Качество образовательного процесса во многом определяется содержанием и уровнем его методического обеспечения.
Опыт методической работы в учебных заведениях позволяет констатировать, что проблемы с содержанием учебной литературы все еще актуальны. Содержание учебной литературы должно быть направлено на цели образования, а именно на то, чтобы студенты не только получали знания, но и смогли критически мыслить и находить нестандартные, авангардные решения.
Поэтому очень важно, что все большее число авторов извлекают и обобщают доступные им информационные ресурсы, особенно в сфере профессиональных знаний, и издают методические материалы, предлагая свои оригинальные методики изложения содержания дисциплин, основанные на их собственном практическом опыте ведения учебных занятий, совмещенного с практической деятельностью и лучшим, на их взгляд, опытом.
Органолептический метод как основной для оценки качества учебника
Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.
Существует около 300 методов и приемов анализа учебников. Из них широко известны
экспериментальный,
экспертный,
органолептический (балльный)
метод структурно-функционального анализа.
Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.
Целью применения данного метода является установление:
· возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;
· глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;
· необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;
· рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.
Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.
В качестве основных дидактических требований, на соответствие которым следует проверять учебники, можно выделить следующие: научность учебного материала, учет возрастных и познавательных возможностей учащихся, систематичность и последовательность изложения материала, достаточное количество иллюстраций, схем, таблиц, наглядность
оформления, четкость рубрикации учебника.
Реализацию принципа научности материала целесообразно проверять с учетом следующих показателей и соответствующих коэффициентов значимости:
· соответствия логики построения базовой науки и материала предмета (к=3);
· представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развитии (к=4);
· соответствия определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке (к=4).
Для учета возрастных и познавательных возможностей учащихся в качестве основных можно выделить следующие показатели:
· простоту языка и доступность изложения материала (к=5);
· достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала учебника и отдельных его тем (количество вводимых в материал понятий (к=3);
· количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящееся на 1 ч времени, отведенного программой для их изучения (к=4).
Реализацию требования систематичности и последовательности изложения материала можно оценить следующими показателями:
· четкостью рубрикации учебника (к=3);
· соответствием ее программе (к=4);
· соответствием последовательности изложения материала темы в учебнике и программе (к=5);
· равномерностью распределения объема материала между темами учебника (к=4).
Проверить степень выполнения этого показателя качества можно путем сравнения двух коэффициентов:
-отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, отводимых на изучение курса (К1);
-отношения количества страниц по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).
Анализируя выделенные дидактические требования и пути их реализации в учебниках, можно увидеть, что по целому ряду из них трудно дать обобщающую оценку всего учебника. Поэтому целесообразно выделенные показатели разбить на две группы: показатели, характеризующие учебник в целом, и показатели, характеризующие отдельные его разделы.
Первая группа показателей включает в себя оценку внешнего оформления учебника (к=3), четкость структуры (к=3), соответствие его рубрикации программе (к=4), равномерность распределения материала по темам (к=4).
Остальные показатели относятся ко второй группе, и степень их воплощения в учебниках определяется применительно к отдельным, основным темам программы.
Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету (Приложение 2).
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.
Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.
Решая задачи, связанные с анализом содержания учебников, необходимо учитывать следующие:
· выявление связей между понятиями и утверждениями, которые используются в данном изложении;
· определение основных знаний и навыков, на которые ориентировался автор, отбирая и организуя учебный материал;
· определение возможных ошибок со стороны учащихся и продумывание путей их предупреждения;
· определение характера изложения темы, целей выполнения соответствующих упражнений учебника, планирование отдельных этапов методики изучения составляющих данную тему вопросов;
· определение развивающих и воспитательных целей, которые можно реализовать, основываясь на данном учебном материале.
Из всех видов анализа органолептический метод является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.
Целью применения данного метода является установление:
· возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;
· глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;
·необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;
·рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.
Использование преподавателем различных видов учебных методических задач способствует более качественной подготовке будущих учителей
Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.
Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету. По мере накопления опыта происходит свертывание намеченной последовательности анализа, оценка учебников производится по обобщенным качественным характеристикам, включающим оценку содержания материала, его построения и оформления.
Выбор одного из учебников в качестве основного не означает отказ преподавателя от работы с другими учебниками. Основной учебник он рекомендует учащимся для работы, а остальные должен использовать сам при подготовке к занятиям. Из них преподаватель может почерпнуть дополнительный материал по отдельным темам, выбрать наиболее рациональную последовательность изложения материала отдельных разделов, заимствовать домашние задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проанализируем учебную и методическую литературу органолептическим методом (по предмету «Экономика отрасли»), оценим качество учебников (по показателям), установим соответствие с действующей учебной программой, выберем учебник, более точно отвечающий всем требованиям.
Таблица 1 - Оценка качества учебников
№
п/п
Показатель качества
Коэф. Значимости
Оценка степени реализации показателя качества
Учебник 1
Учебник 2
1)
Соответствия логики построения базовой науки и материала предмета.
К=3
3*3=9
3*3=9
2)
Представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развития.
К=4
4*4=16
4*3=12
3)
Соответствие определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке.
К=4
4*4=16
4*3=12
4)
Простота языка и доступность изложения материала.
К=5
5*5=25
5*4=20
5)
Достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала и отдельных его тем.
К=3
3*2=6
3*3=9
6)
Количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящее на 1 ч. Времени, отведенного программой для их изучения.
К=4
4*3=12
4*3=12
7)
Четкость рубрикации учебника.
К=3
3*3=9
3*2=6
8)
Соответствие программе.
К=4
4*3=12
4*3=12
9)
Соответствие последовательности изложения материала темы в учебнике и программе.
К=5
5*4=20
5*3=15
10)
Равномерность распределения объема материала между темами учебника.
К=4
4*4=16
4*3=12
Итого:
Вывод: По большинству показателей качества выше оценка у учебного пособия под номером 1. В нем наиболее полно, четко и просто изложен материал, рубрикация соответствует программе. Я считаю этот учебник более подходящим для изучения данного предмета.
Таблица 2 – Степень соответствия рубрик учебной программы и учебника
Рубрика учебной программы
Рубрика учебника
Раздел 1. Отрасль в условиях рынка.
Отраслевая структура экономики.
Раздел 2. Производственная структура предприятия.
+
Раздел 3. Ресурсы промышленности и эффективность их использования
+
Раздел 4. Организационные основы специализации, кооперирования и комбинирования производства.
+
Раздел 5. Маркетинговая деятельность предприятия.
_
Раздел 6. Показатели и факторы эффективной деятельности предприятия.
+
Раздел 7. Товарный рынок.
+
Раздел 8. Ценовая стратегия предприятия. Эффективная конкуренция.
+
Раздел 9. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.
_
Раздел 10. –
Стратегии развития отраслей экономики России.
Качество внешнего оформления - среднее, обложка мягкая, рисунок видно плохо. Но содержание соответствует программе. Оно раскрыто четко, полно и доступно.
Вывод:Проанализировав данный учебник можно заметить, что хотя внешнее оформление и среднего качества, зато содержание полностью отражает суть изучаемого предмета. Материал на 90% соответствует программе, он доступен и понятен, рубрикация учебника четкая, изложение материала систематично и последовательно, определения, термины и символы соответствуют базовой науке.
Этот учебник можно рекомендовать использовать учащимся для работы. А разделы, которых в этом учебном пособии нет – подготовить самостоятельно.
Первоисточник - источник информации: - либо являющийся оригинальным документом, содержащим данные исследования; - либо составленное рукой непосредственного участника описание событий: дневник, автобиография, письмо, юридический документ, отчет, протокол, деловая бумага, счет, газета и т.д.
Работа с первоисточниками – это сердце и душа исследовательского процесса. Можно сказать, что все остальное: подготовка теоретической базы, анализ вторичной литературы, написание истории вопроса есть лишь вводная и вспомогательная составляющая труда исследователя. Боле того, эта часть логически вытекает из анализа источников и предполагает его. Несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации вашей работы с текстом:
1. Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу).
2. Внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу.
3. Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.
4. Еще раз просмотрите весь текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите соответствующие записи в тетрадях.
В тезисной форме может быть подготовлено и устное выступление. Основа тезисов — план, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой утвердительной форме раскрывается их основное содержание.