Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Маги – персидские жрецы. Что говорил Зороастр




МАГИ – ПЕРСИДСКИЕ ЖРЕЦЫ

 

Происхождение слова «маг» до конца не выяснено. Полагают, что оно происходит от inaja, зеркало, в котором Брама, по индийской мифологии, испокон веков видит себя и все чудеса своего могущества. От него и образовалось слово magus (маг). А от названия «маг», по мнению христианского писателя III века Оригена, происходят слова magic (магический), magia (магия), image (образ).

Маги были известны древним грекам. Геродот называет их индийским племенем: «Племена мидян следующие: бусы, паретакены, струхаты, аризанты. будии и маги» (Геродот. История, I, 101). Маги носили белые одежды, воздерживались от мясной пищи и поклонялись олицетворенным силам природы: Солнцу, Луне, звездам, воде, но прежде всего – огню. Очевидно, маги выполняли и жреческие функции. Во время господства мидян они «распространились» в качестве жрецов, по всей территории индийской империи. Занятие магией и выполнение функций жрецов было «семейной профессией». По сообщению Геродота, маги сформировали свой клан. Сын каждого жреца при рождении назывался «osto», а дочь – «osti». Это слово происходит от «Havishta» и означает «тот, кто готовит священный напиток».

В обязанность магов входило отправление ритуалов жертвоприношений, во время которых они пели теогонии – «родословные богов» (Геродот, I, 132). Это были старые гимны, во многом непонятные, но почитаемые из–за их древности. Помимо жертвоприношений маги занимались составлением гороскопов, метанием жребия, толкованием снов, в которые мидяне свято верили. Как советники и толкователи снов маги пользовались таким авторитетом при индийском дворе, что их предсказания нередко влияли даже на судьбы монархии (Геродот, I, 107).

Вероятно, такой же была роль магов и у персов. Они были жрецами, отправляющими любые обряды (женитьба, похороны и т. д. ) и служившими различным божествам. Влияние их было очень сильным. Во всяком случае, как пишет Цицерон (de Legibus, XI, 10), именно по совету магов персидский царь Ксеркс (486– 465 гг. до н. э. ) разрушил греческие храмы.

В античных источниках маги уже выступают как представители «религии персов». При Ахеменидах (558–330 гг. до н. э. ) слово «маг» употреблялось в значении «жрец». Позднее, в период после Александра Македонского (356–324 гг. до н. э. ) греки и римляне говорили о них как о зороастрийских жрецах. А сам великий пророк и религиозный реформатор Зороастр считался одним из магов. В эллинистическую эпоху и во времена Римской империи этим словом обозначали жрецов митраистских культов и многих других религий и сект. И именно так – как кудесники и колдуны – маги были известны на Западе.

В древние времена маги славились своей ученостью. По свидетельству историка V века до н. э. Ксанфа Лидянина, сам основатель Ахеменидской державы царь Кир (558–524 гг. до н. э. ) был воспитан магами, обучавшими его «философии». Известно также, что знаменитый философ Платон (428/27–348/47 гг. до н. э. ) рвался посетить Восток и поучиться у магов, но ему мешали войны персов с греками. Последователи софиста Продика, современника Сократа (469–399 гг. до н. э. ), хвастались, будто владеют тайнами сочинениями Зороастра, и даже самому Сократу навязывали в учителя некоего Гобрия.

В действительности же верования самих магов отличались эклектизмом, о чем свидетельствует позднейшее употребление этого слова у классических авторов и также сближение слов «маг» и «магия», особенно применительно к месопотамским жрецам. Не исключено, что вначале маги, тесно связанные между собой, упорно сопротивлялись распространению зороастризма. Однако со временем большинство магов перестало видеть противоречия между идеями Зороастра и ритуалами, которых они придерживались. Как сообщает арабский ученый аль–Бируни (973–1048), хотя древние маги существовали еще до Зороастра, в его время уже все секты магов признавали учение великого пророка. А различные сирийские и арабские писатели говорят о самом Зороастре как о «маге», «главе магов», «вожде секты», «магическом пророке».

Был ли Зороастр исторически реальным лицом или это легендарный герой – об этом исследователи спорят по сей день. Факт тот, что зороастризм стал государственной религией трех великих Иранских империй, просуществовавших с VI века до н. э. по VII век н. э. на большей части Ближнего и Среднего Востока. Да и в наше время верования, провозглашенные пророком зороастризма, все еще находят своих приверженцев.

 

ЧТО ГОВОРИЛ ЗОРОАСТР

 

«Во истину есть два первичных духа, близнецы, славившиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии – они оба, добрый и злой… Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи (друг), – это самое худшее, а тех, кто следует пути добра (ала), ждет самое лучшее. И вот из этих духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой – дух святейший, облаченный в крепчайший камень (то есть небесная твердь), выбрал праведность, и пусть это знают все, кто будет постоянно ублаготворять Ахура–Мазду праведными делами», – так говорил Зороастр.

В этих словах, взятых из Авесты (Ясна, 30, 3–5), священной книги персов, заключена суть зороастрийского мировоззрения. В самом общем виде она сводится к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря – мир света и добра и царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая основу мирового процесса как на земле, так и вне ее, в мире богов. Главой сил света, верховным божеством и творцом всего сущего считался Ахура–Мазда (позднее Ормузд), что значит «мудрый дух» или «господь». Главой царства зла бы Ангро–Майнью (позднее Ариман), князь тьмы, повелитель злых духов. Вокруг этих двух божеств зороастрийцы строили свой пантеон.

При этом реформы Зороастра сводились: во–первых, к резкому возвеличиванию Ахура–Мазды за счет всех остальных почитаемых богов и столь же резкому противопоставлению ему злобного Ангро–Майнью (религиозный дуализм), а во–вторых – и это главное, – к превращению двух древних божеств в некую абстракцию, символизирующую тот или иной аспект абсолютного Добра или абсолютного Зла. Иными словами, божества в трактовке Зороастра выступили как аллегории достоинств и недостатков. Так, согласно учению Зороастра, Ахура–Мазда при помощи Святого Духа сотворил шесть более низких божеств, которые выступили как аллегории его достоинств, его шести эманаций – благая мысль, истина, власть (божья), благочестие, целостность (благосостояние) и бессмертие, соответственно связанные с шестью основными первосубстанциями – скот, огонь, металл, земля, вода, растения. Сам Ахура–Мазда возглавлял божественную семерку, в качестве Святого Духа.

Таким образом, Зороастр перенес акцент из сферы религии в сферу этики: он как бы обращался к человеку с призывом помочь благородным божествам в их непримиримой борьбе с силами зла, став с этой целью лучше, честнее, чище. Поэтому в гимнах Авесты люди призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, восхвалялись честность и верность, осуждались преступления. При этом одна из основных идей зороастризма была такова: добро, равно как и зло, зависит от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы.

В своем чистом виде религия Зороастра не допускала ни храмов, ни алтарей, ни статуй божества. Обряды состояли из молитв и гимнов, в поддержании божественного огня, в жертвоприношении животных: лошади, быка, козы, овцы. Религиозная мораль требовала от человека добродетели, молитвы и труда.

Со временем учение Зороастра утратило свою чистоту, смешавшись с верованиями скифских племен туранцев. Под влиянием магов, составлявших у туранцев духовную касту, поклонение единственно огню сменилось поклонением четырем стихиям: земле, воде, воздуху и огню. Иранцы мало–помалу стали верить снам и предсказаниям будущего.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...