Тема 2. Историческая хронология
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования Московской области ГОУ ВПО «Московский государственный областной Социально-гуманитарный институт»
Соза Л.Н. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Палеография Хронология Метрология Учебно-методическое пособие Для студентов исторических специальностей Под редакцией доцента, к.и.н. Н.С. Ватника
Коломна 2010 УДК 930.2(078.8) Рекомендовано к изданию ББК 63.2я73 редакционно-издательским советом МГОСГИ
Рецензенты: Ковалев Д.В., доктор исторических наук, профессор Сергомасов М.Ю., кандидат исторических наук, доцент
Соза Л.Н. Вспомогательные исторические дисциплины. Палеография. Хронология. Метрология: учебно-методическое пособие для студентов исторических специальностей / Под ред. доц., к.и.н. Н.С. Ватника. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2010. – 111 с. Учебно-методическое пособие представляет собой удачное сочетание программного теоретического курса каждой из вспомогательных исторических дисциплин (палеографии, хронологии, метрологии) с тематикой практических занятий, которые позволяют формировать у студентов навыки работы с историческими источниками. Пособие содержит подробные методические рекомендации, формулы и таблицы, задания для самостоятельной работы. Предназначено для студентов исторических специальностей всех форм обучения.
ББК 63.2я73 . © ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», 2010. © Соза Л.Н., 2010. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММА КУРСА 4 Пояснительная записка 4 Введение 5 Тема 1. Палеография 5 Тема 2. Историческая хронология 7 Тема 3.Историческая метрология 8 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА 9 ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 10 Палеография 10 Хронология 14 Метрология 18 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 20 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 21 Палеография 21 Хронология 42 Метрология 91 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 106 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 108 НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ 110
ПРОГРАММА КУРСА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческая наука строит свои выводы на материале, извлеченном из разнообразных исторических источников. Изучением закономерностей возникновения массива исторических источников и отражения в них объективной реальности занимается источниковедение. Источниковедами разрабатывается общая методика критики исторических источников, значительное место в которой занимают приемы интегративных и вспомогательных исторических дисциплин. Относясь в целом к дисциплинам источниковедческого цикла, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свою специфику, разрабатывает на собственном материале теоретические вопросы и практические методы исследования, овладение которыми является необходимой ступенью к активному восприятию студентами исторического источника. Наряду с этим усовершенствование методов каждой из вспомогательных исторических дисциплин, все большее проникновение в их область историзма приводят к расширению чисто источниковедческих задач, которые они традиционно решали, и открывают перспективы использования материалов вспомогательных исторических дисциплин для формулирования обобщающих выводов в области политической, экономической и культурной истории. Следовательно, включенные в учебную программу вспомогательные исторические дисциплины имеют как самостоятельное значение в изучении исторического процесса, так и помогают решению конкретных вопросов источниковедческой критики.
Основное содержание Программы по вспомогательным историческим дисциплинам определяется задачей профессиональной подготовки студентов-историков – будущих исследователей или педагогов. В Программе уделяется внимание освещению не только теоретического материала каждой из вспомогательных исторических дисциплин, но и их методикам, овладение которыми открывает перспективу практического применения выводов этих дисциплин. Программа предусматривает использование знания материала вспомогательных исторических дисциплин в педагогической, краеведческой и просветительской работе учителя. Ориентируясь на тот объем часов, который намечен для преподавания вспомогательных исторических дисциплин в пединститутах действующим учебным планом, курс рассчитан на 72 часа, которые отводятся на лекции и практические занятия (на дневном отделении). ВВЕДЕНИЕ
Вспомогательные исторические дисциплины и их место в исторической науке. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Развитие вспомогательных исторических дисциплин в дореволюционной России, в советское время, в Российской Федерации. Взаимная связь вспомогательных исторических дисциплин друг с другом и комплексный метод их использования. Практическое применение вспомогательных исторических дисциплин в работе с историческим источником. Самостоятельное значение выводов вспомогательных исторических дисциплин в историческом процессе. Использование материала интегративных и вспомогательных исторических дисциплин в школе.
Тема 1. ПАЛЕОГРАФИЯ
Предмет, задачи и методы палеографии. Практическое использование выводов палеографии в процессе исторического исследования: выявление подлинника, копии, подделки, времени и места составления, авторства рукописи. Необходимость сопоставления выводов палеографии с данными других вспомогательных исторических дисциплин. Использование материала палеографии в школе. Правила передачи текста. История развития палеографии в XVI - XX вв. Дискуссионность вопроса о хронологических рамках палеографии и ее терминологии применительно к новому времени. Недостаточная изученность палеографических аспектов второй половины XIX—XX вв.
Возникновение письменности. Проблема происхождения письменности у восточных славян. Графические формы славянского алфавита: кириллица и глаголица. Вопрос о времени их возникновения и авторстве. Характеристика письменности и наиболее известных рукописных памятников Древней Руси. Материал письма (пергамен, береста). Древнейший устав XI—XII вв. и его особенности. Орудия письма, чернила, краски. Формат рукописей. Древнерусский орнамент и миниатюра. Характеристика письменности и наиболее известных рукописных источников.XIII - XIV вв. Вытеснение пергамена бумагой. Техника производства бумаги. Филиграни. Поздний устав XIII—XIV вв. и причины его перехода в полуустав. Характерные черты полуустава и его разновидности. Береста. Особенности графики берестяных грамот. Орудия письма. Чернила, краски. Чудовищный (тератологический) орнамент, его общие черты и местные особенности, происхождение. Миниатюра. Вязь как декоративное письмо. Тайнопись и ее наиболее распространенные системы. Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных и печатных памятников XV—XVII вв. Бумага как основной материал для письма. Филиграни иностранной бумаги, их усложнение. Эволюция полуустава в скоропись. Особенности скорописи XV-XVII вв. Дальнейшие судьбы полуустава. Орудия письма. Чернила, краски. Формат рукописей. Балканский и неовизантийский орнаменты. Старопечатный орнамент, его характерные черты и происхождение. Орнамент московское барокко. Миниатюра XV—XVII вв., влияние на ее развитие художественных школ Андрея Рублева и Симона Ушакова. Вязь. Тайнопись и ее наиболее распространенные системы. Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных и печатных источников XVIII - XX вв. Реформы алфавита Бумага как основной материал для письма. Филиграни отечественной бумаги. Гербовая бумага. Филиграни, штемпели, клейма, цвет, плотность, химический состав, технология производства — показатели времени выпуска бумаги. Особенности скорописи XVIII-XIX вв. и ее приближение к современному письму. Канцелярский и писарский почерки. Разнообразие почерков. Современное письмо. Значение наблюдений за знаками препинания, орфографией для датировки письменных источников. Поморский старообрядческий стиль в рукописном орнаменте. Стили рококо (XVIII в.) и ампир (XIX в.) в русском книжном орнаменте. Орудия письма. Чернила, краски. Формат письменных источников. Палеография нового времени (XX в.)
Тема 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ
Предмет, задачи и методы исторической хронологии. История развития и изучения исторической хронологии в дореволюционной России, в СССР и РФ. Датировка исторических событий и источников. Датировка по косвенным данным. Использование материалов исторической хронологии в школе. Природные и искусственные меры времени. Несоизмеримость природных мер времени и невозможность создания идеального календаря. Понятие календаря, эры, календарного стиля. Основные календарные эры. Виды календарей (солнечные, лунно-солнечные, лунные). Основы их построения. Древнейшие календарные системы: вавилонская, древнеегипетская, древнегреческая, римская и византийская. Мусульманский календарь. Юлианский и григорианский календари. Счет времени у народов южной и юго-восточной Азии, Центральной Америки. Календарь французской революции. Новоюлианский календарь. Проекты всемирного календаря. Стабильный календарь. Календари восточных славян. Древнерусская хронология: эра от «сотворения мира»; сентябрьский, мартовский и ультрамартовский стили; перевод дат с эры «от сотворения мира» на современное летосчисление; счет индиктами и его значение для датировки; недели и определение дней недели; датировка по переходящим и непереходящим церковным праздникам; определение переходящих праздников; великий индиктон; датировка по астрономическим явлениям; древнерусское деление суток. Календарная реформа 1699 г. Проекты реформы календаря в XIX веке. Декрет СНК и календарная реформа 1918 г. Реформы календаря в СССР. Декретное время. Часовые пояса. Зимнее и летнее время. Изменения в календаре (праздничные дни, памятные даты, часовые пояса, зимнее и летнее время) на рубеже XX - XXI вв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|