Числовые принципы организации. «книга мумии»
ЧИСЛОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Как и многие другие древние народы, этруски верили в числовую магию, при этом отдельные числа пользовались у них особым почитанием и были положены в основу административного деления. От них этот обычай унаследовали римляне. Так, в Риме применялся принцип троичности деления. Первоначальное население Рима составляло 3 трибы – Титип, Ромны и Луцеры. Наряду с этим существовало и тридцатичастное деление. Как пишет Тит Ливий (I, 13, 6), Ромул разделил народ на 30 курий, курии имели общую землю и общие святыни и празднества, а сама система курий стала основой воинского набора. Латинский союз, представлявший собой объединение латинов, также состоял из 30 государств. Примечательно, что введение этого деления связывается с появлением в Италии беглеца из Малой Азии Энея. Именно ему боги дали знамение – белую свинью, принесшую 30 поросят, как бы предвещающих 30 будущих государств. Другим почитаемым числом было «12». В пределах Этрурии, между Тибром и Арно, располагались, согласно античной традиции, 12 номов. Вероятно, в тех же книгах «этрусского учения», в которых излагались правила основания городов, были и указания на принципы их объединения. Примечательно, что сходная организация двенадцатиградья встречается и в Малой Азии, и в ряде других восточных регионов. Число «12» считалось сакральным у многих народов, например у иудеев, согласно Библии, насчитывалось 12 колен израилевых. В отличие от халдейской магии чисел, оказавшей мощное воздействие на развитие каббалистики, этрусское влияние было значительно слабее. Тем не менее Европа обязана этрускам тоже своими числовыми суевериями.
«9 ВЕКОВ»
В представлении этрусков все на свете имеет божественное начало, все события – и большие, и малые – предопределены, и всему предсказана продолжительность существования: Вселенной, государству, отдельному народу, роду, семье, человеку. Самому этрусскому племени предписывалось умереть через «9 веков». «9» – число сакральное, это– утроенное «3». А число «3» пользовалось особым почитанием у многих народов. Оно фигурирует в пословицах и поговорках, в философских и религиозных системах. Было оно в почете и у этрусков. Под своими «веками» этруски подразумевали временные отрезки разной продолжительности. Первые четыре «века» по 100 лет длятся с 968 по 568 год до н. э. Очевидно, здесь имеет место определенная подгонка. Скорее всего этруски отталкивались от какой–то неизвестной нам хронологической точки 568 года до н. э. Следующий этрусский «век» – период с середины VI века по середину V века до н. э. Он длится 123 года. Это начало медленного угасания этрусской цивилизации. Вероятно, именно в это время этруски подвергли имевшееся у них учение о конце света кардинальной переработке, связав его с ритмами функционирования цивилизации. VI «век» длится с 445 по 326 год до н. э. Он признается кризисным даже современными экологами. В тот период начинается обмеление реки, затягивание илом прибрежной лагуны. Портовые города начинают хиреть, реки перестают служить транспортными артериями. Так человек расплачивается за вырубку леса, необходимого и для строительства, и для производства угля для металлургического процесса. Приходилось вырубать леса и под пашни. К VII «веку», длящемуся с 326 по 207 год до н. э., положение становится катастрофическим. К этому времени относится так называемое пророчество нимфы Бегое, одной из мифических создательниц «Этрусского учения». Его главная мысль – почти заклинательная – сохранение установленной системы межевания как условия выживания этрусского племени. В первой части текста говорится, что основой порядка в Этрурии является неизменность. Во второй – перечисляются кары нарушителям и предсказывается всеобщая гибель. Именно в этот «век» в Этрурию со своими земледельческими колониями приходят римляне. Разрушается этрусская система мелиорации.
А еще через два «века» – через 200 лет – этрусская цивилизация полностью растворяется. Так сбылось предначертанное.
«КНИГА МУМИИ»
Эта книга является выражением религиозных верования этрусков. Ее главная цель – культ предков. Судя по книге, культ предков у этрусков состоял из ритуальных жертвоприношений, возлияний и пиров. Жертвы приносились богам, ведающим загробным царством. Жрецы, занимающиеся погребальными церемониями, были постоянно озабочены организацией погребальных пиров с обязательным приглашением на них духов предков. «Книга мумии» – это не книга в обычном значении этого слова. Скорее это нечто вроде календаря, в котором предписания по исполнению тех или иных ритуалов (в такой–то день или время суток принести в жертву то или иное животное, произнести молитву, совершить возлияние и т. д. ) чередуются с хвалебными словами, щедро расточаемыми в адрес умерших. При этом некоторые из формул имеют отношение к одной из самых мучительных религиозных проблем человечества – жизни после смерти. Молитвы, жертвоприношения и возлияния совершались часто и регулярно не только для того, чтобы оградить души умерших от мук голода и жажды. Этруски стремились задобрить своих предков, возводя их в ранг добрых гениев и даже божеств–покровителей дома, семьи, родного города. Так человек создавал круг защитников, за спинами которых ему хотелось укрыться. Прошлое и настоящее, мертвые и живые держались за руки, чтобы помочь друг другу, чтобы выжить. Именно для этого этруски создавали себе божественных покровителей. То же самое было и у других народов. Так, у хеттов сказать о царе «умер» значило сказать «стал богом». Египтяне считали, что умершего фараона боги принимают как друга, римляне давали умершим имя богов–манов. «Воздайте богам–манам то, что им положено, – говорит Цицерон. – …отнеситесь к ним, как к существам божественным».
На свою деятельность этруски смотрели как на служение божественному порядку. Поэтому их картины посмертной судьбы были очень детальными. Считалось, что в случае успешного выполнения возложенных на них обязанностей в этом мире умерший на том свете мог получить повышение вплоть до превращения в божество низшего ранга. Успех при жизни определял даже транспортное средство, на котором усопший доставлялся на тот свет. Его могли гнать палками, он мог ехать в возке или даже на колеснице, да еще в сопровождении свиты музыкантов и прислужников. В преисподней его поджидали особые демоны, направляя в ту или иную часть подземного царства в зависимости от достигнутого им при жизни. Этруски знали подобие будущих Дантова Ада и Чистилища. Полагают, что пристрастие этрусков к мрачной романтике повлияло на воображение поэтов Тосканы, в том числе Данте и Микеланджело.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|