Специфика электронных СМИ.
Новые технологии заставили нас изменить традиционные представления о процессах массовой коммуникации. В последние годы традиционные формы медийной коммуникации, имеющей огромную разнородную и анонимную аудиторию (например, телевидение и радио) постепенно стали объединяться, а часто попросту затмеваться другими формами коммуникации, аудитория которых имеет более широкие возможности для обратной связи и намного больше "власти пользователя". Если посмотреть с другой стороны, то односторонняя массовая коммуникация постепенно эволюционирует до более интерактивной или транзактной связи. Многие из новых коммуникационных технологий, заодно с услугами массовой коммуникации, предоставляют своим пользователям межличностное общение. Кроме того, интерактивные компоненты отдельных новых коммуникационных технологий сглаживают различия между такими классическими понятиями, как "отправитель" и "получатель", долгое время бывшими главными составляющими модели массовой коммуникации. «Исторически масс-медиа означали централизованное производство стандартизированной информации и развлекательной продукции, поставляемых огромной аудитории по отдельным каналам. Новые электронные медиа модифицировали все эти условия. Их продукция часто приходит не из центрального источника. Более того, новые медиа обычно предоставляют особые услуги большому числу сравнительно малочисленных аудиторий. Наиболее значительным их новаторством стало распространение голосовой, печатной и видеопродукции по обычным электронным каналам, часто в двухстороннем интерактивном формате, предоставляющем потребителям больший контроль над тем, какой именно сервис они выбирают, когда они хотят его получить и в какой форме» 5.
Ключ к пониманию природы цифровых технологий можно выразить тремя словами на букву «к»: компрессия, конверсия и конвергенция. Цифровые технологии позволяют передавать и хранить в несколько раз больше информации, чем старые аналоговые формы. К тому же оцифровывание делает возможным интеграцию, или конверсию, этой сжатой информации в компьютерные системы и их приложения. В результате вещательная сеть, беспроводная связь и телекоммуникации конвергируют (сближаются между собой) благодаря их способности делиться информацией друг с другом. Благодаря интерактивности и с расширением возможностей пользователя новые медиатехнологии заставляют нас пересмотреть традиционное понятие аудитории масс-медиа. Новые медиа позволяют пользователям более активно участвовать в коммуникационном процессе и относиться к получаемым сообщениям более избирательно. Пользователи новых медиа являются скорее активными участниками процесса, а не просто пассивными получателями информации. 1990-е годы произвели на свет поколение адресных пользователей микромультимедиа. Под словом адресные мы понимаем, что отныне сообщения медиа не посылаются "всем заинтересованным лицам". Напротив, медиапослания могут отбираться и "пересылаться" людям, чьи имена, адреса, идентификационные коды, анкетные данные и род занятий занесены в базу данных рассылки. Степень эффективности и прибыльности таких коммуникационных систем позволяет с полной уверенностью утверждать, что в начале XXI века они будут развиты повсеместно, даже невзирая на увеличение расходов на установку и ввод в эксплуатацию. То, что раньше называлось "аудиторией", сейчас следует называть "пользователями". Можно ли называть "аудиторией" активную часть пользователей медиа, способную активно выбирать из тысячи информационных, образовательных и развлекательных опций? Правильно, нет. Некоторые называют таких пользователей "полновластными потребителями информационной эпохи", Однако, более широкое распрастранение получил термин "медиапользователь".
Из вышеперечисленного можно сделать несколько общих выводов, касательно специфики электронных средств массовой информации: 1. Изменение терминологии – понятие «аудитории» отходит на второй план, уступая месту понятию «пользователь». 2. Информация предоставляется в интерактивном режиме. 3. Видео, звук и текст используются одновременно и тесно взаимосвязаны. 4. Легкий доступ не только к локальной информации, но и к международным ресурсам на десятках языков. 5. Доступность различных точек зрения по одним и тем же вопросам. 6. Возможность быстрого сохранения информации для дальнейшего изучения. Вышеприведенные выводы показывают общую, всемирную картину, однако, если рассматривать российский медиа рынок, то необходимо отдельно оговорить отсутствие законодательных актов, регулирующих действия Интернет ресурсов. Это не так заметно, когда речь заходит о новостных порталах, дублирующих либо дополняющих традиционные СМИ, но становится одной из основных проблем в так называемой «блогосфере», к которой относятся интернет дневники (блоги), в том числе и коллективные, а так же форумы. Ежедневно, различные ресурсы блогосферы посещают миллионы человек самых разных возрастных и социальных групп, при этом «легитимность» предоставляемой информации определяется исключительно владельцами ресурсов и авторами публикаций. Вследствие этой ситуации встает этический вопрос использования глобальной сети как средства Т. Купер предоставил содержательный перечень 40 главных этических проблем, появившихся в результате использования новых коммуникационных технологий. «Понимание эффектов и этических проблем, сопровождающих новые технологии, включает в себя изучение мириада очевидных и скрытых социальных, культурных и общественных факторов внутри сообществ и государств. Доминировать над такими новыми технологиями и прогнозировать хотя бы некоторые из их эффектов очень важно для постижения, систематизации, анализа и экспериментальной оценки не только самих этих новых технологий, но и их воздействия на отдельных людей, их объединения и общество в целом»6
В перечень Купера вошли разные этические проблемы: справедливости или равноправия, информации о низших слоях общества, непристойности, порнографии, плагиата, пиратства или просто копирования какой-либо информации, принадлежащей другим людям с целью ее перепродажи. О проблеме справедливости или равноправия Купер писал следующее: "Одна из наиболее древних этических проблем заостряется при обсуждении ресурсов (технологически богатых и технологически бедных стран, регионов и отдельных людей), возможностей для доступа и даже воздушного пространства. Возникают вопросы о том, как, например, должен распределяться диапазон вещания, могут ли спутники других государств летать над нашими военными объектами, кто должен нести ответственность и насколько время, необходимое для пересылки и преобразования непрерывных данных в цифровые, влияет на всеобщее равенство, неравенство и справедливость. Таким же образом возникают вопросы по поводу интеллектуальной собственности, права собственности, авторского гонорара и т.д. Поднимают вопрос и о справедливом распределении благ. Кто, в конце концов, извлечет пользу из распространения информации?"7 Для создания полной картины функционирования СМИ в интернете стоит привести несколько возможных классификаций СМИ. Прежде всего, стоит различать: a) Многоязычные ресурсы (на пяти и более мировых языках); b) Двуязычные (русско-английские, русско-украинские); c) Одноязычные; Языковая принадлежность ресурса – это первый и главный фактор при характеристике его аудитории, а, следовательно, и наполнения. Ведь знание языка необходимо для восприятия информации. В то же время нельзя не упомянуть, что сложившаяся в интернете ситуация показывает, что материал на многоязычных ресурсах проигрывает в актуальности, оперативности и качестве материалу одноязычных.
Следующая классификация по содержанию: а) издания, которые возникли и функционируют исключительно в интернете, который является для них основным полем деятельности и информационным ресурсом; б) СМИ, пришедшие в интернет извне и использующие внешние ресурсы: архивы, базы данных, фотобанки и т. д.; По характеру содержимого можно разделить СМИ в интернете на три группы: 1. Дающие исключительно информацию без аналитики; 2. Исключительно аналитические; 3. Синтетические; Творческий подход к материалу предполагает следующую классификацию: 1. Созданные силами одного автора (т. н. авторские). Существование такого типа средств массовой информации стало возможным только благодаря технологиям Всемирной паутины; 2. Те, которые создаются коллективом редакции (традиционный подход); 3. Смешанный тип; Классификация с точки зрения креативного приоритета: 1. Авторство; 2. Технология; 3. Гармония; Эта классификация чрезвычайно важна, поскольку на сегодня интернет-СМИ строят свою стратегию успеха, связывая свою деятельность с одним из аспектов данной классификации. В то же время существование и взаимосвязь всех типов способствует динамике информационных потоков в пространстве Всемирной паутине, создавая и структурируя информацию. Иван Давыдов приводит в своей статье «Масс-медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации» также следующие классификации: «монотематические (внутри этой группы деление может стать почти бесконечным ввиду обилия вариантов представленных монотематических ресурсов) политематические; и классификация по принадлежности: • принадлежащие государству, • принадлежащие медийным группам, • политическим группам, • бизнес-группам, • независимые (впрочем, на данный момент не существует сколько-нибудь значимых независимых медийных ресурсов).
Кроме того, существенно деление, которое, несмотря на используемую терминологию, относится не столько к географическому положению редакций конкретных ресурсов, сколько к аудитории, на которую данные ресурсы ориентированы в первую очередь: • общероссийские ресурсы, • региональные ресурсы (к данному типу могут быть отнесены также зарубежные русскоязычные ресурсы, ориентированные на относительно узкие диаспоры)» Считаем необходимым уточнить и расширить его последнюю классификацию применительно к нашей работе до: • Интернациональные ресурсы (представительства и аудитория во всем мире); • Национальные (охватывают лишь одно государство); • Региональные;
Новые медиатехнологий уже подтверждают свою исключительную ценность и полезность, особенно для образовательных целей во многих отраслях, компьютер уже стал центральной частью современного образования. Простота и доступность электронных средств связи позволяет студентам из отдаленных уголков земного шара получать ранее недоступную им информацию. В 1990-е годы значительно увеличилось использование новых коммуникационных технологий в колледжах. Все больше и больше преподавателей используют в своих курсах электронную почту, World Wide Web (Internet) и средства мультимедиа. Введение новых технологий привнесло много изменений в традиционную образовательную модель общения между профессорами и студентами. Совершенное владение новыми технологиями стало важнейшей частью университетского и последипломного образования по специализациям, связанным с массовой коммуникацией. Чтобы подготовить своих студентов для работы в современных условиях, преподаватели журналистики, паблик рилейшнз, рекламы, теле- и радиовещания должны идти в ногу с последними достижениями в медиа. Как в сфере коммуникаций, так и в других отраслях, все большее распространение в последние годы получает дистанционное образование. Оно позволяет, а иногда и заставляет преподавателей пользоваться новыми технологиями. Интерактивное обучение на расстоянии становится доступным многим. Оно предлагает практические преимущества, такие как сокращение расходов на поездки, возможность обучать большее число студентов, чем могла бы вместить обычная аудитория, и т.д. В настоящее время медийный сектор интернета является одним из наиболее активно развивающихся, возможно даже наиболее активно развивающимся в России. При этом ситуация, сложившаяся в медийном секторе русского интернета на текущий момент, вполне может быть охарактеризована как кризисная. Сочетание этих двух утверждений может показаться парадоксальным, но у обоих имеются объективные причины.
Историю российских интернет-СМИ условно можно разбить на четыре периода. Первый - от появления первых русских интернет-ресурсов (стоит отметить, что большинство из них разрабатывалось по понятным причинам представителями русской диаспоры за рубежом, в первую очередь - в Израиле и США) до конца 1998 года. Этот период характеризуется преобладанием авторских ресурсов, незначительным количеством крупных игроков на рынке и их низкой активностью и, соответственно, невысоким уровнем вложений в медийный сектор интернета. (Преобладающие ресурсы в соответствии с классификациями, приведенными выше (в соответствии с порядком классификаций): комментарийные и смешанные; авторские и смешанные; доминирующие игроки - отсутствуют.)
Второй: 1999 - начало 2000 года. Этот период характеризуется ростом активности в медийном секторе, связанным, в первую очередь, с выборами в ГД РФ (19 декабря 1999 года) и выборами Президента РФ (26 марта 2000 года). Соответственно, в течение этого периода в сети появился ряд новых игроков, имеющих те или иные интересы в СМИ и политике, и существенно увеличился рост вложений в развитие интернет-СМИ. Именно в этот период было разработано и открыто большинство интернет-проектов, ныне являющихся лидерами медийной сферы русского интернета. (Преобладающие ресурсы: новостные и смешанные, редакционные; доминирующие игроки - медийные и политические группы.) Третий - с начала 2000 года. Это период так называемого "инвестиционного бума". Данный период характеризуется выходом на рынок новых игроков, которые (в отличие от игроков, активных во второй период) не имели определенных интересов в политической сфере. В основном это были компании, связанные с западным (прежде всего американским) венчурным капиталом. Этот период характеризуется многочисленными попытками реализации в русском интернете примитивно понятой "американской модели" и развитием крупных информационных (или имеющих информационную составляющую) ресурсов, не вполне правомерно называемых "порталами". (Преобладающие ресурсы: новостные, редакционные, доминирующие игроки - те же, что и во втором периоде, плюс бизнес-группы.) Четвертый период начался сразу после спада общественного интереса к политическим изменениям и продолжается по сей день. Российский Интернет (или «рунет», как его принято называть в блогосфере) приобрел достаточную независимость для самостоятельного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|