Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V) По наличию обратной связи




- Односторонняя (R не может влиять на S)

- Двухсторонняя (R может влиять на S)

Билет 12. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера

 

Цель S: снижение неопределенности R2 в части имеющегося у него уровня неизвестности относительно пространства информационных выборов Е.

Е (пространство информационных выборов) в данной модели связано с понятием энтропии.

Ш-В исходили из того, что и S, и R известен полный максимальный набор информационных выборов или сообщений, из которых S выбирает одно для передачи.

Информационная наполненность сообщения состоит в том, какой из возможных выборов совершит S.

Данный тип модели применим как к техническим, так и к соц. комм-м.

Применительно к простейшему техническому взаим-ю (лекция),

- источником выступает мозг S

- передатчиком – голосовые связи S

- сигнал – звуковая волна

- канал – воздух

- приемник – слух аппарат R

- декодирование – мозг R

Важнейший элемент модели Ш-В – коммуникативные шумы.

Ш-В первым предложили классическую классификацию коммуникат. шумов.

Шумы – любая совокупность факторов, которая вызывает ухудшения кач-ва коммуникации и потерю информации.

Виды шумов по Ш-В:

- Механические. Мех.шум N2 (шум канала) порождается техническими факторами несовершенства каналов коммуникации (помехи в ТВ, шум за окном, мешающий восприятию речи, плохое качество типографской краски в газете)

- Семантические. Сем.шумы N1,N3 – это потеря инф-ии, порожденная трудностями и проблемами при кодировании и декодировании сообщений. Культурные факторы, различия в кодовых языковых системах S и R.

Семантический шум (N1) возникает в рез-те специфических форматов преобразования смыслов сообщения в рез-те кодирования его в культурной системе S.

Семантический шум N1 менее опасен, чем шум N3.

 

Данная классификация шумов является общепринятой и предполагает различные механизмы борьбы с разного типа шумами.

Ш-В предложили универсальную формулу защиты комм-ии от потенциальных шумов.

Смысл формулы: чем выше вероятность искажения сообщения, тем более информационно избыточным оно должно быть.

 

Замечания по модели Ш-В:

1) Ш-В, опираясь на энтропийную модель, предложили математическую формулу для оценки кач-ва комм-ии

Идеальная комм-я, согласно их подходу, имеет место в том случае, когда кол-ва отправленной информации = кол-ву полученной.

 

Основные достоинства модели Ш-В:

  1. Авторы модели первыми разделили в субъектном плане S и передатчик, приемник и R. Это позволило более точно определить причины и факторы потери информации и ухудшения комм-ии.
  2. Предложенные Ш-В классификации коммуникативных шумов универсальны и используются в остальных моделях описания комм-ии
  3. Модель позволяет количественно рассчитать параметры эффект-ти взаим-я и выявить те элементы процесса коммуникации, которые наиболее сильно влияют на потерю информации
  4. Авторы модели предложили формулу избыточности сообщения как универсальный рецепт компенсации потери информации

Основные недостатки модели Ш-В:

  1. Ш-В понимали коммуникацию исключительно в количественном плане. Содержанию сообщений они уделяли малое внимание => оценка качества коммуникации получалась крайне ограниченной.
  2. Модель Ш-В носит исключительно односторонний хар-р, коммуникация не рассматривается как комплексный двухсторонний процесс
  3. В модели не предусмотрены воз-ти обратной связи, обратного влияния R на S.

 

Билет 13. Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина.

Модель массовой коммуникации. Описывает разные уровни ком-х взаимодействий: как МЛК(межличностную), так и групповую ком-ю и даже МК 9массовую коммуникацию). Данная модель показывает, какими обр. субъект В, получатель или аудитория может удовлетворить свою потребность в ориентации относительно внешнего для него объективного мира (О1, О2, О3…ОN)(короче, потребность в информации). Большинство этих способов является социальной коммуникативной целью субъекта В явл. выработка аттитюда(обусловленная когнитивно, эмоционально окрашенная предрасположенность к какому-либо объекту или ситуации, предшествующему ситуации; своеобразная установка на определённый объект) по отн-ю к какому-либо объекту внешнего мира. Объект Oj, рассмотрение способов удовлетворения В в инф. о нём: 1) в том случае, если Oj доступен прямому взаим-ю с В, последнему ком-ия не нужна, он прямо ориент-ся относит. объекта по дуге Ojb. Когда эта дуга разорвана (субъект не способен прямо наблюдать объект, а потребность сущ-ет) он вынужден вступать в ком-ию с др. субъектами. 2) Ком-ия с субъектом А, кот. прямо взаимодейств. с объектом Oj. А получил инф-ю по линии Oja и передал её В по дуге Ojab – выстраивается ком-ия в рамках треугольника Ньюкомба Ojab, при этом работают все условия модели Ньюкомба. 3) Когда дуга Ojab разорвана (очевидцев найти не возможно) возникает особой опосредованный вариант удовлетворения потребности В – появление проф. ком. посредник субъекта С; он появляется в ком. процессах и начинает выполнять значимую соц. роль только когда возникает масс. знач. потребность в удовлетворении субъекта В. субъект С – инф. посредник, субъект кот. находится между миром событий О и аудиторией В. Медиа, тот субъект, существующий между ними. Создатели этой модели не считали аудиторию субъекта В исключительно зависимым объектом: В активна, обладает возможностью обратного влияния как на медиа С, так и на очевидца А. Эта возможность влияния отображена через обратные дуги Fbc, Fba и дополн. дугу Fca.

Билет 14. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.

X

 

Соц. – психологич. модель ком-ий Теодора Ньюкомба (ABX – модель) (Н.).: Условия и последствие ком-ий как психологич. процесса, взаимодействия в элементарной ком. ситуации (сит., в кот. 2 субъекта А и В вступают в ком-ию по поводу внешнего для них объекта X). Ньюкомб предположил, что одним из базовых психологич. мотивов, побуждающих вступать в ком-ию явл. выработком ориентации по отношению к новому объекту и др. к др. Потребность в ориентации явл. одной из важнейших психолог. потребностей человека, неудовлетворение ведёт к стрессу. Хар-ка ком. действий субъекта: Н. предложил воспользоваться в рамках соц.-психологоич. понятием аттитюд – обусловленная когнетивно, эмоц. окрашенная предрасположенность к какому-либо объекту или ситуации, предшествующему ситуации; своеоб. установка на определённый объект (1. Позитивная полярность – симпатия и стремление к объекту; 2. Негативная полярность – антипатия, избегание). Люб. элементарная ком. ситуация имеет базовое стремление к симметрии (совпадение направленностей аттитюдов по отнош. к объекту). Согласно Н., общая направленность к симметрии способна породить огранич. набор психологич. последствий ком-ии. Основн. психологич. последствия элементарной ком-ии: 1) автоматич. симметрия – до начала ком-ии имеют место позитивные и межсубъектные аттитюды АВ и ВА, а объектные ат. АХ и ВХ совпадают по направленности. 2) объектные ат. АХ и ВХ до начала ком-ии не совпадают. 3) достижение мнимой симметрии (псевдосимметрия). Эффект ком-ии, при кот. объектные ат. АХ и ВХ не изменяются, но один из субъектов или оба конструируют для себя вообр-ый эф. ком-ии, кот. закляч-ся в том, что партнёр среагировал на аргументы и хотя бы частично изменил свой объектный аттитюд.) Такого рода эф. ком-ии позволяет субъектам сохранить позитивные межличностные отнош. и защитить свой внутр. психологич. мир. 4) достижение негативной симметрии – ат. объектов сохраняются (АХ и ВХ), межсубъектные – меняются в противоположн. сторону (АВ и ВА). 5) несимметричн. исход ком-ии – достижение толерантного согласия о несовпадении позиций при сохран. позитивных межсуб. ат-ов. Основн. достоинства модели Ньюкомба: 1) детальное описание всех возможных психологич. эффектов ком. взаим-я. 2) применимость для разных уровней ком-ии. Недостатки: В ней описываются скорее эф-ты ком-ии. чем реальные механизмы перемещения информ.

 

Билет 15. Трансакционная модель социальной коммуникации.

 

 

Модель предложена техасской школой ком-ий (Алексисом Теном) и модифицирована СПб школой ком-ий. Модель показывает каким образом Инф. взаимодействие. S1 вступает в ком-ию с R2 по поводу некот. внешнего объекта О. На отбор объекта и хар-р ком-ии влияют два базовых параметра субъекта S1 - цели А1 и культура С1. Ком-ия носит целесообразный хар-р. Цели А1 – то, что S1 хочет получить в результ. ком-ии Е1 (эффект ком-ии). Культура С1 – набор ценностей языковых и символьных средств, кот. владеет S1. Культура влияет как на отбор сообщений, так и на процессы восприятия и кодирования. Отобранное сообщение кодируется cod1 преобразуется в M1 по входу Ch1 поступает на вход получателя R1. Сообщение декодируется DC1 и наступает эффект ком-ии Е1. Ком-ия прекращ. STOP, если: 1. Пропускная способность канала недостаточна. 2. Когда получатель не способен декодировать сообщение. Помимо эффекта Е1 (измен. сознания или поведения R2) результатом ком-ии м.б. встречное ком. взаим-е, оно аналогично прямому, оно изображено в верхн. половине схемы. Важным элементом модели явл. шумы: N1, N4 – семантические шумы источника. N5, N2 – механич. шумы канала, N3, N6 – семантические шумы канала. Заслуги модели: анализ качества ком-ии и факторов потери инф-ии. Безупречно-чёткая ком-ия – ком-ия, в кот. объём и смысл отправленного сообщения эквивалентны объёму и смыслу полученного. 1. Правильное/не правильное использование языка и селиктивное (избирательное) восприятие, обусловленное культурой. 2. получателя –> селиктивное внимание; селиктивное восприятие; селиктивное запоминание. Не ко всем сообщениям получатель внимателен. Общая хар-ка модели: 1) рассматривает ком-ию как систему элементов (какая, получатель, источник, сообщение) и видов поведения (кодирования, декодирования, целеполагания). 2) все сообщения носят ярко-выраженный целенаправленный хар-р. 3) ком-ия инициируется источником, чтобы получить какую-то реакцию у получателя. 4) ком-ия носит трансакционный хар-р – источник и получатель попеременно меняются ролями. 5) изменение любого элемента ведёт к изменению всей ком. системы. 6) ком-ия носит субъективный хар-р; восприятие, кодирование, декодирование во многом зависят от культуры источника и получателя.

 

Билет 16.Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов.

Любое искажение информации называется шумами. Шум источника + шум получателя = семантический. Семантический шум – это неправ. использование языка/иных символов (иностранцы), это субъективная интерпретация языковых или иных символов. Механический шум – шум канала, кот. связан с технич. потерями инф-ии из-за несовершенства канала, технич. проблем при кодировании и декодировании (модель Шеннона и Вивера).Важным элементом трансакционной модели явл. шумы:1. источника и получателя – семантические шумы (интер-шум; семантика характеризует отношение знака к своему объекту). 2. канала – механический (шум, как помеха).

 

Билет 17. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Специальные научные методы ТК, опирающиеся на 2 специальных подхода: 1. процессно-информациооный (где ком-ия – процесс получения информации); 2. семиотический < Семиотика – это наука о знаках; Семиотика или семиология является наукой о значащих формах, средствах выражения значения. > (где коммуникация – особое знаковое взаимодействие). Семиотический подход – взаим-е людей, опосредованное знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Ком-ия – процесс рождения и понимания смысла. Особенности семиотической модели: 1) центральная категория – категория сема или знака. 2) большое внимание уделяется реципиенту (получатель), тексту, процессу декодирования, источник опущен. 3) семиотич. модели не линейны, отражают не шаги и этапы прохождения инф-ии, а отношения, возникающие в течении движения смысла. 4. Большое внимание при интерпретации сообщения уделяется культурному (индивидуальному, коллективному) контексту взаимодействия. Предмет семиотич. подхода: а) процесс знакового опосредования, инф. взаим-я. б) ком. средства его реализации. в) каналы, по кот. передаётся сообщение. г) процесс восприятия (декодирования). Семиотика – теоритич. фундамент семиотич. подхода; комплекс научн. дисциплин, исследующих природу, ф-ции, виды знаков и знак. систем, св-ва знаков, знаковую деятельность человека. (Знаковая система – естественные языки, формальные: математики и логики, искусственные языки, системы сигнализаций в природе и обществе, языки изобразит. искусства, музыки, театра).

Билет 18. Понятие и структура знака. Модели Фреге, и де Соссюра. Соссюр. Провёл строгое разграничение между речью (продукт языка при индивидуальной верб-й ком-ии)., языком, как взаимосвяз. знаковой системой и собств. речевой деят-ти как деят-ти по преобразованию языка в речь. Язык – универсален, а речь – индивидуальна. Обращение к сущности языкового знака, Соссюр фокусирует своё внимание на взаимодействии знаков и знаков. систем др. с другом. Языковой знак – двуединая сущность, единство означаемого, смысла связ. в сознании пользователя с этим знаком и означающего, той формы, в кот-й сущ-т и проявл. знак. Для знаков верб-й комм-ии, для слов они функционир. как соц. понятия и аккустич. образа/графической формы. Знак: означающее (веществ. носитель значения) – означаемое (само значение, смысл). Форма, в кот. сущ. знак, согласно Сосюру, это его знакообозначение, название, имя. Это обозначение носит конвинциальный хар-р. (Т.е. когда-то люди – пользователи знака догов. о том, что данному знач. соотв. данное обознач). Любой знак носит конвинц. хар-р, он социален. По отношению к любому обозначению само содержание знака, т.е. психическое конструктирование, соотв в едн. пользователь обозн. знака в лингвистике называется понятием, а в логике – концептом.

Фреге. Развивает теорию Пирса. 20в. Употребляя знак, человек интересуется не знаком как таковым, а в первую очередь его смыслом или значением. Концепт (десигнат) – это общее представление о всём классе денотатов (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком) данного знака, сложившихся в сознании субъекта знаковой деятельности. Модель Фреге демонстрирует зависимость знака с одной стороны от конкретного объекта действительности, кот. он обозначает, а с другой стороны от обобщённого представления обо всём классе таких объектов, существующего в културе.

Билет 19. Понятие и структура знака. Модель Огдена – Ричардса. Знак – это чувственное восприятие явления, изображение, звук, текст, которое представляет/замещает в ком. процессах другие явления, св-ва, отношения. 20 в. – теоретический кризис, связанный с понятием значения и смысла. В связи с этим они предложили собств. модель знака, продолжая модель Фреге. Значение значения. Исследование влияния языка на мышление и научный символизм. Отличие: знак – единство плана содержания и плана выражения (он отделён от имени больше чем имя). Модель отраж. выражение знака как комбинацию 3х категорий: 1. данный в ощущения объект окружающего мира. Денотат знака/ деферент слова, имени. 2. психич. представление. Понятие или концепт/смысл. 3. принятое в человеч. обществе наименование объекта: имя, слово, выражение, символ. Данная модель – теоритич. основание для семиотич. рекл. творчества.

Билет 20. Понятие и структура знака. Модель Пирса.Чарльз Пирс, анализируя знаковую деят-ть человека, решил, что реципиент не просто обрабатывает информацию, а порождает собственное понимание сообщения. Это связано с культурой, опытом и знаковыми особенностями человека, т. е. его знаковой системой. Знак по Пирсу – это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении. Объект О – тот объект, кот. в отношениях между людьми представляется знаком. В логике он называется денотатом (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком), реже – референтом, в лингвистике – денотатом. Знак О (объективный знак) – это некот. принятое в данном общ-ве или сообщ-ве обозначение объекта О. Как только конвенция по отношению знака О достигнута, этот знак приобретает объективный хар-р для всех им пользующихся. S – это субъект, а знак S – это так называемый субъективный знак субъекта S для обозначения объекта О. Знак S образуется в результате взаим-я субъекта S прямо с объектом О, а с другой стороны опосредованно через объективный знак О. В результате этого взаимодействующий знак S может отличаться от знака О. Знак S – это нечто. представляющее что-то (объект О) перед кем-то (субъект S) в некотором отношении (знак О). Знаки О определяют поведение. Каждый человек взаимодействует с двумя реальностями – реальностью объектов О и реальностью знаков О. Принимая решение, человек сравнивает мир обектов и мир знаков. Чтобы манипулировать аудиторией нужно разрывать связь S с объектом О.

 

Билет 21. Свойства и характеристика знаков.

1. св-ва принципиальной арбитрарности знаков. (Смысл: 1. сущ-ет некот. объективная трансцендентальное отношение между планом содерж. и планом выраж. знака. Знак – явл. природы, обозначение – ест.-научн. открытие нек. з-нов природы. 2. Знак релятивен (относителен), конвенциален. Он – рез-т произв. Договорённости между людьми. В совр. доминирует 2я теория. Из неё следует, что знак арбитрарен, возникает на основании произв. семантич. отношений. В основе образлв. Знака – любая из сторон плана содержания.). 2. св-ва (принцип) системно – ист. обусл. знаков (Закономерности возникновения, изменения любого знака опред. 2мя группами обстоятельств: а) знак – эл-т знаковой системы, в кот. он существует. Законы этой системы опред. собств. динамика этого знака. (Jeep=джип). б) Динамика знака обусл. исторически. Его развитие и трансформация связ. с изменением объект. Реальности, кот. этот знак признан отражать. (пример: исторические праздники)

Билет 22. Свойства и характеристика знаков.

Св-ва ассиметрич. дуализма знаков (План содержания и план выражения, образ.знак, соедин. В качестве знаковыражени лишь историч. огранич. Краткий период. В условии отн-й планы автономны и имеют каждый свою собств. историч. динамику. (пример: знак свастики)). 4. св-ва огранич. семиотич. системы (Наблюдатель наход. внутри языка, замкнутом или отн. замкнутой семиотической системы, рассматривает сложившиеся в нём отношения между планами содерж. и планами выраж. как объективные, пост., заданные. Язык, как скемиот. Система для тех субъектов, кот. им пользуются, есть элемент внешней объективной среды существ. Если же наблюд. наход. вне семиот. системы, для него правила условий и условностей этой системы станов. заметными, он видит на 1 семиотич. уровень больше. То, что внутри системы явл. высшим семиот. уровнем для субъекта вне системы выступает в качестве промежут. семиотического уровня. (пример с зел. Очками в Изумрудном городе). 5. Принцип многоуровневости семиозиса. Семиозис – это процесс, в рез-те которого нечто начин. функционировать в качестве знака (Процесс формирования знака никогда не носит окончат. хар-ра. Связь между означаемым и означающим в стр-ре знака тоже не носит окончат. хар-ра. План выр-я – лишь форма знакв. Однако по мере развитие семиотич. систем новые этапы семиозиса происходят не на основании мира фактов, реальных вещей, а на основании знакового мира. Врезте знак, образ. На предыдущ. этапе сем.ю может стать означаемым нового означающего. Для обозн. одного и того же предмета сущ.несколько знаков и сам факт выбора одного из них представляет собой сеиотич. процесс. Это факт образования нового знака, нового семиотич. уровня. Именно так возникает семиотика. (происходит формирование вторичной аналогичной семиотической системы).

Билет 23. Понятие и структура семиозиса.

Семиозис (от греч. semeiosis) – термин, принятый в семиотике, и обозначающий «процесс интерпретации знака», или процесс порождения значения. Известно, что этим термином пользовались древнегреческие физиологи, в частности Гален из Пергама (139 - 199 н.э.) для постановки диагноза: семиозис означал интерпретацию симптомов. Древние греки включали в семиозис (1) то, что выступает как знак; (2) то, на что указывает знак или к чему он отсылает (десигнат); (3) воздействие, в силу которого данный предмет оказывается для интерпретатора знаком (интерпретанта).

Один из основоположников современной семиотики американский философ Ч.С.Пирс применял понятие «семиозиса» для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения «объект-знак-интерпретанта». Для Пирса именно понятие семиозиса было центральным понятием его семиотической теории. По мысли Пирса, знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками. Осуществляется это знание благодаря интерпретанте. Интерпретанта - это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак/ объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый знак; объяснение значения данного слова с помощью других слов и т.д.). Каждый знак способен порождать интерпретанту, и этот процесс фактически бесконечен. Пирс постулирует необходимость бесконечности этого процесса следующим образом. Если предположить гипотетическое существование самой последней, самой сложной, исчерпывающей и завершающей интерпретанты данного объекта, то эта интерпретанта может быть ни чем иным как самим объектом, целиком явленным нашему сознанию. Но такой объект, а равно и такой знак - как физически тождественные друг другу - не возможны и не существуют. Стало быть, процесс интерпретации безграничен. На этом постулате основана идея Пирса о неограниченном семиозисе. Семиозис - это динамический процесс интерпретации знака, единственно возможный способ его функционирования. Семиозис - это деятельность знака по производству своей интерпретанты. Идея семиозиса выражает самую суть отношений между знаком и внешним миром - объект репрезентации существует, но он удален и недосягаем, будучи словно “спрятан” в череде семиотических медиаций. Однако, познание этого объекта возможно лишь через исследование порожденных им знаков. У.Моррис определял семиозис как «процесс, в котором нечто функционирует как знак». Он также выделял три измерения семиозиса (которые зачастую рассматриваются как различные сферы семиотического анализа): 1) семантика характеризует отношение знака к своему объекту; 2) синтактика - включает отношения знаков друг к другу; 3) прагматика – исследует отношения между знаками и теми, кто ими пользуется (интерпретаторы

Для языковых систем предмет синтактики – прагматика и синтаксис языков. Синтактика – изуч. способы согласов., сочет. знаков, ведущие в конечном счёте к образов. Знаковых выражений/систем. Парадигма – напр. на отн-я между людьми, пользоват. Знаков и собств. знаковыми системами. Взаимодействие по линии: человек – знак – ситуация.

 

Модель Пола Грайса. (прагматическая модель эффективной комм-ии). Грайс развив. модель Мориса и сосредотачивает внимание на прагм. измерении семиозиса. Его предложение - собств. решение задачи об эффективной прагматике комм-ии: совокупность 4х правил (условий) эффективной комм-ии. Формула Грайса: Вклад в композицию (прежде всего в вербальную) болжен быть необходим и достаточен по кол-ву, адекватен по качеству, релевантеннг по втруктуре исп. ср-вам.). Лучшая форма PR – атаки: "мы не мешаем оппоненту, не ругаем его. Мы хвалим его, помогаем ему, но ему всё хуже и хуже от этой помощи." Этот принцип Грайс развернул в 4 категории эффект. прагм. комм-ии: 1. количество 2. качество, 3. релевантность, 4. спопоб ком-ии. 1. Вклад в комм-ию, чтобы она была эффективной, должен бытии необходимым о достаточным. Он не может быть не более и не менее информативным, чем этого треб. цель ком-ра и ситуация взаимодействия. Особ. этой категории важна для преод. Избыточности инф-го вклада. 2. Правда и тоько правда. Для достижения эффективности комм-ии не следует говорить того, что вы считаете ложью, но для док-ва чего нет дост. оснований. 3. Данная категория формируется из след. принципа: для эффективной комм-ии стр-рное содержание эл-в сообщ-я должно соответствовать целям ситуации и комм-ии. 4. Согл. Грайса форма, способ комм-ии, средства исп. в рамках комм-ий должны быть адекватны партнёру по взаимод. его возможн-м, ожиданию, культуре, эмоциям. Для эффективной комм-ии необходимо избегать двусмысленности, многословия, амбивалентных формулировок, непонятных слов, усложнённых конструкций и т.д.

 

Билет 24. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма.

И. Пирс – простейшая типология кодов. В основании – хар-р соотв. между планом содерж. И планом выражения в знаке. 3 типа знаков:1. знаки – индексы, символы 2. иконические знаки 3. знаки – символы, подлинные ком-е знаки. Знаки –индексы – имеют внутр. смысловую связь между планом содерж. и планом выраж. (дым – знак огня, t0 - знак болезни, облака и.т.п.) 2. иконические знаки – мат. предметы, тексты, воспроизводящие внешний вид, внутр. устройство, содерж. объекта и используемые в процессах познания и ком-ии. (глобус, карта, икона и т.п.). 3. знаки – символы (ист. коммуникативные знаки) такие формы соотв. между планом содержания и планом выраж., кот. устанав. конвенциально и не существуют в рамках отсутствия подобной конвенции. (красный крест, обручальное кольцо, череп с костями и т.п.). Разделение знаков и кодов на 2 типа: парадигму и синтагму. Это правила организации знаков. Парадигма – некая совокупность знаков, отвеч. Следующим хар-кам: 1. знаки имеют общий признак 2. ни один из знаков не повт. все ост. В науковедении парадигма – совокупность целостных, внутренне не противоречивых и последовательных концептуальных оснований какой-либо теории. Синтагма – осмысленная последовательность элементов парадигмы. (числа для парадигмы цифр). Чтобы выстроить ком. форму взаимодействия согласно Маррису нужно решить послед-но следующие задачи: 1. выбрать базовую парадигму 2. из её Эл-в сформулировать синтагму, совокупн. синтагм.

Билет 25. Понятие кода. Аналоговые и разделительные коды. Презентационные и репрезентационные.

Понятие кода. Коды в функциональном плане могут выступать с одной стороны как правила орг-и знаков, с др стороны как регуляторы и организаторы поведения. В ТК прежде всего обращают внимание на той функции кода, кот связана с выполнением роли организатора системы значений. Кодом этого типа присущи следущие характеристики:

  1. они формируются из опр-го набора элементов(парадигмы) и в результате формир-ся осмысл знаковый ряд-синтагма
  2. Эти коды передают значение, они явл знаками некот реальности, отличной от них самих
  3. Знаки зависят от соглаш-я между пользователями, их ценностей и культуры
  4. Коды выполн-т соц и комм-ю ф-ю.

По характеру соотн-я между планом содерж и планом выражения выдел аналоговые и разделит коды.

Аналоговые коды. Употребляются для обозначения феноменов и процессов непрерывного, континуального характера.

Разделит коды обозн феномены и процессы дискретного, отделенного др от друга, разделен на отдельные элементы типа.

Одно и тоже смс мож б передано как разделит, так и аналог кодом.

По критерию характера включения кода в процессы межличн ком выдел репрезентационн и презентиционн коды. 2, когда способн сущ-ть независимо от суб-в ком-и. Такими кодами польз-ся для создания смс существующ автономно-тексты, фото.

О не сущ-т отдельно от коммуникатора и комм ситуации. Она сост из знаков-индексов и наиб эффективны в эмотивной и конативной функциях.

2 польз-ся суб-т в рамках межличн нврбл и в меньш степени врб комм-и. В ведущ сем-х работах по ТК выдел 10 базовых презентац-х кодов.

1 тип-телесный контакт(объятие).Дистанция огораживает личн прост-во;задает уровень отношения мду партнерами.

  1. Телесный контакт
  2. Дистанция
  3. код угла общения
  4. Внешний вид.Контролируемые и неконтролируемые параметры
  5. движение головы
  6. выражение лица
  7. жестикуляция.жесты доминирования
  8. позы
  9. глазной контакт
  10. темп речи

Билет 26. Понятие кода. Типология кода. Прост и сложн коды. Логич и эстетич коды. Аналогов и разделит коды.

Понятие кода. Типология кода. Коды в функциональном плане могут выступать с одной стороны как правила орг-и знаков, с др стороны как регуляторы и организаторы поведения. В ТК прежде всего обращают внимание на той функции кода, кот связана с выполнением роли организатора системы значений. Кодом этого типа присущи следущие характеристики:

  1. они формируются из опр-го набора элементов(парадигмы) и в результате формир-ся осмысл знаковый ряд-синтагма
  2. Эти коды передают значение, те они явл знаками некот реальности, отличной от них самих
  3. Знаки зависят от соглаш-я мду пользователями, их ценностей и культуры
  4. Коды выполн-т соц и комм-ю ф-ю.

По характеру соотн-я между планом содерж и планом выражения выдел аналоговые и разделит коды.

Сложные и простые коды. Данные типы кодов выдел на основании критерия хар-ра исп-ых кодовых ср-в в рамках кодовой системы.Сл коды-нужна спец подготовка для их изучения и исп-ся как правило специализ-й или проф и субкультурной(в пределах субкультур). Свои коды есть у субкультур-сноубордисты, реперы

Простые коды.. к реализ в рамках обыд-й ком-и для освоения кот достаточно простой соц-го опыта вступающего в ком-ю суб-в

Св-ва простых и сл кодов:

1)простые тяготеют к устн врбл ком-и. Таким обр-м тягот-т к индексичным кодам нврбл ком-и они более предсказукмы и могут в том числе реализ-ся для фатической ком-и. Простой код ориентирован на групповые отношения. П.к. укрепляет соц отношения в группе. Исп п.к. родчерк-т общность, сх-во говорящего с соц. Окружением.

П.к. более конкретны, специфичны, относятся к конкретным ситуациям и настоящ времени. Накопл времени п.к. детерминируется исключит культурн опытом. Сложные коды. Мог быть устн и письм. Подходят для символич, абстрактн., репрезентац-х смс(лучше, чем п.к.)Сл. Код нацелен на точность, объективность, референциальность смс. С.К. облегчает выражение отличия говорящ от его соц окружения, от группы. Он показывает индивид-е намерения суб-в ком-и его персональн-ю позицию положения в группе. ПК подчеркивает статус, а сложный подчеркивает личность.

СК необх-мы, когда комм-р хочет обозначить свою уникальность, свое личностное. Когда он хочет послать сигнал, что именно это отличие и должно быть зафиксировано 1й ауд-ей(даже если это 1 чел-к). Овладение СК требует обучения, спец подготовки.

Логич и эстетич. Критерии выделения: характер инф-и, кот с помощью кодов преобр-ся в сообщения и хар-ра аудитории, декодирующей инф-ю.

Логич код, как правило, однозначн, устойч, статичны, носят символический характер. Он закрыт. Отношения мду планом содержания и планом выражения окончательно, внесение нового смысла в них не возм-ны. Парадигмы ЛК четкие, огранич, имеющие конкр-й смысл(матем формулы-созданы лог к)

Эстетич к противопол-ны ЛК.Это коды условного типа. У них открытые парадигмы, кот могут доп-ся новыми смыслами. Эст К динамичны. Их декодир-е допускает множественность интерпретации.

Аналоговые коды. Употребляются для обозначения феноменов и процессов непрерывного, континуального характера.

Разделит коды обозн феномены и процессы дискретного, отделенного др от друга, разделен на отдельные элементы типа.

дно и тоже смс мож б передано как разделит, так и аналог кодом.

 

Билет 27-28.Понятие коммуникативной личности. Параметры коммуникативной личности.

В теории коммуникации различные авторы по-разному опре­деляют понятие коммуникативной личности.

Нельзя в полной мере согласиться с В. Кашкиным, опреде­ляющим коммуникативную личность как совокупность индиви­дуальных стратегий и тактик ее коммуникации. Оставляя за скоб­ками неоднозначность понятий «коммуникативная стратегия и тактика», отметим, что такая совокупность может считаться скорее формой проявления коммуникативной личности, чем соб­ственно коммуникативной личностью. Реальные практики обще­ния действительно характеризуют личность как субъекта ком­муникации. Но они не исчерпывают всего ее личностного коммуникативного потенциала.

При формулировании определения коммуникативной лично­сти следует отталкиваться от понимания сущности и основных характеристик личности как таковой. Тогда можно будет избе­жать как неточностей и двусмысленностей, так и излишне мно­гословных конструкций.

Онтология коммуникативной лич­ности. На философском (онтологическом) уров­не сущности понятий «личность» и «коммуникативная личность»

совпадают.Личность, как социальный субъект, социализированный индивид, не может существовать иначе, как коммуникативная личность, «человек общающийся». Если чело­век как биологический субъект не участвовал в процессах, обще­ния, он не смог превратиться в социального субъекта, т. е. в лич­ность.

Таким образом, на социально-философском уровне катего­рии «личность» и «коммуникативная личность» совпадают по своему содержанию. Это позволяет говорить о широком пони­мании категории «коммуникативная личность». В широком по­нимании термин «коммуникативная личность» эквивален­тен термину «личность».

ТК как частная научная дисциплина, в отличие от философии, пользуется узким пониманием категории «коммуникативная личность». Здесь этим понятием обознача­ется одна из форм проявления личности, связанная с качеством исполнения ею функций субъекта коммуникативного взаимодей­ствия.

Под коммуникативной личностью в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора).

С общепсихологической точки зрения под коммуникативной личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, снизывающее воедино различные психические процессы, детер­минирующие практики общения индивида и придающее его коммуникативному поведению определенную последовательность, воспроизводимость и устойчивость.

Именно такая узкая трактовка коммуникативной личности используется в ТК. Коммуникативная личность - форма функционирования личности в ком­муникативном процессе, форма ее реализации через выполнение социальных ролей источника/получателя сообщений.

В онтологическом плане узкое понимание коммуникативной лич­ности –в каждый кон­кретный момент времени личность может функционировать в различных социальных ролях, может реализовываться через раз­личные поведенческие формы. Когда эти поведенческие формы обретают вид коммуникативного действия, имеет место бытие личности как коммуникативной личности. Если индивид реали­зует сложную социальную практику, содержащую как коммуни­кативный, так и некоммуникативный компоненты, то, применяя к его описанию категорию коммуникативной личности, мы аб­страгируемся от всех его социальных ролей, не связанных с ком­муникацией.

Коммуникативная личность - од­новременно «человек, общавшийся в прошлом, - субъект и про­дукт предшествующей коммуникации», «человек, общающийся реально- в настоящем» и «человек, общающийся потенциаль­но, -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...