Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Алгоритмы выполнения заданий части 3 (С) – 14 часов.

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………….. ……………………………..3

2. Содержание учебной программы……………………… ……………………….….5

3. Требования к уровню подготовки обучающихся…… …………….……………...7

4. Система оценивания…………..………………………..............................................8

5. Формы контроля…………………………………………………………….……….8

6. Учебно-методическое обеспечение ………………………………………….….... 9

7. Список литературы для преподавателя…………………………………….……..10

8. Список литературы для обучающихся.………………………………………….. 12

9. Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету……….13

Пояснительная записка

Программа спецкурса предназначена для обучающихся 11 классов, мотивированных на сдачу ЕГЭ по обществознанию и рассчитана на 56 часов. Необходимость разработки данной программы обусловлена социальным запросом со стороны обучающихся в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе и написании обществоведческого эссе.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.

Анализ типичных ошибок учащихся на экзамене за прошедшие годы позволил выделить ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.

Цель курса: совершенствование подготовки обучающихся по обществознанию для сдачи предмета в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

ü Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения.

ü Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.

ü Создать условия для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию.

ü Формировать умения и навыки поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.

ü Формировать позитивное отношение к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

 

Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа выпускников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги. В программе представлено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий.

Ключевые содержательные позиции каждой линии предполагается рассмотреть на обзорной лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Предполагается использование мультимедийного оборудования.

Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

Программа предусматривает организацию личностно-ориентированной работы, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного старшеклассника.

Спецкурс не оценивается. Итоговая работа не предусматривается. Контроль усвоения материала будет производиться в течение года в ходе тренировочных, диагностических работ, пробных и репетиционных экзаменов. Текущий контроль осуществляется в ходе обучающего тестирования, выполнения практических заданий.

Содержание учебной программы

Часов за учебный год

 

Тема 1. Структура и содержание экзаменационной работы по обществознанию – 2 часа.

Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков.

Тема 2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ – 24 часа.

Природное и общественное в человеке. Системное строение общества. Основные институты общества. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Понятие общественного прогресса. Образование, его значение для личности и общества. Религия. Искусство. Мораль. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ) Угрозы XXI века.

Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Мировоззрение и его виды. Виды знаний. Понятие истины и её критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак.

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение.

Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита. Политические партии и движения. СМИ в политической системе. Избирательная кампания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России.

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Особенности административной юрисдикции. Международное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система.

Тема 3. Алгоритмы выполнения заданий части 3 (С) – 14 часов.

С1-С4 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

С5- задание, проверяющее умение правильно применять раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

С6- задание, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

С7 – задание-задача, требующее анализа представленной информации, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических суждений, выводов.

С8 – задание, требующее составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе. Типичные ошибки, допускаемые при написании эссе. Общий алгоритм работы при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...