Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Следовательно, хотя аллофоны одной и той же фонемы обладают определённым артикуляторным сходством, они также демонстрирую значительное фонетическое различие.

Все аллофоны одной фонемы образуют функционально единую группу. Её члены не противопоставляются друг другу, но они противопоставляются членам других групп при различении значения. Следовательно, аллофоны одной фонемы никогда не встречаются в одном и том же фонетическом окружении, они легко предсказуемы по этому фонетическому окружению, а, значит, не несут полезной информации, т.к. не различают лексические значения. Аллофоны одной фонемы функционируют как единая лингвистическая единица, и в этом-то и заключается абстрактный характер фонемы.

Фонема и аллофоны.

Итак, если представить схему взаимоотношения фонемы и её аллофонов, то она будет выглядеть следующим образом:

Фонема

аллофоны

Основной и дополнительные

Обязательные факультативные индивидуальные

позиционные, фоностилистические

диалектные

 

комбинаторные

Фоны

Появление индивидуальных вариантов вызвано не системой фонетических правил языка, а индивидуальными особенностями говорящих. Однако их нельзя упускать из виду, поскольку, получая по тем или иным причинам широкое распространение, они могут превратиться в факультативные варианты, а в дальнейшем привести к звуковым изменениям в языке

О факультативных вариантах (или о свободном варьировании фонемы) говорят тогда, когда какая-нибудь фонема в одном и том же положении может иметь неодинаковые фонетические реализации, причём в любом слове. Существование факультативных вариантов нередко знаменует изменение в системе фонем языка. ПРИМЕР

Среди обязательных аллофонов принято различать комбинаторные и позиционные аллофоны. Комбинаторные аллофоны возникают под влиянием окружающих звуков – вспомним аллофоны русских гласных в соседстве с мягкими согласными; согласные перед гласным [i] могут быть палатализированными аллофонами, при произнесении которых язык уже приготовился к артикуляции переднего гласного верхнего подъёма, т.е. поднялся вверх и продвинулся вперёд.

Позиционные аллофоны возникают в зависимости от того, в какой фонетической позиции находится звук. Например, русские согласные [p], [t], [k] в позиции абсолютного конца слова – [dup], [vot], [vrak] - произносятся как сильно придыхательные; во многих языках сонанты [l], [r] в этой же позиции слегка оглушаются (т.е. начинаются как звонкие, а заканчиваются как глухие). Для гласных можно привести примеры позиционных аллофонов, зависящих от их положения по отношению к ударению: в безударном слоге артикуляция гласного может сильно отличаться от артикуляции соответствующего ударного. Наиболее ярким примером является безударный аллофон фонемы а в русском языке (например, первый гласный в слове подучил), который является гораздо более закрытым по сравнению с ударным.

Разумеется, каждый аллофон зависит и от комбинаторных, и от позиционных условий: например, в том же слове подучил безударный аллофон фонемы и артикуляционно отличается от ударного тем, что язык при его произнесении меньше поднят вверх, а комбинаторно – тем, что под влиянием согласных [d], [č] язык меньше отодвинут назад. Все обязательные (комбинаторные и позиционные) аллофоны одной фонемы равноправны, поскольку их свойства определяются существующими в языке фонетическими правилами. Принято, однако, говоря определённой фонеме, называя её, употреблять основной аллофон, свойства которого меньше всего зависят от окружения и позиции.

Смысл теории фонемы в том и заключается, что она объясняет, почему одни звуковые различия оцениваются как очень существенные и замечаются говорящим, а другие – объективно не менее значительные фонетически – привлекают внимание лишь при особых условиях и, как правило, «пропускаются мимо ушей».

Вся совокупность фонетических положений, в которых возможна данная фонема, составляет её дистрибуцию, или распределение. Поскольку различные аллофоны одной и той же фонемы встречаются всегда в неодинаковых фонетических положениях, они оказываются в дополнительной дистрибуции. Напротив, разные фонемы обязательно встречаются в одинаковых фонетических положениях – ведь различие между фонемами автономно, не связано с фонетическими условиями, т.е., они находятся в отношениях контрастного варьирования.

Функции фонемы.

Создание звукового облика слова значащих единиц – основная функция фонемы: конститутивная (от лат. «составляю) (если мы имеем в виду говорящего) или опознавательная (если мы говорим о слушающем). Именно потому, что мы узнаём смысловые единицы по их фонемному составу, своеобразие фонемного состава используется для различения значащих единиц: так- ток- сток- стук- стул….лампа-лампы-лампу….В этих случаях фонема выполняет различительную функцию, которая является следствием конститутивной либо опознавательной функции.

Минимальная значащая единица – морфема – может состоять из одной фонемы (примеры выше). Иными словами, в фонемных языках кратчайший звуковой отрезок потока речи – фонема – одновременно является единицей, минимальной по членению (сегментации) и по конститутивности.

Фонема иногда выполняет и ещё одну функцию – разграничительную. Это имеет место в тех языках, где есть фонемы, употребляющиеся лишь на границах значимых единиц языка – морфем или слов. Так, например, в ряде языков заднеязычный носовой сонант встречается только в конце слова ил и морфемы; можно сказать, что появление этого согласного сигнализирует о наличии границы (конца слова или морфемы).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...