Перспективы экономического развития России в 2006 году
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
В 2006 году ожидается рост цен на жилищно-коммунальные услуги - в среднем на 30%, так как вся страна переходит на стопроцентную оплату этих услуг, кроме Москвы, которая сумела отсрочить этот переход на два года. В 2006 году повышение цен на электроэнергию составит 7,5%, на газ - 11%, на железнодорожные перевозки грузов - 7,5%. Не собираются менять своей ценовой политики и нефтяные компании. Совершенно очевидно, что в этих условиях о правительственных планах по снижению уровня прироста потребительских цен до 8-8,5% можно говорить с большой осторожностью. Показательна ситуация на нефтяном рынке. Пока росли мировые цены, рост цен на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке России объяснялся нефтяниками объективными внешними причинами. В сентябре 2005 года мировые цены на нефть прошли свой пик и начали снижаться, соответственно, начали снижаться и цены на горючее в странах-потребителях. Например, в США в сентябре 2005 года цена на галлон бензина доходила до $3,1 (цена за баррель тогда превысила $70), а в начале декабря цена на галлон бензина снизилась до $2,19 (16,5 рублей за литр в пересчете по текущему курсу). Ничего похожего на российском внутреннем рынке не происходит, что объясняется монополистическим ценообразованием, критическим износом оборудования в нефтепереработке, а также отсутствием адекватной регулирующей политики правительства. В 2004 году произошел перелом в демографическом развитии России. Впервые с 1990 года смертность населения сократилась до 15,9 человека на тысячу населения при одновременном росте рождаемости (рост начался в 2000 году). В 2005 году произошел некоторый откат - смертность снова возросла до 16,2 человека, что тем не менее ниже, чем в 2003 году. На наш взгляд, в ближайшие несколько лет будет сохраняться неопределенность в динамике этого важнейшего демографического показателя, а затем выявится понижательный тренд, поскольку этот фактор напрямую зависит от уровня и качества жизни, доступности современной медицины для всего населения, здорового образа жизни. По мере реализации Национальных проектов, адаптации населения к новым условиям жизни этот тренд станет более выраженным. Соответственно, может улучшиться и демографическая ситуация в России.
Центральной проблемой 2006 года должен стать переход к новой модели экономического роста, прежде всего за счет диверсификации экономики и расширения инвестиционно-инновационных источников роста при контролируемой инфляции. Первые скромные шаги в этом направлении сделаны: создан Инвестиционный фонд, начнется работа особых экономических зон и реализация Национальных проектов, отменены или существенно снижены 630 из 1200 пошлин на ввозимое технологическое оборудование и др. Важно обеспечить успех этих «пилотных» начинаний и определить новые. Развитие экономики России в 2006 году покажет, насколько экономика сумеет адаптироваться к новым условиям, смогут ли внутренние факторы роста укрепиться и стать определяющими. С учетом вышесказанного мы полагаем, что рост экономики России в 2006 году не превысит 5,5%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая система как важнейший элемент инфраструктуры развитого рынка может использоваться как средство создания рыночных отношений в хозяйстве, которое раньше было организовано по принципу централизованного планирования. Это предопределяет необходимость реформы финансовой системы Российской Федерации. Финансовая система РФ находится в состоянии кризиса (кризис присущ как финансам государства, так и финансам предприятий). Равновесие между доходами и расходами государственного бюджета отсутствует (ставить такую задачу в краткосрочный период было бы нереально). В перспективе работа по оздоровлению государственных финансов Российской Федерации нацелена на сокращение бюджетного дефицита за счет расходной его части. Ведется работа по совершенствованию налоговой системы. Главный упор делается на косвенные, а не прямые налоги, и целью является приближение к состоянию макроэкономического равновесия при обеспечении роста экономики.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. На расширенном заседании коллегии Минфина по итогам исполнения федерального бюджета за 2005 год Михаил Фрадков призвал Правительство принять меры для исключения влияния на рост цен "низкой бюджетной дисциплины"
Глава кабинета министров выразил сожаление, что в вопросе контроля и использования государственных средств не все обстоит благополучно. М.Фрадков отметил, что на рост цен существенно влияет выброс денег в экономику, накопленных на счетах бюджетополучателей в конце года. Это говорит о том, что министерства и ведомства неравномерно расходуют бюджетные ассигнования в течение всего финансового года. Глава Правительства добавил, что "эффективность использования государственных ассигнований в течение всего года еще далека от идеальной" и связана, по его мнению, с финансовой беспечностью и безответственностью ряда ведомств, контролировать которые - "прямая задача Минфина". Председатель Правительства также порекомендовал Минфину сосредоточиться на дальнейших мерах по обеспечению стабильной экономической политики в интересах повышения темпов роста производства и снижения инфляции. В частности, М.Фрадков предложил министерству провести тщательный анализ эффективности действующей налоговой системы и конкретного воздействия налогов и их ставок на бизнес. "Многое еще скрыто от наших глаз", - сказал он. Выступивший на коллегии министр финансов А.Кудрин признал, что пока еще не удалось добиться существенных результатов в борьбе с "налоговым терроризмом". По словам министра, на развитии экономики и инвестиционном климате продолжают негативно сказываться такие факторы, как недостаточная защита частной собственности, административный произвол и проблема коррупции. Подводя итоги коллегии, М.Фрадков подчеркнул, что Правительство России "определило вектор своей работы и практика подтверждает его правильность". М.Фрадков также отметил, что определение экономической политики страны не означает, что "больше нет места для дискуссий".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г.)
2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике на 2002 год" 3. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (с изм. и доп. от 12 марта, 30 июня, 24, 25 июля, 25 октября, 27 ноября, 19, 24, 31 декабря 2002 г.) 4. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 мая 1998 г. N 197-СФ "О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 2 декабря 1998 г., 14 октября 1999 г., 27 сентября 2000 г.) 5. Постановление Рязанской областной Думы от 23 октября 2002 г. N 550-III РОД "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Рязанской области на 2003 год" 6. Постановление Рязанской областной Думы от 26 февраля 2001 года N 50 "О Концепции межбюджетных отношений в Рязанской области на 2001 год и методике распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных образований" 7. Закон Рязанской области от 25 декабря 2001 года N 88-ОЗ "Об областном бюджете на 2002 год" (принят постановлением Рязанской областной Думы от 19 декабря 2001 года N 596-III РОД) (с изм. и доп. от 25 января, 27 февраля, 4 апреля, 4 апреля, 4 апреля, 7 июня, 7 июня 2002 г.) 8. Арешонков В.Г Экономика.- М.: Инфра-М 2001 9. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 10. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В.Романовского и О.В.Врублевского. – М.: Юрайт, 2001 11. Бесчетная О.А., Мельник А.Д.Межбюджетные отношения - в ранг закона // Российский налоговый курьер N2, 2002 12. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права, N8, август 2001 13. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. // МЭ и МО – 2002. - № 10 14. Глубокие кризисы и реформы//Российский экономический журнал, 2003 № 1. 15. Зверев В.С. Особенности современного российского рынка.//ЭКО №8 2002 16. Кириченко В. Усиление госрегулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований? // Российский экономический журнал. – 2003 № 1 17. Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики//Российский экономический журнал. – № 3 2003 18. Куранов Г., Волков В. Российская экономика: 2002 год // Экономист № 2-2003 19. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. Романовского М.В. и Врублевской О.В. - М.: Юрист,2001 20. Конюхова Т.В Комментарий к бюджетному законодательству Российской Федерации - М.: Финансы, 2002 21. Конюхова Т.В О системе российского бюджетного законодательства // Журнал российского права, N6, 2002 22. Лившиц А.Я. Государство в рыночной экономике.//Российский экономический журнал. – 2002 № 11-12, 2003 № 1
23. Нестеренко Т. Реформа расходов бюджетной системы как фактор экономического роста // Финансовая газета, N 21, 2002 24. Прогнозные ориентиры на 2002 год и на период до 2005 года // Экономист № 3-2002 25. Перова О.А. Комментарий отдельных статей бюджетного кодекса Российской Федерации // Гражданин и право, N 6, 2002 26. Преображенский Б.Г. О развитии бюджетного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права, N 5, 2002 27. Тихомиров Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". – М.: Финансы, 2001 28. Улюкаев А. Российские экономические реформы во второй половине девяностых годов: политические и финансово-экономические проблемы. // Российский экономический журнал № 5 2002 29. Финансовая стабилизация в России. – М.: Прогресс- Академия, 2002 30. Фадеев Д.Е. Проблемы соблюдения основных положений теории бюджетного федерализма в отдельных нормативных правовых актах Российской Федерации // Законодательство и экономика, N 7, 2002 31. Финансовая стабилизация в России. –М.: Прогресс- Академия, 2002 32. Шулындин Б. Формирование рыночной системы.// Свободная мысль №12 2002 33. Экономика и бизнес / Под ред. В.В. Кашаева. – М.: МГТУ им. Баумана, 2001 34. Экономика. Учебник / Под ред. В.Д.Камаева. - М.: Финансы, 2001 35. Экономика Рязанской области: современное состояние и прогнозные ориентиры // Рязанские ведомости №12-2002 36. Ясин Е. Из пропасти кризиса выкарабкаться можно. // Вопросы экономики N2, 2003 37. http://olma.ru/info/economics/default.asp?doc=dolg01 38. http://www.polit.ru/monitor/01/0701-3/200701-1.htm 39. http://www.rg.ru/bussines/docum/15.shtm 40. http://www.budgetrf.ru/Publications/2004/Pursuance/Federal/Report/fedminfin2004pursreport/fedminfin2004pursreport010.htm 41. http://www.sbo-paper.ru/RusWorld2006/ 42. http://www.rosbalt.ru/2005/3/5/198887.html 43. http://www.finbridge.ru/news.aspx?NewsId=6148#6148 [1] Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.- М.: Проспект, 2000
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|