Проблемный блок определения коммуникации (множ или ед число), связанный со вторым фундаментальным вопросом.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Ответы к экзамену по Теории коммуникации. 1 курс. Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации_ 2 Билет 2. Основные методологические подходы в теории коммуникации_ 3 Билет 3. Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный подход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. 3 Билет 4. Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций. 4 Билет 5. Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации. 5 Билет 6. Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общения, перцепции, интеракции. 6 Билет 8. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). 7 Билет 9. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации. 8 Билет 10. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя. 9 Билет 11. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям. 10 Билет 12. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера 11 Билет 13. Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина. 13 Билет 14. Модель социальной коммуникации Ньюкомба. 13 Билет 15. Трансакционная модель социальной коммуникации. 14 Билет 16.Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов. 15 Билет 17. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. 15 Билет 18. Понятие и структура знака. Модели Фреге, и де Соссюра 16 Билет 19. Понятие и структура знака. Модель Огдена – Ричардса 16 Билет 20. Понятие и структура знака. Модель Пирса. 16
Билет 21. Свойства и характеристика знаков_ 17 Билет 22. Свойства и характеристика знаков. 17 Билет 23. Понятие и структура семиозиса. 17 Билет 24. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма 19 Билет 25. Понятие кода. Аналоговые и разделительные коды. Презентационные и репрезентационные. 19 Билет 26. Понятие кода. Типология кода. Прост и сложн коды. Логич и эстетич коды. Аналогов и разделит коды. 20 Билет 27-28.Понятие коммуникативной личности. Параметры коммуникативной личности. 21 Билет 29. Информационно-коммуникативное общество в системе этапов общественного развития. 22 Билет 30.Информационно-коммуникативное общество: общая характеристика и основные свойства. 22 Билет 31. Проблемы и противоречия информационно-коммуникативного общества. 23 Билет 32. Понятие и основные характеристики Массовой К. 23 Билет 33. Социальные функции коммуникации. 24 Билет 34. Функции знаков. Смысловое и экспрессивное значение знака 24 Билет 35_ 25
Билет 1. Объект и предмет теории коммуникации Коммуникация – эффективное опосредованное субъект-субъектное синхронное и диохронное взаим-е, в ходе которого от одного субъекта к другому перемещается имеющая для них смысл информация в идеальной или идеально-материальной форме. Объект науки – некоторый элемент, объективно существующей реальности, которую данная наука выбирает для изучения Объект существует независимо от процесса познания и от факта наличия самой науки Предмет науки – это искусственно сконструированная исследователем часть объекта, взятая для изучения при условии абстрагирования от всех сторон объекта. Предмет науки направлен на выявление только специфических связей и отношений, составляющих какую-либо сторону функционирования объекта. Объект естественных наук – природа. Объект Т.К. – коммуникационные процессы в человеческом обществе в совокупности их информационного и семиотического измерений.
Предмет Т.К. – психологические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, процессы и отношения, возникающие в ходе и в результате обмена информацией, смыслами между людьми и их общностями и реализуемые в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальных реальностей при помощи знаковых средств Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук Т.К. – междисциплинарная комплексная наука. Предметное пространство Т.К. образуется в результате пересечения предметных областей классических (фундаментальных) наук, со своей стороны изучающих разные аспекты человеческого знакового взаимодействия. Семиотика – наука о знаках Онтология – часть философского знания, связанная с учением о бытие объекта (существует ли объект, и если да, то в какой форме). Фундаментальные науки, складывающие предметное пространство Т.К.: - Философия - Комплекс лингвистических наук - Искусствознание - Психология - Комплекс инженерных дисциплин
В общем виде Т.К.: психологические, социальные, семиотические, возникающие в процессе и результате обмена информации между социальными субъектами.
Билет 2. Основные методологические подходы в теории коммуникации Методология – наука о методах познания и объяснения применяемых в какой-либо научной области методов. Т.К. в своей методологической основе имеет как полный набор общенаучных методов, так и собственный специфический методологический аппарат. Общенаучные методы, применяемые в гуманитарных науках: - Диалектический метод. Явления в их связи и развитии. - Метод анализа и синтеза - Сравнительный метод - Метод идеально-типической реконструкции социальной реальности - Метод экстраполяции (составление прогнозов на основе развития прошлого) - Методы сбора эмпирической информации
Кроме того, Т.К. опирается на собственные специфические методологические подходы 1) Процессно-информационный подход Рассматривает К. как обмен определенными кол-вами информации между субъектами.
Осн. категории: - информация - шумы, помехи - кол-во и кач-во сведений - эффективность взаимодействия 2) Социально-семиотический подход Рассматривает Соц.К. как процесс создания нового социального целого с помощью знакового взаимодействия Осн. Категории: - категория смысла - знака - понимания - творчества
Эти два подхода дополняют друг друга, совокупность I и II подходов позволяет полноценно объяснить эффекты К.
Билет 3. Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный подход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Базовое понимание смысла категории коммуникации: - Человеческое общение, контакты, связи между людьми - Процесс передачи информации - Связь, осуществляемая посредством техн устройств, средств сообщения. Коммуникация понимается расширительно, в гораздо большем кол-ве значений, чем в рамках Т.К. Полный набор значений: - Общение, информационное взаимодействие между людьми - Взаим-е, обмен сигналами между людьми и животными - Связь между различными объектами, в т.ч. технич природой - Каналы связи между различными объектами - Пути и средства физического сообщения между пространственно разделенными объектами. Т.К. отказывается от такого расширительного понимания своей базовой категории и предлагает собственный подход к ее понимаю. Дедуктивный подход – подход, связанный с выведением из понятия наиболее общих понятий и категорий данной науки. Такой подход, как правило, применяется в теоретических дисциплинах. Первый фундаментальный вопрос: Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация Существуют расширительная и строгая концепция: - Наиболее широкий подход: объекты могут быть любыми – природными, социальными, неодушевленными. Любое взаимодействие – коммуникация - Относительно расширительный подход: один из объектов должен быть одушевленным - Узкий строгий подход: Объектами К. могут быть только существа из мира живой природы, реализующие автономное поведение и способные к высшей нервной деят-ти. Мы будем работать на основе этого подхода!!!
Такие объекты могут быть обозначены как субъекты (субъекты животного мира, люди и их общности). Дополнительный вопрос: Каково должно быть минимальное кол-во субъектов, чтобы их взаимодействие называлось коммуникацией. Взаимодействие, в котором один и тот же субъект отправляет и получает сообщения в разные моменты времени является коммуникацией, т.к. субъект в момент отправки и получения сообщения находится в разных темпоральных измерениях. Такая коммуникация называется субъектно-вырожденной. Билет 4. Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций. Движение субстанции какого типа делает субъект-субъектное взаимодействие коммуникацией? На основе сущности онтологического критерия можно выделить три типа субстанций субъект-субъектного взаим-я: - Субстанции материального типа: матер тела, вещ-во, энергия - Субстанции идеального типа: информационные образования, имеющие смысл для субъектов взаимодействия. Материальное содержание данных субстанций несоизмеримо мало по сравнению с их смысловым наполнением. - Субстанции материально-идеального типа (смешанные): в них и содержательная и материальная сторона имеют значение для хар-ра и эффекта взаим-я.
Идеальная субстанция взаимодействия – это субстанция, эффект взаимодействия в которой обеспечивается за счет внутреннего содержания заключенной в ней информации. Субстанция идеальной природы – субстанция, которую составляют различного рода информационные образования, сигналы как психической, так и не психической природы, имеющие для субъектов взаимодействия особое содержание и смысл. Главная особенность идеальной субстанции – информационная наполненность, связанная с существованием определенного значимого для субъектов смысла. Смысл – некоторое содержание, значимое для субъектов в том отношении, что изменяет в нем определенный психический, психосемиотический, биохимический или иной процесс или их совокупность. Идеально-материальная субстанция – такая сущность, в которой информационное содержание или идеальный смысл функционируют неразрывно с материальным носителем. Принято выделять два типа смешанных субстанций: - Чистые (идеально-материальные). Материальная форма выступает в кач-ве носителя смыслов - Смешанные субстанции. В этих субстанциях материальная форма выступает в кач-ве основного смысла.
Две версии ответа на второй фундаментальный вопрос: - Коммуникацию опосредует перемещение субстанций любого типа (расширительная трактовка)
- Коммуникация – взаим-е, опосредованное исключительно субстанциями идеальной и смешанной природы (узкий подход). Мы остановимся на этом подходе!!! Коммуникативная субстанция – имеющее выраженную или латентную материальную форму информационное образование, имеющее смысл для субъектов взаим-я. Проблемный блок определения коммуникации (множ или ед число), связанный со вторым фундаментальным вопросом. Два подхода: - Отсутствие какого-либо различия между использованием ед. или мн.ч. - Разделение коммуникации и коммуникаций.
Особое место занимает вопрос о массовых коммуникациях, здесь допустимо и ед. и мн.ч.
Билет 5. Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации. Первый фундаментальный вопрос – см. билет №4 Третий фундаментальный вопрос: Какой тип взаимодействия между субъектами может быть обозначен как коммуникация и соответственно какие характеристики взаимодействия необходимо и достаточно делают его коммуникацией? Первые две хар-ки мы уже определили: 1) субъект-субъектное взаимодействие 2) опосредованное субстанцией взаим-е Опираясь на функц подход, дадим хар-ку каждому из элементов данной схемы: S (source) -> M (message) -> R (receiver) -> E (effect) Функция S: про-во и передача коммуникативной субстанции. Функция M: перенос смыслов ко второму источнику взаим-я Функция R: Восприятие, обработка, получение инфы, реакция !!! Обязательным условием коммуникации является определенное изменение в подсознании, сознании и поведении R, порожденное смыслами, содержащимися в сообщении. Именно это изменение и является эффектом комм-ии, делает комм-ю комм-ей, а субъекта, получившего сообщение, реальным получателем. Продолжение характеристик: 3) Коммуникация – эффективное взаимодействие, т.е. имеющее эффект 4) Коммуникация способна выступать как синхронное и диохронное взаимодействие. В результате сформулированы четыре исчерпывающих важнейших характеристики коммуникативного взаимодействия. !! В Т.К. принято использовать термин «коммуникативный» для обозначения процессов информационного взаимодействия.
Билет 6. Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общения, перцепции, интеракции. 1) Информация употребляется в науке о коммуникации в след. Значениях: - Сведения о чем-либо, которые могут быть предметом сбора, обобщения, хранения, использования - Сообщение о чем-либо - Количественная мера снижения неопределенности у получателя (уменьшении энтропии) Социальная информация – совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами и их общностями для воспроизводства соц. Отношений и регулирования соц. взаимодействий. 2) Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия соц. субъектов, индивидов и их общностей, в ходе которого происходит обмен деят-тью, информацией, опытом, способностями, навыками, а также рез-ты деят-ти, в ходе которого происходит взаимное развитие его субъектов Посредники процесса общения: не только продукты духовной деят-ти. Идеи, эмоции, но и материальные предметы, орудия и средства труда, предметы материальной культуры. !! В процессе общения достигается необходимая организация совместной деят-ти индивидов, происходит объединения их в соц. общности, и в рез-те формируется групповая и коллективная деят-ть. Выделяют: - прямое общение (непосредственный контакт) - косвенное общение (между партнерами имеет место пространственно-временная дистанция) В психологическом измерении общение понимается как форма деятельности, осуществляемая между людьми и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Психический контакт хар-т общение как двухстороннюю деят-ть, предполагающую не только обмен информацией, но и эмоциями. В классической коммуникативной науке понятие «общение» и «коммуникация» считаются фактически эквивалентными, но есть различия:
Категория общения более широка. Коммуникация в рамках этой школы имела дело только с информационным аспектом общения, тогда как общение помимо обмена информацией полагалось включающим в себя еще и предметы обмена.
В соц. психологии в отличии от Т.К. общение понимается как наиболее общая категория, включающая в себя психические процессы при взаимодействии индивидов и их общностей и объединяющую три стороны: Коммуникацию; Перцепцию; Интеракцию Коммуникация в соц. психологии представляет собой информационный аспект общения. Перцепция – процесс восприятия соц. субъектом поступающей информации. Интеракция – аспект общения, связанный с организацией взаимодействия между людьми. Основные компоненты интеракции: эффект воздействия, субъекты взаимодействия, объекты и механизмы воздействия, метод воздействия. Интеракция: Групповая интеракция. Кооперации, совместная деят-ть; Конкуренция; Конфликт Билет 7. Понятие и типология коммуникативного действия. Коммуникативное действие – действие соц. субъекта, связанное с выполнением ф-ций источника или получателя сообщения в ком. действии. Характер м. б.: а) вербальный; б) невербальный. По критерию хар-ра функционирования психики субъекта: а) интенциональный (намеренный, осознанный). б) неинтенциональный. Типы ком. действия источников: а) интенц. – вербальное (сообщение исходит сознательно). б) интенц. – неверб. (сообщение в невербальной форме). в) неинтенц. – верб. (не сознательно в вербальной форме). г) неинтенц. – неверб. (не сознательная передача сообщения в неверб. форме). К получателю верб./неверб. не имеет отношения, это связано с подчинённым хар-ром получателя во взаим-ии. Типы ком. действий получателя: а) неосознанное. б) сознательное. Билет 8. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Коммуникативное действие – это действие соц. субъекта, связанное с выполнением функции источника или получателя в комм-ном взаим-ии. Субъект комм-го действия – комм-й актор (деятель) Основные типы коммуникативных действий: - По характеру сообщения: · Вербальное (деят-ть, связанная с речью) · Невербальное (деят-ть., связанная с паралингвистическими типами сообщений) - По хар-ру участия в коммуникации психики коммуникативных актов
Существуют также сознательное и неосознанное действия получателя. В рез-те, если совместить эти два критерия, можно выделить четыре типа коммуникативных действий S и столько же действий R. 1) Интенциональное вербальное действие S. Отправление сообщения в вербальной форме с намерением совершить данный акт. 2) Неинтенциональное вербальное действие S. Отправление сообщения в вербальной форме без намерения совершить данный акт 3) Интенциональное невербальное действие S. Отправление сообщения в невербальной форме с намерением совершить данный акт. 4) Неинтенциональное невербальное действие S. Отправление сообщения в невербальной форме без намерения совершить данный акт.
Аналогичным образом можно выделить 4 типа комм-х действий R, при этом данные 4 типа для упрощения могут быть сведены к 2: - сознательному - неосознанному В связи с тем, что хар-р комм-го действия получателя автоматически определяется хар-м сообщения.
ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ: Коммуникативный акт – элементарная единица коммуникации, однократное завершенное коммуникативное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному, дискретному, целостному и завершенному сообщению совершились процессы его про-ва, передачи и получения.
Билет 9. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации. Возможны разные подходы к построению типологии коммуникации, опирающиеся на различные классификационные критерии. В кач-ве осн критерием выступают элементы базовой Ласвеловской модели коммуникации. Критерии: I) Соотношение типов S и R в коммуникац взаим-и -> 4 типа соц. субъектов, способных выполнять функции S и R (индивид, соц.группа, соц.орг, масса) · Индивид – элемент и первичный субъект коммуникации. Присутствует в явном или неявном виде на всех более высоких уровнях взаим-я · Соц.группа – спец. Общность людей, отличающихся следующими характеристиками: 1) наличие общего соц.признака и интереса 2) идентичность – осознание своей принадлежности к данной группе 3) признание данной группы группой со стороны группы · Соц. организация – это формальная группа, отличающаяся след.признаками: 1) Формальное членство 2) Наличие зафиксированных правил входа и выхода 3) Наличие статусно-ролевой структуры и иерархии 4) Наличие норм, правил и предписаний, регламентирующих в явном виде исполнение ролей и статусов 5) Наличие санкций за нарушение норм · Масса – особый тип ассоциации индивидов, в котором преобладают явления автономности, анонимности, безответственности и индивидуализма. Масса не является соц.орг или группой, масса рассеяна социально и неоднородна географически Толпа – особый формат существования массы, в котором индивиды объединяются обстоятельствами места, времени и предельно малой геометрической дистанции. В отличие от массы толпа способна к совместной деятельности
Билет 10. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя. На основании критерия I (Соотношение типов S и R в коммуникац взаим-и) можно составить базовую таблицу типов и видов коммуникации.
В том случае если и S и R один и тот же субъект, то имеет место т.к. внутриличностная коммуникация.
Личность-группа: слова человека в кругу друзей Личность-орг-я: обращение с заявлением в суд Группа-личность: поздравление компанией друзей одного человека Межгрупповая комм-я: встреча компаний друзей на отдыхе Группа-орг-я: письмо от студентов в деканат Группа-масса: обращение группы людей на митинге к толпе народа Орг-я-личность: объявление деканата о выговоре студенту Орг-я-группа: объявление деканата о стипендии для студентов Орг-я-орг-я: деловые переговоры между корпорациями Орг-я-масса: поздравление президентом страны своего народа Масса-личность: выборы Масса-орг-я: реакция фанатов на победу команды Масса-группа: нелюбовь народа к футбольным фанатам Масса-масса: ненависть народов друг к другу (Израиль-Палестина)
Массовая коммуникация (применяется в рамках Т.К.) – любой формат взаимодействия соц.субъектов, в котором в качестве S и(или) R выступает массовая общность М.К. (в узком смысле слова, применяется в Жур-ке, рекламе, теории и практике М.К.) – коммуникация, в которой S-соц.организация, способная к про-ву, тиражированию и доставке сообщений до аудитории, а R – массовая аудитория.
Билет 11. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|