Конкурентная среда и маркетинговая стратегия фирмы.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на 2 группы: - товары, - предприятия В связи с этим принято говорить о таких её видах как: · Конкурентоспособность товара · Конкурентоспособность предприятия КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ товаров - способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. Конкурентоспособность предприятия — это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филипп Котлер. Конкурентоспособность предприятия можно определить как относительную характеристику, отражающую отличие процесса развития данного продуцента от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности потребителей, так и по эффективности производственной деятельности, считает Т. Г. Философова. Можно констатировать тот факт, что в настоящее время отсутствует общепринятое экономистами определение конкурентоспособности предприятия.
В 1991 г. Майкл Портер опубликовал исследование "Конкурентные преимущества стран". Успех на внешнем рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии. 1. Стратегия конкурентного преимущества Основной единицей конкуренции по М. Портеру является отрасль. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют два главных момента. 1. На конкуренцию в отрасли оказывают воздействие пять факторов (или сил по М. Портеру): 1) появление новых конкурентов; (новые производственные мощности) 2) появление товаров или услуг-заменителей; (ограничивается цена) 3) способность поставщиков торговаться; (снижению прибыли фирмы) 4) способность покупателей торговаться; (снижению прибыли фирмы) 5) соперничество уже имеющихся конкурентов между собой. (дополнительные расходы, либо снижение цены, а в результате - сокращение прибыли) 2. Фирма опережает своих соперников, если: 1) более низкие издержки, 2) дифференциация товаров, (немецкие станкостроители) 3) сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма. Для того чтобы достичь конкурентного преимущества, необходимо либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у конкурентов; но производить его с меньшими издержками (стратегия меньших издержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую цену (стратегия дифференциации). Наиболее типичными причинами новаций, позволяющими достичь конкурентного преимущества, являются: • новые технологии (производство рентгеновской аппаратуры в Германии); • новые или изменившиеся запросы покупателей (американские компании быстрого питания); • появление нового сегмента отрасли (производство малогабаритных многоцелевых автопогрузчиков в Японии); • изменение стоимости или компонентов производства (изменение соотношения стоимости рабочей силы в странах);
• регулирование на уровне правительства (стандарты, охрана окружающей среды, торговые ограничения и др.). Продолжительность удержания конкурентного преимущества зависит: • от источников конкурентного преимущества. (дешевая рабочая сила пл. – технологии хор) • от количества имеющихся у фирм явных источников конкурентного преимущества; • от постоянной модернизации производства и других видов деятельности. Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения. К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них; наличие передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние технического обслуживания; возможность кредитования; действенность рек-ламы и средств стимулирования сбыта; платежеспособность основных покупателей. Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов: ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции; ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию; «фактора среды» – в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента. Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.
Сегментация рынка Сегментация рынка – деление (дифференциация) любого рынка на отдельные части (сегменты) с учетом множества критериев и факторов. Сегмент рынка – группа потребителей, продуктов или предприятий, обладающих общими характеристиками.
Признаки сегментации рынков – это способы выделения сегментов рынка (например, географические сегменты, ценовые сегменты, сегмент рынка по уровню доходов потребителей и т.п.). Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, личностные, поведенческие и др. характеристики. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков. В идеальном случае сегмент рынка – это группа потребителей, которые сходны по своим специфическим нуждам и потребностям и одинаково реагирующие на комплекс маркетинга. Признаками сегментации рынка по группам продуктов могут быть функциональные и технические параметры продукта, цена и т.п. Признаками сегментации рынка по предприятиям-конкурентам являются величина предприятия, качественные показатели продукта, цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке и т.п. Признаками сегментации предприятий-покупателей (промышленные рынки, рынки товаров производственного назначения) могут выступать организационно-провавая форма предприятия, отрасль или сфера деятельности, география и т.п. Сегментация рынка по потребителям, по продуктам и предприятиям взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка. Критерии сегментации и отбора рынков – способы оценки выбора того или иного сегмента рынка Наиболее распространенными критериями сегментации являются: – емкость сегмента, по которой определяется число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности; – каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта; – устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия; – прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка; – совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;
– оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер; – защищенность выбранного сегмента от конкуренции.
Недифференцированный маркетинг не предусматривает деления рынка на сегменты. Фирма игнорирует различия сегментов рынка и выходит на рынок в целом с каким-то одним предложением, сосредоточивает свое внимание и усилия на том общем в потребностях клиентов, что их объединяет, а не на том, что их различает. Подразумевается охват как можно большего количества покупателей. Дифференцированный маркетинг зародился в 60-е годы, когда сегментация рынка приобрела значение важнейшего атрибута маркетинга. Применяя стратегию дифференцированного маркетинга, фирма ориентирует свою деятельность на несколько сегментов рынка и разрабатывает отдельные предложения для каждого из них. Концентрированный маркетинг. Смысл заключается в углублении целевого характера не на всех рыночных сегментах, а на одном (нескольких) из них. Вместо поисков малой доли большого рынка фирма добивается большой доли одного или нескольких малых рынков. Особенно привлекателен для компаний с ограниченными ресурсами. Прибегая к концентрированному маркетингу, фирмы добиваются сильной рыночной позиции в обслуживаемых ими сегментах благодаря лучшему знанию потребностей этих сегментов. Позиционирование на рынке представляет собой направление маркетинговой деятельности по выбору целевых рынков, предполагающее анализ элементов комплекса маркетинга и позиций продуктов на выделенных сегментах рынка с целью выявления тех их параметров, которые способствуют завоеванию конкурентных преимуществ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|