Тема 7 Типологическая структура современной системы СМИ Волгоградской области
Тип издания и реально существующие органы массовой информации не тождественные понятия. Тип издания - это универсальная модель схожих между собой (т.е. однотипных) газет, журналов, передач, образующих специфическую группу (вечерние газеты, литературно-художественные журналы, информационные агентства и др.). Реально существующие газеты, журналы, телепрограммы являются представителями тех или иных типов изданий, но свой индивидуальный профиль (свою модель). В основе типологии как метода научного познания лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Основные типоформирующими признаками, по которым издания объединяются в отдельные группы являются следующие: характер аудитории; целевое назначение издания; характер передаваемой информации. По характеру аудитории выделяются: - издания (программы), в потенциальную аудиторию которых могут входить все субъекты информационных отношений РФ (общероссийские СМИ) («Российская газета», «Известия», «Труд», «Независимая газета», «Новая газета», «АиФ», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и многие другие.; - издания, программы территориальных, общностей: областные «Волгоградская правда», «Областные вести», городские - «Городские вести», «Вечерний Волгоград», «Волжская правда», «Наш город», районные - «Диалог» (Камышин), «Донской вестник» (Иловля), «Придонские вести» (р.п. Октябрьский), «Заволжье» (Николаевск), выделяемые по районам города («Красный октябрь», «Зацарицынский вестник», «Новости Сарепты» и др. - издания, программы, адресуемые этническим общностям: нациям, народностям, этнографическим, этно-конфессиональным и другим группам, например «Лусаворич» (учредитель «Армянская Апостольская церковь Св. Георгия»), «Шофар Поволжья» (учредитель Волгоградская еврейская религиозная община, «Казачий круг»);
- адресуемые определенным общественным группам, Это не только профессиональные группы (людей, занятых в промышленности («Вестник химпрома», «Волжский шинник», сельском хозяйстве «Крестьянская жизнь», транспорте («Транс-инфо), науке («Вестник ВолГУ», образовании («Учитель», «Школьный компас», армии, управлении и т.д.), но и группы умственного и физического, организаторского или исполнителъского труда. Сюда же относится и деловая пресса, адресуемая предпринимателям, менеджерам, социально активным людям «Новые деловые вести», «Южный деловой вестник», «Мы и налоги»; - Выделяются издания для отдельных групп (политических партий и движений («Сталинградская трибуна» (КПРФ), «Колокол» (издатель – Союз русского народа), издания общественных организаций профсозных («Волгоградские профсоюзы», молодежных, благотворительных и т.д., клубов по интересам («Сад-огород», «Степная роза», Спорт-ревю Поволжье», землячеств «Лусаворич», «звартноц» (Армянская диаспора) и т.д.). - издания, телерадиопрограммы для различных возрастных групп: детей («Мурзилка», «Мастерилка», у нас – «Простокваша», подростков «До 16 и старше», у нас была «Новая улица», молодежи «Зона риска», была газета «Молодой», «Свежее решение», для пожилых людей; - для малых групп (семья, клуб «Кошкин дом» и мн. др.); - для женщин («Космополитен», «Лиза», «Я сама») и мужчин («GQ», «Мужской взгляд», «Медведь»; - для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.) («Православное слово» (издатель – Волгоградская епархия Русской Православной церкви), «Духовная сокровищница» (издатель – Свято-Никольский приход г. Калач-на- Дону, «Свет веры» (и «Светлячок» (Свято-Никольский приход г. Михайловка»);
- для групп населения, выделяемым по другим признакам. Говоря о целевом назначении изданий, определяемом учредителями, издателями, редакциями, можно структурировать систему СМИ следующим образом: - издания, программы, реализующие цели субъектов политики: органов государственного управления, партий, профсоюзов, других политических организаций, движений, а также других субъектов политических отношений, организационно не оформленных, но тяготеющих к тем или иным политическим ценностям. Среди них функционируют издания, являющиеся официальными органами тех или иных структур («Российская газета», «Труд», издания местных администраций, у нас «Волгоградская правда», «Городские вести», «Волжская правда»), а также те, которые объявляют себя независимыми от различных политических структур («Аргументы и факты», «Известия», «Сегодня», у нас – «Областные вести», «Интер»). По отношению к политике правительства выделяются издания: поддерживающие эту политику («Вечерний Волгоград», «Родной город»; имеющие нейтральный, объективистский подход («Новые деловые вести», «Отчий край»; являющиеся оппозиционными («Сталинградская трибуна» (КПРФ), «Колокол» (издатель – Союз русского народа); -- издания, программы, реализующие цели субъектов экономической деятельности («Коммерсант», «Ведомости», «РБК-дейли» «Эксперт», и др. У нас – «Новые деловые вести», «Южный деловой вестник», «Мы и налоги».); - органы печати, программы, целевая направленность которых определяется субъектами литературной, художественной («Отчий край», «Парнас»), научной (Вестник Волгоградского университета) и иных видов деятельности, связанных с духовным производством. Это различного рода литературные, художественные, научные организации и объединения, а также просветительские, культурологические и иные фонды, центры и др.; - издания, реализующие цели субъектов религиозной деятельности, например, издания русской православной церкви «Православное слово» (издатель – Волгоградская епархия Русской Православной церкви, «Духовная сокровищница» (издатель – Свято-Никольский приход г. Калач-на- Дону); - по другим целям социальных субъектов. По характеру информации формируются:
- универсальные издания, программы, отражающие все основные сферы жизни общества («Вечерний Волгоград», «Родной город»; «Областные вести», «Интер»). - специализированные по темам, отдельным видам деятельности: промышленность («Красный октябрь», Нефтяник», «Волжский шинник» и др.), строительство («Зодчий», «Слово строителя» (Волгоградгидрострой), «Градостроитель» и др.), транспорт («Транс-инфо»), сельское хозяйство («Крестьянская жизнь», «Моя земля» «Мичуринец» и др.), здравоохранение («Ваше здоровье» и др.), образование («Учитель», «Школьный компас» и др.), экология («Здоровье и экология» и др.), првоохранительная деятельность («Юринфо», «По сводкам УВД»). Выделяются издания, посвященные искусству («Отчий край», «Парнас», литературе («Камертон»), спорту («Спорт- ревю. Поволжье»), религии («Свет веры»),. Все они в свою очередь подразделяются на массовые (с более универсальной тематикой в определенной области), например «Новые деловые вести», и адресованные специалистам-профессионалам, например «Южный деловой вестник». - содержащие произведения определенного типа творчества: публицистического (к примеру, публицистический журнал «Россия в глобальной политике»), научного (теоретический журнал, образовательная программа); художественно-публицистического; информационно-развлекательные массовые издания («КП Волгоград», «МК Волгоград», «АиФ Волгоград», «Неделя города». - средства массовой информации, содержащие аудиовизуальную информацию (телевизионные программы), аудиоинформацию (радиопрограммы), текстовую, фотографическую информацию (газеты, журналы); мультимедийные издания - издания, содержащие по преимуществу событийную информацию (газеты) или по преимуществу выступающие в жанрах аналитических и художественно-публицистичеких (журнальный тип изданий). Аналогичная ситуация существует и в телерадиопублицистике. Существуют и другие типологические признаки: - издатель; - периодичность (ежедневная газета, два-три-четыре раза в неделю, еженедельник, ежемесячник и др.);
- время выхода (утренние, вечерние, ночные, круглосуточные программы); - объем информации (например, газеты двухполосные, четырехполосные и т.д.); - формат издания (газеты, журнала). Для газет: А-2, А-4 и др.
Тема 8. Профили городской газеты За последние десятилетия произошли кардинальные изменения в типологической структуре газетно-журнальной периодики, обусловленные глубокими социально-политическими преобразованиями в стране. На информационном поле появились принципиально новые по своим целям и задачам масс-медиа. К их числу относятся и муниципальные, и независимые городские газеты. Анализ прессы локальных территориальных сообществ особенно актуален в контексте начавшейся реформы местного самоуправления, которое будет являться одним из важнейших институтов демократического гражданского общества. Городские СМИ могут стать организаторами общественного диалога, каналом влияния социума на процесс обсуждения и принятия решений, но могут превратиться в инструмент местной власти или пропагандиста общественного индифферентизма. На волгоградском информационном поле сейчас представлены три городские общественно-политические массовые газеты: «Городские вести», «Неделя города. Волгоград», «Царицын. Сталинград. Волгоград. День за днем», фактически (по содержательной модели и ареалу распространения) эту же информационную нишу занимают «Вечерний Волгоград» и «Наш город». Внешне, по структуре, издания близки: они освещают одни и те же доминирующие темы, повторяются суперрубрики. Еженедельные выпуски первые полосы посвящают проблемам политики, экономики, социальной сфере, затем следуют страницы, где компонуются материалы о здоровье, культуре, спорте, обслуживающие досуговые интересы. Будничные номера «Городских вестей» и «Вечернего Волгограда» отличаются от еженедельных «толстушек» только уменьшенным объемом и увеличенным (у «Городских вестей») форматом. Все газеты стремятся стать массовыми, адресуясь одновременно рядовым горожанам и институтам власти. Типологические признаки, определяющие своеобразный профиль каждой из газет, - это целевые задачи и характер информации. При основании «Недели города» была определена цель - стать независимым каналом выражения мнения горожан по поводу действий городских властей, политико-экономической ситуации в стране. Концепцию газеты последовательно должны были выражать колонки М.Бека, постепенно они разрослись в полосные рубрики «Жизнь бекова». Анализ любого факта общественной жизни в комментариях М.Бека неизменно ведется с точки зрения тех последствий, которые он имеет для жизни рядового малообеспеченного человека. Демонстрируя глубокую осведомленность, умение емко обрисовывать позиции разных сторон, оценивать событие в широком общественном контексте, артистически использовать аллюзии самого разного порядка, М.Бек сохраняет маску обывателя – «своего парня», резонерствующего в семиметровой кухне. Концепция издания отражается и в подборке новостных заметок, - доля материалов, имеющих непосредственное значение для жизни рядового читателя, всегда преобладает, в них часто присутствует краткое разъяснение, совет или прогноз. Соответственно задачам газеты используется жанр социологического резюме. Под рубрикой «Глас народа» кратко излагаются итоги каких-либо социологических исследований федерального масштаба, соотносятся с конкретными ситуациями в городе и комментируются с учетом предполагаемого мнения волгоградцев.
Практически в каждом номере присутствуют материалы, посвященные наиболее важным для массовой аудитории проблемам: реформе ЖКХ, монетизации льгот, обсуждению законов об областном и городском бюджете. Достаточно часто публикуется мнение экспертов-политологов, социологов и экономистов, причем в облегченной, рассчитанной на «своего» читателя форме интервью или беседы, а не проблемной аналитической статьи. Информация о митингах, собраниях, заседаниях дается в форме ярких, эмоционально окрашенных репортажей, включающих блиц-опросы участников. Позиция газеты в отношении деятелей местной власти очевидна даже для не искушенного в политике читателя. Как правило, выбираются негативные, разоблачающего характера факты, постоянны рубрики: «Скандалы», «Тайны следствия», «Разборки», «Протесты». В результате создается образ коррумпированной местной власти, озабоченной исключительно собственными корыстными интересами. В противоположность негативу первых полос в рубриках «Человеческий фактор», «Сильные женщины», «Редкая птица» создается образ современника, способного достигать успеха при любых, самых неблагоприятных обстоятельствах. Независимо от социального положения и профессии, героев этих публикаций сближает общность характеров, они обладают инициативностью, предпринимательскими и организаторскими способностями, жизнестойкостью. Суть социально-ориентирующей задачи издания наиболее ясно и лаконично передает название рубрики на полосе «Здравпункт» - «Помоги себе сам». На одной-двух страницах газета регулярно рассказывает о том, как, не прибегая к услугам органов здравоохранения, можно добиться прекрасного самочувствия. Интересы частной жизни обслуживает целая серия полос: «Хобби-клуб», «Праздник жизни», «Культурная среда», «Игорный дом», «Женский род», «Мужской род» и т.д. Анализ этих материалов (все они рассчитаны на интеллектуальную публику) приводит к выводу, что частный, общественно пассивный образ жизни пропагандируется газетой как норма и ценность современного потребительского общества. В информационной политике издания просматривается явное противоречие. Факты общественной жизни довольно часто освещаются с явной иронией. Например, митингу, организованному областным Советом профсоюзов, выразившему протест против повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, было посвящено два материала: «Площадь не павших борцов» и «Митингующих пугали терактами и туалетами» (№ 102, 15 апреля 2005 г.). С глубокой иронией в них представлены все субъекты действия: и собравшиеся пенсионеры (с «поражающими разнообразием транспарантами»), и главный организатор акции протеста («как Ленин на броневике»), и юные солдатики («парящиеся в бронежилетах, в страхе перед толпой»), и лица, противостоящие проведению митинга. В том же ироническом ключе рассказывается и о попытках призвать к ответственности (даже в судебном порядке) депутата городского Совета и т.д. Каким политическим профессионалам передоверяют проблемы общества граждане, счастливо живущие частной жизнью? И в какой форме они должны выражать свое мнение, чтобы не стать предметом насмешки? По вполне объективным причинам газета создает картину «общества спектакля», где основная часть граждан отстранена от участия в политике. Судя по тому, что в каждом материале прямо или косвенно задается вопрос: «Насколько от всего этого станет комфортнее рядовым налогоплательщикам?», - концепция издания включает идею создания гражданского общества. В то же время не ставится цель стать инструментом его формирования. Превращение газеты в лабораторию общественной мысли подразумевает не просто выявление мнения демократического большинства, а установление консенсуса по актуальным проблемам. Оно подразумевает не столько эмоционально окрашенные высказывания журналистов и граждан, сколько рациональные суждения. В противном случае критические выступления газеты превращаются в еще одну форму информационно-развлекательных материалов. Возможно, недавнее исчезновение из логотипа «Недели города» указания на общественно-политический характер издания и означает отказ от попыток исследовать социальную действительность, выступать в роли квалифицированных сотрудников в организации диалога общественных сил. В таком случае волгоградцы получат провинциальный вариант «Комсомольской правды». «Городские вести» - муниципальная газета («муниципальный» в ряде языков означает «относящийся к местному самоуправлению» и является производным от слова «муниципия» - так именовались самоуправляющиеся общины римских граждан), то есть по определению, этот тип СМИ должен играть ключевую роль в функционировании местного сообщества, продвигать идею демократии от политической элиты к остальному обществу, быть общественно-политической трибуной для многих, а не только избранных. Но анализ материалов газеты приводит к выводу, что организатором диалога между властью и народом, властью и различными общественными организациями, властью и СМИ, между различными по своим позициям СМИ она не стала. Городская власть использует издание как канал управления и донесения до народных масс своих воззрений, пропаганды собственных решений и намерений. Альтернативные точки зрения на обсуждение не выносятся, если о них и сообщается, то с однозначной негативной оценкой. Цель издания – разъяснять населению действия мэрии и городского Совета, создавать положительный имидж представителям городской власти. Основной объем публикаций рубрик «Неделя города», «Социальный город», «Властный город», «Правовой город» составляют материалы об их деятельности. Соответственно задачам газеты освещаются проблемы культуры и спорта – в основном сообщается о том, что сделано администрацией для их развития. Даже разговор о погоде («Февраль такой, как надо» - № 2196, 5 февраля 2005 г.) превращается в сообщение о планерке в администрации города по поводу нарушений теплового режима в жилых помещениях. Самая негативная информация становится поводом для демонстрации активности подразделений администрации, при этом сведения о потерях пострадавших опускаются. Сложность любой социально-экономической ситуации в городе, как правило, мотивируется бесхозяйственностью прежнего мэра, действиями региональных властей, федеральными законами, отсутствием поддержки со стороны предпринимательских кругов и т.д. В большинстве материалов присутствуют фрагменты, демонстрирующие личные качества городских руководителей (компетентность, профессионализм, наличие опыта и знаний, активность, энергичность, уверенность в своих силах, способность выдвигать новые идеи, быть покровителем). С действиями мэра постоянно связывается надежда на удовлетворение интересов наименее социально защищенных слоев. Основной жанр, используемый для представления информации по политико-экономическим и социальным вопросам, - отчет и расширенная заметка. Характер отчета о проделанной работе, планах на будущее приобретает и интервью с представителями городской власти. В материалах об отдельных предприятиях отсутствуют сведения о положении работника в системе производственных отношений, не сообщается о значении результатов производственной деятельности для потребителя. Оценка горожанами действий городской власти представлена в форме, известной с советских времен: регулярно публикуются благодарности за депутатскую помощь, иногда полосными подборками. Так выглядит, например, суперрубрика «Социальный город» в «Городских вестях» за 12 апреля (2005 г.) – благодарственные отзывы собраны под общим заголовком «Защитник ваших интересов». Формы выражения информационной активности читателей различны: публикуются письма, результаты опросов, организуются консультации, присутствуют материалы, поводом для написания которых стало обращение в редакцию читателя. Но все они касаются частных вопросов и не выражают мнения по поводу политических решений или ситуаций. Вряд ли это положение можно объяснить только низкой гражданской активностью, некомпетентностью и неготовностью аудитории обсуждать свои проблемы в муниципальной прессе. Скорее, информационная политика газеты ориентирована на удовлетворение интересов городской власти. Характерен пример освещения митинга протеста против повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. «Городские вести» и до и после события публиковали ряд статей об усилиях мэра привлечь инвестора, готового вести реконструкцию ЖКХ, и препятствиях со стороны областных структур. В них проблема позиционируется на фоне общероссийских процессов, положения в соседних областях. Но только одна корреспонденция содержала хотя бы минимум информации о позиции областного Совета профсоюзов («Противостояние» - № 2220, апр. 2005 г.). Диалог с противником состоял из трех некорректных вопросов председателю облсовпрофа и однозначного комментария, после чего автор материла сообщил, что отправился «со словами сочувствия» к вице-мэру. Комментировалась ситуация с точки зрения администрации города и начальника УВД Волгограда, рекомендовавшего митинг не проводить. Мнение экспертов и самих участников акции газету не заинтересовало, хотя корреспонденты «Вечернего Волгограда» сообщили, что и участники, и случайные свидетели события охотно давали интервью. Источниками политической информации для сотрудников «Городских вестей», видимо, в основном являются, представители администрации города, депутаты горсовета. Точки зрения представителей оппозиции, областной администрации, депутатов Думы, руководителей общественных объединений представлены в газете «Вечерний Волгоград». Между этим изданием и «Городскими вестями» постоянно идет полемика по важнейшим политико-экономическим и социальным проблемам, но она приобрела форму своеобразного «диалога глухих». Информационным поводом к созданию произведения никогда ни в том, ни в другом издании не служат выступления газеты-оппонента. Как бы остро не был задан вопрос – он остается без ответа, попыток согласования позиций и мнений не обнаруживается. В такой ситуации затруднителен и поиск путей воздействия на установки и настроения граждан. Даже если основной целью этих изданий стало обслуживание управленческих и политико-пропагандистских задач городской или областной власти, в обстановке взаимных обличений невозможно повлиять на общественное мнение, сформировать определенную систему отношений населения и власти. В конечном итоге это ведет к возрастанию в обществе недоверия и к институтам власти, и к СМИ. Общество ждет от журналистов объективного освещения всех назревающих проблем, точек зрения различных социальных и политических сил, включения своих представителей в массовую коммуникацию в качестве субъектов. Вместо этого финансово зависимые издания воссоздают знакомую модель партийно-советской печати, а независимые тяготеют к бульваризации. Эти замечания призваны помочь студенту, начинающему анализировать прессу. Но они сделаны в апреле 2012 года, следует помнить, что информационная политика изданий и их содержательная модель находятся в постоянном развитии и движении. Студентам предстоит самостоятельно разобраться в ситуации, сложившейся на информационном поле в момент изучения городских газет. Для отслеживания ситуации необходимо анализировать выборку из пяти номеров (изданных подряд), все газеты подбираются за одни и те же числа текущего года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|