Изучение исследовательских умений с позиций психолого-педагогических исследований
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Развитие исследовательских умений у детей дошкольного возраста посредством технологии детского экспериментирования 44.02.01 Дошкольное образование
Исполнитель: Бутунина Е. С., Студентка 4ДО группы Руководитель: Устьянцева И. Ю., преподаватель
Камышлов, 2020 Оглавление Введение. 3 1. Изучение исследовательских умений с позиций психолого-педагогических исследований. 5 2. Особенности развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста 7 3. Детское экспериментирование как одно из средств развития исследовательских умений старших дошкольников. 10 4. Способы оценки результатов и процесса развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста посредством технологии детского экспериментирования 14 Заключение. 18 Список литературы.. 20
Введение Развитие познавательно-исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисково-исследовательская деятельность. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. №544н» предъявляет в качестве обязательного требования «Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской); организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская».
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО. Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, к которым относятся: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе». В 1990 году профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. По результатам исследований, проведенных П.Я. Гальпериным и Д.Б. Элькониным, следует, что в ходе экспериментальной деятельности на основе внешних материальных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире. На основе исследований О.В. Дыбиной, Р.М. Чумичевой были обоснованы концептуальные принципы, обеспечивающие эффективность реализации технологии детского экспериментирования: • Принцип, стимулирующий экспериментальную деятельность старшего дошкольника. Стимулирующими факторами является ситуация выбора, проблемность. • Принцип свободы и самостоятельности. Предоставление ребенку самостоятельного определения отношения к среде, самостоятельного исследования, выбора цели и применения результата.
• Принцип активности. Позволяет воссоздавать детям взрослые формы деятельности (эксперимент, опыт). Исследовательский и деятельностный подходы были взяты О.В. Дыбиной за основу при разработке структуры реализации технологии детского экспериментирования. Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С. Л. Рубинштейн, Л. Ф. Тихомирова, А. И. Савенков, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, С. П. Арсенова) обеспечивают детям оптимальные условия для приобретения познавательно – практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом.
Изучение исследовательских умений с позиций психолого-педагогических исследований
Проблема развития исследовательских умений ребенка привлекала внимание ученых с давних времен. Подготовка ребенка к осуществлению исследовательской деятельности, поиск эффективных средств развития исследовательских умений дошкольников становятся важнейшими задачами современного образования и одновременно представляют собой одну из наиболее актуальных проблем в теории, а особенно в практике дошкольного образования. Так, Сократ - философ, педагог впервые обратился к исследуемой проблеме. Он стал автором метода, который впоследствии был назван «сократической беседой». Сущность данного метода состояла в том, что с помощью вопросов, подобранных определенным образом, помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемого предмета. Как отмечает М.Г. Ярошевский, в его методике таились идеи, впоследствии сыгравшие ключевую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли ставилась в зависимости от задачи, создающей препятствие для ее привычного течения. Такой задачей становилась система вопросов, которую обрушивал на собеседника, пробуждая тем самым умственную активность. Во-вторых, эта активность изначально носила характер диалога. Именно эти особенности стали в XX веке главными ориентирами экспериментальной психологии мышления. Платон, ученик Сократа, исследуя познавательные процессы, говорил об ощущении, памяти и мышлении, причем он первый заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дает памяти определение - «отпечаток перстня на воске» - и считает ее одним из важнейших этапов в процессе познания окружающего. Однако он считал память, ощущения пассивным процессом и противопоставлял их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сократ. Развивая идеи Сократа, Платон доказывал, что мышление есть диалог души с собой (говоря современным языком, внутренняя речь).
Однако развернутый во времени и осознанный процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний, так как опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний о предметах. Тем не менее, возможность человеку проникнуть в суть вещей обеспечивает интуитивное мышление, проникновение в глубину души, которая хранит истинные знания. По его мнению, они открываются человеку сразу целиком. М. Г. Ярошевский подчеркивает, что этот мгновенный процесс похож на «инсайт», который позднее будет описан гештальт-психологией. Формирование исследовательских умений на ступени дошкольного детства закладывает основу для развития у ребенка позиции исследователя, «ученого». С.Л. Рубинштейн указывал, что для детей дошкольного возраста абсолютно естественно развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности. А.И.Савенков замечал, что «для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в ―готовом виде. А.И. Савинков под общими исследовательскими умениями понимает умения видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать умозаключения и выводы, работать с текстом, структурировать материал, защищать и доказывать свои идеи.
П.В. Середенко считает, что «исследовательские умения и навыки – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению эмпирических и интеллектуальных действий, которые составляют исследовательскую деятельность и приводят к новому знанию». Таким образом, проведя анализ психолого–педагогической литературы (Н.Е. Веракс, А. Деметроу, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков), мы пришли к выводу, что к исследовательским умениям можно отнести - умения видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, способность выделять различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать умозаключения и выводы, работать с текстом, структурировать материал, защищать и доказывать свои идеи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|