Социально-культурные институты
Стр 1 из 4Следующая ⇒ СИСТЕМА СЕМИНАРОВ По «Теории и истории социально-культурной деятельности» (1 семестр) РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКД Семинар 1 Дебаты Социокультурная ситуация в современной России Дебаты – это обсуждение какой-либо значимой проблемы с формулированием различных точек зрения на нее. Важнейшая особенность дебатов заключается в том, что в их ходе не спорят, а высказывают свою точку зрения, приводя аргументы, выслушивают оппонента, не перебивая, задают оппоненту вопросы только на выяснение его позиции, не вступая с ним в спор. Студенты группы делятся на две подгруппы, первая из которых выявляет и доказывает положительные аспекты современной социокультурной ситуации, а вторая – негативные. Дебаты открывает первая команда. Капитан первой команды, выходя на трибуну, заявляет тезисы своей команды. Аналогично поступает вторая команда. Дебаты записываются на видеокамеру, а затем анализируются.
Семинар 2 СКД как мультипарадигмальная научная дисциплина Домашнее кейс-задание Напишите аналитическое эссе на тему «Сходства и отличия социализации и инкультурации». Вопросы для обсуждения 1. Становление СКД как учебной дисциплины. 1.1. Полемика о сущности СКД в 1990-е гг. 1.2. Многоаспектное понимание СКД в современной науке. 1.3. Три подхода к СКД (гуманитарный, организационно-управленческий и экономический). 1.4. «Паспорт» специальности «Менеджер СКД». 2. Основные понятия теории социально-культурной деятельности. 2.1. Философские основы СКД. 2.2. Понятийный аппарат дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности». 3. «Социально-культурная деятельность» как интегральная научная дисциплина.
3.1. Социально-культурная деятельность: морфология термина 3.2. Педагогический статус социально-культурной деятельности. 3.3. Интегративность и преемственность предмета исследования в «СКД»: взаимодействие педагогики и культурологии, социологии, психологии. 4. Понятие о социально-культурной среде. Литература Основная: 1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43. 2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019). Дополнительная: 3. Вайсеро К. И. Социально-культурная деятельность. М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009. 270 с. 4. Васильева Г. А.Социально-культурная деятельность. Ярославль: Ин-т культуры и соц. отношений МУБиНТ, 2005. 159 с. 5. Новаторов В.Е. Маркетинговые исследования в сфере культуры. Омск, 2007. 280 с. 6. Ярошенко Н. Н.История и методология теории социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2007. 359 с.
Семинар 2 Круглый стол Научный статус дисциплины «СКД» Домашнее кейс-задание Напишите эссе «Я – будущий менеджер социально-культурной деятельности». Требования к оформлению: объем – 1-2 страницы, формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. План проведения круглого стола: 1. Выступление 5 докладчиков (время выступления – от 10 до 15 мин.); тексты докладов сдаются преподавателю после выступления. 2. Прения по содержанию всех докладов (максимальное время – 15 мин.). Выступление докладчика сопровождается краткой презентацией (не менее 12-15 слайдов) основных положений сообщения. Доклад должен быть представлен в цифровом и печатном виде, так как после сообщения он в обеих формах сдается преподавателю.
Темы для обсуждения: 1. Научные школы в исследовании социально-культурной деятельности. 2. Место дисциплины «Социально-культурная деятельность» в системе гуманитарного знания. 3. Культурология и СКД. 4. Актуальные проблемы социодинамики культуры. 5. Педагогика и СКД. 6. Психология и СКД. 7. Маркентинговые технологии в сфере культуры. Практические советы по подготовке презентации 1) слайды – визуальная подача информации; поэтому они должны содержать небольшое количество текста и максимум изображений, несущих смысловую нагрузку; они должны выглядеть наглядно и просто; 2) слайды должны быть выполнены в академическом стиле, поэтому необходимо исключить яркие, пестрые, ничего не значащие фоновые рисунки; 3) рекомендуемое число слайдов 15-20; 4) обязательная информация для презентации: план сообщения, краткие выводы из всего сказанного, список использованных источников; 5) текстовое содержание презентации – устная речь или чтение; текст устного выступления должен быть содержательнее текста, находящегося в слайдах презентации и должен иметь комментирующую пояснительную направленность.
Литература Основная: 1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43. 2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019). Дополнительная: 3. Вайсеро К. И. Социально-культурная деятельность. М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009. 270 с. 4. Васильева Г. А.Социально-культурная деятельность. Ярославль: Ин-т культуры и соц. отношений МУБиНТ, 2005. 159 с. 5. Новаторов В.Е. Маркетинговые исследования в сфере культуры. Омск, 2007. 280 с. 6. Ярошенко Н. Н.История и методология теории социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2007. 359 с.
Семинар 4 Студенческая конференция Принципы СКД Домашнее кейс-задание 1 Напишите обзор контента интернета (публикации, сайты, порталы), посвященного теме досуга. В заключение обзора обязательно приведите список интернет-ресурсов, проанализированных Вами.
Домашнее кейс-задание 2 Заполните таблицу, характеризующую картину праздничного досуга в разных странах мира. Сравните результаты, сделайте выводы.
План проведения конференции: 1. Выступление 5–6 докладчиков конференции (время выступления докладчика 7–10 мин). 2. Представление и знакомство со стендовыми докладами, ответы докладчиков на вопросы слушателей (40-45 мин.) 3. Подведение итогов конференции, проведение конкурса «5 самых интересных стендовых докладов». Вопросы для научных докладов: 1. Интерактивный характер современного досуга. 2. Организация досуга в социально-значимых целях. 3. Новые технологии и качество досуга. 4. Гуманитарный потенциал досуга. 5. Плюсы и минусы в организации современного досуга. 6. Развитие досуга в России. 7. Культурный досуг как образ и смысл жизни. 8. Современные способы организации досуга. 9. Семейно-домашний досуг. 10. Молодежный досуг. 11. Досуг различных слоев населения. 12. Досуг и экранная культура. 13. Досуг и общество потребления. 14. Досуг в виртуальной реальности: диалектика положительного и отрицательного. Методические рекомендации к оформлению стендового доклада: Стендовый доклад (постер) – это своеобразная визитная карточка, реклама проделанной работы; содержит изложение в тезисной, красочной форме основной идеи подготовленного сообщения (доклада) на конференцию. Строгих требований к оформлению не существует, это творческая работа, однако следует ориентироваться на следующие рекомендации: · Возможно оформление стендового доклада в цифровой форме. · формат плаката А1, расположение – вертикальное, возможны любые комбинации – 8 листов А4; в зависимости от возможностей печати; · заголовок должен содержать название доклада (размер букв не менее 15 мм), фамилию и имя автора; · текст должен содержать концентрированную информацию подготовленного доклада; текста не должно быть много – максимум 30 % от объема постера; подписи на рисунках не менее 5 мм;
· рисунки, таблицы и фотографии занимают большую часть места на плакате, т.к. это опорный материал, которым докладчик пользуется для ответа на вопросы во время стендовой сессии; фон постера должен гармонировать с текстом и рисунками, не перекрывать их и не отвлекать внимание зрителя; · в процессе представление стендового доклада возможно и приветствуется использование заранее изготовленных раздаточных или рекламных материалов, в которых можно отразить важные аспекты доклада. Участнику постер-сессии рекомендуется продумать две основные линии представления постерного доклада: первая – это разработка собственного сценария представления стендового доклада, вторая – подготовка к возможным вопросам слушателей.
Литература Основная: 1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43. 2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019). Дополнительная: 3. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности. М.: Изд. Центр «Академия», 2013. С. 12–29. 4..Жаркова А.А. Театр и его место в культурно-досуговой практике россиян //Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7 (150). С.58–64. 5. Казакова Е.В., Омельченко Л.Д. Караоке-клуб как современная форма организации молодежного досуга // Курорты. Сервис. Туризм. 2013. № 2–4 (1921). С. 98–100. 6. Комиссарова С.А. Социально-культурная сущность клубных учреждений // Вестник славянских культур. 2008. Т. X. № 3–4. С.159–166. 7. Мартыненко Е.В. Особенности духовной жизни российского общества через призму СМИ и эстетической культуры [принципы управления духовной жизнью] // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 16–18. 8. Семьеведение: учебник для бакалавров /под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой, Е.М. Черняк. М.: Юрайт, 2012. С. 95–134; 286–307.
Семинар 5 Круглый стол Функции СКД Домашнее кейс-задание Прочитайте данный текст с точки зрения упомянутых в нем функций социально-культурной деятельности, проанализируйте их письменно. Праздник обладает важнейшим социальным смыслом, удовлетворяющем потребность в коллективном самовыражении, духовной консолидации общества, социализации. адаптации его членов. Значительная часть российского общества чувствует себя дезориентированной в отношении обновленного календаря праздников, среди которых значатся такие важные торжества, как День народного единства, День России и День Конституции. Что же касается таких дат, как 23 февраля, 8 Марта, 1 Мая, давно санкционированных государством, то на первый план выходит одно из внешних проявлений праздника – праздность и развлечения, но никак не духовность. Вместе с этим утрачивает свое значение коммуникация (общение), являющаяся одним из содержательных атрибутов праздника.
Характер празднования отличается тем, что все государственные праздники являются массовыми и частично для них свойственны рекреационные, информационно-просветительные, консолидирующие качества (свойства), одновременно отмечаются в социально-культурных группах – семьях, производственных коллективах, компаниях друзей, единомышленников, разных сообществах. Также важно, что государственные праздники справляются на всех уровнях: федеральном (национальном), республиканском, краевом, областном, городском, сельском, межпоселенческом, то есть характеризуются распространенностью, масштабностью. Несмотря на то, что государственные праздники справляются, как правило, традиционно, каждая семья и сообщество вносят в его проведение свои изменения, занимаются непрофессиональным культуротворчеством. Государственный праздник, как и любой праздник вообще, выполняет познавательную, социализирующую. культуроохранную функцию, воплощает в себе обучающие, убеждающие, пояснительные, назидательные начала, так в интересной, нестандартной форме наглядно демонстрирует образцы и модели поведения, сознания личности, группы, общества. Старшее поколение хорошо помнит те времена, когда по решению праздничной комиссии оформлялись в едином стиле тематические плакаты с лозунгами и призывами, трибуны, транспаранты, на майские праздники колонны демонстрантов несли живые и искусственные цветы, шары, контуры голубей, выполненных на специальных планшетах, везде звучало патриотическое музыкальное сопровождение, дикторы и комментаторы обращались к участникам по радио, а также через микрофоны и рупоры, по площади двигались машины-площадки для демонстрации экспонатов- достижений, а спортсмены и военнослужащие были облачены в праздничную форму. Ныне эти средства также применяются при проведении праздников, сохраняют свою традиционность и преемственность, но в них есть и новые элементы оформления площади – места действия с электронными табло, реквизитов участников, электронными инструментами. Современная отечественная праздничная культура пестра и парадоксальна: наряду с государственными отдаются смысловой нагрузке праздника религиозные и этнонациональные предпочтения. Среди них - поддерживаемые светской властью православные Рождество, Пасха, День святого Петра и Февронии и другие, которые уживаются с католическим Днем святого Валентина и языческим хэллоуином. Новогодний календарь обращен не только к современной, но и старой, допетровской, и даже восточной традиции. К карнавально-зрелищным формам публичных акций и выступлений прибегают борцы за права разных меньшинств. Ресурсы праздничной культуры успешно используются бизнесом как в целях укрепления корпоративного духа, так и для извлечения доходов с продаж (праздники пива, мороженого, меда и т.п.). Судьба любого праздника, государственного в том числе, - в соблюдении демократичности, общенародности, доступности, открытости, организованности, высокой эстетичности, свободного участия в нем. План проведения круглого стола: 1. За неделю до проведения данного занятия педагог разбивает группу на четыре сообщества для совместной работы над презентациями. 2. В ходе занятия студенты представляют свой материал по презентациям. 3. В конце занятия – обсуждение докладов групп и подведение итогов. Вопросы для обсуждения 1. Система функций социально-культурной деятельности. 2. Влияние функций социально-культурной деятельности на формирование внутреннего мира и образа жизни людей. 3. Реализация функций социально-культурной деятельности в проведении культурно-досуговых мероприятиях. 4. Применение функций социально-культурной деятельности в учреждениях культуры. 5. Специфика реализации рекреационной функции социально-культурной деятельности в феномене Instagram. 6. Особенности реализации функций социально-культурной деятельности в работе сообществ социальных сетей. 7. Функции социально-культурной деятельности и геймер-индустрия. Литература Основная: 7. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43. 8. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019). Дополнительная: 9. Вайсеро К. И. Социально-культурная деятельность. М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009. 270 с. 10. Васильева Г. А.Социально-культурная деятельность. Ярославль: Ин-т культуры и соц. отношений МУБиНТ, 2005. 159 с. 11. Новаторов В.Е. Маркетинговые исследования в сфере культуры. Омск, 2007. 280 с. 12. Организация деятельности учреждений культуры клубного типа: учеб. пособие для вузов /под общ. ред. Н.П.Гончаровой. СПб.: Лань; Планета музыки, 2015. С.30–34.
Семинар 6 Дискуссия Методы СКД Домашнее кейс-задание Из текста к домашнему кейс-заданию семинара № 4 выпишите методы социально-культурной деятельности. План проведения дискуссии 1. Освещение всех тем для обсуждения (время выступления – 7–10 минут). 2. Полемика о методах СКД на предмет выявления наиболее актуальных для современной России. Темы для обсуждения: 1. Применение педагогических методов в сфере культуры и образования. 2. Культурно-досуговые мероприятия и педагогические методы. 3. Методы учебно-познавательной деятельности и методы самообразования. 4. Методы формирования общественного сознания личности. 5. Методы стимулирования социально-культурной активности. 6. Методы организации деятельности и формирования общественного поведения.
Литература Основная: 1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43. 2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019). Дополнительная: 3. Вайсеро К. И. Социально-культурная деятельность. М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009. 270 с. 4. Безрукова В.С. Педагогика: учеб. пособие. Ростов н/Дону: Феникс, 2013. С. 173–181. 5. Бессонова Ю.А., Степанченко О.В. К вопросу об источниках функционирования терминологии СКД [о методах исследований] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (58). С. 63–66. 6. Моисеев С.С. Модель формирования гражданско-правового сознания средствами социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 155–160. 7. Морозова Т.П. Социально-культурная деятельность: психолого-педагогические основы // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 34. С. 218–222.
Семинар 7 Круглый стол Формы и средства СКД Домашнее кейс-задание Представьте, что Вы – руководитель учреждения культуры и координируете совместно с руководителями других учреждений проведение Дня города, регионального фестиваля, клуба веселых и находчивых. Кроме того, Вы должны инициировать собственное мероприятие. 1). Заполните представленную ниже таблицу, указав принципы, функции, методы, формы, средства, как проводимых, так и инициированного Вами мероприятий. 2). Разработайте сценарий Вашего мероприятия в соответствии с намеченными критериями. 3). Составьте краткое описание проведения праздника.
Вопросы для обсуждения: 1. Типология форм социально-культурной деятельности. 2. Классификация средств социально-культурной деятельности. 3. Искусство и самодеятельное творчество как формы СКД. 4. Технические и наглядные средства СКД. 5. Печатные и устные средства СКД. 6. Психолого-педагогические средства СКД. 7. Приоритетные формы СКД в информационном обществе. 8. Доминантные формы СКД в обществе потребления. Литература Основная: 1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43. 2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019). Дополнительная: 3. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43. 4. Бучилина Т.П. Практико-ориентированный подход в обучении студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» [о некоторых формах обучения] // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54). С. 11–13. 5. Триодин В.Е. Социально-культурная деятельность государства и гражданского общества [о формах СКД государства] //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 2 (46). С. 143–152.
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Семинар 8 Социально-культурные институты Домашнее кейс-задание Напишите эссе «Я – клиент и специалист учреждения культуры». Требования к оформлению: объем – 1-2 страницы, формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Вопросы для обсуждения 1. Социально-культурные институты: опыт систематизации. 1.1. Социальные институты и социально-культурные институты 1.2.Основные характеристики и механизмы функционирования социально-культурные институтов. 1.3.Классификации социально-культурные институтов с различных методологических оснований, их приемлемость для теории и практики СКД. 2. Фундаментальные социально-культурные институты. 2.1. Государство как культуротворческий социальный институт. 2.2. Образование – важнейший социально-культурный институт. 2.3. Наука как профессиональный социально-культурный институт. 2.4. Искусство как социально-культурный институт. 3. Неформальные объединения в социально-культурной деятельности и социально-культурные институты. 3.1. Деятельность и разновидности современных кружков, сообществ, фондов, общественных движений, творческих союзов, ассоциаций. 3.2. Правомерность отнесенности атрибутов праздничной культуры (обрядов, традиций, праздников) к СКИ.
Литература Основная: 1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43. 2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019). Дополнительная: 3. Артамонова Е.И. Развитие образования и науки – путь к культуре мира и здоровому обществу // Педагогическое образование и наука. 2010. № 8. С. 10–16. 4. Зверева В.А., Белогубова Е.В. Государство и церковь в контексте современной российской культуры //Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т.10. № 3. С. 219–225. 5. Институциональная экономика: учеб. пособие /под ред. Н.В. Манохиной. М.: ИНФРА.М, 2014. 239 с. 6. Мартыненко Е.В. Особенности духовной жизни российского общества через призму средств массовой информации и эстетической культуры // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 16–18. 7..Ястребов А.Л. Образование и культура в постиндустриальном обществе: проблемы и решения //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 7. С. 47–49.
Семинар 9 Круглый стол
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|