Тема 1. Применение палеографии в исторических исследованиях.
Алфавит кириллица. 1. Алфавит кириллица (состав, буквы греческого происхождения, редуцированные гласные, юсы). 2. Цифровое значение букв в кириллице.
Литература 1. Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография» М., 1982. С. 5-15, 2. Кобрин В.Б., Шорин П.А., Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М.,1984 (гл. 1); М., 2001 (гл.1). 3. Леонтьева Г.А. и др. Ключ к тайнам Клио. М., 1994.(гл.1). 4. Леонтьева Г.А. Палеография. М., 1984. 5. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. М., 2000.
Методические указания Алфавит кириллица
Буквенное обозначение цифр. В древнерусской письменности XI-XVII вв. цифры обозначались буквами кирилловского алфавита. Над каждой буквой и над веем числом, изображенными буквами, ставился знак титло() и с двух сторон обозначаются точками. Буквы алфавита кириллицы имели следующее цифровое значение:
единицы: 12345678 9
десятки: 10 20 30 40 50 60 70 80 90
сотни: 100 200 300 400 500 600 700 800 900
Цифры от 11 до 19 писались в том же порядке, как они произносились, т.е. вначале ставились единицы, затем – десятки, например: 12 13 14 16 17
BI ГI ДI Ѕ І ЗI
Сложные числа после 20 составлялись таким образом, что обозначение десятков оказывалось перед единицами, например:
204 356 680 932
CГ ТНS XП ЦЛВ
Тысячи обозначались теми же знаками, что и числа до тысячи, при этом слева пониже строки, ставился особый знак в виде косой линии, пересеченной двумя короткими толстыми линиями (≠), например:
1000 2000 40000 100000
≠ ≠ ≠ ≠ Тема 2. Внешние признаки письменных источников XI – XVII вв. 1. Внешние признаки письменных источников Русского государства XI–XVIII вв. 2. Чтение и палеографический анализ памятников, выполненных уставом, полууставом и скорописью. Методические указания 1. Виды кирилловского письма. В течение XI-XVIII вв. приемы написания букв в русском письме претерпевали значительные изменения. Общепринятый в то или иное время вид письма называют начерком, а его индивидуальные отличия - почерком. В развитии русского кирилловского письма различают три вида почерка - устав, полуустав и скоропись. Переходное письмо от полуустава к скорописи иногда называют беглым полууставом. Устав - архитектурно строгий, торжественный почерк, передающий, прежде всего, красоту отдельной буквы. Русское уставное письмо употреблялось в рукописях XI-XIII вв. Уставом написаны, главным образом, церковные книги. Особенностями уставного письма являются: - геометричность написания букв, т.е. перпендикулярное написание на строке (буквы «уставлены» на ней); прямоугольная, иногда квадратная, форма букв; - толстое («жирное») написание вертикальных линий и, напротив, тонкое («волосяное») написание линий горизонтальных;
- отсутствие наклонов в написании букв; - одинаковое расстояние между буквами; отсутствие соединений между буквами; - расположение букв между двумя параллельными линиями, т.е. буквы не выходят за пределы строки: исключение составляют буквы «д», «з», «р», «х», «ц», «щ»; - отсутствие абзацев и делений между словами и фразами, что затрудняет чтение текста; - отсутствие выносных (надстрочных) букв; - использование небольшого количества сокращенного написания слов (аббревиатур). Наиболее употребительными сокращенными словами (они, как правило, писались под титлом) были: бог, Иисус, Христос, человек, дух, царь. В уставном письме различают: древнейший (XI в.) и поздний уставы (XII в.), которые при общих признаках имеют ряд отличий. Рассмотрим особенности написания отдельных букв в уставном письме. В древнейшем уставе XI в. буква «Ж» имела почти одинаковые симметричные половины. Буква «И» писалась с горизонтальной соединительной линией, то есть по образцу современной буквы «Н». Буква «Н» имела соединительную линию в виде косой перекладины слева направо, т.е. имела сходство с латинской буквой «N». Буква «Ч» писалась в виде округлой чаши на палочке (подножке). Буква «пси» в XI в. писалась в виде креста.Буква «ять» не выезжала за пределы строки. В букве «Ю» и других аналогичных буквах соединительная перекладина ставилась горизонтально. Буква «ять» почти не выходила за пределы строки, её мачта не возвышалась. Буква «омега» («от») в XI в. отличалась высокой серединой. В позднем уставе XII-XIII в. буква «Ж» теряет симметричность. Буква «И» писалась с горизонтальной перекладиной вверху или с косой перекладиной вверху. Буква «Ч» писалась в виде угловатой чаши на подножке. Буква «пси» с XII в. писалась в виде лилии. Мачта буквы «ять» начинает выходить за пределы строки. С высокой и косой перекладиной писалась «Ю» и подобные ей буквы. Буква «омега» писалась с сокращенной средней мачтой и разведенными петлями. С XIII в. наблюдается постепенный переход к полууставному письму. Полуустав - тип письма кириллицы, получивший распространение в XIV-XV вв. Появление полуустава объясняется необходимостью ускорения процесса письма в связи с развитием делопроизводства и появлением большого количества деловых бумаг. Полуустав возник в среде писцов, которые были заинтересованы не столько в красоте письма, сколько в его быстроте и четкости.
Наиболее характерными признаками полуустава являются: - отсутствие геометрической строгости в написании букв (прямые линии допускают кривизну, а округлые утрачивают облик правильной дуги); - появление наклона вправо или влево в начертаниях букв; - появление некоторого разделения текста на слова и фразы, что облегчает чтение и понимание текста; - увеличение числа сокращенных слов как религиозного, так и светского содержания, со многими выносными буквами, покрытыми титлами и без них; - многовариантность написания одних и тех же букв (например, «В» и «Т» встречались до пяти вариантов). В целом, полуустав внешне некрасивое письмо, хотя буквы в нем написаны уверенным, четким почерком. Начертание отдельных букв в полууставе имело свои особенности. Появляется написание буквы «Ч» «расщепом», которая теряет подножку. Буква «Д»писалась с удлиненными, опущенными концами. Буква «Е» приобретает написание якорного. Широкое распространение получает буква «омега» с низкой средней мачтой. С высокой и косой перекладиной писалась буква «Ю» и подобные ей буквы. В XIV - XV вв., в период «второго южнославянского влияния», в книжные центры Руси (в том числе, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Иосифо-Волоколамский монастыри) поступил значительный массив южнославянских рукописей. Отношение русских книжников к этим текстам, как наиболее правильным и близким к греческим образцам времен Кирилла и Мефодия, обусловило подражание им и в языковых, и в почерковых конструкциях. В результате, среди рукописных памятников рядом с русским полууставом появляются выполненные южнославянским полууставом. Характерной его особенностью является стремление к удлинению вертикальных линий в буквах. Буква «Т» имеет три опущенные три мачты. С опущенными передними концами пишутся «ять» и «ер». В документах все чаще пишут одностороннее «Ч» похожее на современное. Появляется буква «В» «калачиком». Входит в употребление буква «ук» с нижней петлей.
В полууставе XV-XVI в. встречаются лигатуры - слитное связное написание двух-трех букв в словах. Скоропись - беглое, размашистое письмо, употреблявшееся в XV-XVII вв. и рассчитанное, прежде всего, на существенное ускорение написания текста. Развитию скорописи способствовало образование и совершенствование системы приказного управления, создание сложного канцелярского делопроизводства, появление публичного нотариата (площадные подьячие). Распространение скорописи связано также с ростом числа грамотных и появлением большой частной переписки; в немалой степени сказалось и широкое использование бумаги, поверхность которой минимально препятствовала движению острого кончика гусиного пера. Элементы скорописи отмечаются уже в текстах XIV в. В XV в. скоропись постепенно распространяется в качестве делового письма, применявшегося для написания различного рода грамот, записей, книг. В XVI—XVII вв. скоропись уже господствует в этой роли. В то же время она находит всё большее применение и при переписке памятников литературного характера, вытесняя и в этой области полуустав. Однако в так называемом книжном письме (памятниках литературы и публицистики) полуустав господствовал ещё на протяжении XVI—XVII вв. Говоря об эволюции скорописи, следует указать, что в XV—XVI вв. она характеризуется ещё значительной простотой, хотя и отличается от беглого полуустава большей свободой письма. Для скорописи XVII в., сравнительно с письмом предшествующего времени, характерно наличие большого количества вариантов одних и тех же букв. Это обилие графических разновидностей, с одной стороны, объясняется тем, что рукописи, их содержащие, относятся к разным десятилетиям XVII в. и, наконец, принадлежат различным писцам и канцеляриям. Но, с другой стороны, надо отметить, что в одной и той же рукописи постоянно встречается употребление разных вариантов одной и той же буквы (А, В, З, И и др.). Другим специфическим признаком скорописи XVII в. является то, что некоторые буквы встречаются в очень сходных (иногда даже трудно различимых вне контекста) начертаниях (например, Ъ, Б, В, или выносное П, Н). Особенностью скорописи является связанное написание соседних букв: строчной со строчной, строчной с надстрочной и надстрочной с надстрочной (выносной). Укажем и на множественные сокращения слов с целью ускорения письма, а также экономии дорогостоящей бумаги. Здесь писцы часто прибегали к написанию надстрочных (выносных) букв, т.е. букв, написанных над строкой в середине или в его конце (наиболее употребительными выносными буквами были Р, Л, Н, З, Т, Х, М, Ж). Кроме выносных букв в скорописи использовались взметы - выносные буквы, написанные без отрыва от предыдущих строчных. Взметы часто использовались в написании слов «лета», «се аз» в начале документа. Для скорописи типична полная свобода нажимов и взмахов пера, что обусловило мгновенный взаимный переход от толстых, нажимных, линий к тонким и уверенный выход оконечностей букв за верхний или нижний пределы строки.
Скоропись XVIII в., в основном, сохраняет традиции начертания букв предыдущего столетия. После введения Петром I в 1710 г. гражданского письма в скорописании произошли следующие изменения: - старый, церковнославянский алфавит был заменен новым, гражданским; - введены новые арабские цифровые знаки (вместо буквенных); - полностью вытеснены выносные буквы; - текст стал делиться на слова и фразы; - в именах собственных и географических названиях, а также этнонимах (названиях народов) стали выделяться заглавные буквы; - уменьшено многообразие начертания одних и тех же букв. В XIX в. устанавливаются правила написания заглавных и прописных букв и происходит дальнейшее упрощение алфавита: - выходят из употребления буквы «зело», «кси», «пси»; - в употребление входят буквы Э, Е, Й; - буква « ять» употреблялась в соответствии с установленными правилами. Задания для самостоятельной работы 1. Написать буквами кирилловского алфавита числа: 66, 797, 5304, 889, 9520. 2. Написать буквы: кси, ферт, юс большой, ижица, еры, ерь. ~ ~ ~ ~ ~ 3. Написать арабскими цифрами: ОА, ЦЕI, ≠ ВФП, ХД, ТМГ 4. По совокупности внешних палеографических признаков определить тип письма и датировку источника (тексты № 1, 3, 4, 6, 8).
Текст № 1. Остромирово Евангелие. 1056 – 1057 гг.
Текст № 2. Лист с заставкой из Изборника Святослава.. Около 1073 г.
Текст № 3. Новгородская берестяная грамота. XI в.
Текст № 4. Апостол с толкованием. 1220 г.
Текст № 5. Духовная грамота. 1353 г.
Текст № 6. Грамота Великого Новгорода г. Риге с требованием суда над Инцей Зашембакой и его братом Артемьей. XV в.
Текст № 7. Палея. Запись 1477 г.
Текст № 8. Отрывок из судного дела. 1639 г.
Текст № 9. Автограф царя Алексея Михайловича. Письмо к сестрам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|