Основные принципы налогообложения в Российской Федерации
Стр 1 из 5Следующая ⇒ В ст.3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ формулируются отдельные принципы установления налогов и сборов. Нормы данной статьи имеют существенное значение для системы правового регулирования обложения налогами и сборами, однако подавляющее большинство положений статьи носит декларативный характер или сформулировано излишне кратко[7]. Важнейшие из основных принципов налогообложения отражены в НК РФ следующим образом: - определённость налога: согласно п.6 ст.3 и ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения; - справедливость налогообложения (согласно п.3 ст.3 НК РФ): необходимость для налогов иметь экономическое обоснование и недопустимость применения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав; - запрет на применение налогов, не основанных на законе. Согласно п.5 ст.3 и ст.12 НК РФ не допускается введение налогов, не предусмотренных Кодексом; - запрет налоговой дискриминации. Согласно п.2 ст.3 НК РФ не допускается дискриминации при налогообложении исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрещается также дифференциация налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (последнее не распространяется на ставки ввозных таможенных пошлин).[8] НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.[9] Однако соблюдению принципов налогообложения не уделяется должного внимания – как при формировании налогового законодательства, так и при проведении налоговой политики. Так, хотя принцип справедливости декларируются в Налоговом Кодексе РФ как «всеобщность и равенство налогообложения»[10], конкретные определения этих понятий отсутствуют; предполагается, что любой налог, введённый в соответствии с НК РФ как по ставкам, так и по режимам обложения, является экономически и социально обоснованным, справедливым и приемлемым для налогоплательщиков. Аналогичным образом не определены минимальные финансовые обстоятельства (минимальный прожиточный доход), при которых для налогоплательщика не возникает обязанности платить налоги. В НК РФ также не содержится прямого запрета на экономическое двойное налогообложение; юридическое двойное налогообложение доходов физических лиц в отношениях с зарубежными странами считается законным и обоснованным может быть исключено только по условиям заключённых в России международных договоров.[11] Не отражены в НК РФ и ограничения на обложение факторов труда (согласно нормам соответствующих режимов налогообложения именно факторы труда несут на себе основное налоговое бремя) и требование стабильности налогового законодательства.
Глава 2. Экономические условия введения новой налоговой системы в России 2.1. Причины реформирования налоговой системы Прежде чем начать анализировать основные причины финансового кризиса, возникшего в России к началу 1990-х годов и оценивать экономическую целесообразность новой налоговой системы, введённой в России с 1 января 1992 года, следует обратиться к истории налогообложения в России и СССР. В Советском Союзе налоги в целом в идеологическом смысле рассматривались как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, «поскольку чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству». Однако появление во второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала, «совместных» и др.), разрушение прежних идеологических установок и постепенное изменение экономическое строя общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как форме дополнительной эксплуатации трудящихся», и с 1 января 1991 г. Был введён в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций».[12] Принятию закона предшествовала длительная дискуссия о целесообразности введения «ступенчатой» или «плоской» шкалы ставок налога на прибыль, в ходе которой был преодолён соблазн использовать американскую ступенчатую систему налогообложения (такая система была принята, к примеру, в Эстонии, но от неё быстро отказались).[13] Таким образом, основой налогообложения предприятий с 1991 года стал налог на прибыль. Максимальная ставка налога составляла 45%, из которых 22% направлялись в союзный бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и местные бюджеты, вносились как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и природные ресурсы. Общая сумма платежей (за исключением платежей за природные ресурсы, входящих в себестоимость продукции) не должна была превышать 23% облагаемой прибыли. В случае превышения предельного нормативного уровня рентабельности на прибыль, соответствующую этому превышению, устанавливались повышенные ставки обложения.
Для отдельных плательщиков были установлены другие размеры ставок. Для государственных специализированных и коммерческих банков — 55%; для совместных предприятий при доле иностранного участника в уставном фонде более 30% ставка налога на прибыль составляла 30%. Прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР подлежала обложению также по ставке 30%. Стимулирование развития отдельных предприятий и отраслей, использование прибыли на цели расширения производства осуществлялись через систему льгот по налогу на прибыль[14]. Налог на экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой стоимости товаров или в виде разницы между ценами. Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегулировании пропорций между накоплением и потреблением на предприятиях. Обложению подлежало превышение средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым минимумом. Необлагаемый размер исчислялся путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода. Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им акций, облигаций, других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15%. Таким образом, Россия «в наследство от СССР» получила определенный, довольно противоречивый, но «задел» для создания собственной налоговой системы. Важно, что к налогообложению прибыли стала привыкать огромная армия предпринимателей, бухгалтеров и финансистов.[15]
Введение Закона «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути дела совпало с процессом распада СССР. Налоговая база резко сокращалась, возрастало количество убыточных предприятий, разрывались сложившиеся хозяйственные связи. Отказ от перечислений налогов республиками, входившими в состав СССР, обескровил союзный бюджет, выпадающие доходы при неизменных расходах покрывались за счет «печатного станка», что привело к быстрому росту инфляции. По расчетам специалистов, общая масса денег по состоянию на декабрь 1991 г. была настолько велика, что при действующих тогда ценах (при курсе 1 руб.=$0,7) для удовлетворения выраженного в рублях «платежеспособного спроса» населения СССР не хватило бы запасов товаров всего мира. Это и предопределило необходимость установления свободного рыночного ценообразования на подавляющую массу продукции, товаров и услуг с 1 января 1992 года.[16] В таблице 2 приведены некоторые статистические данные, характеризующие динамику экономики Российской Федерации в 1990-1993 года.
Таблица 2 Динамика некоторых экономических показателей в Российской Федерации в 1990-1993 гг., млрд. руб.[17]
Следует отметить, что в течение длительного периода государственный бюджет СССР практически (по официальным данным) не имел дефицита. Однако, начиная с конца 1980-х гг., дефицит стал стремительно расти. Несколько упрощенно, для краткости — без соответствующих статистических выкладок, можно назвать следующие причины финансового кризиса СССР, выразившегося прежде всего в неуправляемой инфляции 1991г.: 1) резкое возрастание оборонных расходов в связи с войной (и ее последствиями) в Афганистане; 2) бездумная антиалкогольная кампания середины 1980-х гг. обусловила сокращение налоговых доходов более чем на 30%; 3) чернобыльская катастрофа и ликвидация ее последствий; 4) перевод ряда республик (прибалтийских) на одноканальный взнос налога в союзный бюджет; 5) падение собираемости налогов[18]. Все это в значительной степени предопределило распад СССР, а перед правительством России встала сложнейшая задача — в кратчайший срок сформировать самостоятельную новую налоговую систему страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|