Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы налогообложения в Российской Федерации




В ст.3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ формулируются отдельные принципы установления налогов и сборов. Нормы данной статьи имеют существенное значение для системы правового регулирования обложения налогами и сборами, однако подавляющее большинство положений статьи носит декларативный характер или сформулировано излишне кратко[7]. Важнейшие из основных принципов налогообложения отражены в НК РФ следующим образом:

- определённость налога: согласно п.6 ст.3 и ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения;

- справедливость налогообложения (согласно п.3 ст.3 НК РФ): необходимость для налогов иметь экономическое обоснование и недопустимость применения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;

- запрет на применение налогов, не основанных на законе. Согласно п.5 ст.3 и ст.12 НК РФ не допускается введение налогов, не предусмотренных Кодексом;

- запрет налоговой дискриминации. Согласно п.2 ст.3 НК РФ не допускается дискриминации при налогообложении исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрещается также дифференциация налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (последнее не распространяется на ставки ввозных таможенных пошлин).[8]

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в фе­деральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сбо­ров в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (без­действия) и их должностных лиц.[9]

Однако соблюдению принципов налогообложения не уделяется должного внимания – как при формировании налогового законодательства, так и при проведении налоговой политики. Так, хотя принцип справедливости декларируются в Налоговом Кодексе РФ как «всеобщность и равенство налогообложения»[10], конкретные определения этих понятий отсутствуют; предполагается, что любой налог, введённый в соответствии с НК РФ как по ставкам, так и по режимам обложения, является экономически и социально обоснованным, справедливым и приемлемым для налогоплательщиков.

Аналогичным образом не определены минимальные финансовые обстоятельства (минимальный прожиточный доход), при которых для налогоплательщика не возникает обязанности платить налоги. В НК РФ также не содержится прямого запрета на экономическое двойное налогообложение; юридическое двойное налогообложение доходов физических лиц в отношениях с зарубежными странами считается законным и обоснованным может быть исключено только по условиям заключённых в России международных договоров.[11] Не отражены в НК РФ и ограничения на обложение факторов труда (согласно нормам соответствующих режимов налогообложения именно факторы труда несут на себе основное налоговое бремя) и требование стабильности налогового законодательства.

 

 

Глава 2. Экономические условия введения новой налоговой

                                    системы в России

     2.1. Причины реформирования налоговой системы

Прежде чем начать анализировать основные причины финансового кризиса, возникшего в России к началу 1990-х годов и оценивать экономическую целесообразность новой налоговой системы, введённой в России с 1 января 1992 года, следует обратиться к истории налогообложения в России и СССР. В Советском Союзе налоги в целом в идеологическом смысле рассматривались как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, «поскольку чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству». Однако появление во второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала, «совместных» и др.), разрушение прежних идеологических установок и постепенное изменение экономическое строя общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как форме дополнительной эксплуатации трудящихся», и с 1 января 1991 г. Был введён в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций».[12] Принятию закона предшествовала длительная дискуссия о целесообразности введения «ступенчатой» или «плоской» шкалы ставок налога на прибыль, в ходе которой был преодолён соблазн использовать американскую ступенчатую систему налогообложения (такая система была принята, к примеру, в Эстонии, но от неё быстро отказались).[13]

Таким образом, основой налогообложения предприятий с 1991 года стал налог на прибыль. Максимальная ставка налога составляла 45%, из которых 22% направлялись в союзный бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и мест­ные бюджеты, вносились как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и природные ресурсы. Общая сумма платежей (за исключением плате­жей за природные ресурсы, входящих в себестоимость продукции) не должна была превышать 23% облагаемой прибыли. В случае превышения предельного нормативного уровня рентабельности на прибыль, соответствующую этому пре­вышению, устанавливались повышенные ставки обложения.

Для отдельных плательщиков были установлены другие размеры ставок. Для государственных специализированных и коммерческих банков — 55%; для со­вместных предприятий при доле иностранного участника в уставном фонде бо­лее 30% ставка налога на прибыль составляла 30%. Прибыль иностранных юри­дических лиц от деятельности в СССР подлежала обложению также по ставке 30%. Стимулирование развития отдельных предприятий и отраслей, использова­ние прибыли на цели расширения производства осуществлялись через систему льгот по налогу на прибыль[14].

Налог на экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внут­ренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой стоимости товаров или в виде разницы между ценами.

Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегулировании пропорций между накоплением и потреблением на предприя­тиях. Обложению подлежало превышение средств, направляемых на потребле­ние, по сравнению с необлагаемым минимумом. Необлагаемый размер исчислял­ся путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффи­циента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода.

Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им акций, облигаций, других ценных бумаг и от долевого уча­стия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15%.

Таким образом, Россия «в наследство от СССР» получила определенный, до­вольно противоречивый, но «задел» для создания собственной налоговой си­стемы. Важно, что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная ар­мия предпринимателей, бухгалтеров и финансистов.[15]

Введение Закона «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути дела совпало с процессом распада СССР. Налоговая база резко сокращалась, возрастало количество убыточных предприятий, разрывались сложившиеся хо­зяйственные связи. Отказ от перечислений налогов республиками, входившими в состав СССР, обескровил союзный бюджет, выпадающие доходы при неизмен­ных расходах покрывались за счет «печатного станка», что привело к быстрому росту инфляции.

По расчетам специалистов, общая масса денег по состоянию на декабрь 1991 г. была настолько велика, что при действующих тогда ценах (при курсе 1 руб.=$0,7) для удовлетворения выраженного в рублях «платежеспособного спроса» населения СССР не хватило бы запасов товаров всего мира. Это и предопре­делило необходимость установления свободного рыночного ценообразования на подавляющую массу продукции, товаров и услуг с 1 января 1992 года.[16] В таблице 2 приведены не­которые статистические данные, характеризующие динамику экономики Рос­сийской Федерации в 1990-1993 года.

                                                                                                        

 

Таблица 2

Динамика некоторых экономических показателей в Российской Федерации

                                 в 1990-1993 гг., млрд. руб.[17]

 

Экономический показатель 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г.
Денежная эмиссия - 89,3 1513,0 10904,8
Доходы бюджета РФ 159,5 310 5327,6 49730
Расходы бюджета РФ 154 347,8 5969,5 57674
Превышение доходов над расходами (+), расходов над доходами (-) +8,5 -37,6 -641,9 -7943,6
Дефицит бюджета, % к доходам - 12,1 12,0 15,8
Сводный индекс цен на товары (к предыдущему году), % - 2,6 26,1 9,4
Индекс объема промышленной продукции (1989 г.—100%),% 99,9 91,9 75,4 64,8

 

Следует отметить, что в течение длительного периода государственный бюд­жет СССР практически (по официальным данным) не имел дефицита. Однако, начиная с конца 1980-х гг., дефицит стал стремительно расти. Несколько упро­щенно, для краткости — без соответствующих статистических выкладок, можно назвать следующие причины финансового кризиса СССР, выразившегося преж­де всего в неуправляемой инфляции 1991г.:

1) резкое возрастание оборонных расходов в связи с войной (и ее последствия­ми) в Афганистане;

2) бездумная антиалкогольная кампания середины 1980-х гг. обусловила со­кращение налоговых доходов более чем на 30%;

3) чернобыльская катастрофа и ликвидация ее последствий;

4) перевод ряда республик (прибалтийских) на одноканальный взнос налога в союзный бюджет;

5) падение собираемости налогов[18].

Все это в значительной степени предопределило распад СССР, а перед прави­тельством России встала сложнейшая задача — в кратчайший срок сформировать самостоятельную новую налоговую систему страны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...