Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа студентов




Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочного отделения

Дисциплины

 

 Концепции современного естествознания

__________________________________________________________

(наименование дисциплины)

 

(индекс по ГОС ВПО и/или рабочему учебному плану)

 

Специальность (код)     080105          - «Финансы и кредит»

 (наименование специальности)

 

Специализация __________________________экономист__________________________________

                                                               (наименование специализации)

 

 

Вологда

2007


 

Методические рекомендации составлены на основе требований Государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности ________________________________________________

                       

(080105______ _....) ________Финансы и кредит_______

                                              (код старый) (код новый по ОКСО)                 (наименование специальности)

                                                                                      

 

«______» № 180 эк/сп от 17.03.2000г.

                                                                                    номер ГОСТа и дата утверждения)

 

(наименование специальности)

 

И в соответствии с рабочим учебным планом специальности

 

__________          (080105)                финансы и кредит

(код старый)                         (код новый по ОКСО)

 

Утвержденным ректором СПбГИЭУ                          «____» ______________200___г.

                                                                                                               (дата утверждения)

                                                                                                                         (наименование специальности)

 

 

Составил: преподаватель Шарова О.С.

 (ученая степень, должность) (ученая степень, должность)

 

ОБСУЖДЕНО

На заседании кафедры __________________________

 

 

(наименование кафедры)

 

«____» ________________200___г., протокол № ______

         (дата)

 

ОДОБРЕНО: научно-методическим советом

 

 

(наименование совета)

 

«_____» __________200 г., протокол № (дата)

 

 

Цели и задачи дисциплины

      

Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к общему математическому и естественно-научному циклу и обеспечивает логическую взаимосвязь и имеет своей целью: рассмотрение новых направлений в науке, ко­торые определяют дальнейшее развитие не только естественно-научных дисциплин, но и экономики и социологии.

 

Задачи дисциплины:

1)образовательная: студенты должны получить знания в изучении концепций наук:

-во взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;

-в специфике живого, принципах эволюции воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;

-в иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

-в биологическом многообразии, его роли в сохранении устройства биосферы и принципах систематики;

-в физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

-во взаимодействии организма и среды, сообществ организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования.

-о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой
культуры.

2)воспитательная: на основе полученных знаний студентам необходимо уметь высказывать свою точку зрения, видеть актуальность научных проблем в современном мире.

3)развивающая: посредством дискуссий у учащихся должно сформироваться свое миропонимание, мировоззрение должно с этапа обыденного перейти в разряд теоретического, научного, изучение курса способствует развитию мыслительных процессов, способствовать формированию целостной и логически последо­вательной системы взглядов на научные проблемы.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

· Знать:

-- основные понятия естественных наук,

-- основных деятелей и их вклад в развитие научных направлений,

-- иметь представление о различных научных картинах мира.

· Уметь:

применять полученные знания на практических занятиях и в обыденной жизни, уметь ставить проблемы, отвечать на поставленные вопросы, участвовать в дискуссии.

· Демонстрировать способность и готовность:

к самообразованию, повышению уровня своей эрудиции, проявлению стремления к коллективизму, совершенствованию нравственных и моральных ценностей.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 34 лекционных и 17 практических часов, 39 часов на самостоятельную работу.

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Номер темы  

Из них

 

 

 
   

лекции

практические

Самостоятельная работа

 

 

занятия.

 

Тема 1. Естественная и гуманитарная культура

2

-

4

Тема 2. Панорама современного естествознания

2

1

3

Тема 3. Порядок и беспорядок в природе

2

-

2

Тема 4. Пространства, время, принципы относительности

2

2

2

Тема 5. Принцип симметрии. Законы сохранения

2

2

2

Тема 6. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие

2

2

2

Тема 7. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности и дополнительности

2

2

2

Тема 8. Динамические и статические закономерности в природе

2

2

2

Тема 9. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах

2

2

2

Тема 10. Химические системы

6

2

2

Темп 11. Особенности биологического уровня организации материи

6

1

2

Тема 12. Самоорганизация в живой и неживой природе

4

1

6

Итого:

34

17

39

               

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Естественная и гуманитарная культура.

Научный метод. Основные вехи. История естествознания. Проблема двух культур: от конфронтации к сотрудничеству. Развитие личности и потребность в гармонии. Специфика естественно-научного метода. Этапы развития естественного мышления: Аристотель, Коперник, Лаплас, Планк, Ньютон и Дарвин.

Тема 2. Панорама современного естествознания.

Тенденции и развитие. Корпускулярные и континуальные концепции описания природы. Рождение новой эволюцию синергетической парадигмы науки. От мифов античности к стандартной модели элементарных частиц. Теория суперобъединения фундаментальных взаимодействий.

Тема 3. Порядок и беспорядок в природе.

Хаос и упорядоченность. Меры хаоса. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мегамиры.

 

Тема 4. Пространства, время, принципы относительности.

Преобразование Галилея и Лоренца. Пространство - время в общей теории относительности. Переход к целостному описанию материи и пространства - времени. Фрактальные объекты природы.

Тема 5. Принцип симметрии. Законы сохранения.

Понятие _ симметрии и его роль в естественной и гуманитарной культуре. Симметрии в классической и современной физики. Механические энергии, импульс и момент импульса как меры движения. Однородность и изотропия пространства - времени.

Тема 6. Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие.

Модель сплошной среды (континуума). Сплошная среда и упругие волны. Звук. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Интерференция, дифракция, поляризация.

Тема 7. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности и дополнительности.

Непрерывно - дискретный мир квантовой физики. Недостаточность классического описания природы. Квантование физических величин и суперпозиция состояний. Физические величины, состояния, средние значения. Квантовые переходы и излучение.

Тема 8. Динамические и статические закономерности в природе.

Вероятность, как атрибут сложных систем. Понятие ансамбля в естественных и гуманитарных науках. Равновесные и неравновесные состояния.

 

Тема 9. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах.

Принципы возрастания энтропии.Необратимость времена - неустранимое свойство реальности. Принципы максимума энтропии. Проблема "тепловой смерти" Вселенной.

Тема 10. Химические системы.

Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ. Химическая связь, реакции, химическая кинетика. Хаос и порядок в химии. Достижения и проблемы современной химии.

Тема 11. Особенности биологического уровня организации материи.

Принципы эволюции, воспроизводства и развитие живых систем. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Человек: биосфера и космические циклы.

Тема 12. Самоорганизация в живой и неживой природе.

Нелинейная динамика вдали от равновесия и моделирование сложного. Выбор, неустойчивость движения и бифуркации (ветвление). Самоорганизация как принцип подчинения параметрам порядка.

           

Самостоятельная работа студентов

       Цель

В процессе изучения дисциплины используются такие формы занятий, как лекции и семинарские занятия. На лекциях излагаются сложные теоретические проблемы, раскрываются закономерности, принципы, научные термины. Семинарские занятия позволят студентам расширить и упрочить знания предмета; научиться дискутировать, анализировать теоретические исследования, формулировать выводы, отстаивать и аргументировать свою позицию, убеждать оппонента и т.д. Важнейшей формой контроля, за освоением материала дисциплины студентами являются выступления с докладами и сообщениями на семинарских занятиях, написание рефератов.

Изучение курса предполагает значительный объем само­стоятельной работы студентов. Прежде всего, при подготовке к практическим занятиям рекомендуется тщательная проработка конспектов лекций с привлечением учебной литературы.

 

       5.1 Темы рефератов

1. Методы научного познания в естествознании.

2. Структура науки естествознания, специфика изучения проблем.

3. Естественнонаучное и мировоззренческое значение физики.

4. Роль математики в современном естествознании. Основные элементарные частицы.

5. Структура атома и молекулы.

6. Структура звезды.

7. Дотеоретический этап в развитии естествознания.

8. Античный этап в развитии естествознания.                                                                  ..

9. Классическая (механистическая) естественнонаучная картина мира.

10. Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной.

11. Происхождение, развитие и многообразие звезд во Вселенной.

12. Происхождение и эволюция Солнечной системы.

13. Планеты Солнечной системы.

14. Вселенная, жизнь, разум: проблемы поиска и изучения внеземной жизни и цивилизаций.

15. Гипотезы к теории происхождения жизни на Земле.

16. Теория эволюции органического мира

17. История открытия, значение для Земли и роль процесса фотосинтеза.

18. Ритмы в природе.

19. Основные понятия и результаты кибернетики.

20. Наука геронтология: предмет, задачи и достижения.

21. Наследственность и здоровье человека

22. Место и роль генетики в современном естествознании.

23. Социально-этические проблемы Генной инженерии.

24. Главные отличия живой материи.

25. Понятие эволюции в биологии.

26. Природа химических связей.

27. Типы химических связей.

28. Поведение животных и основные достижения этологии.

29. Теории эмоций: история формирования и современные представления.

30. Развитие человеческих общностей и теория этногенеза Л. Н.Гумилева.

31. Л.И.Мечников о роли рек в истории цивилизаций.

32. Концепция периодичности всемирно-исторического процесса А. Л.Чижевского.

33. Сущность и естественнонаучное обоснование базовых концепций геополитики.

34. Значение географии в современном мире. Основные понятия и результаты кибернетики.

35. Синергетика и ее значение для современной науки.

36. Концепция ноосферы и ее научный статус.

 

5.2 На заключительном этапе подготовки к экзамену студентам будет предложено ответить на контрольные вопросы

 

1. Что такое естественнонаучный эксперимент?

2. Основные законы логики.

3. Чем отличаются гуманитарные науки от естественных наук?

4. Определение физической величины?

5. Определение второго закона Ньютона.

6. Определение полной механической энергии.

7. Закон сохранения полной механической энергии.

8. Закон сохранения суммы импульсов тел.

9. Что такое физическое поле?

10. Опыт Кулона и определение электрического поля.

11. Что такое система?

12. Что такое вероятность?

13. Что такое внутренняя энергия?

14. Почему спектр черного тела приводит к квантовой гипотезе?

15. Почему интерференционная картина прохождения электронов приводит к волновой концепции?

16. Природа химических связей.

17. Типы химических связей.

18. Главные отличия живой материи.

19. Понятие эволюции в биологии.

20. Основные элементарные частицы.

21. Структура атома и молекулы.

22. Структура звезды.

23. Второй закон термодинамики.

24. Что такое бифуркация?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...