Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоги исполнения федерального бюджета в 2005 году




Доходы федерального бюджета в 2005 году сложились в сумме 5125,1 млрд. рублей (23,7%ВВП). Расходы федерального бюджета на кассовой основе в 2005 году составили 3512,2 млрд. рублей (16,2%ВВП). В условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры Министерство финансов Российской Федерации в 2005 году проводило относительно жесткую бюджетную политику, предусматривающую направление большей части дополнительно поступающих доходов в Стабилизационный фонд. В результате профицит федерального бюджета на кассовой основе составил 1612,9 млрд. рублей (7,4%ВВП). Основные меры в области налоговой политики направлены на снижение налогового бремени, которое составило около 1% ВВП в 2005 году, что способствовало обеспечению высоких темпов экономического роста и увеличению инвестиционной активности. Первостепенное значение имело решение вопроса об установлении общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений. Эта мера была дополнена начиная с 2006 г. дополнительными мерами, направленными на рост инвестиционной активности, относящимися к налогу на прибыль организаций:

- введение «амортизационной премии» в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 процентов стоимости введенных в действие основных фондов;

- увеличения с 30 до 50 % верхнего предела для уменьшения налоговой базы текущего года на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы. Начиная с 2007 г. может быть решен вопрос о принятии переходящих убытков в полном объеме;

- совершенствования действующего порядка отнесения затрат на осуществление научно -

исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), с целью стимулирования инновационной деятельности.

В 2005 г. принято решение об отмене, начиная с 2006 года, налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения. Эта мера, не приведшая к существенным потерям в доходах субъектов Российской Федерации, вместе с тем, имела важное значение, заметно облегчив положение лиц, являющихся наследниками имущества умерших граждан. При этом, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков удалось обеспечить постоянный и стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей. 2005 год стал решающим годом начала реального применения в бюджетном процессе новых методов бюджетного планирования. Была разработана новая организационная основа составления бюджета и перспективного финансового плана.

Вместо ежегодно выпускаемого в предыдущие годы постановления Правительства Российской Федерации о порядке формирования проекта бюджета на очередной финансовый год, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. N 118 было утверждено разработанное Минфином России постоянно действующее Положение о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В марте 2005 года, взамен ежегодно формируемой Правительственной комиссии по обеспечению своевременного и качественного формирования проекта федерального бюджета на 2006 год, была создана на постоянной основе Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу, так называемая Бюджетная комиссия, которая обеспечивает взаимодействие субъектов бюджетного планирования при разработке перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

При формировании проекта федерального бюджета на 2006 год Министерство финансов Российской Федерации поставило перед собой задачу четко закрепить не только расходы, но и доходы, и источники финансирования дефицита федерального бюджета за администраторами соответствующих платежей. В 2005 году Министерством финансов Российской Федерации были предложены поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, закрепляющие новые принципы организации бюджетного процесса, установленные Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. Проведенная предварительная работа позволила внести в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2006 год со всеми приложениями, предусматривающими распределение между бюджетами субъектов Российской Федерации дотаций, субвенции и субсидий из федерального бюджета. Таким образом, подготовлен необходимый задел как для формирования проекта федерального бюджета на 2007 год, так и перспективного финансового плана на 2007-2009 годы, к разработке которого Минфин России уже приступил. Меры по укреплению бюджетного федерализма, создание системы стимулов по укреплению доходной базы субъектов Российской Федерации способствовали в 2005 году стабильному укреплению бюджетов субъектов Российской Федерации. Практически ликвидирована кредиторская задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы. По состоянию на 1 января 2006г. она составила 35,4 млн. рублей, или 0,1 процента от среднемесячного фонда оплаты труда. Полностью отсутствует задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы в 85 субъектах Российской Федерации. По сравнению с данными отчетов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 г., кредиторская задолженность по заработной плате снизилась на 264,1 млн. рублей. Учитывая значительную роль межбюджетного выравнивания в финансовом обеспечении полномочий органов местного самоуправления, Министерством финансов Российской Федерации разработаны предложения в части корректировки механизма межбюджетного регулирования муниципальных образований в переходный период, которые были утверждены Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 198-ФЗ.

В первую очередь это касается изменения механизма изъятия «сверхдоходов» у муниципальных образований путем снижения c 2-х кратного до 1,3 верхней границы, сверх которой применяется механизм отрицательных трансфертов. В 2005 году дополнительно выделено 179,1 млн. рублей на создание системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения деятельности органов местного самоуправления в рамках Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В 2005 году бюджетная политика в области расходов была направлена на решение приоритетных задач социальной сферы, экономически значимых программ и мероприятий, безусловное выполнение принятых государственных обязательств.

За последние годы государство постоянно увеличивало финансирование этой сферы.

Обязательства бюджета по финансированию каждой социально значимой отрасли и науки, в том числе по оплате труда работников бюджетных учреждений, выполнены в полном объеме. Ожидаемое исполнение расходов федерального бюджета 2005 года на образование составляет 117,4 млрд. рублей, в том числе, по заработной плате работников образования 54,4 млрд. рублей. Основной особенностью расходов федерального бюджета 2006 года на образование является выделение значительных бюджетных ассигнований на реализацию приоритетного национального проекта 'Образование '. В отчетном году расходы федерального бюджета на нужды здравоохранения и физической культуры возросли на 8,1% по сравнению с 2004 годом и составили 53,3 млрд. рублей. Фактически за 2005 год государственным внебюджетным фондам перечислено 758,9 млрд. рублей (104,1% к утвержденному объему), в том числе Пенсионному фонду Российской Федерации - 690,7 млрд. рублей (104,5%), Фонду социального страхования Российской Федерации - 16,9 млрд. рублей (100%), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования - 51,3 млрд. рублей (100%). В соответствии с Федеральным законом от 14 февраля 2005 года N 3-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " в связи с установлением размеров базовой части трудовой пенсии и порядка индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005 году " размер базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2005 года увеличился с 660 до 900 рублей. Министерство финансов Российской Федерации проводило в 2005 году долговую политику, направленную на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации и на развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг. В течение 2005 года доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга выросла с 19,7 % до 28,5%, соответственно доля внешнего долга сократилась с 80,3% до 71,5%. Объем государственного долга сократился с 23% ВВП до 14,8% ВВП. Экономия расходов федерального бюджета за счет досрочного погашения части государственного внешнего долга Российской Федерации составит на период 2007-2008 гг. порядка 2,15 млрд. долларов США.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...