Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. 2. 2. 4. Постановка целей и задач исследования




На данном этапе необходимо четко определить цель работы. Сформулировать цель оказывается порой очень сложно. Это обычно делается в форме определения (изучить…, определить…, установить…, выяснить…,сравнить…, разработать…,объяснить… и т. п.).

· Задачи курсовой работы конкретизируют цель и раскрывают этапы научного исследования.

· Формулировать задачи необходимо как можно тщательнее, поскольку именно они дают представление о планируемых результатах исследования.

· Формулировать задачи нужно таким образом, чтобы они позволяли проводить всесторонний анализ данных с применением разнообразных методов, изученных в курсе «Анализ социологических данных».

 

Любимые понятия «задач исследования»:

выявить ( основные группы, факторы, особенности, черты и т п.) …;

выделить ( основные группы, факторы, особенности, черты и т п) …;

проанализировать (взаимосвязь между…, влияние…. и т.п.)…;

рассмотреть ( особенности, зависимость и т. п.)…;

раскрыть (обусловленность, содержание и т. п)…..;

построить (теоретическую схему, классификацию, типологию и т.п.)….;

обосновать (необходимость, целесообразность и т. п)…..;

описать (признаки, виды и т п)…;

определить (рейтинг, доминирующие факторы и т п)………;

изучить, исследовать в определенном аспекте (влияние, последствия, взаимосвязи, процесс формирования и т п.)…..;

уточнить (потребность в, необходимость и т п)…….

Задачи исследования уточняются в ходе создания логической схемы обработки информации. Данная схема поможет Вам «спуститься с облаков на землю» при формулировке целей и задач. Составить логическую схему обработки информации.

Самое трудное – соотнести задачу и метод, т.е. поставить такие задачи, которые потребует определенного метода.

 

II. 2. 2. 5. Построение теоретической модели объекта исследования

Построение теоретической модели объекта исследования можно рассматривать как начало строительства теоретической модели предмета исследования (ТМПИ).

ТМПИ – совокупность логически взаимосвязанных понятий, описывающих предметную область исследования.

Категории, понятия и термины – строительный материал ТМПИ. Концептуализация, конкретизация и операционализация – средства создания ТМПИ.

Рекомендуем Вам обратиться к книге: В. И. Добреньков, А. И. Кравченко Социология: В 3. Т. 1: Методология и история. М.: 2000. Гл 7, 8. В ней разъяснены основные понятия, относящиеся к социологическому исследованию, приведены примеры построения ТМПИ.

Примером работы с понятиями в социологическом исследовании может явиться книга: А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов «Человек и его работа в СССР и после» (Глава первая).

 

Для того чтобы осмысленно построить свою работу, составьте себе словарь понятий и осмыслите связи между ними:

· концептуализация

· конкретизация

· операционализация

· эмпирический признак

· индикатор

· показатель

· переменная

· концептуальное определение переменной

· операциональное определение переменной

· понятия и термины

· пропозиции (пропозиционные функции)

 

Все понятия и термины, которые будут входить в теоретическую модель предмета исследования должны быть определены. Как правило, эта работа строится на основе изучения литературы, используются словари, монографические издания. Сложнее – последовательно объяснить, каким образом выделенные Вами признаки будут эмпирически измерены. Последовательность в изложении означает: можно доказать, что на основе полученного Вами эмпирического материала решаются поставленные задачи.

II.2. 2. 6. Гипотезы исследования

Важнейшим и обязательным элементом процедуры построения теоретической модели, является формулирование гипотез.

Гипотезы представляют собой научно - обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между ними, механизмах их функционирования и развития, требующие проверки в ходе исследования.

По существу теоретическая модель представляет собой генеральную гипотезу, которую предполагается проверить в ходе эмпирического исследования. Поэтому гипотезы выступают как главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике.

Выдвижение гипотез — не формальная процедура, во многом зависящая от опыта и интуиции исследователя и его исходных теоретических предпосылок.

В ходе построения возможного объяснения исследовательской проблемы формируется целая система гипотез, которая логически взаимосвязана и иерархически упорядочена. Исходные гипотезы разворачиваются в цепочку выводимых рабочих гипотез-следствий.

Следует иметь в виду, что заранее невозможно ответить на вопрос, является ли построенная теоретическая модель правильной или неправильной..

Гипотезы носят теоретический характер. Вы предполагаете наличие взаимосвязи между переменными, которые представляют основные характеристики объекта. Выделив все необходимые для исследования переменные, Вы можете уточнить гипотезы. Гипотезы требуют обоснования. Они могут быть сформулированы на основе предварительного экспертного опроса, обобщения целевых источников информации, анализа результатов изучения, предпринятого другими исследователями, теоретических положений.

II. 2. 2. 7. Предварительное описание эмпирического объекта (носителя информации). Характеристика информационной базы на основе целевых и нецелевых источников информации. Описание методики сбора данных

Данные части работы часто выполняется студентами формально. Например:

  • при описании эмпирического объекта не дается пояснений, почему вводятся ограничения на возраст обследуемых, почему в качестве эмпирического объекта берутся одни группы и игнорируются другие, схожие по характеристикам и т. д.;
  • не предоставляется сведений о целевых источниках информации.
  • при обосновании метода исследования переписываются соответствующие страницы из учебников, где излагаются особенности, достоинства и недостатки метода.

II. 2. 2. 11. Цитирование

Цитата - дословное, абсолютно точное изложение отрывка из текста какого-либо автора для подтверждения своего мнения или усиления передачи позиций, с которыми нельзя не согласиться. Использование цитат подобно мастерству сварщика: швы должны быть аккуратными и прочными.

Правила цитирования:

· Текст цитаты дается в кавычках и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением авторского написания;

· Цитирование должно быть полным, без искажений и произвольных сокращений. Если авторский текст слишком велик, допускается пропуск слов. Но этот пропуск обозначается многоточием.

· При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствие с требованиями библиографических стандартов.

· Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы: избыточное цитирование создает впечатление компилятивности текста: а недостаточное цитирование снижает ценность работы.

· Если автор работы, приводя цитату, выделяет в ней несколько слов, он должен 0это специально оговорить, т.е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора работы, а весь текст помещается в круглые скобки. Например: (разрядка наша - Ф.К.) (подчеркнуто мною - Ф.К.), (курсив наш - Ф.К.).

· Цитату необходимо правильно вводить в текст:

Еще Г.В. Плеханов отмечал: "Все изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми".

М. Горький писал, что " в простоте слова - самая великая мудрость: пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них целые книги". (строчная буква используется поскольку цитата органично входит в текст)

В. Вавилов требовал "…всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг". ( если первые слова цитаты опущены, ставим многоточие).

«…Мы ставим своей целью не следовать никакой исключительной догматической линии…» - говорилось в программном заявлении редакции.

Любопытно, что, критикуя Э. Дюркгейма за «морализм», сам Бюро, в конце концов, не удержался от морального призыва: «Лучшее социальное и моральное воспитание человека – вот чего нам нужно добиться, вот чего властно требует современное развитие». (введению цитаты предшествует оценка позиции цитируемого автора).

Обратите внимание на, то, как правильно надо писать фамилию и инициалы в тексте:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...