Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности работы группового психитерапевта, стили руководства.




Психотерапевт в психокоррекционной группе обычно играет одну из следующих поведенческих ролей: эксперта, катализатора, дирижера, активного (идеального) партнёра. Рассмотрим эти роли подробнее.

Эксперт обычно комментирует поступки и диалоги участников, связывая ситуации, возникающие здесь и теперь, с ситуациями из повседневной жизни. Чрезмерное увлечение ролью комментирующего эксперта может нарушить групповой процесс, и превратить группу в учебный класс.

В роли катализатора психотерапевт, по образному выражению Фиберта (1968), "как бы держит перед группой зеркало для того, чтобы участники могли видеть своё поведение", он стимулирует к действию здесь и теперь, помогает наладить обратную связь и быстрое реагирование участников на создаваемые ситуации.

В роли дирижера психотерапевту приходиться выступать на первых этапах формирования группы и в тех случаях, когда групповая ситуация заходит в тупик, сопровождаясь повышением уровня тревожности участников.

В антиавторитарных группах психотерапевт обычно выступает в качестве активного партнёра, образцового участника. В этой роли он может олицетворять образец открытости и аутентичности, демонстрируя самораскрытие на собственном примере. Это может быть положительным моментом, подтолкнуть участников к подражания. Важно, чтобы чрезмерное интимное самораскрытие не нарушало группового процесса.

Рудестам в связи с этим подчёркивает: "Руководитель в группах роста и терапевтических группах должен быть отчасти актёром, отчасти учёным, соединяющим чувство и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций".

Левин, Липпит и Уайт (1939) выделяют следующие три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский. Приведённая ниже таблица раскрывает особенности каждого из них (адаптировано из Верба, 1972).

 
Авторитарный Демократичный Попустительский  
Все аспекты политики определяет руководитель Политика вырабатывается на основе направляемых руководителем дискуссий и принимаемых в группе решений Полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии руководителя  
Все шаги в деятельности группы последовательно диктует руководитель В процессе дискуссии определяются общие этапы пути к стоящей перед группой цели. Часто руководитель предлагает из двух или более возможностей Руководитель предоставляет материалы для работы и отвечает на возможные вопросы  
Индивидуальные задания и пары для их выполнения определяет руководитель Распределение обязанностей и выбор партнёров отдаются на усмотрение группы Руководитель никак себя не проявляет  
Руководитель хвалит или критикует того, кого сочтёт нужным, но сам в работе не участвует, кроме случаев, когда надо что-то показать Руководитель хвалит или критикует других, старается быть объективным и принимает участие в работе группы, не беря на себя слишком многого Деятельность членов группы редко комментируется руководителем, который не пытается оценивать или регулировать ход событий  

80 вопрос Виды групповой психотерапии: группы тренинга, кикаунтер группы(группы встреч), гештальт – группы, Балинтовские группы.

Лежащие в основе работы т-группы ценностные установки включают приверженность научным принципам дисциплин, изучающих поведение людей и общество, демократичность (в противовес авторитарности) и взаимопомощь. С деятельностью т-групп связаны такие понятия, как обучающая лаборатория, обучение тому, как учиться, принцип "здесь и сейчас". В определении обучения как лабораторного процесса отражается тот факт, что в т-группах обучение происходит в процессе новых форм поведения в безопасной обстановке. Цикл "обучения тому, как учиться" включает самопрезентацию, обратную связь и экспериментирование. Суть обратной связи раскрывается на примере "окна Джогари" - одного из самых важных понятий в методологии т-групп.

Тренер т-группы доверяет самим членам группы совместную работу по исследованию взаимоотношений и поведения. В т-группах участники получают помощь в развитии специфических коммуникационных навыков, таких как описание поведения, передача чувств, активное слушание и конфронтация.

В исследованиях т-групп можно выделить два направления: изучение самого процесса и оценка его конечной эффективности. Во втором направлении существует необходимость в долгосрочном отслеживании результатов, особенно тех, которые относятся к перенесению приобретённого в группе опыта на реальные жизненные условия. Т-группы способствовали популяризации психокоррекционных групп и психологических понятий. Интерес к т-группам отражает имеющиеся у большинства членов современного общества стремление к повышению уровня самосознания и развитию личности. С недавних пор т-группы стали фокусироваться на тренинге отдельных навыков и использовать в своей работе приемы, заимствованные из других подходов.

.2 Группы встреч

Группы встреч - это ответвление от т-групп. Представленные в многообразии своих форм, эти группы ориентированы на создание общности между людьми и направлены на решение определённых задач. Наиболее известными подходами к работе в группах встреч являются концепция "основной встречи" Карла Роджерса и концепция "открытой встречи" Вильяма Шютца. Подход Роджерса на разработанной им теории центрированной на клиенте психотерапии, он направлен достижение аутентичности в отношениях с другими. В подходе Шютца основное внимание уделяется интеграции души и тела.

Основные понятия, которые связаны с существующими представлениями о психокоррекционной встрече, - это самораскрытие, самосознание, ответственность, внимание к чувствам и принципам "здесь и теперь". Самосознание подразумевает признание своих сильных и слабых сторон, а также сознание своего тела. Обычно в группах встреч подчёркивается ответственность их членов за собственное поведение. Относительно пределов ответственности руководителя группы единого мнения нет. Сосредоточенность на процессе "здесь и сейчас" предполагает, что главное для членов группы - это переживание текущего опыта, в противовес прошлому.

Ещё один важный теоретический вопрос касается различий между психотерапией и развитием личности. Психокоррекционные группы нацелены на развитие нормальной личности, на достаточно быстрое получение результата. Самораскрытие требуется не только от участников, но и от руководителя группы. Хотя всё это и идёт вразрез с установками традиционной психотерапии, в целом различия между развитием личности и психотерапией размыты. Повышение уровня самосознания, достижение радостного мировосприятия, а также развитие эмоционального потенциала являются общими задачами как для психически больных, так и для относительно здоровых лиц.

Существует множество разнообразных активных приемов, с помощью которых руководители групп встреч могут побуждать участников к налаживанию контактов друг с другом, создавать атмосферу взаимного доверия, исследовать конфликты членов группы и сопротивление, оказывать поддержку друг другу. В рамках групп встреч можно выделить несколько разновидностей, включая "марафонские" встречи и даже встречи, проводимые в обнажённом виде. Движение групп встреч получило чрезвычайную популярность, но критики отмечают, что оно лишено руководящих теоретических принципов, что в них не предусмотрен предварительный отбор участников и другое. Однако очевидно то, что эти последствия решающим образом зависят от личности руководителя группы и что участники с неустойчивой психикой и неадекватные в отношениях с другими могут получить психическую травму.

3.3 Гештальт-терапия

Гештальт-терапия, разработанная Фрицем Пёрлзом, вобрала в себя его опыт психоаналитика, на который наложились влияния философии экзистенциализма, гештальт-психологии и работ Вильгельма Райха, посвящённых физиологическим механизмам реакций сопротивления. В настоящее время гештальт-группы известны своими активными руководителями, которые способствуют развитию самостоятельности и ответственности у участников.

Основными используемыми в гештальт-группах понятиями являются: фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, зрелость, полярности и функции защиты. Как показали исследования психологических механизмов восприятия, всё, что в данный момент представляет для человека наибольшую ценность, образует фигуру, которая выделяется в сознании на фоне других обстоятельств. В процессе естественной саморегуляции организма этот образованный фигурой и фоном гештальт постоянно меняется. Невротическое функционирование возникает, когда между внутренней и внешней зонами сознания вклинивается ещё средняя - зона фантазий. Понятие "полярности" используется при описании борьбы между крайними противоположностями, существующих в рамках одной личности, например, в случае конфликта между "нападающим" и "защищающимся". Функции защиты представляют собой неэффективные способы борьбы с угрозой и стрессами, они: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция. Зрелость описывается как способность человека выявить собственные ресурсы и принять ответственность за самого себя.

Главная задача гештальт-терапии - стимуляция организмических процессов и побуждение участников к развитию осознания своего "я" и продвижению к зрелости. По установившейся традиции, руководитель группы работает с добровольцем из числа участников, который находится на "горячем стуле". Другие члены группы оказывают этому добровольцу поддержку, идентифицируют себя с ним и активно участвуют в экспериментах, чтобы помочь ему в работе. В последнее время гештальт-терапевты стали в большей степени обращать внимание на групповые процессы. Методики и упражнения гештальт-терапии направлены на расширение осознания, интеграцию полярностей, побуждение участников к принятию ответственности за самих себя, усиление внимания к чувствам, анализ снов и фантазий, преодоление сопротивления.

Критики обвиняют приверженцев гештальт-терапии в том, что они поощряют у членов руководимых ими групп проявления эгоизма и формируют у них антиинтеллектуальные установки. Тем не менее гештальт-группы очень популярны и представляют собой ценную альтернативу традиционным методам работы в группах, ориентированным преимущественно на функции сознания.

Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост. Основные цели балинтовской группы:

· повышение компетентности в профессиональном межличностном общении

· осознание личностных проблем, блокирующих профессиональные отношения Специалиста с Клиентом

· улучшение психического состояния специалистов за счет коллегиальной поддержки и совместной проработки трудных случаев.

Алгоритм работы членов балинтовских групп достаточно отработан и предполагает выполнение последовательности шагов или этапов:

1. рассказ каждого участника о трудном профессиональном случае;

2. выбор конкретного случая с учетом желания автора и группы;

3. более подробный рассказ автора, вопросы со стороны членов группы и ведущего;

4. высказывание гипотетических способов поведения в означенной ситуации каждым членом группы;

5. оценка членами группы эффективности, целесообразности использования каждого варианта;

6. рефлексивная оценка автором впечатлений от процесса и результата обсуждения.

Одна встреча заканчивается обсуждением одного случая.

В состав балинтовской группы обычно входят 6-15 человек (оптимально 8-10), работающих в одном или различных, но сходных по направленности деятельности учреждениях и организациях, но желательно не связанных служебно-иерархическими отношениями. Группа может объединять людей с различным стажем работы, но наиболее эффективно участие их при стаже более трех лет. Основным принципом формирования группы является добровольность объединения профессионалов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи. Руководитель или тренер специально приглашается для этой работы или избирается участниками.

Предметом анализа в группе являются обсуждения случаев из практики ее членов. Это могут быть " трудные " или "неудачные " эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить участников как специалистов профессионалов или в личностном плане, вызывающие у них дискомфортные воспоминания, остающиеся для него " непонятыми" текущие случаи, вызывающие чувство тревоги и беспокойства; так называемые фантастические ситуации, даже гипотетическая возможность которых волнует участников. Каждое занятие посвящается конкретному случаю, о котором докладывает участник группы. Рассказ строится в абсолютно свободной форме, говорящего не ограничивают во времени и не перебивают. В заключение ведущий помогает сформулировать вопросы рассказчика по изложенному материалу таким образом, чтобы они были центрированы на взаимоотношениях действующих персонажей, например врача и больного, консультанта и клиента, а не на ``технических'' деталях ситуации.

Два основных инструмента социально-психолгического обучения, используемые в работе Балинтовских группе - это анализ и поддержка.

 

81 вопрос Патогенетическая групповая психотерапия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...