Страх, у которого есть явные причины.
Например, когда во время похода на Ухуд пророку, да благословит его Аллах и приветствует,
сообщили о том, что многобожники объединились, чтобы сразиться с мусульманами. Тогда Аллах
Всевышний ниспослал: ﴾ يَِنمِؤْمُّ متنك نِإ نوِ فاخَوَ مْهو فاَتَ َلَف هءاَيِلوَْأ فوَِيَ ناَطيْشلا مكِلذَ اَنَِّإ ﴿
«Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их [помощниковдьявола], а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими»124.
Шайтан пугает людей своими помощниками, возвеличивая этих помощников в сердцах людей так, чтобы люди начали бояться.
«Не бойтесь их…» —напротив,уповайте на Аллаха и не обращайте на них внимание.
Что касается этого страха, у которого есть явные причины, то в нём нет ничего страшного. Запрещен именно первый вид страха. А если человек боится вора или врага, то он должен подготовить необходимое оружие для защиты, как сказал Всевышний:
﴾ مْكرَذْحِ ْاوذخ ْاونمآَ نيَذِ لا اهَُّيَأ يَ ﴿
123 Сура аль-Маида, аят 44.
124 Сура али ’Имран, аят 175.
~ 43 ~ «О те, которые уверовали! Соблюдайте осторожность»125.
Также Аллах Всевышний рассказал о Мусе, мир ему: ﴾ بقرَ َتَي افًِئاخَ اهَ نْمِ جَرَخََف ﴿
«Муса покинул город [вышел из страны Фараона], оглядываясь со страхом»126.
Это – страх, у которого есть явные причины, и он не является грехом. Но запрещено бояться врага до такой степени, что человек оставит сражение и помощь истине127. Страх должен побудить человека только к тому, чтобы он готовил против врага силы и проявлял осторожность.
Естественный природный страх.
Этот страх не является запрещенным. Например, человек боится змей, скорпионов или хищных зверей, и поэтому удаляется от них или убивает их. Такой страх обязательно присутствует у человека. Аллах Всевышний сделал людей боящимися того, что может причинить вред, дабы они остерегались этих вещей. Например, человек боится замерзнуть и надевает тёплую одежду.
Например, человек боится голода и принимает пищу, боится жажды и пьёт воду. Это – природный страх, в котором нет никаких проблем.
125 Сура ан-Ниса, аят 71.
126 Сура аль-Касас, аят 21.
127 Запрещено проявлять такой страх, что человек начинает бояться выполнять то, что ему вменено в обязанность из-за страха перед каким-то созданием. Например, человек не совершает молитву, боясь кого-то. Человек не посещает
коллективную молитву, боясь унижения или порицания со стороны творений. Это - запрещено!
~ 44 ~ Надежда и шариатские доказательства, касающиеся надежды
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «А доказательством тому, что надежда
является поклонением, служат слова Всевышнего: ″Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется
наряду со своим Господом″128».
—————————————————————————————————————————————
Разъяснение (шарх)
Разъясняет шейх ‘Абд уль-‘Азиз ибн Баз:
Надежда – это поклонение Аллаху. Это поклонение заключается в том, что человек надеется
на Аллаха и старается хорошо думать о Нём. Аллах Всевышний сказал
﴿ فَمَن كَانَ يَرْجو لِقَاء رَبِهِ فَ لْيَ عْمَلْ عَمَلً صَاِلًا وَّلَ يشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِهِ أَحَدًا ﴾ «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом (в День Суда), пусть совершает праведные
деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»129.
Также Аллах Всевышний сказал: ﴿ ِإن همْ كَان وا يسَارِع ونَ ِف اْلَيْ رَاتِ وَيَدْعونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا وَكَان وا لَنَا خَاشِعِيَ ﴾
и «Воистину, они [пророки] спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом
были смиренны перед Нами130»131.
128 Сура аль-Кахф, аят 110.
129 Сура аль-Кахф, аят 110.
130 Это указывает на то, что надежда, страх и смирение являются поклонением, ведь, Аллах Всевышний похвалил
пророков за эти славные качества.
131 Сура аль-Анбийа, аят 90.
~ 45 ~ Упование и шариатские доказательства, касающиеся упования
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «А доказательством тому, что
упование является поклонением, служат слова Всевышнего: ″И только на Аллаха уповайте, если вы являетесь верующими″132. А также: ″Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его″133». —————————————————————————————————————————————
Разъяснение (шарх)
Разъясняет шейх ‘Абд уль-‘Азиз ибн Баз:
Упование (таваккуль) также является поклонением.
Упование (таваккуль) —это предоставление своих дел Аллаху,опора на Него присовершении всех своих деяний вместе с тем, что человек прилагает все необходимые усилия для достижения требуемого результата.
Например, человек уповает на Аллаха в вопросах спасения от зла, избавления от смут,
получения удела, вхождения в Рай, спасения от Огня, вместе с тем, что он прилагает для этого все силы, узаконенные шари‘атом. Аллах Всевышний сказал: ﴾ يَِنمِؤْمُّ م تنك نِإ ْاولكوَ َت َف ِللا ىَلعَوَ ﴿
«Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими»134.
А также: ﴾ هبسْحَ وَه َف ِللا ىَلعَ لْكوَ َتَي نمَوَ ﴿ «Тому, кто уповает на Аллаха [полностью вверяет свое дело Ему], достаточно Его (как в этом
мире, так и в Вечной жизни) »135.
132 Сура аль-Маида, аят 23.
133 Сура ат-Талякъ, аят 3.
134 Сура аль-Маида, аят 23.
135 Сура ат-Талякъ, аят 3.
~ 46 ~
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|