Методические указания к выполнению контрольной работы
Подготовка работы включает несколько этапов: подготовительный, написание текста работы, ее оформление. Наиболее трудоемкий из них - подготовительный этап, в котором необходимо после определения темы контрольной работы составить библиографию, собрать материал, уточнить план работы с преподавателем. Выполнение этих последовательных этапов позволит студенту осуществить главную задачу - самостоятельно подготовить контрольную работу на высоком научно-методологическом уровне и при необходимости - защитить ее. Наиболее сложным и ответственным является подготовительный этап. Он предполагает: выбор темы, составление библиографии, поиск и сбор материалов, составление плана. Рекомендуется выбирать после консультаций с преподавателем определенный ракурс исследования темы контрольной работы, который вызывают наибольший интерес, при этом необходимо ориентироваться на последние публикации в академических научных журналах, литературу, имеющуюся в распоряжении студента. После определения особенностей проблематики темы следует приступить к составлению библиографии, т.е. подробного перечня литературы по проблеме своего исследования. Наличие многообразной литературы по той или иной проблеме требует от студента умения ориентироваться в мире книг. К изданиям библиографического характера относятся: "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", которые находятся в библиотеке. Консультации по правилам пользования такой справочной литературой можно получить у библиотекаря или дежурного библиотекаря. Вся выявленная литература выписывается на специальные библиографические карточки, куда заносятся фамилия и инициалы автора, подробное название книги, включая подзаголовок, если он имеется, место издания, год выпуска и количество страниц в книге. Картотеку можно составить при помощи компьютера, что облегчит обработку подобранной литературы и источников. Эти сведения являются паспортными данными книги и уже в какой-то степени позволяют составить самое общее представление о ее содержании.
Самостоятельная работа над литературой. Самостоятельная работа над документами, публикациями результатов исследований и другой научной литературой требует выработки определенных навыков и умения работать с книгой, которые могут быть выработаны только при условии непосредственной работы с источником или литературой. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от того, какую цель ставит читатель. Основная же цель изучения студентом литературы состоит, прежде всего, в усвоении содержания работы, выделении основных ее положений и умении кратко сформулировать выводы. После выявления необходимой литературы переходите к непосредственному сбору материала по избранной теме. Самостоятельная работа по изучению литературы должна включать несколько этапов: 1. Предварительное общее ознакомление с произведением. На данном этапе необходимо ознакомиться с выходными данными книги, ее основные разделами (содержанием). 2. Работа над изучением текста. После общего знакомства с книгой, статьей необходимо приступить к осмысленному чтению. Оно может быть сплошным или выборочным. По мере прочтения обязательно нужно делать пометки, записать важную мысль автора, обратить внимание на главные моменты работы. Чтение должно быть внимательным и не очень медленным с тем, чтобы сосредоточиться не на процессе чтения, а на понимании и запоминании сущности изложения. При этом необходимо обращать внимание на логику и аргументацию автора, а также на его выводы.
3. Повторное чтение отдельных абзацев, разделов, глав книги. Такое чтение необходимо в том случае, если не удается глубоко вникнуть в содержание произведения, четко определить его структурные части, а также уяснить непонятные мысли автора. Самостоятельная работа будет более успешной, если проявлять целеустремленность и активность в поиске, а также систематичность и последовательность в овладении практическими навыками изучения про изведения. В процессе чтения можно использовать любые формы записи (подробный или краткий конспект, тезисы, выписки), при этом обязательно выделяйте главные положения книги, статьи. Не забывайте указывать выходные данные книги (фамилия и инициалы автора, название произведения, место и год издания), или статьи(фамилия и инициалы автора, название статьи, где и когда она была напечатана). Пометки, конспектирование можно выполнять как от руки, так и при помощи набора текста конспекта на компьютере. Следует иметь в виду, что сканирование текста, а затем его обработка менее эффективна для осознанного усвоения учебного и научного материала, чем собственноручное написание текста или его набор на клавиатуре.
Порядок определения темы контрольной работы Определение темы контрольной работы. В ходе изучения дисциплины студент-заочник выполняет одну контрольную работу. Номер темы контрольной работы определяется студентом следующим образом:
Перечень контрольных заданий по дисциплине Контрольная работа №1 1. Методы научного познания в естествознании. 2. Естествознание. Структура науки, ее особенности и отличия от других паук. 3. Дотеоретитический этап в развитии естествознания (мифологические воззрения, древние цивилизации)
4. Античный этап в развитии естествознания. .. 5. Классическая (механистическая) естественнонаучная картина мира 6. Современные представления о пространстве и времени. 7. Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной. 8. Происхождение, развитие и многообразие звезд во Вселенной. 9. Происхождение и эволюция Солнечной системы. 10. Планеты Солнечной системы. 11. Атмосфера и гидросфера Земли, их значение в жизни человечества. 12. Оптические явления в атмосфере. 13. История формирования и перспективы изменения климата Земли. 14. Великие ледниковые периоды в истории Земли. 15. Гипотезы к теории происхождения жизни на Земле. 16. Теория эволюции органического мира 17. История открытия, значение для Земли и роль процесса фотосинтеза. 18. Ритмы в природе. 19. Учение о биосфере В. И. Вернадского. 20. Происхождение и. эволюция вида Homo Sapiens. 21. Биоритмы в жизни человека 22.Поведение животных и основные достижения этологии. 23. Теории эмоций: история формирования и современные представления. 24. Наука геронтология: предмет, задачи и достижения. 25. Наследственность и здоровье человека 26.Место и роль генетики в современном естествознании. 27. Социально-этические проблемы Генной инженерии. 28. Развитие человеческих общностей и теория этногенеза Л. Н. Гумилева 29. Л.И.Мечников о роли рек в истории цивилизаций. 30. Концепция периодичности всемирно-исторического процесса А.Л.Чижевского 31. Сущность и естественнонаучное обоснование базовых концепций геополитики. 32. Вселенная, жизнь, разум: проблемы поиска и изучения внеземной жизни и цивилизаций. 33. Значение географии в современном мире. 34. Естественнонаучное и мировоззренческое значение физики. 35. Роль математики в современном естествознании. 36. Естественнонаучное и практическое значение химии.
37. Естественнонаучное, мировоззренческое и практическое значение биологии. 38. Основные понятия и результаты кибернетики. 39. Синергетика и ее значение для современной науки. 40. Концепция ноосферы и ее научный статус.
Контрольная работа №2
Выполняется как биографический очерк о жизни ученого – естествоиспытателя с изложением его научных идей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|