Обеспечение осуществимости (приводимости в действие) права собственности
Осуществимость права – возможность превращения номинального права в действительное. Важно, чтобы в реальной жизни установленные права не нарушались лицами, не являющимися субъектами этих прав. Отсюда – необходимость условий обеспечения правомочий собственника на деле. Составной частью любой системы обеспечения прав собственности является контроль соблюдения и защита таких прав. Функция контроля - выявление и идентификация фактов нарушения прав. Функция защиты - применение эффективных стимулов, противодействующих подобным нарушениям. Обеспечение прав собственности может базироваться на разных основаниях и приводиться в действие разными субъектами.: · Оно может являться функцией государства и основываться на применения законного насилия со стороны специализированных лиц или структур, имеющих соответствующий формальный статус. · Оно может основываеться на обезличенном общественном воздействии и моральных стимулах. Полномочия контролировать соблюдение прав и принуждать к их соблюдению здесь не персонифицированы и не формализованы. · Оно может базироваться на незаконном насилии со стороны неформальных структур либо лиц, обладающих потенциалом принуждения остальных членов сообщества, но не имеющих соответствующего формального статуса. · Оно может осуществляться посредством усилий самого собственника. Основным инструментом при этом является месть или ее угроза. Сам собственник здесь обладает статусом субъекта контроля и санкций. Его статус может иметь под собой определенные легитимные основания: (быть санкцирован законом или обычаями данного сообщества)
Каждый из перечисленных способов полагает свои издержки осуществления, которые во многом предопределяют выбор в пользу того либо иного.
Права собственника должны быть известны другим. В противном случае возникает вероятность их неумышленного нарушения. Поэтому обеспечение прав собственности нуждается также в механизме доведения сведений о существующих правах до всех заинтересованных участников экономической деятельности. Соответственно, в обществе должны существовать системы обеспечения информацией: · о собственнике, · об объекте собственности · о связанных с ним правах и ограничениях, · о способах установления и защиты этих прав.
Информация может принимать разную форму: документальную (договоры, описи, кадастры, реестры) или вербальную (публичные договоренности, объявления). Она должна отвечать требованиям полноты, четкости и достоверности. Чем большую ценность представляет собой конкретное право собственности, тем точнее и достовернее должна быть относящаяся к нему информация.
Размывание прав собственности Вследствие небесплатности спецификации прав собственности и механизмов их обеспечения полная определенность и абсолютная защищенность собственности – ситуация скорее идеальная, нежели реальная. Неполнота порождает размывание прав собственности. Размывание прав – отрицательное явление для экономики, так как: · снижает для агента ценность ресурса и ослабляет мотивацию, · искажает его ожидания и деформирует мотивацию · повышает неопределенность во взаимодействиях по поводу ограниченных ресурсов и затрудняет состыковку интересов, стимулов и планов их участников. Экономическая реализация права собственности.
Так как права собственности имеют экономическое значение постольку, поскольку создают основу оптимального распределения ресурсов, выполнение собственностью ее функции связано с возможностью перераспределения образующих ее правомочий.
Перераспределение возможно посредством разных способов: · путем насилия или дарения, · на основе административного перераспределения · посредством рыночных сделок Указанные формы перераспределения прав в той или иной мере характерны для любой экономики. Вместе с тем в экономических системах разного типа их соотношение различно. В ходе перераспределения права принадлежащий субъекту пучок правомочий может отчуждаться в пользу других лиц: · полностью (передача права) · частично. В этом случае имеет место расщепление права собственности. В отличие от передачи права, где пучок правомочий остается прежним, здесь происходит рекомбинация пучков, и формируются новые по структуре пучки прав.
Расщепление права возможно постольку, поскольку каждое из правомочий относительно самостоятельно и может быть предметом взаимодействий. Расщепление права создает предпосылки роста экономической эффективности и общественного благосостояния. · Разделение правомочий, образующих право, между разными субъектами, каждый из которых специализируется на реализации определенных правомочий, позволяет повысить отдачу ресурса · Создается возможность формирования таких пучков, которые максимизируют совокупную ценность ресурса. Передача того или иного правомочия иному лицу согласно соглашению сторон возможно в двух вариантах: а)правомочие передается в порядке обмена и используется его приобретателем с согласия собственника (и в пределах установленных ими ограничений) в собственных интересах, б)правомочие передается иному лицу, которое по соглашению с собственником действует в интересах и от лица последнего. В этом случае возникают отношения «принципал-агент». Система собственности. Режимы прав собственности Существующая в обществе система прав собственности охватывает разные ее типы (режимы). Каждый особый режим собственности отличается: · уровнем исключительности доступа к ресурсу. · уровнем затрат на свое обеспечение и его эффективностью (из-за разных возможностей объединять усилия и экономить ресурсы на их содержание и защиту) · силой и структурой мотивов собственника в отношении использования ресурса,
· уровнем однородности интереса собственника Каждый режим обеспечивается двумя типами правил: а) операционные правила, определяющие кому что разрешено, (запрещено) делать с отдельными ресурсами; б) правила коллективного выбора, определяющие, кто и каким способом может участвовать в формировании и изменении операционных правил.
Частная собственность. Этот режим отличается наивысшим уровнем исключительности прав. В условиях частной собственности специфицированные права закреплены за отдельным индивидом, который: · находится в привилегированных позициях в смысле доступа к тем или иным ресурсам · неограничен в своих действиях со стороны других и обладает максимальной свободой выбора · несет максимальную ответственность за свой выбор. Здесь имеет место наиболее жесткая связь между принимаемыми отдельным индивидом решениями и получаемыми результатами. Соответственно, частная собственность порождает сильную мотивацию к принятию оптимальных решений. В этом отношении данный режим в наибольшей степени соответствует механизму «невидимой руки». Сказанное справедливо при условии эффективной спецификации и защиты прав, отсутствия ограничений со стороны государства и иных центров силы, наличия полной и достоверной информации об альтернативах.
3.2.Государственная (общественная) собственность При системе государственной (общественной) собственности специфицированные права закреплены за социумом как неделимым целым. Все индивиды являются совладельцами государственной собственности. Однако каждый из них по отдельности исключен из прямого доступа к ее объектам и не обладают единоличными исключительными правомочиями собственности на какой-либо его элемент. Государственная собственность не является отчуждаемой, так как ее нельзя свободно продать или ликвидировать какую то ее долю. В силу этого она не поддается расщеплению. Отсюда – слабая мотивация совладельцев к обеспечению эффективного использования общественных ресурсов.
Порядок доступа к ресурсам, их вовлечения в оборот формируется на основе правил: · закрепляющих приоритет коллективных интересов общества в целом, · определяющих содержание коллективных целей общества по отношению к ресурсам · устанавливающих механизм принятия решений по использованию каждого отдельного ресурса, реализующие указанные цели (голосование, делегированием прав профессиональным экспертам, единоличное распоряжение верховного правителя и т. д.). Реализация этих правил возлагается на особую группу лиц из состава сообщества. Таким образом, сообщество как собственник разделяется на лиц, принимающих решения, и лиц, отделенных от процесса непосредственного принятия решений. Процесс вовлечения ограниченных ресурсов в оборот при данном режиме сопряжен с проблемами: · определения содержания коллективных интересов как компромисса множества несовпадающих между собой частных интересов членов социума. Коллективный интерес сложнее определить и измерить. Отсюда большая вероятность принятия решений, неоптимальных с точки зрения общества, но оптимальных в глазах бюрократа. · безбилетника вследствие слабой заинтересованности членов социума в обеспечении эффективной реализации государственной собственности и в контроле ее использования. · «принципал-агент», проявляющейся в уклонении лиц, принимающих решение, от следования общественным интересам и в их стремлении реализовывать собственные интересы, используя предоставленные полномочия. Причина – низкие стимулы совладельцев контролировать поведение наемных управляющих.
3.3. Коллективная (коммунальная) собственность. При коммунальной собственности набор правомочий и исключительный доступ к ресурсу закреплен за группой людей, составляющая часть социума. Это значит, что субъектом права собственности выступает определенная группа. Размер группы может быть разным. Теоретически ее размер «n» располагается в диапазоне: 1 < n < N, где N – численность сообщества. Отдельный человек в рамках коллективной собственности обладает исключительными правами только как член общины. Но режим коллективной собственности не исключает возможности передачи ее доли от одного человека к другому. В зависимости от делимости или неделимости объекта эта передача может происходить по-разному, предполагая либо нет разделение права. Соответственно этому можно различать совместную и долевую формы коллективной собственности. Передача права одним из совладельцев иному лицу может быть обусловлена специальными требованиями со стороны группы (согласие на это других членов группы, определение требований к этому лицу и др.).
Выгоды коммунальной собственности в том, что издержки по ее защите благодаря множественности субъекта ниже, чем для частной собственности, вследствие экономии на масштабе и специализации части группы на обеспечении безопасности. Проблемы, связанные с этим режимом собственности: · Проблема обеспечения согласованности интересов участников группы, которая зависит от однородности группы (то есть, при прочих равных условиях, - от ее численности). · Проблема обеспечения возможностей реализации индивидуальных прав совладельцев ввиду внутригрупповой конкуренции. Эти проблемы обостряются по мере роста группы и повышения степени ее неоднородности в плане интересов. Становится все труднее непосредственно осуществлять каждым членом группы свои правомочия. В результате возникает институт представительства интересов и особая форма коммунальной собственности, в рамках которой особые лица (из числа собственников, либо аутсайдеры) реализуют те или иные правомочия собственности от имени и по поручению ее совладельцев. При этом возникают отношения типа «принципал-агент». Влияние коллективной собственности на поведение может различаться в зависимости от характера совместных решений относительно использования объекта права. Например, возможна ситуация, когда установленный порядок доступа к ресурсу предполагает, что он открыт для всех членов группы, но доход от его использования принадлежит в равной мере всей группе и делится между всеми ее членами без исключения на равных основаниях. В этом случае причитающаяся индивиду часть продукта зависит не только от его усилий, но и от усилий других индивидов. Соответственно, каждый стремится найти компромисс между затратой собственных усилий и количеством лично получаемых благ из числа их общего количества. Возникает проблема недоиспользования ресурса вследствие эффекта безбилетника. Другая ситуация. Установленный порядок доступа к ресурсу предполагает, что он открыт для всех членов группы. Однако, при этом каждый ее член обладает правом на доход в зависимости от собственного вклада в его создание, то есть от затраченных в ходе использования ресурса усилий. В этом случае, наоборот, возникает проблема сверхиспользования ресурса аналогично тому, как это имеет место в условиях свободного доступа к нему. 3.4. Общая собственность, режим свободного доступа. Ф актически это прямая противоположность собственности как системе исключений из доступа к ресурсам, «несобственность». В ситуации свободного доступа ни один из экономических субъектов, ни одна из их групп не обладают исключительными правами на ограниченный ресурс. То есть никто не имеет возможности или права исключить других из доступа к данному ресурсу. Имеет место полная неспецифицированность прав. В свободном доступе могут находиться как неэкономические (неограниченные) ресурсы, так и ресурсы экономические (ограниченные). Последнее имеет место в случае, когда выгоды от определения прав собственности не компенсируют затраты по их спецификации и защите. Особенностью данного режима является то, что каждый из претендентов на общий ресурс принимает решение самостоятельно, ориентируясь лишь на собственные выгоды, и непосредственно присваивает результаты его самостоятельного использования. Это порождает проблему сверхиспользования ресурсов, бремя издержек которого распределяется между всеми претендентами.
Рассмотренные основные режимы прав собственности представляют собой идеальные формы. Идеальные системы прав. Ни в одном обществе они нигде не встречаются в чистом виде, везде «перемешаны» в различных пропорциях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|