Изучение школьной практики
Для того чтобы установить, как решается вопрос об эстетическом воспитании школьников, о развитии речи, мышления и воображения детей при изучении произведений пейзажной лирики в школьной практике, мы учителям начальных классов города Висагинаса и города Шяуляй разослали 20 анкет. Получили 12 анкет. Считаем, что графическое оформление инструмента опроса было правильным, так как большинство респондентов довольно обширно и подробно ответили на предложенные в анкетах вопросы (см. Приложение 1). Проанализировав результаты ответов на вопросы анкет, мы сделали следующие выводы. 1. Ученики не всегда с желанием читают стихи о природе. 2. Чтобы повысить интерес ребят к произведениям пейзажной лирики, учителя используют собственное выразительное чтение, хорошо продуманные беседы, экскурсии в природу. В качестве иллюстративного материала они в основном применяют картинки, репродукции картин, рисунки о природе. 3. Работа над изобразительными средствами языка ведется традиционным способом – дети находят в тексте тропы, объясняют их значения, разбирают и обсуждают текст. 4. Определить настроение автора, раскрыть подтекст стихотворения учителя помогают учащимся наводящими вопросами, выразительным чтением (голосом). 5. После анализа стихотворений о природе используют такие виды творческих работ, как: сочинение, рисование или иллюстрирование. 6. Основное пожелание учителей – найти в научно-методической литературе больше различных практических рекомендаций по анализу конкретных произведений пейзажной лирики.
Аналогичную цель исследовал и констатирующий эксперимент, который проводился в 3 «А» и 3 «В» классах “Geros vilties” средней школы города Висагинаса. В 2000 году в сентябре – ноябре нами наблюдался процесс обучения чтению лирических произведений о природе по теме «Осень».
На уроках мы обращали внимание на следующие моменты: 1. Как учитель организует работу над анализом произведений пейзажной лирики, каким образом помогает детям представить прочитанное произведение, понять картины природы, получить эстетическое наслаждение от прочитанного. Использует ли он с этой целью такие виды работы, как: экскурсия, беседа, выразительное чтение, графическое и словесное рисование, письмо сочинений, анализ текста и др. 2. Обращается ли учитель к музыке и живописи на уроках чтения пейзажной лирики. 3. Если учитель использует живопись и музыку, то как он организует работу с картинами природы и с музыкальными произведениями с целью лучшего восприятия лирических стихотворений.
Констатирующий эксперимент показал, что изучение пейзажной лирики на практике проходило следующим образом: перед чтением текста учитель проводил вступительную беседу, сам выразительно читал произведения, объяснял школьникам непонятные слова и выражения, организовывал самостоятельную работу учащихся над текстом, выразительное чтение произведения учениками, ответы на вопросы по изучаемому тексту. Чтобы выяснить, понятно ли ученикам содержание произведения и установить, какое оно оставило у детей впечатление, учитель задавал следующие вопросы: «Понравилось ли стихотворение? Какой эпизод большего всего понравился? Обоснуйте ответ. Какую картину природы вы себе представили? Опишите». Во вступительной беседе учителя кратко излагали детям сведения о поэте, после чего переходили к работе по тексту. Кроме того, велась работа над выразительным чтением: учителя обращали внимание учеников на правила соблюдения пауз, интонацию, ударения. К сожалению, лишь одна учительница использовала репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень». По ней были заданы такие вопросы: «Что изображено на картине? К какому стихотворению подходит картина?» Музыкальные произведения не были использованы вообще.
Таким образом, анализ результатов школьной практики показал, что уроки чтения пейзажной лирики учителями проводились без особого творческого подхода, однообразно, не вполне эффективно. Учитывая вышесказанное, мы решили выяснить, как ученики усвоили материал, т.е. умеют ли они передавать сложившиеся впечатления о произведениях пейзажной лирики, какие графические и словесные картины они могут нарисовать; умело ли подбирают нужные слова и выражения для описания картин природы, выражения своих чувств, настроений и своего отношения к описываемому автором. Чтобы определить, насколько глубоко и ярко дети прочувствовали стихотворения пейзажной лирики, мы, после прохождения темы «Осень», предложили им написать сочинение на тему «Золотая осень». Сочинение писало 35 учеников. Работы анализировались по следующим критериям: 1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта?) Соответствует ли содержание действительности? 2. Использовались ли элементы изобразительности, художественности (образные слова и выражения, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение) при описании картин природы. 3. Как учащиеся сумели передать свои впечатления, настроение, чувства. Проанализировав сочинения, мы сделали следующие выводы. Тему полностью раскрыли лишь 25,7% учащихся, недостаточно полно с заданием справились 57,1% детей. Не раскрыли тему 17,2% ребят.
Примеры сочинений
1. «Мне нравится золотая осень, потому что тогда в лесу очень красиво. Березки переоделись в желтые сарафанчики. Идешь по лесу, а под ногами шуршат уже опавшие листья. Листья иногда обманывают, смотришь вроде – гриб, а когда подходишь – там листочек. Дни стали короче. Начались дожди. Почти все птицы улетели на юг. В лесу стало тихо». 2. «Наступила осень. Деревья будто золотые, только сосны стоят зеленые, они как и елки никогда не желтеют. Когда подует ветер, листья падают, как золотые монетки. Все реже показывается солнце, если оно светит, то уже не греет. С каждым днем день становится короче, поэтому начинает рано темнеть, и приходится идти домой. Часто идет дождь.
Звери тоже готовятся к зиме». 3. «Наступила осень. В лесу деревья стоят желтые, только клен стоит красный. Пожелтела трава. Кое-где листья уже опали. Не слышно пение птиц, потому что они улетели в теплые края, но скоро прилетят снегири. Небо не голубое, а серое, и часто идет дождь. Когда нет дождя, а светит солнышко, в лесу очень красиво».
42,9% учеников в своих сочинениях при описании картин природы употребляли некоторые образные слова и выражения. Однако дети не совсем умеют создавать зрительные образы. Во многих сочинениях встречались такие выражения: «деревья желтые», «деревья будто золотые», «в золото одеты леса». Лишь несколько учеников в своих работах использовали сравнения. Например: «... листья падают, как золотые монетки», «Березки переоделись в желтые сарафанчики», «Лес почти уснул...» В итоге в сочинениях ученики передали картину тихого леса, желтые листья деревьев и писали о том, как звери готовятся к зиме. Они не смогли описать свои чувства и настроения. Их сочинения скучны, однотипны. Школьники не сумели точно и красочно описать осенний лес. Свое настроение и чувства передали 60% учащихся. При этом они использовали следующие фразы: «В лесу очень красиво», «Мне нравится осень». В работах учащихся очень мало сравнений и эпитетов, совсем нет метафор и олицетворений. Анализ сочинений был проведен по следующим критериям. 1. Раскрытие темы сочинения: а) раскрыли тему полностью; б) тему раскрыли недостаточно; в) тему не раскрыли. 2. Использование изобразительных средств языка при анализе образов и картин природы: а) использовали образные слова и выражения; б) не использовали образные слова и выражения. 3. Передача своего отношения, настроения к описываемому: а) передали свое отношение, настроение; б) не передали своего отношения, настроения. Результаты констатирующего эксперимента занесены в таблицу 1.
Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|