Способы оценки результатов и процесса развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста посредством технологии детского экспериментирования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Современное образование в ДОО невозможно представить без педагогической диагностики контроля и оценки сформированности уровня развития тех или иных умений дошкольников. Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. Оценка результативности технологии детского экспериментирования возможна при отслеживании динамики развития у детей дошкольного возраста исследовательских умений на основе применения диагностических методов и методик. Их выбор осуществляется в соответствии с целью исследовательской деятельности - на основе анализа нормативных документов психолого-педагогической и методической литературы обосновать возможности применения технологии детского экспериментирования как средства развития исследовательских умений детей дошкольного возраста, спланировать опытно-поисковую деятельность исследовательских умений детей дошкольного возраста. Целью диагностической деятельности в процессе опытно-поисковой работы является – выявление и оценка индивидуальных особенностей исследовательских умений старшего дошкольного возраста, результативности технологии детского экспериментирования в процессе развития исследовательских умений дошкольников. Учитывая, что разнообразные методы педагогической диагностики имеют как свои плюсы, так и минусы, планируется их применение в комплексе. Это будет способствовать получению качественных результатов, надежных данных, на основе которых можно делать вывод о исследовательских умениях детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований. Наблюдение является научным методом исследования, который не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины конкретного явления. Мне удалось составить карту наблюдения за проявлением исследовательских умений детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности. Данная карта наблюдения адресована воспитателям детских садов, психологам, для того, чтобы выявить как у ребенка дошкольного возраста развиваются исследовательские умения в процессе экспериментирования. Использовать ее могут специалисты детского сада и воспитатели. Целью карты наблюдения является выявление особенностей исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста к экспериментированию. В соответствии с целью были поставлены задачи: 1) пронаблюдать проявление исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования; 2) заполнить карту наблюдения, выявить показатели личностных исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста; 3) проанализировать и оценить результаты наблюдения, уровень личностных исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Метод беседы - это получение информации основано на вербальной коммуникации исследователя и респондента, на прямом социальном взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода. Можно выделить следующие достоинства метода беседы: исследователь не просто получает информацию, но и учитывая реакцию отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в нужное русло; личный контакт помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию; гибкость этого метода обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углубленному пониманию всего контекста, а также мотивов отдельных ответов респондентов; возможность задавать вопросы в правильной последовательности.
Но также выделяют и ряд недостатков метода беседы: требует большое количество времени; при отсутствии техники влияния на собеседника, есть вероятность «закрытия» собеседника; необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы. 1.Диагностика для выявления уровня сформированности исследовательских умений (старший дошкольный возраст) (Подготовила: Казначеева Г.Н.). Цель: проверить уровень сформированности умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы, предположения. Задачи: проверить уровень сформированности умения видеть проблему; проверить уровень сформированности умения задавать вопросы; проверить умение рассуждать, описывать явления, процессы и обобщать. 2. Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова). Цель: исследование предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка. Инструкция: детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (материалы подбираются в соответствии с требованиями программы «Детство» по возрастным группам). Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора: «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему познакомиться. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз. Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй – два балла, за третий – один балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу. 3. Методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова). Цель: исследование предпочитаемого вида деятельности, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях детей. Инструкция: ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно дается три выбора. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1. игровая; 2. чтение книг; 3. детское экспериментирование; 4. труд в уголке природы; 5. изобразительная деятельность; 6. конструирование из разных материалов. Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй – два балла, за третий – один балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу. 4. Дидактическая проективная методика «Сахар». Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (представления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы. Инструкция: детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако, в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?». Вопросы: - Кто взял сахар? - Куда делся сахар? - А как проверить, был ли в чае сахар? Далее проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты экспресс - диагностики фиксируются в таблице. Таким образом, по итогам наблюдений за выделенными показателями, на основе детского экспериментирования, направленного на развитие исследовательских умений, работы с родителями составляется самоанализ, сопоставляются результаты первичной и вторичной диагностики и делается вывод состоятельности гипотезы.
Заключение
В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме развитие исследовательских умений у детей дошкольного возраста. Мы пришли к выводу, что формирования исследовательских умений - это умения видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, способность выделять различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать умозаключения и выводы, работать с текстом, структурировать материал, защищать и доказывать свои идеи.
Также мы рассмотрели особенности развития исследовательских умений детей дошкольного возраста и пришли к выводу, что познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. [6, c.7] В современных технологиях Н. А. Рыжовой, А. И. Савенкова, А. И. Ивановой данная деятельность организуется в старшем дошкольном возрасте в виде экспериментирования или вербального исследования. В ходе работы было изучено детское экспериментирование, как средство развития исследовательских умений, мы выяснили, что одним из средств развития исследовательских умений является детское экспериментирование. Оно позволяет дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи дошкольника. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда различных приемов и операций, которые рассматриваются как исследовательские умения. Благодаря четко составленному плану опытно-поисковой работы по развитию исследовательских умений дошкольников посредством детского экспериментирования, четко выделенным этапам работы, станет возможным реализовать все поставленные цели и задачи, а также доказательство выдвинутой гипотезы. Благодаря выявленным способам оценки результативности, по итогам наблюдений за выделенными показателями, на основе детского экспериментирования, направленного на развитие исследовательских умений, работы с родителями составляется самоанализ, сопоставляются результаты первичной и вторичной диагностики и делается вывод состоятельности гипотезы.
Список литературы 1. Веракса Н.Е. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников/Н.Е Веракса, О.Р Галимов. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ. 2. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом.ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с. 3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2003. 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 2004. 5. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. − Волгоград: Перемена, 1995. 6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. №544н» 7. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания— Ярославль: Академия развития, 2002 8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – СПб.: Дом Фѐдорова, 2010. – 136 с. 9. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с. 10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования и науки Российской Федерации. 11. Хаярова А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира/ А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика.- № 10. - 2012.- С. 12-16. 12. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985. 13. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников. Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2013 14. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно – исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО/ Т.А. Аксенова // Молодой ученый. –2016. –№12.6. – С. 1- 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|