Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абстрактный, материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы.

ЛЕКЦИЯ 3.

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА.

УЧЕНИЕ О ФОНЕМЕ

  1. Теория фонемы.
  2. Абстрактный, материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы.
  3. Фонема и аллофоны.
  4. Функции фонемы.

Теория фонемы. Основные направления в рамках учения о фонеме.

 

До сих пор мы рассматривали материальную базу звукового общения, которая включает 3 вида субстанции: артикуляционную, акустическую и перцептивную. Теперь речь пойдёт о фонологии. В этом разделе фонетики описывается функционирование звуков в системе языка.

Идею отграничения функционального подхода к звукам речи от изучения их материальной стороны впервые ясно выразил в конце 19 века русский учёный польского происхождения И.А. Бодуэн де Куртене.

И. А. Бодуэн де Куртенэ по праву считается основоположником учения о фонеме: хотя сама идея что называется, носилась в воздухе, Бодуэн первым придал ей вид законченной теории, когда написал свою работу «Сравнительная грамматика славянских языков».

В самых первых его определениях фонемы Бодуэн де Куртенэ делает акцент на физиологическом (антропофоническом) аспекте фонемы как далее неделимой единицы языка.

Рассматривая то, чему может соответствовать фонема в речи, автор замечает, что понятие фонемы разлагается на два существенно различные:

1) просто обобщение антропофонических свойств,

2) подвижной компонент морфемы и признак известной морфологической категории;

и далее подчеркивает, что «…При дальнейшем развитии этих мыслей необходимо будет строго различать названия двух сторон понятия «фонема» и, вместе с тем, установить для них частные термины…»

Мы полагаем, что концентрация внимания на одном из понятий стала причиной противоречий между двумя крупнейшими фонологическими школами России.

В более поздней своей работе, озаглавленной недвусмысленно «Фонема», Бодуэн де Куртенэ обращает внимание на психический аспект фонемы, определяя ее как «психически живую единицу языка», «психический эквивалент звука», и заканчивает статью попыткой синтеза обоих аспектов:

1) «фонема – это единый неделимый в языковом отношении антропофонический образ, возникший из целого ряда одинаковых и единых впечатлений, ассоциированных с акустическими и фонационными (произносительными) представлениями.

2) «фонема – это единое фонетическое представление, возникшее в душе путем психического слияния впечатлений, полученных от произнесения одного итого же звука».

3) «фонемы – единые непреходящие представления звуков языка»

Заинтересованность автора в психическом аспекте фонемы появляется уже в подборе слов: впечатление, ассоциированные, представления, психическое слияние впечатлений. Показательным является так же тот факт, что на данном этапе развития теории фонемы Бодуэн де Куртенэ выделяет в ее психическом аспекте впечатления акустические и фонационные, не давая, еще, однако, специальных терминоединиц для этих понятий. Его увлеченность психической стороной проблемы доходит до своего логического конца в работе 1917г «Введение в языковедение», где к определениям интенсиональной терминоединицы добавляются и две недостающие: «акусма» - для акустических впечатлений (далее неразложимый акустический или слуховой (аудиционный) элемент) и «кинема» для произносительных впечатлений (далее неразложимый произносительный или фонационный элемент). Кроме того, вводится понятие кинакемы, которая понимается как «соединение кинемы и акусмы в тех случаях, когда благодаря кинеме получается и акусма».

(Под интенсиональной единицей мы понимаем центральную единицу терминосистемы, ядро для всех остальных.)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что теория Бодуэна де Куртенэ и вся его терминологическая система базировались на почве ассоциативной психологии. Помимо этого, в поздних работах Бодуэн де Куртенэ отнюдь не отказывается от своих ранних взглядов на фонему, а лишь дополняет и уточняет их.

Заслуга Бодуэна де Куртенэ состоит в том, что он впервые сформулировал проблему фонемы, оставив дальнейшую разработку и уточнения будущим исследователям. Несомненно, что именно психологизм, именно подход к языку как к психическому явлению, помог Бодуэну де Куртенэ открыть фонему, подойти к осознанию разницы между звуком как материальной сущностью и фонемой как некоторой абстракцией звука. Но тот же самый психологизм помешал ему пойти дальше и понять, как это «общее представление звука» складывается в сознании говорящего. Понимание этого механизма стало возможным только на функциональной почве, на почве осознания смыслоразличительных качеств звука, но это уже следующий этап развития учения о фонеме, хотя и связанный с именами учеников Бодуэна де Куртенэ – прежде всего Л.В. Щербы и Н.С Трубецкого, но все-таки принципиально иной в своих подходах к языку.

 

 

Абстрактный, материальный и смыслоразличительный аспекты фонемы.

Итак, совершенно очевидно, что существует великое множество определений фонемы. Мы будем придерживаться взглядов Л.В. Щербы, который выделял в фонеме 3 разных аспекта: функциональный, материальный и абстрактный. В.А. Васильев, его ученик автор учебника по теоретической и практической фонетике английского языка даёт такое определение: «Фонемаэто мельчайшая (т.е. далее неделимая) единица языка (звукотип), которая существует в речи всех членов данной языковой общности в виде таких звуков, которые способны служить различительным признаком, отличающим одно слово или одну грамматическую форму от всех остальных слов и грамматических форм этого языка.

Единственный недостаток этого определения в том, что оно слишком длинное и сложное для практического использования. Кратко, фонему можно определить так: фонема – это минимальная абстрактная лингвистическая единица, реализованная в речи в виде звуков, которая может быть противопоставлена другим фонемам того же языка, с целью различения лексического значения морфем и слов.

Рассмотрим фонему с точки зрения всех 3х аспектов. Во-первых, это функциональная единица. Как вы уже поняли из всего вышесказанного, в фонетике под функцией обычно имеется в виду различительная функция, т.е. та роль, которую выполняют различные компоненты фонетической системы при различении одной морфемы от другой, одного слова от другого, одного высказывания от другого.

Оппозиция фонем служит для различения значения морфем и слов в одном и том же фонетическом окружении: said – says, sleeper – sleepy, path –bath, light –like.

Иногда оппозиция фонем служит для различения целых предложений: He was heard badly. He was hurt badly.

Во-вторых, фонема – единица реальная, материальная и объективная. Это означает, что она реализуется в речи всех англо-говорящих людей в виде звуков речи, своих аллофонов. Аллофоны представляют собой не один звук, а комплексы звуков, т.к. хотя и принадлежат одной фонеме, но всё равно отличаются артикуляционными характеристиками, несмотря на общее сходство.

Понаблюдаем это на примере английской [d]. Как вы помните из курса практической фонетике, если [d] не подвергается влиянию соседних звуков, то это взрывной, переднеязычный-апикальный, альвеолярный, звонкий, слабый согласный. Таким он предстаёт в словах door, darn, down и т.д. В этих случаях мы имеем дело с основным аллофоном. Аллофоны, которые не претерпевают заметных изменений в потоке речи, называются основными. В тоже время существуют вполне предсказуемые изменения в артикуляции аллофонов, которые подвергаются влиянию соседних звуков, такие аллофоны называются дополнительными.

Например, [d]

· слегка палатализуется перед передними гласными и сонорными – deal, day, did, did you;

· произносится без взрыва перед другим взрывным: bedtime, bad pain, good dog, произносится с носовым взрывом перед носовыми сонантами: sudden, admit, couldn’t’t, could meet; с латеральным взрывом перед сонантом [l]: middle, badly, bad light.

· Особенно чувствительно к окружению альвеолярность согласного. Так, перед [r], [d] становится заальвеолярным: dry, dream; перед межзубными он становится зубным: breadth, lead the way, good thing.

· Если [d] стоит перед [w], то он становится лабиализованным: dweller.

· В начальной позиции частично оглушается: dog, dean; в интервокальной позиции или перед сонантом он полностью звонкий: order, driver,leader; в конце слова может частично оглушаться: road, raised, old.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...