Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация бухгалтерского учета на ООО «Вудэкс»




2.1 Общая характеристика ХФ ООО ТК «ВУДЭКС»

Предприятие "ВУДЭКС" было образовано в 1994 г. для осуществления торговых операций на экспортном рынке лесопродукции. В дальнейшем по мере своего развития предприятие занялось освоением внутреннего рынка строительных и отделочных материалов. С 1996 г. действует ТК "ВУДЭКС", которая была головным предприятием, имеющим несколько небольших филиалов в других городах Хабаровского и Приморского края. По мере расширения деятельности и объемов реализации Владивостокского филиала, головное предприятие, находящееся в г. Хабаровске было перерегистрировано в Хабаровский филиал ООО ТК "ВУДЭКС".

Хабаровский филиал учрежден ООО ТК "ВУДЭКС" на основании решения учредителя общества от 16.07.98 г. и является обособленным структурным подразделением Общества.

Учредителем филиала является ООО ТК "ВУДЭКС" с уставным капиталом в сумме 6400 рублей. Местонахождение учредителя: г. Владивосток, ул. Русская, 46.

Кроме того, на данный момент действуют еще три филиала: в Уссурийске, Артеме, на Седанке.

Филиал действует от имени и в интересах учредителя, работает по доверенности, несет полную ответственность по всем вопросам деятельности перед учредителем, включая вопросы собственности, материальных и финансовых ресурсов.

В свою очередь учредитель, осуществляет в отношении филиала и его имущества все права собственника, делегируя полномочия по управлению имуществом и денежными средствами филиала его директору.

Филиал действует в соответствии с правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, Гражданским кодексом, Уставом Общества.

Филиал не является юридическим лицом, имеет баланс в составе баланса учредителя и пользуется счетом в банке на территории г. Хабаровска.

Филиал наделяется имуществом учредителя на праве доверительного управления, то есть без перехода права собственности к филиалу.

Деятельность филиала осуществляется с момента его регистрации в установленном порядке. Адрес филиала: 680014, г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 170.

Основной целью создания и деятельности филиала (в соответствии с положением о Хабаровском филиале) является обеспечение интересов ООО ТК "ВУДЭКС", а также удовлетворение общественных потребностей, выполнения работ и услуг и получение прибыли.

Предметом деятельности филиала (в соответствии с Положением о Хабаровском филиале) является:

- оптовая, мелкооптовая, розничная и комиссионная торговля товарами различного ассортимента;

- торгово-закупочная деятельность;

- коммерческая, сбытовая деятельность;

- представительские услуги;

- оказание посреднических, информационных, консультационных услуг в области производственного и потребительского рынка;

- открытие и эксплуатация магазинов, киосков и других розничных торговых точек;

- открытие и эксплуатация кафе, ресторанов, баров и других пунктов общественного питания;

- организация и эксплуатация торговых комплексов;

- организация и проведение ярмарок, выставок, выставок-продаж;

- организация аукционов и торгов;

- проведение экспортно-импортных, товарообменных и других внешнеторговых операций по широкой номенклатуре товарной продукции;

- лизинг, маркетинг;

- строительные, ремонтно-строительные, монтажные работы;

- капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений;

- проектные работы;

- производство, закуп, переработка и реализация товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения и продуктов питания;

- заготовка, закуп, переработка и реализация леса, в том числе экспорт леса и лесопродукции;

- оказание транспортных услуг, автосервис;

- благотворительная деятельность и другие виды деятельности.

На данный момент, филиал осуществляет розничную, и мелкооптовую торговлю.

При этом филиал может осуществлять свою деятельность при наличии лицензии, полученной учредителем в установленном порядке.

Положением о Хабаровском филиале предусмотрены права и обязанности филиала.

Филиал обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности в пределах положения и доверенностью учредителя.

Филиал самостоятельно, с учетом планов Общества, планирует свою деятельность, определяет перспективы своего развития, исходя из спроса на произведенную продукции, работы и услуги.

Филиал устанавливает формы, системы, размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников по согласованию с учредителем.

Филиал реализует продукцию, работы и услуги, а также отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно либо по согласованию с учредителем, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Филиал имеет право от имени учредителя:

- проводить любые хозяйственные операционные расходы;

- приобретать, дарить, продавать, списывать любое имущество и денежные средства;

- осуществлять сделки с иностранной валютой;

- осуществлять сделки, контракты, соглашения и иные юридические акты в Российской Федерации и за рубежом с физическими и юридическими лицами;

- строить, приобретать, отчуждать, сдавать в наем, предоставлять бесплатно во временное пользование либо в займы, а также арендовать всякого рода движимое и недвижимое имущество и иные материальные ценности;

- принимать и увольнять работников;

- открывать собственные магазины, кафе, киоски, бары, рестораны, гостиницы и другие структурные подразделения, а также другие права.

Кроме того, филиал обязан:

- своевременно и в полном объеме выплачивать налоги и платежи в государственный бюджет по месту своего нахождения;

- вести БУ по форме и в порядке, установленными государственными органами;

- осуществлять обязательные виды страхования;

- соблюдать требования санитарного, противопожарного и иного вида контроля.

Филиал имеет имущество в виде основных и оборотных средств, закрепленных за ним учредителем, стоимость которых отражается в балансе филиала и в сводном балансе Общества.

Источниками формирования имущества Хабаровского филиала являются:

- денежные и иные материальные средства, закрепленные за ним учредителем;

- доходы от реализации продукции, работ, услуг и товаров;

- доходы от приобретенных ценных бумаг;

- безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц;

- кредиты, предоставленные Обществу и другие источники, не запрещенные законодательством.

Прибыль филиала, после уплаты всех налогов и иных платежей, распределяется между учредителем и филиалом ежеквартально или по итогам года в соответствии с решением учредителя.

Оставшаяся прибыль, предназначенная филиалу, направляется на образование фондов, необходимых для деятельности филиала.

Филиал отчитывается о результатах своей деятельности перед учредителем. Филиал предоставляет в государственные органы отчетность и другую информацию, необходимую для налогообложения. Филиал ведет БУ и составляет отчетность, обеспечивает им сохранность в течение не менее пяти лет и несет ответственность за их сохранность.

Ликвидация и реорганизация общества может производиться в соответствии с порядком, предусмотренным российским законодательством. Общество ликвидируется в следующих случаях: по решению учредителя; по решение суда в случаях, предусмотренных законодательством. Реорганизация филиала происходит путем преобразования, слияния, присоединения, разделения и выделения. Ликвидация филиала влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Учредитель или орган, принявшие решение о ликвидации назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами филиала. Ликвидационная комиссия от имени филиала выступает в суде.

Ликвидационный баланс утверждается учредителем или органом, принявшим решение о ликвидации филиала, по согласованию с органом, осуществившим регистрацию филиала.

Имущество и финансы филиала, оставшиеся после расчетов учредителя с бюджетом и кредиторами, возвращаются учредителю.

Хабаровский филиал зарегистрирован 24 июля 1998 г. Администрацией Железнодорожного района г. Хабаровска.

В ООО "ВУДЭКС" реализована и работает организационная структура (рис. 2.1), построенная по принципу иерархии. Естественно, что в деловой практике предприятия невозможно обойтись только линейными связями, очень часто возникают «горизонтальные» отношения между различными службами предприятия, которые позволяют более оперативно решать большинство поставленных задач.

Рис. 2. 1 Организационная структура ХФ ООО ТК "ВУДЭКС"

Поставщиками и потребителями товаров, реализуемых ХФ ООО ТК "ВУДЭКС" являются как физические, так и юридические лица.

Поставщики - это предприятия различных форм собственности и частные предприниматели. При этом частные предприниматели составляют около 45% общего числа поставщиков, обеспечивая примерно 50% поставляемой продукции.

Выделим основных поставщиков товаров:

1. ООО "Лагун" (керамическая плитка в ассортименте, обои в ассортименте);

2. ООО "Русская восточная компания" (плинтус, наличники, рейка);

3. ООО "Вира" (зеркальное полотно в ассортименте);

4. ООО "Спутник ЛТД" (доска, брус);

5. ОАО " Материальные ресурсы" (цемент);

6. ЗАО " Ангарскстройматериалы" (гипс строительный);

7. АОЗТ "Варран" (оргалит, гвозди);

8. ОАО "Харский ДОК" (плинтус, рейка, двери, брусок);

9. ЗАО " Донские краски" (эмаль в ассортименте, шпатлевка);

10. ООО "Керамик-Центр" (керамическая плитка в ассортименте, керамический бордюр в ассортименте).

ТК "ВУДЭКС" имеет крупных постоянных поставщиков из разных регионов Дальнего Востока, а также несколько мелких. Предприятие заключило с рядом поставщиков постоянные договоры на поставку продукции (ЗАО "Тунгусский ДОК", ООО "Лидога Трейдинг"), другие поставляют товар на основе разовых соглашений. Поставщиками являются не только отечественные, но также и совместные или иностранные предприятия. Как правило, "ВУДЭКС" работает напрямую - без посредников, заключая договора с заводами - производителями строительных материалов, при необходимости пользуется услугами сторонних организаций.

Покупателями ТК "ВУДЭКС" являются в большей степени население, а также различные предприятия. Следует отметить, что компания имеет широкий круг покупателей среди всех слоев населения, а также постоянных клиентов. Это можно объяснить тем, что предприятие не имеет строгой специализации, занимается реализацией широкого круга товаров; ее ассортимент превышает 65 товарных групп, а общее количество наименований товаров более 3000. Наибольшим спросом пользуются: ДВП, ДСП, обои, кафель, краска, линолеум, фанера, цемент, лак, пиломатериалы и др. Компания оказывает также ряд сопутствующих услуг: резка стекла и зеркал, распиловка древесины, доставка товара.

Предприятие имеет достаточно большие перспективы развития, так как довольно прочно заняло свою нишу на рынке строительных материалов, о чем свидетельствует открытие филиалов и в других городах Приморского и Хабаровского края. Ассортимент, качество и цены товаров доступны большинству покупателей с разным уровнем потребностей и возможностей.

 

2.2 Организация учетного процесса в ТК «ВУДЭКС»: бухгалтерский учет и аудит

БУ движения товаров в торговых организациях, которым является и ООО «ВУДЭКС», направлен на выполнение следующих основных задач:

- контроль за сохранностью товаров на базах и складах по количеству, а по розничной сети по продажной стоимости, за правильным оприходованием и оформлением документов, отражающих движение товаров, за своевременным предъявлением претензий к поставщикам и составлением актов на списание лома, боя, порчи, естественной убыли;

- получение точных данных о наличии товаров (их количестве, качестве, ассортименте, комплектности и стоимости по местам хранения и пр.), их движении в системе торговли, снабжения, сбыта;

- контроль за реализацией и отпуском товаров;

- выявление сверхнормативных остатков, запасов излишних и залежавшихся товаров;

- контроль за соблюдением установленных цен, наценок, скидок и транспортных сборов. Этот контроль осуществляется на основе документов поставщиков, прейскурантов, договоров поставки и купли-продажи, рыночных цен на товары и тару.

Товары, поступившие в органы торговли, снабжения и сбыта, находятся под материальной ответственностью определенных работников. Так как сохранность товаров в большей мере зависит от этих материально ответственных лиц, с ними заключены двусторонние договоры о полной материальной ответственности за сохранность товарно-материальных и денежных ценностей.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением предприятия и не входит в состав других служб. Структура бухгалтерии имеет наиболее распространенный линейный тип, то есть все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Данная схема весьма рациональна для предприятий небольшого размера, которым и является ТК "ВУДЭКС".

Структуру бухгалтерии "ВУДЭКС" можно представить в виде схемы (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2 Структура бухгалтерии ТК "ВУДЭКС"

Закрепление персонала по отдельным разделам БУ можно представить в виде таблицы (Прил. 6).

БУ в ХФ ООО ТК "ВУДЭКС" ведется на основании российского законодательства и в соответствии с учетной политикой (Прил. 7), принятой на данном предприятии.

Учетная политика представляет собой выбор предприятием конкретных методик, формы, техники ведения и организации БУ исходя из установленных правил и особенностей деятельности.

При формировании учетной политики предполагается имущественная обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика предприятия должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.

При проведении проверки учетной политики было установлено:

1. на предприятии имеется приказ руководителя предприятия по учетной политике от 15 декабря 1998 г.

2. неполностью раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения БУ, существенно влияющих на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности.

В приказе по учетной политике предприятия должно быть отражено:

А) оценка запасов.

При оценке запасов по средней себестоимости учитывается средняя стоимость имеющихся в наличии товаров на начало отчетного периода и стоимость товаров, приобретенных в течение данного периода. Стоимость материальных запасов на конец периода, определенная по методу средней себестоимости, учитывает все цены, по которым приобретались товары в течение длительного периода, и это сглаживает рост и снижение цен. В силу этого можно порекомендовать использовать для оценки запасов именно этот способ.

Б) выбранная форма БУ.

Не указано, что на ООО «ВУДЭКС» применяется автоматизированная форма БУ.

В) порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Согласно Положения о БУ и отчетности, количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждом из них, устанавливается предприятием, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Г) план счетов БУ.

Учитывая, что План счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности является типовым для предприятий всех форм собственности, организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности, а также содержит большое количество альтернативных вариантов учета по многим участкам и направлениям, предприятиям рекомендуется утверждать свой рабочий план счетов (Прил. 8).

На ООО «ВУДЕКС» рабочий план счетов раскрыт не достаточно точно (отсутствует перечень субсчетов, применяемый в финансово-хозяйственной деятельности предприятия).

3. не указано, что учетная политика организации разработана на основании:

· Федерального Закона " О БУ" от 21 ноября 96 г. № 129-ФЗ.

· Положения о БУ и отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29. 07. 98 г. № 34н (с изменениями и дополнениями).

· Плана счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 01.11.91г. №56 (с изменениями и дополнениями).

· Приказа Минфина Российской Федерации "О годовой бухгалтерской отчетности организации" (вместе с "Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности").

· Положения по БУ: Учетная политика предприятия (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 98 г. № 60н.

· Других нормативных документов.

Еще одним элементом учетной политики предприятия можно назвать формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Федеральный закон «О БУ» обязывает принимать к учету первичные документы, если они составлены по установленной форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные нормативы:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной документации;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

В соответствии с учетной политикой организация может использовать или типовые формы первичных документов, содержащиеся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, или формы документов, разработанные организацией для внутренней бухгалтерской отчетности.

Графики документооборота и обработки учетной информации, а также должностные инструкции являются составными частями плана организации БУ.

График документооборота определяет объем, последовательность выполняемых учетных работ, сроки выполнения, конкретных исполнителей и позволяет устранить возможность дублирования, определить точки пересечения взаимоконтролируемых показателей, равномерно распределять занятость бухгалтеров в учетном процессе.

График технологии обработки учетной информации содержит сведения о назначении документов (с привидением кода формы и наименования), количестве экземпляров, должностных лицах, которым передается документ; сроке (число и месяц), когда документ представляется в бухгалтерию; выполняемых работах по бухгалтерской обработке документа; здесь же указывается код формы и наименование регистра, составляемого на основании документа, формы отчетности.

Подготовленные графики утверждают руководители организации и доводят их до всех структурных подразделений и исполнителей.

График документооборота должен быть утвержден приказом (а впоследствии дополняться и изменяться).

В приказе оговаривается ответственность соответствующих лиц за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в БУ и отчетности, за достоверность содержащихся в документе данных.

Контроль за соответствующим исполнением графика документооборота по предприятию осуществляет главный бухгалтер.

Требования главного бухгалтера в части порядка оформления операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений и служб.

Такие документы, как наряды на выполнение работы, трудовые договора, договора подряда, акт на списание основных средств, акт на ввод оборудования и автотранспортных средств, приказы производственные и кадровые, на отпуск, акты на списание материалов, подлежат обязательной визе главного бухгалтера.

Документы, подлежащие обязательной визе главного бухгалтера, не подписанные им не принимаются к исполнению.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операций, а если это не представляется возможным, - непосредственно по окончании операций.

Каждый документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями стандартов и других нормативных актов.

Исправления в кассовых документах, авансовых отчетах и иных не допускается. В остальных документах, исправления должны быть подтверждены подписями лиц, ответственных по заполнению этих документов.

На ТК "ВУДЭКС" обработка документации ведется ручным и автоматизированным способом с применением пакета программ «1С: Бухгалтерия» и «1С: Торговля».

Примерный график документооборота по ХФ ООО ТК "ВУДЭКС" представлен в виде таблиц (Прил. 9).

Из выше представленных таблиц хорошо видно, каким образом на предприятии происходит документооборот, кто ответственный за создание, заполнение, надлежащее исполнение и хранение документов. Какие конкретно сотрудники бухгалтерии работают с теми или иными документами. Можно сделать вывод о том, что график документооборота разработан в соответствии с особенностями хозяйственной деятельности предприятия. Что позволяет своевременно создавать, подписывать и принимать к исполнению документы предприятия, а это в свою очередь также позволяет обеспечить непрерывное, своевременное и документированное отражение всех операций на счетах БУ.

На ХФ ООО ТК "ВУДЭКС" применяется рабочий План счетов (утвержденный в соответствии с учетной политикой предприятия), отдельные счета которого изменены по сравнению с действующим Планом счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Не применяются на предприятии следующие счета: 03, 11, 14, 15, 20, 25, 26, 52, 55, 61, 63, 65, 89 и др.

Положение о БУ и отчетности [21, С.21] обязывает предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей: не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете; при смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях; в случае расхождения данных бухгалтерского и складского учета.

На предприятии "ВУДЭКС" данный перечень проведения обязательной инвентаризации сохраняется.

По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени – плановые и внеплановые. На ХФ ООО ТК "ВУДЭКС" в магазине-складе проводятся внеплановые инвентаризации по распоряжению учредителя или директора филиала. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.

Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам. Во всех случаях расхождения, выявленные при инвентаризации, оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, приходуются: Д41 К80. Недостача ценностей списывается на счет 84 с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей.

По решению руководителя сумма недостач в пределах норм естественной убыли относится на издержки обращения: Д44 К84. Недостатки сверх норм естественной убыли относят на материально ответственных лиц: Д73 К84.

Некомпенсируемые потери материальных ценностей отражают: Д80 К41

Если виновные лица не установлены, то потери относят на издержки обращения.

Необходимо отметить, что на предприятии отсутствует рабочий план инвентаризации. Это является негативным моментом, так как свидетельствует о ненадлежащем уровне контроля за деятельностью материально ответственных лиц, что может привести к злоупотреблениям в их деятельности. Поэтому можно порекомендовать разработать и использовать на предприятии план инвентаризации, утвержденный приказом руководителя.

На предприятии для удобства и эффективности работы с законодательными документами, установлена справочная система «Консультант+», предназначенная для хранения и использования различной нормативной и справочной информации.

Система «Консультант+» содержит нормативные данные по всему российскому законодательств: Законы Российской Федерации, Постановления правительства, Указы президента, Положения, Рекомендации и другие документы.

Информационный банк системы постоянно пополняется и обновляется новыми документами, а для часто используемых создаются новые редакции. Особенностью Информационного банка является еще и то, что все приложения к документу, даже если они имеют собственные названия, хранятся вместе с текстом документа, к которому они относятся.

Положительными моментами системы «Консультант+» являются:

1. Простота, удобство и оперативность работы;

2. Быстрое освоение работы с информационной системой;

3. Наличие справки по работе с системой Консультант Плюс;

4. Удобство в работе с любым количеством информации;

5. Удобный интерфейс;

6. Наличие перекрестных ссылок между документами;

7. Наличие в полном объеме документов (включая их первоначальный вариант, дополнения и изменения и новые редакции);

8. Удобство и простота заполнения карточки реквизитов и наличие словарей.

Подведем итоги вышеописанному материалу:

1. В течение отчетного года на предприятии применялась журнально-ордерная форма учета, то есть это предполагает ведение Главной книги, журналов-ордеров и ведомостей и карточек аналитического учета.

2. Ответственность за организацию БУ на предприятии несет руководитель предприятия, через обеспечение неукоснительного выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

3. БУ осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением предприятия.

4. Ведение БУ почти полностью автоматизировано. Можно порекомендовать предприятию использовать автоматизацию складского учета. Подключение компьютера к кассовому аппарату позволит снизить трудоемкость работы, повысить скорость работы соответствующих работников (так как, например, данные заполненных приходных и расходных ордеров используются программой и для заполнения отчетов кассира). Для этих же целей можно порекомендовать также заполнять первичные документы (авансовые отчеты, др.) с помощью компьютера. Все это осуществимо и не потребует значительных вложений, так как используемая на предприятии программа «1С: Торговля» предусматривает данные возможности.

5. Главный бухгалтер руководствуется Положениями по БУ и отчетности, нормативными документами, утвержденными в установленном порядке, несет ответственность за соблюдение содержащихся в них методических принципов БУ.

6. Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах БУ всех осуществляемых предприятием хозяйственных операций, составление в установленные сроки финансовой отчетности, проведение экономического анализа совместно с другими подразделениями и службами.

7. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных кредитных и финансовых обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными.

8. Филиал хранит в обязательном порядке следующие документы: учредительные документы; свидетельство о государственной регистрации; документы, подтверждающие права на имущество, находящиеся на его балансе; внутренние документы общества, утвержденные учредителем; годовой финансовый отчет; документы БУ; аудиторское заключение (Прил. 10) и прочие.

Аудиторская проверка отчетности ХФ ООО ТК "ВУДЭКС" проводилась с целью подтверждения правильности ее составления за 1999 г. Отчетность подготовлена ХФ ООО ТК "ВУДЭКС", исходя из Положения «О годовой бухгалтерской отчетности организации» (вместе с Инструкцией «О порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности»): Приказ Минфина РФ от 12.11.96 г. №97 (редакция от 20.10.98 г.). Аудит проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

Так, в ходе проверки было установлено:

- соответствие данных БУ предоставленной отчетности;

- соблюдение принятой учетной политики на предприятии;

- полнота отражения налоговых обязательств.

Проверка проводилась на основе предоставленных бухгалтерских документов (комплекта бухгалтерской отчетности за III и IV кварталы 1999 г.).

Проведение проверки:

1. На предприятии в течение отчетного периода была соблюдена учетная политика. Однако, учетная политика не в полном объеме отражает порядок ведения БУ в организации. Так, не были определены:

- вариант оценки запасов;

- выбранная форма БУ;

- не указан момент определения выручки в целях налогообложения;

- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

- рабочий план счетов по БУ;

- нормативные документы по учетной политике, на основании которых она разработана; не утвержден график документооборота предприятия;

- в части учета расходов будущих периодов не предусмотрен период, в течение которого эти расходы будут относиться на издержки, а также не определен перечень расходов будущих периодов;

- не установлены виды доходов будущих периодов, отражаемых на счете 83;

- не предусмотрен порядок отражения курсовых разниц и периодичность их отнесения на финансовый результат.

2. Были проверены расчеты налогов, указанных в налоговых декларациях, нарушений в этой области не обнаружено.

3. Неверно заполнена форма №1 «Бухгалтерский баланс» за 9 месяцев и за 1999 год. Так, в форме №3 «Отчет о движении капитала» определено, что использование прибыли составило 49 тыс. руб. и 16 тыс. руб. соответственно на конец III и IV квартала (следовательно, нераспределенная прибыль составляет 577 тыс. руб. и 144 тыс. руб.). Соответственно, раздел 4 баланса должен быть понижен на сумму 49 тыс. руб. и 16 тыс. руб. для достоверности отражения данных в бухгалтерской отчетности, и эта же сумма не должна показываться в разделе 3 бухгалтерского баланса.

Выводы и рекомендации:

1. Внести изменения и дополнения в учетную политику организации в соответствии с положением по учетной политике.

2. Разработать и утвердить график документооборота.

3. Издать приказ по утверждению плана инвентаризации.

4. Заполнить бухгалтерскую отчетность в соответствии с положением о годовой бухгалтерской отчетности.

 

2.3 Форма бухгалтерского учета, применяемая на предприятии

В неавтоматизированной системе ведения БУ обработка данных о хозяйственных операциях легко прослеживается и обычно сопровождается документами на бумажном носителе информации - распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами, например бесконечными журналами учета материально-производственных запасов. Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе, но во многих случаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетные документы (бухгалтерские книги и журналы) в компьютерной системе БУ представляют собой файлы данных, прочитать или изменить которые без компьютера не возможно.

Компьютерная система включает в себя следующие элементы:

1. Аппаратные средства. К ним относятся: оборудование и устройства, из которых состоит компьютер, в частности центральный процессор, оптические считывающие устройства, накопители на магнитной ленте, дисководы, принтеры, терминалы и т.п.

2. Программные средства:

а) Системные программы. К этим программам, выполняющим общие функции, обычно относят операционные системы, которые управляют аппаратными средствами и распределяют их ресурсы для максимально эффективного использования, системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие выполнение стандартных функций по обработке данных, и сервисные программы, которые выполняют в компьютере основные операции, например сортировку записей. Системные программы обычно разрабатывают поставщики аппаратных средств или фирмы, специализирующиеся в области программного обеспечения, и модифицируют с учетом индивидуальных требований.

б) Прикладные (пользовательские) программы - это наборы машинных команд для обработки данных, которые организация-пользователь разрабатывает самостоятельно или приобретает у внешнего поставщика.

3. Документация - описание системы и структуры управления применительно к вводу, обработке и выводу данных, обработке сообщений, логическим и другим командам.

4. Персонал - работники, которые управляют системой, проектируют ее и снабжают программами, эксплуатируют и контролируют систему обработки данных.

5. Данные - сведения о хозяйственных операциях и другая необходимая информация, которую вводят, хранят и обрабатывают в системе.

6. Процедуры контроля - процедуры, обеспечивающие соответствующую запись операций, предупреждающие или регистрирующие ошибки.

Способ обработки хозяйственных операций при ведении БУ оказывает существенное влияние на организационную структуру фирмы, а также на процедуры и методы внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля. Ниже приведены отличия компьютерной обработки данных БУ от неавтоматизированной:

· Единообразное выполнение операций. Компьютерная обработка предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных операций БУ, что практически исключает появлению случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке. Напротив, программные ошибки (или другие систематические ошибки в аппаратных либо программных средствах) приводят к неправильной обработке всех идентичных операций при одинаковых условиях.

· Разделение функций. Компьютерная система может осуществить множество процедур внутреннего контроля, которые в неавтоматизированных системах выполняют разные специалисты. Такая ситуация оставляет специалистам, имеющим доступ к компьютеру, возможность вмешательства в другие функции. В итоге компьютерные системы могут потребовать введения дополнительных мер для поддержания контроля на необходимом уровне, который в неавтоматизированных системах достигается простым разделением функций. К подобным мерам может относится система паролей, которые предотвращают действия, не допустимые со стороны специалистов, имеющих доступ к информации об активах и учетных документах через терминал в диалоговом режиме.

· Потенциальные возможности появления ошибок и неточностей. По сравнению с неавтоматизированными системами БУ компьютерные системы более открыты для несанкционированного доступа, включая лиц, осуществляющих контроль. Они также открыты для скрытого изменения данных и прямого или косвенного получения информации об активах. Чем меньше человек вмешивается в машинную обработку операций учета, тем ниже возможность выявления ошибок и неточностей. Ошибки, допущенные при разработке или корректировке прикладных программ, могут ос<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...