Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-культурные институты




СИСТЕМА СЕМИНАРОВ

По «Теории и истории социально-культурной деятельности» (1 семестр)

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКД

Семинар 1

Дебаты

Социокультурная ситуация в современной России

Дебаты – это обсуждение какой-либо значимой проблемы с формулированием различных точек зрения на нее. Важнейшая особенность дебатов заключается в том, что в их ходе не спорят, а высказывают свою точку зрения, приводя аргументы, выслушивают оппонента, не перебивая, задают оппоненту вопросы только на выяснение его позиции, не вступая с ним в спор.

Студенты группы делятся на две подгруппы, первая из которых выявляет и доказывает положительные аспекты современной социокультурной ситуации, а вторая – негативные.

Дебаты открывает первая команда. Капитан первой команды, выходя на трибуну, заявляет тезисы своей команды. Аналогично поступает вторая команда. Дебаты записываются на видеокамеру, а затем анализируются.

 

Семинар 2

СКД как мультипарадигмальная научная дисциплина

Домашнее кейс-задание

Напишите аналитическое эссе на тему «Сходства и отличия социализации и инкультурации».

Вопросы для обсуждения

1. Становление СКД как учебной дисциплины.

1.1. Полемика о сущности СКД в 1990-е гг.

1.2. Многоаспектное понимание СКД в современной науке.

1.3. Три подхода к СКД (гуманитарный, организационно-управленческий и экономический).

1.4. «Паспорт» специальности «Менеджер СКД».

2. Основные понятия теории социально-культурной деятельности.

2.1. Философские основы СКД.

2.2. Понятийный аппарат дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности».

3. «Социально-культурная деятельность» как интегральная научная дисциплина.

3.1. Социально-культурная деятельность: морфология термина

3.2. Педагогический статус социально-культурной деятельности.

3.3. Интегративность и преемственность предмета исследования в «СКД»: взаимодействие педагогики и культурологии, социологии, психологии.

4. Понятие о социально-культурной среде.

Литература

Основная:

1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019).

Дополнительная:

3. Вайсеро К. И. Социально-культурная деятельность. М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009. 270 с.

4. Васильева Г. А.Социально-культурная деятельность. Ярославль: Ин-т культуры и соц. отношений МУБиНТ, 2005. 159 с.

5. Новаторов В.Е. Маркетинговые исследования в сфере культуры. Омск, 2007. 280 с.

6. Ярошенко Н. Н.История и методология теории социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2007. 359 с.

 

Семинар 2

Круглый стол

Научный статус дисциплины «СКД»

Домашнее кейс-задание

Напишите эссе «Я – будущий менеджер социально-культурной деятельности». Требования к оформлению: объем – 1-2 страницы, формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал.

План проведения круглого стола:

1. Выступление 5 докладчиков (время выступления – от 10 до 15 мин.); тексты докладов сдаются преподавателю после выступления.

2. Прения по содержанию всех докладов (максимальное время – 15 мин.).

Выступление докладчика сопровождается краткой презентацией (не менее 12-15 слайдов) основных положений сообщения. Доклад должен быть представлен в цифровом и печатном виде, так как после сообщения он в обеих формах сдается преподавателю.

Темы для обсуждения:

1. Научные школы в исследовании социально-культурной деятельности.

2. Место дисциплины «Социально-культурная деятельность» в системе гуманитарного знания.

3. Культурология и СКД.

4. Актуальные проблемы социодинамики культуры.

5. Педагогика и СКД.

6. Психология и СКД.

7. Маркентинговые технологии в сфере культуры.

Практические советы по подготовке презентации

1) слайды – визуальная подача информации; поэтому они должны содержать небольшое количество текста и максимум изображений, несущих смысловую нагрузку; они должны выглядеть наглядно и просто;

2) слайды должны быть выполнены в академическом стиле, поэтому необходимо исключить яркие, пестрые, ничего не значащие фоновые рисунки;

3) рекомендуемое число слайдов 15-20;

4) обязательная информация для презентации: план сообщения, краткие выводы из всего сказанного, список использованных источников;

5) текстовое содержание презентации – устная речь или чтение; текст устного выступления должен быть содержательнее текста, находящегося в слайдах презентации и должен иметь комментирующую пояснительную направленность.

 

Литература

Основная:

1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019).

Дополнительная:

3. Вайсеро К. И. Социально-культурная деятельность. М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009. 270 с.

4. Васильева Г. А.Социально-культурная деятельность. Ярославль: Ин-т культуры и соц. отношений МУБиНТ, 2005. 159 с.

5. Новаторов В.Е. Маркетинговые исследования в сфере культуры. Омск, 2007. 280 с.

6. Ярошенко Н. Н.История и методология теории социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2007. 359 с.

 

Семинар 4

Студенческая конференция

Принципы СКД

Домашнее кейс-задание 1

Напишите обзор контента интернета (публикации, сайты, порталы), посвященного теме досуга. В заключение обзора обязательно приведите список интернет-ресурсов, проанализированных Вами.

Домашнее кейс-задание 2

Заполните таблицу, характеризующую картину праздничного досуга в разных странах мира. Сравните результаты, сделайте выводы.

Страна Время введения праздника Принципы проведения праздника Структура и атрибутика праздника

План проведения конференции:

1. Выступление 5–6 докладчиков конференции (время выступления докладчика 7–10 мин).

2. Представление и знакомство со стендовыми докладами, ответы докладчиков на вопросы слушателей (40-45 мин.)

3. Подведение итогов конференции, проведение конкурса «5 самых интересных стендовых докладов».

Вопросы для научных докладов:

1. Интерактивный характер современного досуга.

2. Организация досуга в социально-значимых целях.

3. Новые технологии и качество досуга.

4. Гуманитарный потенциал досуга.

5. Плюсы и минусы в организации современного досуга.

6. Развитие досуга в России.

7. Культурный досуг как образ и смысл жизни.

8. Современные способы организации досуга.

9. Семейно-домашний досуг.

10. Молодежный досуг.

11. Досуг различных слоев населения.

12. Досуг и экранная культура.

13. Досуг и общество потребления.

14. Досуг в виртуальной реальности: диалектика положительного и отрицательного.

Методические рекомендации к оформлению стендового доклада:

Стендовый доклад (постер) – это своеобразная визитная карточка, реклама проделанной работы; содержит изложение в тезисной, красочной форме основной идеи подготовленного сообщения (доклада) на конференцию.

Строгих требований к оформлению не существует, это творческая работа, однако следует ориентироваться на следующие рекомендации:

· Возможно оформление стендового доклада в цифровой форме.

· формат плаката А1, расположение – вертикальное, возможны любые комбинации – 8 листов А4; в зависимости от возможностей печати;

· заголовок должен содержать название доклада (размер букв не менее 15 мм), фамилию и имя автора;

· текст должен содержать концентрированную информацию подготовленного доклада; текста не должно быть много – максимум 30 % от объема постера; подписи на рисунках не менее 5 мм;

· рисунки, таблицы и фотографии занимают большую часть места на плакате, т.к. это опорный материал, которым докладчик пользуется для ответа на вопросы во время стендовой сессии; фон постера должен гармонировать с текстом и рисунками, не перекрывать их и не отвлекать внимание зрителя;

· в процессе представление стендового доклада возможно и приветствуется использование заранее изготовленных раздаточных или рекламных материалов, в которых можно отразить важные аспекты доклада.

Участнику постер-сессии рекомендуется продумать две основные линии представления постерного доклада: первая – это разработка собственного сценария представления стендового доклада, вторая – подготовка к возможным вопросам слушателей.

 

Литература

Основная:

1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019).

Дополнительная:

3. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности. М.: Изд. Центр «Академия», 2013. С. 12–29.

4..Жаркова А.А. Театр и его место в культурно-досуговой практике россиян //Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7 (150). С.58–64.

5. Казакова Е.В., Омельченко Л.Д. Караоке-клуб как современная форма организации молодежного досуга // Курорты. Сервис. Туризм. 2013. № 2–4 (1921). С. 98–100.

6. Комиссарова С.А. Социально-культурная сущность клубных учреждений // Вестник славянских культур. 2008. Т. X. № 3–4. С.159–166.

7. Мартыненко Е.В. Особенности духовной жизни российского общества через призму СМИ и эстетической культуры [принципы управления духовной жизнью] // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 16–18.

8. Семьеведение: учебник для бакалавров /под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой, Е.М. Черняк. М.: Юрайт, 2012. С. 95–134; 286–307.

 

Семинар 5

Круглый стол

Функции СКД

Домашнее кейс-задание

Прочитайте данный текст с точки зрения упомянутых в нем функций социально-культурной деятельности, проанализируйте их письменно.

Праздник обладает важнейшим социальным смыслом, удовлетворяющем потребность в коллективном самовыражении, духовной консолидации общества, социализации. адаптации его членов. Значительная часть российского общества чувствует себя дезориентированной в отношении обновленного календаря праздников, среди которых значатся такие важные торжества, как День народного единства, День России и День Конституции. Что же касается таких дат, как 23 февраля, 8 Марта, 1 Мая, давно санкционированных государством, то на первый план выходит одно из внешних проявлений праздника – праздность и развлечения, но никак не духовность. Вместе с этим утрачивает свое значение коммуникация (общение), являющаяся одним из содержательных атрибутов праздника.

Характер празднования отличается тем, что все государственные праздники являются массовыми и частично для них свойственны рекреационные, информационно-просветительные, консолидирующие качества (свойства), одновременно отмечаются в социально-культурных группах – семьях, производственных коллективах, компаниях друзей, единомышленников, разных сообществах. Также важно, что государственные праздники справляются на всех уровнях: федеральном (национальном), республиканском, краевом, областном, городском, сельском, межпоселенческом, то есть характеризуются распространенностью, масштабностью. Несмотря на то, что государственные праздники справляются, как правило, традиционно, каждая семья и сообщество вносят в его проведение свои изменения, занимаются непрофессиональным культуротворчеством. Государственный праздник, как и любой праздник вообще, выполняет познавательную, социализирующую. культуроохранную функцию, воплощает в себе обучающие, убеждающие, пояснительные, назидательные начала, так в интересной, нестандартной форме наглядно демонстрирует образцы и модели поведения, сознания личности, группы, общества.

Старшее поколение хорошо помнит те времена, когда по решению праздничной комиссии оформлялись в едином стиле тематические плакаты с лозунгами и призывами, трибуны, транспаранты, на майские праздники колонны демонстрантов несли живые и искусственные цветы, шары, контуры голубей, выполненных на специальных планшетах, везде звучало патриотическое музыкальное сопровождение, дикторы и комментаторы обращались к участникам по радио, а также через микрофоны и рупоры, по площади двигались машины-площадки для демонстрации экспонатов- достижений, а спортсмены и военнослужащие были облачены в праздничную форму. Ныне эти средства также применяются при проведении праздников, сохраняют свою традиционность и преемственность, но в них есть и новые элементы оформления площади – места действия с электронными табло, реквизитов участников, электронными инструментами.

Современная отечественная праздничная культура пестра и парадоксальна: наряду с государственными отдаются смысловой нагрузке праздника религиозные и этнонациональные предпочтения. Среди них - поддерживаемые светской властью православные Рождество, Пасха, День святого Петра и Февронии и другие, которые уживаются с католическим Днем святого Валентина и языческим хэллоуином. Новогодний календарь обращен не только к современной, но и старой, допетровской, и даже восточной традиции. К карнавально-зрелищным формам публичных акций и выступлений прибегают борцы за права разных меньшинств. Ресурсы праздничной культуры успешно используются бизнесом как в целях укрепления корпоративного духа, так и для извлечения доходов с продаж (праздники пива, мороженого, меда и т.п.).

Судьба любого праздника, государственного в том числе, - в соблюдении демократичности, общенародности, доступности, открытости, организованности, высокой эстетичности, свободного участия в нем.

План проведения круглого стола:

1. За неделю до проведения данного занятия педагог разбивает группу на четыре сообщества для совместной работы над презентациями.

2. В ходе занятия студенты представляют свой материал по презентациям.

3. В конце занятия – обсуждение докладов групп и подведение итогов.

Вопросы для обсуждения

1. Система функций социально-культурной деятельности.

2. Влияние функций социально-культурной деятельности на формирование внутреннего мира и образа жизни людей.

3. Реализация функций социально-культурной деятельности в проведении культурно-досуговых мероприятиях.

4. Применение функций социально-культурной деятельности в учреждениях культуры.

5. Специфика реализации рекреационной функции социально-культурной деятельности в феномене Instagram.

6. Особенности реализации функций социально-культурной деятельности в работе сообществ социальных сетей.

7. Функции социально-культурной деятельности и геймер-индустрия.

Литература

Основная:

7. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43.

8. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019).

Дополнительная:

9. Вайсеро К. И. Социально-культурная деятельность. М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009. 270 с.

10. Васильева Г. А.Социально-культурная деятельность. Ярославль: Ин-т культуры и соц. отношений МУБиНТ, 2005. 159 с.

11. Новаторов В.Е. Маркетинговые исследования в сфере культуры. Омск, 2007. 280 с.

12. Организация деятельности учреждений культуры клубного типа: учеб. пособие для вузов /под общ. ред. Н.П.Гончаровой. СПб.: Лань; Планета музыки, 2015. С.30–34.

 

Семинар 6

Дискуссия

Методы СКД

Домашнее кейс-задание

Из текста к домашнему кейс-заданию семинара № 4 выпишите методы социально-культурной деятельности.

План проведения дискуссии

1. Освещение всех тем для обсуждения (время выступления – 7–10 минут).

2. Полемика о методах СКД на предмет выявления наиболее актуальных для современной России.

Темы для обсуждения:

1. Применение педагогических методов в сфере культуры и образования.

2. Культурно-досуговые мероприятия и педагогические методы.

3. Методы учебно-познавательной деятельности и методы самообразования.

4. Методы формирования общественного сознания личности.

5. Методы стимулирования социально-культурной активности.

6. Методы организации деятельности и формирования общественного поведения.

 

Литература

Основная:

1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019).

Дополнительная:

3. Вайсеро К. И. Социально-культурная деятельность. М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009. 270 с.

4. Безрукова В.С. Педагогика: учеб. пособие. Ростов н/Дону: Феникс, 2013. С. 173–181.

5. Бессонова Ю.А., Степанченко О.В. К вопросу об источниках функционирования терминологии СКД [о методах исследований] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (58). С. 63–66.

6. Моисеев С.С. Модель формирования гражданско-правового сознания средствами социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 155–160.

7. Морозова Т.П. Социально-культурная деятельность: психолого-педагогические основы // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 34. С. 218–222.

 

Семинар 7

Круглый стол

Формы и средства СКД

Домашнее кейс-задание

Представьте, что Вы – руководитель учреждения культуры и координируете совместно с руководителями других учреждений проведение Дня города, регионального фестиваля, клуба веселых и находчивых. Кроме того, Вы должны инициировать собственное мероприятие.

1). Заполните представленную ниже таблицу, указав принципы, функции, методы, формы, средства, как проводимых, так и инициированного Вами мероприятий.

2). Разработайте сценарий Вашего мероприятия в соответствии с намеченными критериями.

3). Составьте краткое описание проведения праздника.

Название праздника Принцип Функция Метод Форма Средства
День города          
Фестиваль мастеров прикладного искусства          
Клуб веселых и находчивых          
Инициированное мероприятие          

Вопросы для обсуждения:

1. Типология форм социально-культурной деятельности.

2. Классификация средств социально-культурной деятельности.

3. Искусство и самодеятельное творчество как формы СКД.

4. Технические и наглядные средства СКД.

5. Печатные и устные средства СКД.

6. Психолого-педагогические средства СКД.

7. Приоритетные формы СКД в информационном обществе.

8. Доминантные формы СКД в обществе потребления.

Литература

Основная:

1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019).

Дополнительная:

3. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43.

4. Бучилина Т.П. Практико-ориентированный подход в обучении студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» [о некоторых формах обучения] // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54). С. 11–13.

5. Триодин В.Е. Социально-культурная деятельность государства и гражданского общества [о формах СКД государства] //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 2 (46). С. 143–152.

 

РАЗДЕЛ 2.     ПРАКТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Семинар 8

Социально-культурные институты

Домашнее кейс-задание

Напишите эссе «Я – клиент и специалист учреждения культуры». Требования к оформлению: объем – 1-2 страницы, формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал.

Вопросы для обсуждения

1. Социально-культурные институты: опыт систематизации.

1.1. Социальные институты и социально-культурные институты

1.2.Основные характеристики и механизмы функционирования социально-культурные институтов.

1.3.Классификации социально-культурные институтов с различных методологических оснований, их приемлемость для теории и практики СКД.

2. Фундаментальные социально-культурные институты.

2.1. Государство как культуротворческий социальный институт.

2.2. Образование – важнейший социально-культурный институт.

2.3. Наука как профессиональный социально-культурный институт.

2.4. Искусство как социально-культурный институт.

3. Неформальные объединения в социально-культурной деятельности и социально-культурные институты.

3.1. Деятельность и разновидности современных кружков, сообществ, фондов, общественных движений, творческих союзов, ассоциаций.

3.2. Правомерность отнесенности атрибутов праздничной культуры (обрядов, традиций, праздников) к СКИ.

 

Литература

Основная:

1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызов времени //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (15). С. 38–43.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГИК, 2014. [Электронный документ]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/7093390/ (дата обращения: 01.09.2019).

Дополнительная:

3. Артамонова Е.И. Развитие образования и науки – путь к культуре мира и здоровому обществу // Педагогическое образование и наука. 2010. № 8. С. 10–16.

4. Зверева В.А., Белогубова Е.В. Государство и церковь в контексте современной российской культуры //Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т.10. № 3. С. 219–225.

5. Институциональная экономика: учеб. пособие /под ред. Н.В. Манохиной. М.: ИНФРА.М, 2014. 239 с.

6. Мартыненко Е.В. Особенности духовной жизни российского общества через призму средств массовой информации и эстетической культуры // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 16–18.

7..Ястребов А.Л. Образование и культура в постиндустриальном обществе: проблемы и решения //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 7. С. 47–49.

 

Семинар 9

Круглый стол

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...