Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ошибки мышления в бильярде




Введение.

Проблем в бильярдном спорте, как я заметил в последний год, находясь у руля ФБС НО, великое множество. Я не буду здесь затрагивать проблемы глобального характера (таких, как работа по входу в Олимпийское движение, качество организации и проведения крупных турниров, призовые или спонсорские деньги, оценивать работу Федераций, и пр.), т.к. это не тема моего реферата, а остановлюсь на тех, которые влияют непосредственно на психологическую сторону игрока, т.е. то, что необходимо учитывать при подготовке спортсменов. Попробуем разобраться в том, что и какие психологические факторы мешают спортсменам показать свою лучшую игру и как же игрокам с этими факторами бороться!

Для начала, вкратце, разберемся, что представляет бильярдный спорт сегодня взглядом со стороны.

К сожалению, мало пока людей, которые могут отнести бильярд целиком и полностью к спорту (надеюсь с появлением и развитием ЛЛБ, их будет больше), т.к. в нем еще не все по-спортивному. И в первую очередь – это отношение самих спортсменов к бильярду, именно как к спорту. Это основная проблема бильярда на сегодняшний день, как считают многие специалисты в мире бильярда и спортивнее психологи. Дело в том, что если человек, называющий себя спортсменом, не относится к спорту, как к спорту, никаких результатов он не достигнет. Поясню… Еще совсем недавно в бильярде спорили, что же такое бильярд: спорт или развлечение? Не так давно руководители бильярдных федераций вынесли вердикт: бильярд – это спорт. К большому сожалению, спортсмены так не считают. И подтверждение тому я получаю постоянно. Назовите мне хоть одного спортсмена, который тренируется, используя комплексную программу подготовки (техника, психология, физика), жертвуя при этом всем своим свободным временем, не играет при этом в коммерцию, не использует допинг-препараты и при этом стабилен. Если и есть такие люди, то их единицы, в отличие от других видов спорта, более развитых и, замечу, не более массовых, чем бильярд.

Да, частично эти условия соблюдаются, но не все. А они как раз и является показателями спортивного отношения к бильярду. Настоящий спортсмен все готов отдать ради одной цели – победы! В бильярде пока приносить жертвы не готовы. Второй «злой рок» бильярдного спорта – это участие спортсменов в коммерческих турнирах. Всегда и во всех видах спорта было разграничение любительского и профессионального спорта. Любительский спорт – это тот этап жизни спортсмена, когда он завоевывает титулы и звания (чемпион страны, Европы, мира, МС, МСМК, ЗМС), участвуя в соревнованиях. Этот этап не предполагает большого заработка, здесь спортсмен работает на имя.

Профессиональный спорт – это уже коммерческий спорт, где спортсмен, используя свои титулы и звания, зарабатывает деньги, т.е. уже имя работает на спортсмена. Никогда и ни при каких обстоятельствах они не пересекались. Во всех федерациях те любители, которые отваживались на участие в профессиональных соревнованиях, дисквалифицировались пожизненно из любительского спорта. Соответственно, обо всех спортивных регалиях можно было забыть. В бильярде все по-другому. Спортсмен может пропустить ЧЕ, ЧМ, не говоря уже о чемпионате страны, из-за участия в каком-либо коммерческом турнире. А между тем, совмещая любительскую и профессиональную карьеру, спортсмен ни в одной из них не сможет проявить себя по максимуму. Понятно, что спортсмену надо на что-то жить, нужны деньги – отсюда и участие в профи-турнирах, не говоря уже о «колхозах» и «коммерции». Но тогда разберитесь, бильярд для вас – это спорт или способ заработать деньги. Если второе – уходите в профессионалы и нечего вам делать в любителях! А если первое – то тут уж без определенных жертв не обойтись. Два-три года подготовки – получение титула, и можно с чистой совестью уходить в профессионалы.

Коммерческая игра также является одной из наболевших проблем. Абсолютно понятно, что ее не искоренить полностью из бильярдного спорта. Замечено, что тот спортсмен, который играет в коммерцию, редко достигнет стабильности в результатах выступлений на турнирах. Да, он может очень хорошо быть подготовлен технически, всех «рвать» в коммерцию, но на соревновании он может легко сломаться. Психология игры в коммерцию и на турнире абсолютно разные. Поэтому спортсменам-любителям на время своей любительской карьеры лучше забыть про игру на деньги. Заработайте свои титулы, идите в профессионалы и играйте на здоровье. Со временем так и произойдет, но не так быстро, как хотелось бы. Очень надеюсь, что на данном этапе руководители федераций (включая и меня) все же решат эту проблему хотя бы частично с молодыми, талантливыми и не испорченными игрой на деньги и ради денег.

Для тех, кто сам не может отказаться от игры на деньги, считаю, необходимо ввести запрет на эту игру хотя бы во время проведения спортивных турниров. Это позволит не только приблизить бильярд к настоящему спорту, но и повысит результативность игроков.

Приведу пример. Спортсмен приехал на турнир. Задача у него – хорошо выступить. И происходит следующее. Накануне ответственной игры он встает играть на деньги (наблюдал лично на командном ЧР в г. Небуг). Варианта два – выигрыш и проигрыш. Оба отрицательные по отношению к турниру. Рассмотрим оба. Спортсмен проиграл. Сам факт поражения – сильнейший стресс, который сам спортсмен может и не осознавать, хотя это редкость. В большинстве случаев проигрыш является причиной плохого настроения, нежелания играть и соревноваться дальше, доводит порой до сильнейшей депрессии. Вывести из этого состояния спортсмена довольно тяжело, не говоря уже о последствиях. Вариант второй – выигрыш. Произойдет примерно следующее: «Да я выиграл! Ай какой я молодец! Да я сейчас здесь всех порву (на турнире)!». Что будет? Да ничего. Спортсмен уже перегорел – он не сможет выступить в полную силу. И это в лучшем случае. В худшем он вообще не захочет дальше играть на турнире. А зачем? Он же уже денег заработал, да и еще заработает, коммерцией. Зачем силы тратить на турнире? Думаю, комментарии излишни…Идем дальше…

Бильярдный спорт, как и любой другой спорт, требует от спортсмена систематических тренировок, максимальной отдачи нервных и физических сил, а также предельной концентрации, собранности и воли к победе. Бильярд – это царство нервов, а там, где нервы, там и психология. Но поняли это совсем недавно и далеко не все. Сейчас единицы бильярдистов пользуются услугами спортивных психологов. В основном, игнорируют психологию по двум причинам.

Первая – это неверие в то, что психолог способен помочь. Мол, я спортсмен, я знаю, что и как мне надо…А если спортсмен уже выиграл пару-тройку турниров, то он тем более противится работе с психологом. Это так называемые «звезды» - спортсмены, которые считают себя суперпрофессионалами. Эти люди убеждены, что они уже не нуждаются в помощи консультантов. Но не забывайте, победы легко добиться, трудно ее закрепить.

Вторая причина – использование допинг-препаратов для достижения оптимального психологического состояния на время игры. Появилось много таблеток, в том числе психотропных - вот тебе и замена психологу...

Это заблуждение современного спорта, будто новейшие технологии (фармакология) могут заменить психолога. Есть препараты, без которых спортсмен просто не может обойтись: восстанавливающие витамины, таблетки для повышения иммунитета и прочие. А есть и психотропные средства, и сильные успокоительные, которые вызывают психологическую зависимость – без них спортсмен, использующий их, просто не сможет играть. Тут налицо слабость спортсмена, срочно надо привлекать психолога. К тому же большая половина этих препаратов официально признана допингом и запрещена в использовании спортсменами. А ведь в бильярде, в отличие от других видов спорта не проводятся допинг-экспертизы. Посему напрашивается вопрос: к чему может привести введение допинг-контроля на том же чемпионате страны? Допинговые скандалы стали непременным атрибутом международных спортивных состязаний.

Число отобранных медалей и дисквалификации растет с каждым годом. Сейчас все говорят о выходе бильярдного спорта на международную арену на уровне олимпийского вида спорта. А ведь тогда очень скоро на чемпионатах будут введены допинг-пробы. Сможет ли тогда Россия конкурировать с другими странами? Если честно, не уверена, хотя очень хочу надеяться на обратное. Для спортсменов высших достижений психологическая поддержка более эффективна. Того психологического эффекта, который достигается путем приема фармакологических средств, легко можно достичь работой с психологом. При этом организм спортсмена будет здоровее, а спортивные результаты начнут расти от турнира к турниру. К тому же, фармакология не сможет помочь спортсмену, например, выйти из депрессии или обучить его методам управления своей психикой, своим эмоциональным состоянием. Психологическая работа более надежна, но требует гораздо больше времени и сил, приложенных со стороны спортсмена, которые он прикладывать и не хочет. Поэтому и используются допинги… Спортсмену это дает ощущение своеобразной поддержки – допинг может за считанные минуты снять страх, тревогу, усталость, придать уверенности в игре, в своих силах… А как отразится применение этих препаратов на здоровье спортсмена через несколько лет? Похоже, они не задумываются об этом. Помимо потери здоровья они рискуют и своей спортивной карьерой. Ведь введение допинг-контроля может просто поставить крест на таких спортсменах.

Во-первых, игрока могут поймать на употреблении запрещенных веществ – а это дисквалификация.

Во-вторых, если он даже и прекратит использовать допинг, ему потребуется затратить очень много времени для того, чтобы играть на прежнем уровне, но без стимуляторов. Мне всегда хочется задать вопрос этим спортсменам: «Что для вас важнее? Честная борьба и радость от настоящей победы или подорванное здоровье и успех, достигнутый сомнительным и нечестным (!) путем?». Многие из нас знают в лицо таких игроков и это жалкое зрелище.

Но задача моей работы не далеко не морализация происходящего, а обобщение опыта специалистов в области психологии спорта с проекцией на бильярд. Представлю мои личные наблюдения и рекомендации, подготовленные спортивными психологами. Часть из них, несомненно, ознакомительного характера, а некоторые содержат набор конкретных упражнений для улучшения внимания, концентрации, достижения оптимального игрового состояния и повышения психологической устойчивости в турнирных или других ситуациях, когда от игрока требуется быть максимально спокойным, собранным и физически расслабленным. Надеюсь, ознакомление с изложенным выше материалом поможет Вам выделить направление, в котором следует работать самостоятельно, выполняя предложенные упражнения, либо подтолкнет к работе с профессиональным психологом, что представляется мне наиболее результативным.

 

Азбука игровой психологии

Игра - одно из замечательных явлений жизни. Будучи на первый взгляд вроде бы полезной, на самом деле она представляет собой сложный психологический процесс и является жизненно необходимой. Любая игра рождается как бы из подражания трудовому процессу, но вместе с тем имеет от него четкое отличие. Работающий человек делает во многих случаях не то, что ему в данную минуту хотелось бы, а то, что необходимо, нужно, должно. Вступая же в игру, человек удовлетворяет в первую очередь потребность в развлечении и утверждении себя как личности. В процессе игры ее участник обычно ставит перед собой ряд задач, а именно:

· одержать верх, победить, выиграть

· попутно приятно провести время

· удовлетворить потребность нервной системы в игровом азарте

· повысить свои способности или отдельные стороны характера и поднять игру до уровня искусства

Любая игра увлекает людей, заставляет их отдаваться борьбе, переживать происходящее всей гаммой своих чувств и тем самым доказать неувядающую силу человеческого духа. На результат любого состязания влияют различные факторы, из которых важнее всего природные способности играющего и эмоциональность его натуры. Способности - это закрепленная в человеке система психических процессов, определяющих пригодность для того или другого вида деятельности. Здесь и наследственные предпосылки, и усилия самого человека по развитию природных задатков. Например, среди предков, братьев и потомков И.С.Баха (в пяти поколениях) мы обнаруживаем восемнадцать музыкальных дарований. Среди составляющих таланта важнее всего легкость, быстрота усвоения и широта охвата всех влияющих на результат данной игры приемов. Наблюдается и ранее, и позднее проявление способностей. Нередки случаи, когда человек в юные годы ничем выдающимся не отличается, а в зрелом и даже преклонном возрасте становится крупным специалистом, ученым, художником и т.д. Другие, наоборот, обещают в молодости много, а, повзрослев, ожиданий не оправдывают - это так называемые вундеркинды. Но особого уважения заслуживают люди, рано заявившие о себе и не растерявшие способностей до конца жизни. Другой важный фактор - эмоциональность человеческой натуры. Переживания человека, связанные с отношением к окружающему, составляют сферу его чувств и эмоций. Если чувство есть отношение личности к тому, что она делает, то эмоции представляют собой чувства положительные или отрицательные. Другими словами, человек чувствует с помощью конкретных эмоциональных переживаний. В игре переживания следуют попеременно со знаком "+" и "-", ситуация меняется быстро и непредсказуемо. По окончании партии или ее этапа человеком могут овладевать эмоции, на какое-то время создающие приподнятое или, наоборот, плохое настроение. К положительным игровым эмоциям относят, например, любопытство, любознательность, удивление, с которых начинается всякое познание (в нашем случае освоение игры), а также удовольствие, радость, которые испытывает участник состязания, в том числе - в случае победы - в течение значительного постигрового периода. Удачные, смелые, оригинальные решения и действия других игроков могут вызвать у зрителей и более сильные положительные эмоции: восхищение и преклонение. К отрицательным эмоциям относятся легкое раздражение, досада, неудовольствие, подавленное состояние. Нарушение принципа справедливости, некорректные действия соперника, несправедливые решения судей могут вызвать крайне отрицательные эмоции - такие, как гнев и даже отвращение. Кроме вышеперечисленных эмоций можно выделить родственные с ними, но занимающие особое место сильные переживания - так называемые аффекты и страсти. Стремительный, бурный взрыв эмоций, приводящий к разрядке и одновременно к не контролируемым сознанием действиям, представляет собой аффект. Он обычно вызывается внезапными, дезорганизующими психику потрясениями. В современном, все более коммерциализирующемся спорте проигрыш приводит к аффекту. В результате спортсмен выбивается из колеи, а иногда даже на длительное время утрачивает интерес к соревнованиям. В состоянии аффекта, как говорят, человек "теряет голову". Поддавшись эмоциональному срыву, он иногда оказывается способен на безответные действия, забывая о последствиях того, что творит. По мере ослабления конфликт переходит в интеллектуальную сферу, становится предметом спокойного анализа, его влияние на личность падает. Психологи рекомендуют тем, кто склонен к аффектам, тормозить внезапные взрывы эмоции, не переходить к действиям. В острой ситуации лучше побыстрее покинуть место возникновения конфликта, постараться его забыть и переключиться мысленно на что-либо другое. Страсть, в отличие от аффекта, более стойкое, больше действующее чувство. В зависимости от обстоятельств, страсть может вспыхивать на какое-то время, а потом проходить, ослабевать и даже исчезать. Для нее характерна сосредоточенность, "собранность" помыслов и действий, направленных к одной цели. Известно выражение: "Ничто великое не совершалось без великой страсти". Для бильярдиста страсть - это жажда овладеть всеми техническими, тактическими приемами, это стремление играть как можно чаще и побеждать, то есть то ценное качество, без которого невозможно достичь серьезных успехов.

 

 

 

 

Аутотренинг и медитация

После статистического анализа 5000 опросных анкет спортсменов в различных видах спорта выяснилось, что на крупных соревнованиях почти половине неудач сопутствует ухудшение психического состояния участников. Причем в 42% случаев сами спортсмены видят себя в ответственные моменты состязаний в состоянии выбивающей из колеи тревоги и еще примерно 5% - в состоянии страха, толкающем даже к отказу от дальнейшей борьбы. Спокойными в экстремальных условиях оставались четверть участников. Многие из этой группы стали чемпионами, призерами либо заняли достаточно высокие места. Еще примерно четверть, испытывая тревогу и страх, все же сумели мобилизоваться, преодолеть эти состояния и в конечном итоге также добиться успеха. Первым исследователем стресса считается канадский ученый Г. Селье, который еще в середине 30-х годов выделил три стадии этого явления:

· реакция тревоги (фаза "шока"), понижающая сопротивление организма с включением защитных механизмов

· стадия сопротивления, когда достигается приспособление нервной системы к новым условиям

· стадия истощения защитных механизмов - разбалансирование действий

Вместе с тем общеизвестно, что стрессовые состояния в ходе спортивного единоборства не возникают спонтанно, из ничего. Обычно они зарождаются значительно раньше, на стадии подготовки. Уже в этот период мешает сосредоточиться "тревожное ожидание", все более заметным становится повышенная взволнованность, озабоченность, излишняя суетливость в движениях. Контакт с такими людьми затруднен: они отвечают невпопад, болезненно реагируя на шутки, обижаются из-за пустяков, часто невнимательны к советам тренеров, наставников и товарищей. Стараются избегать расспросов, предпочитают уединиться. У некоторых развивается частое изменение окраски лица: за покраснением приходит бледность и наоборот; появляется сухость во рту. Накануне соревнований пропадает аппетит, мучает бессонница. Все эти проявления "тревожного ожидания" особенно характерны для соревнований высокого ранга, встреч с заведомо сильными или неизвестными соперниками. Постоянное напряжение лишает спортсмена так необходимого ему отдыха, а во многих случаях просто истощает его нервную систему. Серьезной проблемой в подготовительный период может стать реакция невротического пресыщения, возникающая на фоне слишком интенсивных игр и тренировок. Возникает законный вопрос: как преодолеть нежелательный для спортсмена стресс? Конечно, многое зависит от тренеров и психогигиенистов, но все же главная роль в преодолении неблагоприятных психологических состояний отводиться самому спортсмену. Ему следует изучить свой организм и освоить способы защиты от стресса или, как часто называют их в последнее время, методы психической и психологической саморегуляции. К числу таких методов, давно зарекомендовавших себя с лучшей стороны, относится система аутогенной тренировки, разработанная и впервые описанная в 1932 году берлинским невропатологом Иоганном Шульцем в монографии "Аутогенная тренировка - сосредоточенное расслабление". В основу метода аутогенной тренировки были положены системы саморегуляции Древнего Востока, основанные на гипнотическом самовнушении. Проводя многочисленные сеансы гипноза, Шульц обратил внимание на однотипность ощущений у пациентов и возможность добиваться при этом сознательного расслабления мышц, вызывать в теле ощущения тепла, тяжести или облегчения, что, в свою очередь, позволяет ввести в дремотное состояние без вхождения в сон. В первом издании монографии Шульц отмечал, что по своей внутренней сути аутогенная тренировка направлена на перестройку сознания человека и что аутотренинг подходит больше людям интеллектуального типа, особенно если они обладают достаточными волей и упорством. Собственно метод Шульца представляет собой шесть предложений-самоприказов, которые мысленно многократно проговариваются спортсменом:

1. Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая. Обе руки тяжелые.

2. Моя правая (левая) рука (нога) теплая. Обе руки и обе ноги теплые.

3. Сердце бьется мощно и ровно.

4. Дыхание совершенно спокойно.

5. Мое солнечное сплетение излучает тепло.

6. Мой лоб приятно прохладен.

Весь курс обучения рассчитан на несколько месяцев, после чего каждый освоивший метод приобретает способность достигать необходимого расслабления. Этот метод с большой пользой уже много лет применяется при лечении ряда нервных заболеваний. Сам И.Шульц уже в послевоенное время впервые применил его в работе со спортсменами. В 13-м издании книги (1970 г.), еще при его жизни, Шульц предостерегал от занятий аутотренингом без врачебного контроля. Вместе с тем, по его мнению, каждый спортсмен после соответствующего обучения способен сам себе помогать без посторонней помощи. После опубликования метода Шульца появилось много вариантов аутотренинга, и в том числе учитывающих не только специфику разных видов спорта, но и разработанных индивидуально для каждого спортсмена. Характерно, что многие спортсмены, даже незнакомые с трудами психологов, интуитивно приходят к необходимости саморегуляции. При этом очевидна взаимосвязь между интеллектом человека и возможностями использования психологической саморегуляции. Замечу, что победители крупнейших соревнований, как правило, высокоинтеллектуальные личности, а многие сегодняшние чемпионы и призеры практически во всех видах профессионального спорта применяют методы саморегуляции, ими самими модернизированные для самих себя. Аутотренинг является одним из важнейших рычагов самовоспитания человека как личности. К числу особенно ценных результатов систематических психорегулирующих тренировок относятся:

· развитие мышления

· лучшее познание и понимание самого себя

· повышение общей эрудиции

· развитие волевых качеств, самостоятельности, устранение ненужных колебаний при выборе средств и методов ведения спортивной борьбы

· снижение тревожности в повседневной жизни

· у спортсмена организуется "внутренняя речь", он отдает самому себе приказы, обязательные для исполнения

Действительным средством снятия нервного и мышечного напряжения, к которому с недавнего времени у нас чаще всего стали прибегать, является медитация. Суть ее в умении ввести себя в состояние полной безмятежности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Зародилась медитация в индийской и буддийской йоге, развитие получила в духовных упражнениях иезуитов, в учении мусульман-суфиев и в некоторых школах психоанализа, направленных на совершенствование личности. Иногда ее называют гигиеной души. Индийский физик Махариши Махеш-Йога в целях приспособления техники йоги для "западного" человека, создал так называемую "трансцендельную медитацию". Она получила особенно широкое распространение в США в 60-х годах XX века. К настоящему времени в Америке медитация используется как здоровыми людьми (в том числе в спорте), так при лечении наркоманов, алкоголиков, для снятия у больных тревоги, бессонницы и нервного напряжения. Медитация, в отличие от аутотренинга, не требует перестройки сознания. Наоборот, она предполагает устранение культовых, религиозных и других наслоений. Поэтому медитировать - это значит уединиться, выбрать любую удобную позу и войти в состояние "ничегонеделания" и полного отрешения от окружающей действительности. Значимы в это время лишь дыхательные упражнения, о роли которых еще в 1950 году писал Герман Гессе: "...Я сумел убедиться, что наилучшим внешним подспорьем для достижения внутреннего покоя могут в самом деле служить дыхательные упражнения. Делайте эти упражнения, как любой человек, который занимается лечебной гимнастикой". Известный американский специалист по проблемам долголетия Поль С. Брегг считал, что между рождением человека и смертью лежит жизнь, полностью зависящая от дыхания, этой невидимой пищи, без которой не прожить и 5 минут. "Я знаю, - писал Брегг,- что мы - машины, работающие на воздухе. Я знаю, что кислород...один из величайших поставщиков энергии. Между вдохом и выдохом образуется вакуум. И до тех пор, пока мы пользуемся эти динамическим насосом, мы будем жить... Более 50 лет я изучаю долгожителей, и обнаружил, что все они - медленно дышащие люди. Я обнаружил, что чем глубже дышит человек, тем меньше дыханий он производит в минуту, тем длиннее его жизнь... Вот уже в течение многих лет при пробуждении я произвожу несколько медленных и глубоких вдохов и выдохов. В течение дня я периодически повторяю такие дыхательные движения". Словам Брегга можно полностью доверять, ибо он доказал их правильностью всей своей долгой активной жизнью. Ученый умер в 1976 году в возрасте 95 лет, находясь в хорошей спортивной форме, и не от старости, а в результате трагического случая: во время катания на доске у побережья Флориды его накрыла огромная волна. К сожалению, спасти Брегга не удалось. Патологоанатом установил, что сердце, сосуды и все внутренние органы этого удивительного человека были в превосходном состоянии. Но - возвратимся к медитации. Глубокое спокойное дыхание - лишь часть этого метода. Главное в нем - способность почувствовать некое просветление, внутренний зов к полному покою и свободе от каких-либо переживаний. По мнению Э. М. Рутман, автора интересной книги "надо ли убегать от стресса", медитация - это не то, что человек может или должен сделать в любой момент времени, а нечто возникшее скорее по вдохновению, нежели по обязанности.

 

 

 

 

Ошибки мышления в бильярде

Как известно, всеми нашими движениями управляет головной мозг. Большинством движений человека управляют бессознательные структуры нашей психики. Когда наш разум не содержит в себе конфликтов, мы уверены в себе, движения получаются соответствующими. Многие часто задаются вопросом: почему на соревнованиях появляются такие негативные явления, как тремор и увлажнение рук, неконтролируемые движения, растерянность, рассеянность внимания, ощущение слабости, неуверенность в своих силах? Проявление всех этих явлений может привести к проигрышу. Почти все эти негативные явления берут начало в мышлении игрока, а точнее в ошибках мышления. Давайте разберем некоторые из них.

· Ошибки планирования и постановки цели

Задумайтесь, как вы планируете свою спортивную карьеру? Какую цель вы ставите непосредственно перед игрой, и как вы ее ставите? Часто, задавая такие вопросы игрокам, я получаю ответы, которые свидетельствуют о наличии ошибок в их мышлении. Кто-то сразу даст ответ — выиграть, победить. И тут же может возникнуть контрвопрос: если все игроки ставят одну и ту же цель — победить, то в чем их подготовка (подготовка разума) будет отличаться от подготовки другого игрока? Некоторые игроки назовут счет, с которым они хотели бы победить. И называя счет своей победы, одновременно они говорят (не произнося это вслух), с каким счетом должен проиграть их соперник. Т.е. ставя цель, они начинают на неосознанном уровне думать про своего соперника. Здесь прослеживается связь с уровнем профессионализма противника. Например, если соперник сильный игрок, ожидаешь, что он проиграет с менее разгромным счетом, а если слабый, то вообще не забьет ни одного шара. И все это ошибки, связанные с планированием. Допустим, вы запланировали определенный счет. Думали об этом до игры, в ее начале. А потом произошло так, что вы ошиблись, например, на действительно трудном шаре, а вашему сопернику повезло, и он забил. Происходит разрушение созданной до игры (запланированной) программы вашего выступления. Игрок остается без плана действия. Разрушение цели, поставленной неправильно до игры, запускает ряд негативных эмоций, которые будут доминировать какое-то время. В психологии это называется фрустрация. Как известно, эмоции могут сильно влиять на наши движения, а иногда и определять их. И у многих игроков, которые не смогут справиться с негативными эмоциями, начнут возникать уже ошибки иного рода. Причем важно, что в этом случае вы остаетесь без цели, так как она разрушена вашим соперником. Ожидать определенного счета — значит просить в воображении своего противника проиграть. Происходит излишняя концентрация на сопернике. Причем, в этот ошибочный процесс могут вплетаться старые воспоминания об игроке, если с ним уже встречались ранее. Однако данные установки могут устаревать, соперник может вырасти и показать класс игры выше, чем вы ошибочно планировали. Поэтому важно ставить цель, которая зависит только от вас, и для достижения которой у вас есть все ресурсы, учитывает класс вашей игры.

· Неверный настрой на игру

Умение настроиться на игру — очень важная способность профи. Хорошо, если игрок имеет возможность содержать тренера или пользоваться услугами спортивного психолога, которые могут помочь ему настроиться. Но если нет ни того, ни другого, то многое будет зависеть от использования своих внутренних ресурсов и возможностей. Очень большое влияние имеет и окружение игрока — друзья, семья, любимые. Игрок должен настроиться на «волну» позитивной энергии. Если кто-то из окружения игрока не способствует нужному настрою, то от общения с этим человеком лучше отказаться, особенно до игры. Часто проигрыш вызывается негативными мыслями и эмоциями. Настроиться — означает подбодрить, воодушевить себя. Некоторые используют различные методы массажа, релаксации. Важно себя мотивировать, ответить на вопрос: зачем мне нужна эта победа? И чем больше ответов последует, тем больше мотивов будет для победы. Высокий уровень мотивации — как раз то, что и будет результатом настройки. Мотивированный спортсмен должен быть уверенным в своих силах и умениях. Следует верить в себя и свои способности.

· Внутренний диалог

Каждый человек время от времени погружается, соскальзывает внутрь себя и начинает какое-то время говорить что-то самому себе. Иногда это может помогать планировать действия, чего-то достигать. Но существуют ситуации, которые мешают в обычной деятельности. Возникает так называемый негативный самогипноз. Часто негативный самогипноз связан с какой-либо отрицательной ситуацией: например, в ситуации ошибки или проигрыша. Игрок, у которого возникает негативный самогипноз, начинает поиск причин, из-за которых сложилась негативная ситуация. Причем, все это происходит в контексте негативного психического, и, как следствие, физиологического состояния. Часто внутренний диалог является причиной отсутствия сна, физиологического стресса. Человек, который применяет самогипноз, и знает принципы работы психики в измененных состояниях сознания, защищен от негативного самогипноза. Негативный самогипноз оказывает влияние на то, что делает или собирается делать игрок, а также на уровень мотивации. Иногда внутренний диалог сконцентрирован на внутреннем или внешнем конфликте, проблемной ситуации, в этом случае требуется вмешательство психолога. Для того чтобы бороться с негативным самогипнозом, спортсмен должен уметь «просматривать» мысли, которые способствуют его эффективности, или наоборот ограничивают его. И при появлении негативных мыслей их следует уметь отключать или трансформировать в позитивные самовнушения.

Наиболее частая ошибка игроков заключается в том, что они излишне концентрируются на противнике, в то время как они должны играть в свою игру. Излишняя концентрация на противнике иногда связана с желанием учиться у более сильного соперника. Но отдавая противнику свое внимание, игрок тратит свою энергию. Обучение связано с коррекцией своей техники, которую можно сделать и после выступления. Если твоим вниманием управляет твой соперник — ты близок к ошибке. Попробуйте обратное. Концентрируйтесь на своих навыках. На том, как вы выполняете движения, входите в стойки, делаете удар. Каждая тренировка — это ответ на вопрос: в чем состоит ваша уникальность как игрока

· Неверная самооценка

Самооценка — важная составляющая в жизни каждого человека. И высокая и низкая самооценка создает много проблем в жизни. Для хорошего выступления у игрока должна быть адекватная самооценка. Как говорилось выше, когда игрок начинает себя сравнивать с противником, он тратит энергию. Самооценка всегда связана с оценкой и сравнением себя с другими. Иметь реальную самооценку поможет инвентаризация своих умений. Что без сомнения вы делаете отлично? Какой элемент можно еще больше улучшить? Как вы можете настроиться на игру? Составьте несколько шкал и оцениваете себя еженедельно. Например, шкала умения выполнять удары, шкала умения делать разбой. А теперь оцените уровень концентрации своего внимания в нужном для вас направлении и также прошкалируйте его. Тогда вы перейдете к относительно объективной оценке самого себя. Самое негативное, что можно себе представить, — это верить рейтингам или выигрышным турнирам в активе игрока. Выигрыш — это замечательный ресурс, но может стать причиной «звездной болезни». Только вы сами можете устанавливать планку своих умений. И чем выше она будет, тем выше будут ваши результаты.

· Потеря внимания в игре

Чем больше игрок может концентрировать внимание в том направлении, котором ему нужно, тем выше его результат. Внимание избирательно: в каждый текущий момент вы отчетливо видите только то, что находится в центре вашего поля зрения. Потеря внимания в игре, непроизвольное его переключение может запускать ошибку. Часто шум в зале может являться стимулом, отвлекающим игрока. Игрок должен научиться удержать фокус своего внимания в рамках запланированного времени.

Иногда в игре могут возникать трудно объяснимые явления, а именно неосознанные движения. Если это произойдет в момент нанесения удара, то помешает забить шар. Неосознанные движения идут в разрез сознанию. И этим они пугают, так как на уровне сознания они необъяснимы. Мы не можем точно ответить на вопрос: откуда они приходят? В моторику удара, который ставится годами, вторгается некоторый нервный импульс, который невозможно контролировать. Но все же можно попытаться ответить на этот вопрос. Любое движение, неосознанное в том числе, происходит из мозга. В данном случае из той его части, которую психологи называют бессознательным. Следовательно, если такое движение состоялось, то у бессознательной структуры психики был запрос на него. Такой запрос может формироваться из внутреннего конфликта. Например, конфликт из-за разнонаправленных мотивов, которые есть у игрока в момент игры («Играть дальше и становиться профессионалом или оставить это на уровне увлечения и заняться чем-то другим»). Часто конфликт у профессиональных спортсменов — это совмещение профессии и семейных забот. Решить такие конфликты возможно с использованием специальных психологических методов, которыми владеют специалисты-психологи.

· Эмоции

Известно, что негативные эмоции не приносят ничего хорошего в любой работе. Выше уже упоминался плохой настрой, связанный с негативными эмоциями. Но здесь мне хотелось бы отметить про отрицательное влияние позитивных эмоций. Во время игры удачно выполненная комбинация вызывает позитивные эмоции, особенно в сложной ситуации. И игрока захватывает и наполняет радость, азарт. Ошибкой здесь будет не остановить себя, а прибывать в таком «позитиве» и далее, так как подобные эмоции вызывают излишнее возбуждение нервной системы и, следовательно, влияют на внимание, моторику, расстраивая движения и удары. Только поддержание оптимального уровня эмоций, которые являются частью оптимального состояния выступления, может принести победу.

 

Внимание

Нет качества, кот

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...