические паузы. Слово-действие и действие сопрягаются, что дает постоянное ощущение присутствия персонажа в поле зрения зрителя. Поэтому используется локальное построение мизансцены. На телевизионном экране существуют привычные формы диалогов (в кадре двое, трое выступающих) или так называемый «монтажный диалог», когда в монтажный строй включены высказывания нескольких людей, имеющих различную точку зрения об одной и той же проблеме. При такой форме диалога чем острее поставлена проблема и выявлены диаметрально противоположные позиции, тем насыщеннее драматизм происходящего и динамичнее идет монтажный спор. Для того чтобы у зрителя сложилось ощущение реальности беседы и не было чувства, что люди, участвующие в ней, не соединены в едином пространстве, необходи- Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители § 2. Пластика и звук экранного языка
мо соблюдать определенные монтажные правила «ведения» такого диалога: точное композиционное построение каждого кадра и тем-поритмическое соотношение между относительной длиной кадров. И чем лаконичнее построены ответы, тем более напряженно выглядит диалог. Другим вариантом телевизионного диалога могут быть монолог и его комментарий. При этом также нужно точно соразмерять абсолютные длины кусков: комментарий не должен во много раз превышать монолог, ибо тогда у зрителя возникнут неудовлетворенность и ощущение, что одному из выступающих не давали сказать слова. Монтажный метод построения диалога имеет как положительные, так и отрицательные стороны. По воле режиссера выявляется скрытый подтекст, на первый план выдвигается эмоционально-образная структура. Основную нагрузку несет изобразительный ряд и темпоритм монтажных кусков. Смена крупностей, ракурсная съемка, свето-тональное решение позволяют создать пластический рисунок диалога, выявить психологический настрой героев, а их эмоциональное состояние будет конструироваться. Текст отходит на второй план. Такое «абстрагирование» пространства (оно становится более условным) и времени (сжатие до минимума) позволяет органично вводить музыкальное и шумовое сопровождение. Этот метод часто употребляется для передачи внутреннего монолога (в фильмах «Летят журавли» М. Калатозова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Монолог» И. Авербаха и т.д.). Однако порой пустые многословные диалоги становятся излишне значительными, экспрессивными, они несут в себе заряд, который их же и разрушает. Рассмотрим структурные особенности построения диалогов, их типы, которые наиболее часто употребляются сегодня на телевидении: ♦ статичный диалог без действия, снятый статичной камерой, со статичным расположением актеров, с «видимым» движением, т.е. с помощью движения камеры; ♦ статичный диалог с нейтральным действием, которое является лишь фоном для диалога; ♦ диалог с активным действием, связанным с диалогом. Так как часто основной смысл действия раскрывается в диалоге, монтаж можно осуществить на движении персонажа, подчиняясь пространственным и масштабным изменениям мизансцены. Отдельные реплики могут быть разделены длительными паузами, находиться в середине диалога, поэтому монтаж подчиняется смысловым переходам на новую точку общения. При сложном расчленении диалога, снятого с нескольких точек в разных направлениях, звук становится ведущим фактором: чередование кадров, их длина подчиняются смыслу и ритму произносимых фраз. Здесь необходимо соблюдать некоторые этические правила: персонаж должен произнести фразу в кадре, если он ее начал, находясь в статичном положении. Иначе зритель может подумать, что при монтаже часть фразы была изъята или выступающему не дают говорить. Если говорящий направляется от центра кадра к его краям, фраза может быть закончена за кадром. У зрителей тогда создается иллюзия «выхода» персонажа за пределы кадра. Диалоги по своей форме могут быть «замкнутыми» (персонажи ведут диалог между собой), а зритель является лишь сторонним наблюдателем. Тогда «четвертая стена» позволяет использовать любые монтажные переходы: по фразе, по взгляду, по движению, при помощи врезок, включения в сюжет музыкального сопровождения как лейтмотива. Сегодня все большее значение приобретают «разомкнутые» диалоги, которые откровенно направлены в кинозал (или с экрана телевизора) каждому из зрителей. Для такой формы диалога характерны длинные планы, обращение на камеру, в центре внимания — слово, изображение при этом выполняет второстепенную роль. Временное течение диалога в его последовательности создает ощущение безыскусности, рождения мысли на глазах у зрителя Такие телевизионные приемы, как «разомкнутый» диалог, откровенное «общение», с камерой стали использовать в повествовательном кинематографе; ими часто пользовался С. Герасимов. В фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» Н. Михалкова, в котором основное место занимают статичные общие планы, придающие особую живописность действию, создающие атмосферу «безвременья», диалоги носят открытый характер. Платонов, Софья да и другие персонажи не столько общаются между собой, сколько обращаются к зрителю. Существуют парные диалоги. При таком построении диалога часто используется принцип треугольника, где необходимо соблюдать линию общения. Сцены с парным диалогом обычно единообразны по планировке и малоподвижны — собеседники стоят или сидят друг против друга, иногда идут рядом или едут в машинах. Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители § 2. Пластика и звук экранного языка
Выработался некий канон монтажной разработки таких диалогов, который то в сокращенном, то в расширенном варианте встречается и во многих современных фильмах: в начале сцены идет общий экспозиционный план, затем — средний и расчленение на крупные планы, которые дополняются повторением планов ансамбля, чтобы напомнить зрителю о месте действия, его атмосфере и мизансцене в целом, как она выглядит со стороны, а не с точки зрения самих персонажей, видящих только по отдельности друг друга1. Есть целый ряд моментов, на которые при звукозрительном монтаже необходимо обратить самое пристальное внимание: ♦ если говорящий начал двигаться, движение будет привлекать больше внимания, чем слово; ♦ если после движения один из персонажей заговорил, концентрация внимания будет на слове; ♦ если персонажи движутся на фоне моря, улицы, в машине, необходимо давать интершумы; ♦ если используются два параллельных действия в одном длительном кадре, диалог персонажей, которые находятся в центре, необходимо вынести на первый план, а все остальное должно играть роль интершума; ♦ если музыкальное сопровождение или шумы начинаются раньше изобразительного ряда (в предыдущем эпизоде или кадре), они объединяются в восприятии зрителя как продолжение одного из них. Музыка и шумы, как монологи, диалоги и закадровый комментарий, являются одними из ведущих элементов драматургической структуры. Представим себе фильм, снятый сегодня в немом варианте; каждый кадр будет гиперболизирован в нашем восприятии, так как пауза воспринимается как эмоциональный удар, как прорыв во времени и в пространстве. Традиционное использование музыки (как элемента, который разъединяет или объединяет не только отдельные кадры, но и отдельные сюжетные линии) изменяет эмоциональное звучание, влияет на восприятие темпо-ритма изобразительного ряда, является неотъемлемой частью драматургии фильма или телепередачи. Но наравне с этим существуют жанры, где музыка становится ведущим началом: это рок-опе- ры (телевариант «Сестра Керри»), мюзиклы («Вестсайдская история», «Мелодии старого квартала») и т.д. Когда музыка является органической частью сюжета, а не аттракционом или вставным куском, она может не только иметь функциональное назначение, но и служить символом. Очень интересное замечание по поводу полифонии современного экрана сделал композитор Г. Гладков, написавший музыку для многих кино- и телефильмов: «Под фонограмму снимаются иногда и отдельные эпизоды в обычных, немузыкальных фильмах, чтобы помочь актерам точнее прочувствовать ритм — как динамику, так и внутренний ритм сцены. С помощью шаржирования музыкального ритма режиссер может создать комический эффект, а внезапно оборвав музыку, заставить «звучать» паузу, подчеркнуть трагизм ситуации. В будущем, мне кажется, технический прогресс откроет перед музыкой еще более широкие перспективы. Один из путей развития — дифференциация всех звуковых компонентов: музыки, речи, шумов. Понимаете, что я хочу сказать? Предоставление возможности каждой из «звуковых дорожек» по ходу фильма максимально полно выразить себя. Сейчас в современном фильме и физическое звучание (в смысле силы звука), и смысловое идут более или менее ровно: разговор — шумы — музыка. Но можно ведь сделать такую запись, что или все шумы будут выявлены до предела, от грохота землетрясения до пения маленькой пташки, и это превратится в звукошумовую симфонию; или речь толпы приобретет полифоническое звучание, от отдельных фраз до выкриков; или, представьте, музыка лилась спокойно, выполняя свою служебную роль, — и вдруг словно ворвалась в фильм и выплескивается в полную силу: хор, оркестр — вся мощь и богатство!»1 Современное телевидение, так же как и кинематограф, дает немало примеров, на стыке, слиянии жанров рождается интересное произведение. Так, когда в фильме «Ассоль» (режиссер Б. Степанцев, оператор Б. Кипарисов) изображение и звук в равной степени несут сюжетную и образную нагрузки. У каждого героя есть своя музыкальная тема и цветовая партитура (следует отметить использование красного цвета, его «нарастание» к финальным
1 ФелоновЛ. Современные формы монтажа. М., 1982. С. 156 1 Петров А., Колесникова Н. Диалоги о киномузыке. М.: Искусство, 1982. С. 148. Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — шльки з^км» кадрам становится не только эмоциональным, но и смысловым акцентом), которые либо противопоставляются друг другу (Ассоль и Хин), либо сливаются в сложном полифоническом рисунке (отец и дочь, Ассоль и Артур). * * * Звукозрительность современного экранного языка определяется особенностями пластики и звука, которые формировались по мере эволюции выразительных средств кинематографа. Сегодня кино и телевидение монтажно объединили пластические возможности изображения с эмоциональным и интеллектуальным значением слова. Драматурги, режиссеры и композиторы создают сложный полифонический рисунок, синтезируя музыку и слово. В результате изображение и слово сливаются воедино, помогая наиболее полно раскрыть основную тему произведения, последовательно развивать сюжет, показывать внутренний мир и сложные переживания героев. Из рассмотренных примеров видно, что современный этап развития экранных искусств отличается от периода 1960-1970-х годов, когда основное внимание было направлено на слияние звука и изображения. Сегодня происходит слияние жанров и направлений, а звук и изображение, подчиняясь драматургическому строю и монтажу, остаются ведущими средствами выразительности. Вопросы О Как проходила эволюция выразительных средств кинематографа? © Какова роль диалога на телевизионном экране? В чем заключаются его структурные особенности? © В чем вы видите перспективы полифонии современного экрана? Монтажное построение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|