Дидактические основы компьютеризации и информатизации учебного процесс в системе профессионального образования.
Развитие современной системы высшего образования происходит в условиях информатизации общества и характеризуется динамизмом, использованием многообразных образовательных технологий, инновационных методов и организационных форм обучения. В основополагающих государственных документах (Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 гг.), Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г., «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 г.») особое внимание уделяется использованию в системе образования электронных средств учебного назначения, современных информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих созданию единого информационного пространства, интеграции России в мировое сообщество, повышению качества, доступности, эффективности и конкурентоспособности отечественного образования, в том числе и высшего. Информатизация образования рассматривается сегодня как часть процесса информатизации общества в целом и как один из определяющих факторов перехода к высокоорганизованной форме существования цивилизации, когда, наряду с развитием информационных структур, происходит процесс технологизации всех сфер жизнедеятельности человека. Появление многообразных электронных ресурсов учебного назначения образует поликомпонентное информационное поле как специфическое окружение человека в виде графических изображений, текстовых, звуковых, аудиовизуальных и т.п. сообщений. В мировом научном сообществе признается актуальность проблемы несоответствия существующей системы образования достижениям научно-технического прогресса, главным предназначением которой является не столько подготовка специалистов, способных к творческому преобразованию и применению полученных знаний, сколько передача и усвоение определённого объема знаний и умений.
Таким образом, современное состояние системы образования в условиях информатизации общества в целом и образовательного процесса в вузе в частности, характеризуется наличием ряда очевидных противоречий, прежде всего, между - образовательными целями, интегральным прагматическим подходом к построению системы общеевропейского образования и реальной ситуацией, связанной с сохранением национальных особенностей российской системы высшего образования; -объективной потребностью общества в получении высококвалифицированного специалиста на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, и фактическим отсутствием системного решения данного вопроса в практике его подготовки при обучении в вузе; - стратегическим направлением на опережающий характер подготовки студентов, готовых к системным инновационным преобразованиям в сфере будущей профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью технологий подготовки студентов к такой деятельности; -ориентацией на поэтапный переход от традиционных (информативных) к практико-ориентированным методам, организационным формам и технологиям активизации обучения, с включением в образовательную деятельность проблемных методов обучения, научного поиска, разнообразных форм исследовательской работы и несоответствием существующего уровня реализации данного подхода в учебном процессе высшей школы. В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Информатизация общества, с одной стороны, позволяет удовлетворить информационные потребности отдельной личности, а с другой - означает, что вновь созданная информация становится достоянием всего человечества, способствует демократизации общественной жизни, созданию "открытого" общества. Информация как неистощимый, возобновляемый ресурс человечества наряду с веществом и энергией становится фундаментальным ресурсом человеческой деятельности, главной ценностью социума.
Современные информационные технологии являются основой процесса информатизации образования, реализация которого предполагает: -улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации; -повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации; - разработку перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифи цированное образование; - достижение необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники; - интеграцию различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, методической, научной, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении информационных технологий; -подготовку участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества; -повышение профессиональной компетентности и конкуренто способности будущих специалистов различных отраслей; - преодоление кризисных явлений в системе образования. Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность в более широком внедрении высоких образовательных технологий, сама по себе является катализато ром процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессио налов новой формации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|