Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показания и противопоказания для групповой психотерапии , цели и задачи.




Вызываем чувство тепла

"Приятная теплая тяжесть наполняет мои руки. Приятная теплая тяжесть наполняет мои ноги. Приятная теплая тяжесть наполняет мое туловище. Все мое тело тяжелое и теплое. Я полностью расслаблен"

При первых тренировках можно проговаривать 2-3 раза каждую формулу, причем не слишком быстро, чтобы успевать прочувствовать вызываемые формулой ощущения.

При проговаривании формул нужно образно представлять реальное чувство тяжести и тепла в руках, ногах, туловище. Теперь созданы условия -- "рабочий фон" при котором будут действовать и формулы-внушения. (Не забудьте при выходе из этого состояния убрать чувство тяжести.)

Выполняем пятое классическое упражнение -- "тепло в области солнечного сплетения"
Цель упражнения -- научиться вызывать ощущение тепла в брюшной полости.
Формула, применяемая в этом упражнении может выглядеть так:
"Мой живот согревается приятным, глубинным теплом
Мой живот согрет приятным теплом
Солнечное сплетение излучает тепло"

Шестое упражнение -- "прохлада в области лба" выполняется с целью вызвать ощущение прохлады в области лба и висков. Это упражнение способствует снятию головных болей.
Формула: "Мой лоб приятно прохладен. Я чувствую приятную прохладу в области лба".

 

Классическая высшая ступень AT состоит из семи основных упражнений каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга.

Освоивший высшую ступень AT. овладевает возможностью вызывать и удерживать перец своим мысленным взором образы и картины, абстрактно интуитивно мыслить, многократно увеличивает свои творческие возможности. Он становится способным к мысленному бессловесному гипнозу, навязыванию образов, лечению на расстоянии.

Упражнение N 1.
Цель -- научиться вызывать различные световые пятна и удерживать внимание, на каждом из них. Занимающийся выполняет это и последующие упражнений в состоянии аутогенного погружения.

Упражнение N 2.
Цель -- "увидеть" заранее заданный цветовой фон. Занимающийся скоро почувствует, что созерцание красного, оранжевого и желтого фона ассоциируется с теплом, (это создает эмоциональный подъем), зеленый и голубой -- с состоянием покоя, синий и фиолетовый вызывают ощущение холода, черный и темно-красный -- мрачное настроение, депрессию. Обычно на отработку этого упражнения уходит до 4-х месяцев. В результате тренировки занимающийся приобретает способность легко вызывать нужный эмоциональный настрой при помощи вызываемого цветового фона.

Упражнение N 3.
Цель -- выработать устойчивое внимание, позволяющее "видеть" конкретные предметы длительное время. Считается что упражнение освоено, когда на фоне различных предметов непроизвольно возникнет образ самого себя. На отработку упражнения уходит около года.

Упражнение N 4.
Цель -- отработать способность придавать каким-либо абстрактным понятием конкретное содержание. Тренирующийся должен научиться легко зрительно представлять объекты, ассоциирующиеся с такими абстрактными понятиями как "красота", "счастье", "свобода", "радость". Каждый ассоциирует эти понятия с образами, которые ему ближе. Тренироваться нужно ежедневно, удерживая внимание (до 60 мин.) на абстрактных понятиях и тех конкретных зрительных представлениях, которые навеяны у вас ассоциативно.

Упражнение N5.
Цель -- научиться изменять свое эмоциональное состояние путем зрительного представления ассоциативных образов (из упражнения 4) и видеть себя в центре представляемой картины. Занимающийся должен научиться вызывать также и динамические картины со своим непосредственным участием. Он должен при этом эмоционально реагировать на развивающиеся события и переживать их.

Упражнение N 6.
Цель -- научиться вызывать мысленно я удерживать перед своим мысленным взором других людей чувствовать свое присутствие и участие в их делах.

Упражнение N 7.
И. Шульц считал его самым главным. Цель его -- научиться видеть ряд картин, отвечающих на вопросы психологического порядка, относящегося к себе лично. Например: "Чего я хочу?" "Кто я?".
Это упражнение выполняется в состоянии "пассивной концентрации внимания". После правильно выполненного упражнения происходит "катарсис" -- самоочищение, гасятся психотравмирующие факторы, вызывающие заболевания.

Для того, чтобы добиться существенного результата, получить отдачу от занятий AT, необходимо заниматься AT ежедневно хотя бы в течение 30 минут.

Значение АТ – 2.

Аутогенная тренировка (АТ) -- активный метод психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, который повышает возможности организма.

AT разработана в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем, на основе его наблюдений за своими пациентами, которых он лечил при помощи гипноза. Шульц И. Г. заметил, что пациенты без его помощи могут входить в то состояние покоя, расслабленности, частичного и полного сна, которое он вызывал у них обычно при помощи гипноза. Метод AT основан на активном самовнушении на фоне мышечного расслабления.

 

 

74 вопрос. Модификации (виды) аутогенной тренировки

 

Сочетание элементов внушения и самовнушения составляет суть других модификаций аутогенной тренировки:

1) Методика Луте «Аутогенная тренировка обратной связью».

Суть дынного варианта заключается в дополнительном применении технических средств позволяющих тренирующемуся следить за температурой, ЧСС, пневмографией и плетизмограммой во время тренировки.

Луте структуирует так систему аутогенной тренировки:

а) Стандартные аутогенные упражнения;

б) Аутогенная медитация;

в) Аутогенная модификация включающая специальные упражнения для органов и формулы-намерения;

г) Аутогенная нейтрализация, включающая аутогенное отреагирование и аутогенную вербализацию.

Предложенные приемы подобны методам психологической десенсибилизации и терапии памяти.[2]

2) Клейнсорг и Клубиес рекомендуют пользоваться развернутыми формулами и сочетать в сеансах аутогенной тренировки элементы индивидуального и коллективного проведения.[5]

3) Мюллер и Хегеман рекомендовали лицам с повелительной формой самовнушения вызывать внутреннее сопротивление, строить формулы в виде пожеланий. Например: «Пусть я стану совершенно спокоен».[9]

4) В модификации Ромена рекомендуются упражнения:

I- направлено на вызывание релаксации и овладения ритмом дыхания.

II- вызывание ощущение тепла в руках и ногах, туловище, голове.

III- ощущение прохлады

IV- овладение ритмом сердечной деятельности [11].

5) Аутогенная тренировка как метод преодоления усталости и повышения работоспособности.

Чувство усталости и снижение работоспособности у человека обычно только частично являются следствием физического переутомления. Часто усталость бывает субъективной, «психологической», не связанной с реальным физическим состоянием организма. Расслабление мышц тела и активизация механизмов саморегуляции, наступающие в состоянии аутогенного погружения, а также использование вспомогательных образов и формулировок, стимулирующих процессы восстановления, будут способствовать преодолению чувства усталости и повышению работоспособности [4].

Для эффективного отдыха и повышения работоспособности можно провести занятие по следующей схеме:

1. Принять одну из основных поз для занятия аутогенной тренировки.

2. Дыхание ровное и спокойное. Короткий, неглубокий вдох и длинный спокойный выдох. Дышится легко и спокойно. С каждым выдохом нарастает пассивное состояние и приятная вялость во всем теле. С каждым выдохом удаляются, становятся все слабее все посторонние, не связанные с занятием звуки и мысли.

3. Все тело расслабленное, вялое, неподвижное. С каждым выдохом ступни становятся все тяжелее и тяжелее. Тяжесть разливается по левой и правой руке от плеч к кистям рук. Ступни ног все заметнее тяжелеют, с каждым выдохом все заметнее. Ступни левой и правой ноги совсем тяжелые. Ступни ног тяжелые, как чугунные гири. Чувство тяжести все больше и больше наполняет обе ноги. Расслабленность, покой, пассивность и созерцательность.

4. Мысленно представить ситуацию, способствующую восстановлению работоспособности (отдых на берегу реки, на берегу моря, в лесу и др.). Важно при этом удерживать состояние аутогенного погружения, увязывая восстановительные процессы с ритмом дыхания: вдох наполняет расслаблением, покоем, делает ярче используемые в занятии образы, а с каждым выдохом по телу разливается расслабление, с каждым выдохом из тела уходит усталость, отрицательные эмоции.

Эта стадия занятия продолжается от 5 до 30 минут. Важной частью аутогенной тренировки является то, что в конце себе дается установка, определяющая в общих контурах то состояние, которое желательно иметь после окончания занятия (свежесть, бодрость, готовность действовать энергично и др.)

Активация по стандартной схеме. Упражнение занимает около 10_40 минут.[5]

 

75 вопрос Сущность методов медитации и йоги, их виды.

 

Практики йоги, медитации широко используются в психологии, медицине оздоровительных системах людьми, которые занимаются личностным ростом и заинтересованы в личностном развитии

Медитационная практика представляет собой использование определенной методики или процедуры, способной вызвать у бодрствующего человека трофотропное состояние, о котором говорилось выше. Хотя существует много видов медитации, общим для всех ее форм является наличие стимула или предмета, на котором концентрирует свое внимание медитирующий. Согласно Наранджано и Орнстейну, этот предмет предназначен для "сосредоточения", т.е. он является в сущности объектом для концентрации внимания.

Медитативные методы можно, следовательно классифицировать в соответствии с природой объекта сосредоточения. Согласно этому критерию, существует четыре вида медитации.

1.ПОВТОРЕНИЕ В УМЕ. В этом случае объектом для сосредоточения является какой-либо психический стимул. Классическим примером психического объекта для сосредоточения является "мантра". Мантра - это слово или фраза, повторяемая вновь и вновь, обычно про себя. Мы включили бы в эту категорию также и пение. В методике ТМ

также используется мантра. Эта мантра выбирается из нескольких санскритских слов. Герберт Бекон использовал слово "раз" ("one") в качестве мантры для больных артериальной гипертонией. Повторение стихотворных отрывков также можно рассматривать как вид мантры. В качестве мантры иногда используют и текст народных песен.

2.ПОВТОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. Этот объект для концентрации

связан с фокусировкой внимания на каком-либо физическом действии. В древнем йоговском (индуистском) способе медитации внимание сосредотачивается на повторяющихся дыхательных движениях. Различные формы дыхательного контроля подсчета вдохов и выдохов (так называемая пранаяма) лежат в основе одной из форм Хатха-йоги. Широкой публике лучше известен другой вариант Хатха-йоги, использующий различные позы (так называемые асаны). Некоторые народы Востока используют в практике продолжительные хороводные танцы с повторяющимися

движениями. Древние исполнители этого танца получили название "танцующих дервишей". Наконец, распространение бега трусцой в США дало импульс изучению этой деятельности. Одним из эффектов, о которых сообщали некоторые из таких бегунов, являются переживания, подобные медитативным. Причиной этого может быть устанавливающееся во время бега регулярное дыхание или однообразные звуки от

соприкосновения ног с землей.

3.СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ. Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты. Классическим примером являются дзеновские "коаны". В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача. Одним из наиболее известных коанов является такой: "Как звучит хлопок одной ладони?"

4.ЗРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ. Здесь объектом для концентрации является зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, внушающая расслабление сцена или что-то другое. "Мандала" - это геометрическая фигура, квадрат внутри круга, символизирующая единство человека и вселенной. В восточных культурах она часто используется для зрительной концентрации.

 

76 вопрос. Теоретические основы телесно-ориентированная психология. В. Райха.

 

Вильгельма Райха (1897-1957) по праву считают основоположником ориентированной на тело терапии. Он впервые сделал попытку теоретически обосновать функциональное единство организма человека.

В своих исследованиях В. Райх основывался на психоаналитической теории 3. Фрейда. Его первые открытия базировались на понятиях характера и мышечного панциря. Понятие характера впервые появилось у Фрейда в 1908 г. («Характер и анальный эротизм»). Райх продолжил исследования в этой области и был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами, вместо анализирования их симптомов.

Он полагал, что характер создает защиту против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами, сопровождающимися страхом наказания. Защита против этого страха - подавление эго, которое впоследствии становится постоянным, автоматически действующим и развивается в характерные черты, нарушая восприятие себя и единство ощущения тела.

Райх первым подчеркнул важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности, хронические мускульные зажимы, которые он называл мышечным панцирем. По мнению В. Райха, «...мышечные и характерологические позиции имеют одни и те же функции в душевном механизме, могут заменять друг друга и взаимно влиять. В принципе, они неотделимы друг от друга и идентичны по выполняемым функциям».

Он разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. Райх считал, что нужно непосредственно воздействовать на мускульный панцирь. Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им «анализом характера», от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которые он называл «вегетотерапией» и «анализом характера в области биофизического функционирования».

Сначала Райх описывал характер в психологических терминах, затем стал связывать различные формы характерных сопротивлений со специфическими паттернами мускульного панциря. Он считал, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Именно он является основным препятствием для личностного роста, мешая человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Райх выделял семь сегментов мышечного панциря, охватывающего тело: 1) область глаз, 2) рот и челюсть, 3) шея, 4) грудь, 5) диафрагма, 6) живот, 7) таз.

Таким образом, суть психотерапевтических идей Райха состоит в том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он разработал специальную терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и, таким образом, вызывать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались.

Райх обнаружил, что расслабление мышечного панциря освобождает значительную либидозную энергию и помогает процессу психоанализа. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции.

Если проследить динамику научных интересов В. Райха, то можно заметить, как они развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и мышечного панциря, а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.

Здесь сделать акцент на том, что в разработках В. Райха впервые обнаруживается попытка соединить мышечную систему человека с его характерологическими особенностями. Так, мышечная система представляется как некоторый индикатор, показатель внутреннего психо-эмоционального состояния. Разработанная Райхом теория мышечного панциря служит основой для дальнейшего развития идей взаимовлияния и взаимообуславливания тела и психических характеристик человека.

 

77 вопрос Групповая психотерапия: определение, основы, отличия от индивидуальной.

 

Индивидуальная психотерапия – организационная форма проведения психотерапии, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде терапевт – клиент. Используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют полностью специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между клиентом и психотерапевтом и так далее, нередко является элементом комплексной терапии в сочетании с другими организационными формами психотерапии (групповая, коллективная, семейная).
Групповая психотерапия – форма проведения психотерапии, не являющаяся самостоятельным направлением в психотерапии, специфика которой заключается в целенаправленном использовани групповой динамики (т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта) в лечебных целях.
Введение термина «групповая психотерапия» приписывается основателю психодрамы Я. Л. Морено. Большое влияние на развитие групповой психотерапии оказали работы К. Левина в области групповой динамики, который полагал, что большинство эффективных изменений происходят в групповом, а не в индивидуальном контексте. Среди представителей гуманистического направления особое место занимает К. Роджерс.
Основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа клиентов, групповая динамика, а не психотерапевт (в отличие от индивидуальной психотерапии). В общем виде групповую динамику определяют цели, задачи и нормы группы, ее структура, лидерство в группе, групповые роли, сплоченность группы, групповое напряжение, формирование подгрупп, главные виды вербальной коммуникации в группе.

 

Отличие индивидуальной психотерапии и групповой, при наличии общих задач, заключается в том, что индивидуальная психотерапия в большей степени ориентирована и акцентирует внимание на историческом (генетическом) аспекте личности пациента, но учитывает при этом и реальную ситуацию взаимодействия, а групповая - в большей степени на межличностных аспектах, но обращается и к историческому плану личности пациента. Иными словами, групповая психотерапия раскрывает внутриличностную проблематику пациента преимущественно на основании анализа того, как она представлена и раскрывается в процессе межличностного взаимодействия пациента в группе. Однако «преимущественно» не означает «исключительно». В групповой психотерапии внутренний психологический конфликт и коррекция нарушенных отношений личности раскрываются через их непосредственное отражение в реальном поведении пациента в группе. В то же время в групповой психотерапии, несмотря на доминирующую интеракционную направленность, не ограничиваются только актуальной ситуацией «здесь-и-теперь».

 

Показания и противопоказания для групповой психотерапии, цели и задачи.

Противопоказания к групповой психотерапии:

• низкий интеллектуальный уровень;
• психозы;
• садомазохистские наклонности;
• выраженные физические недостатки (слепота, глухота и т.д.);
• существенные различия в возрасте.

Групповая психотерапия имеет прежде всего лечебные цели и в рамках конкретного психотерапевтического направления решает те же задачи, что и индивидуальная, но с помощью своих средств. Если психотерапия направлена на раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию неадекватных, нарушенных отношений личности, обусловливающих его возникновение и субъективную неразрешимость, то эта цель является общей и для индивидуальной, и для групповой психотерапии. Таким образом, индивидуальная и групповая формы психотерапии решают общие психотерапевтические задачи (раскрытие и переработку внутреннего психологического конфликта и коррекцию нарушенных отношений личности, обусловивших возникновение и субъективную неразрешимость конфликта, а также фиксирующих его), используя свою специфику.

 

78 вопрос Формирование группы, вид группы.

В зависимости от функциональной направленности работы членами группы могут быть как эмоционально уравновешенные люди, стремящиеся к самопознанию, успешно коммуницирующие с окружающими, так и люди с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Обычно, руководители проводят индивидуальное собеседование прежде, чем ввести человека в группу, но часто предварительное обследование не позволяет безошибочно определить эффективность работы этого индивида в группе. Однако изучение причин отказа человека от группы может стать показанием для групповой психотерапии. Помимо естественных обстоятельств, мешающих человеку посещать группу (переезд на новое место жительства, нехватка времени, смена интересов), возникает озабоченность "отказников" проблемами внегруппового характера и, как следствие, спад интереса к внутригрупповому процессу. И это может являться лишь оправданием, а причинами отказа по Ялому (1966) могут быть:

1) чувство страха перед группой, перед возможной критикой и агрессией со стороны других членов как реакции на самораскрытие;

2) неспособность вписаться в группу, приспособиться к ней и соответствовать поведению других членов;

3) неспособность к душевной близости, отстранённость, нежелание самораскрытия;

4) боязнь "заразиться" чужими эмоциями через участливое отношение к другим членам - этот страх отражает презрение и чувство никчёмности по отношению к самим себе.

Наилучшим объектом большинства психотерапевтических воздействий, включая групповую терапию, являются лица, наделённые наибольшим душевным здоровьем. Уровень их психологической защиты низок, а способность учиться у других высока, поэтому в группах они достигают наибольших успехов.

Состав группы безусловно определяется типом, содержанием и специфическими целями предполагаемой работы. Противопоказаниями для групповой психотерапии являются низкий интеллект и психозы. Особую сложность создают больные, склонные к образованию бредовых идей отношения, преследования и физического воздействия. Относительными противопоказаниями могут служить тяжёлые формы психопатий, особенно возбудимого круга (эксплозивные, эпилептоиды). С осторожностью следует включать в группу людей с выраженными физическими недостатками (уродов, глухих, слепых). Карвасарский (1985) считает, что абсолютно недопустимо включать в одну и ту же группу людей, находящихся за её пределами в родственных, дружеских, служебных или каких-либо иных отношениях.

Группа должна быть достаточно большой, чтобы обеспечивать достаточное разнообразие взаимодействий, и достаточно компактной для того, чтобы каждый мог чувствовать себя её неотъемлемой частью. Минимальное количество членов жизнеспособной группы - четыре человека. В такой группе низка интенсивность межперсональных взаимодействий. Группа может насчитывать и до 30-ти человек, но большая группа трудноуправляема, имеет низкий терапевтический эффект, в ней возникают тенденции к обособлению отдельных подгрупп. "Правило восьми" (Кёллерман, 1979) гласит, что восемь человек - оптимальная численность для психотерапевтической группы: такая группа достаточно мала, чтобы способствовать близости и налаживанию прямых контактов между всеми членами, и достаточно велика, чтобы обеспечить необходимую динамичность и разнообразие опыта взаимодействий.

При формировании группы важно определить гомогенность или гетерогенность состава. Говоря о сходстве или различиях пациентов, обычно имеются ввиду демографические показатели: возраст, пол, уровень образования; выявленные клинические проблемы: симптомы, диагноз, жалобы; а также склад личности и манеру поведения. Допустимая степень смешанности зависит от задач группы и временных рамок, в которые она поставлена.

Сторонники разнородных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать модель социума в миниатюре. Беннис и Шепард (1974) утверждают, что эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов - более естественными, то есть в соответствие всему опыту взаимоотношений каждого из участников. Однако гетерогенность может способствовать изоляции отдельных членов группы, что, естественно, не способствует терапевтическому процессу и сделать отдельную личность объектом нападок и насмешек (Лакин, 1972).

Гомогенные группы более сплочены, менее конфликтны, члены её более склонны к эмоциональной поддержке друг друга. Однородный состав необходим, если группа рассчитана на краткосрочное существование или ориентирована на решение строго определённой узкой задачи. Такая группа по мнению Ялома (1975), быстрее превращается в единое целое, что является важной детерминантой успешной работы. В то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения острых конфликтных ситуаций.

Таким образом, когда речь заходит о лечении больных неврозами, алкоголизмом, заиканием, с сексуальными нарушениями, соматическими заболеваниями, а сроки лечения ограничены, большинство психотерапевтов предпочитают работать с гомогенными (в клиническом и демографическом плане) группами.

 

Роли и нормы.

Роль - это поведение, принятое участником группы как соответствующее групповым интересам, уместное и реализуемое в данном социальном контексте.

Обычно, роль пациента в лечебной группе отличается от, той которую он играет сне группы. Например, менеджер с хорошо развитой способностью руководить на первых порах может негодовать от того, что это качество не ценится в группе или неуместно. Это требует психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при её принятии - гибкости в ролевой тактике. Потребность в той или иной новой роли появляется по мере формирования межличностных отношений, особенно при острых ситуациях и конфликтах в группе.

Наиболее типичные роли в группах одни и те же, отличаются своей полярностью, как бы противопоставляясь друг другу. На этом основании, в 1957 году Лири все групповые роли расположил на двух осях: "гнев - любовь", "сила - слабость", на полюсах у которых крайняя враждебность и сильнейшая приязнь, полное доминирование и полное подчинение соответственно. Позднее (1979) Кёллерман выделил восемь основных типов ролей, разделённых на четыре пары полярных противоположностей: романтик - проверяющий, невиновный - козёл отпущения, философ - ребёнок, сектант - объединитель.

Для эффективной работы группе требуется определённый баланс позитивных способов поведения, связанных с функциями оказания поддержки и решения задач, стоящих перед группой. Эти функции включают в себя не только дружеские, но и недружеские взаимодействия, не только согласие, но и несогласие. Когда группа трудится над достижением цели, кто-то может взять на себя функцию разрядки напряжения, и наоборот - когда группа безмятежно развлекается, кто-нибудь может напомнить о деле. Таким образом, в типичном случае одни участники берут на себя роли, важные для решения целей и задач, проблем, стоящих перед группой, а другие берут на себя ответственность за поддержание гармоничных взаимоотношений.

Нормы. В каждой психокоррекционной группе устанавливаются определённые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции за их нарушение, называемые нормами. Нормы поведения соответствуют целям группы.

Для установления честных и откровенных отношений типичными нормами являются: самораскрытие, честность, открытость в выражении чувств.

По мнению Карвасарского (1985), каждый член группы обязан:

выполнять распорядок групповых занятий;

говорить в группе обо всём открыто и искренне, быть откровенным в конфликтах и выражении приязни;

не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий;

помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам;

отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу здесь и теперь;

выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.

В зависимости от целей группы и формы групповых занятий стиль поведения, отвечающий нормам, очень изменяется у разных членов групп. Ведь смысл установления правил поведения не догматичен, а направлен на комфорт участников, естественно проявляющих себя в групповых взаимоотношениях.

Соблюдение норм зависит от целого ряда обстоятельств, например - от группового статуса участника. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение не достигнуто. Как говорилось, участники группы идентифицируют нормативное поведение с наиболее успешными, активными и опытными участниками. Которые в свою очередь, достигнув авторитета в группе, отклоняются от менее важных правил, и такое поведение не корректируется с помощью отрицательной обратной связи. Кросби (1975) утверждает, что особо ценимые члены группы получают своего рода "право на эксцентричность", которое позволяет им действовать без оглядки на второстепенные групповые нормы. Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявляется в сплочённых и гармоничных группах. Курт Левин (1947) определил сплочённость как "тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе". Это ключевое понятие теории групповой динамики, которое обеспечивает общий контроль над взглядами и членами и принятие групповых ценностных установок.

Конечно, определённая степень соблюдения правил необходима, чтобы поддерживать порядок и направлять происходящие в группе взаимодействия.

 

Групповая этика.

К наиболее общим этическим проблемам участников внутригрупповой работы относятся: осознанность согласия, свобода выбора и защищённость от психических и физических травм.

Важно, чтобы потенциальные участники психокоррекционных групп понимали суть и значение опыта, который они могут получить. Вступая в группу, человек должен знать как можно больше о целях, методах, стоимости, длительности и принципах работы группы. Свобода выбора подразумевает, что на протяжении всего курса занятий каждый член группы имеет полное право в любой момент отказаться от участия в происходящих процессах во избежание давления на него со стороны руководителя или других участников. Совсем не соответствует внутригрупповой этике физическое насилие, сексуальное домогательство и употребление наркотиков. Поэтому ещё одним базовым требованием является принятие адекватных мер предосторожности для предотвращения психических и физических травм.

Очевидно, что обеспечение внутригрупповой этики первым делом ложится на руководителя: он обязан информировать участников о всех проблемах, потенциально возникающих в психокоррекционной группе, заботиться о правах участников, соблюдать строгую конфиденциальность, а также обследовать контингент вступающих в группу лиц с целью отсева тех, кому групповая психотерапия не принесёт пользы, и лишь навредит групповому процессу.

 

Сплоченность группы.

1) Сплочённость. Это характеристика степени связанности, единства межличностных отношений в группе. Возрастание сплочённости способствует усилению взаимодействия между членами группы, интенсифицирует процессы социального влияния, повышает удовлетворённость каждого.

 

79 вопрос Групповая динамика.

 

Понятие групповой процесс (групповая динамика) впервые введено Куртом Левиным в 1936 г. Центральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения людей в малых группах следует искать в познании детерминирующих их социальных и психологических сил.

В дальнейшем это понятие было разработано и другими терапевтами относительно психокоррекционных групп. Кёльман (1936) рассматривает групповую психотерапию как "ситуацию социального влияния", а в групповом процессе выделяет три этапа: податливость, идентификацию, присвоение.

То есть члены психотерапевтической группы, во-первых, подвержены влиянию психотерапевта и других участников группы, во-вторых, идентифицируются с руководителем и друг с другом, в-третьих, присваивают себе групповой опыт.

Психокоррекционная группа с момента её создания проходит несколько фаз развития. Большинство исследователей этого вопроса сходятся во мнении, что групповой процесс, начинаясь со стадии адаптации, через разрешение конфликтов (вторая стадия) приходит в конечном итоге к сплочённости и эффективному решению проблем.

Такая стадийность развития группы вытекает из теории межличностных отношений Шутца (1958), согласно которой, участники на первых этапах участники испытывают стремление к включению в ситуацию. В этой стадии возникает чувство принадлежности к группе и установление адекватных связей со всеми участниками. Во второй стадии на первый план выступают потребность в контроле ситуации, негативизм. Появляется соперничество, стремление к независимости и лидерству. В третьей стадии доминирует потребность в привязанности. Участники стараются установить тесную эмоциональную связь, стремятся к сплочённости, открытости, близости и эмпатии.

В отечественной психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструктивную и реализационную фазы групповой динамики (Слуцкий, Цапкин, 1985) В принципе, эта динамика не отличается от описанных Роджерсом, Кратохвилом и другими.

Фазы групповой динамики.

Основные фазы группового процесса:

1. Ориентации и зависимости – адаптируются к новым людям, высокий уровень тревоги, зависимости от психотерапевта.
2. Конфликта и протеста – человек занимает определенное пространство, распределяются роли, нарастает недовольство друг другом и психотерапевтом, высокий эмоционально-стрессовый накал.
3. Развитие и сотрудничество – люди начинают сотрудничать друг с другом.
4. Целенаправленная деятельность – начинают размышлять, преодолевать спорные ситуации, группа может совместно решать поставленные задачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...