Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты графического рисования на тему «Зимний пейзаж»

Итак, обобщая результаты обучающего эксперимента, можно сделать следующие выводы.

1. Ученики, занимавшиеся по разработанной нами методике, показали более высокие результаты в понимании и воспроизведении художественного текста, нежели учащиеся, работавшие по традиционной методике (см. таблицы 5, 6 и рис. 3, 4). Все же следует отметить, что если данные учеников экспериментальных классов не намного выше результатов контрольных классов, то все-таки выше тех знаний, умений и навыков, которые у них были до экспериментального обучения (см. таблицы 1, 2,3, 4 и рис. 1, 2).

2. Использование живописи и музыки на уроках чтения пейзажной лирики способствовало формированию у учащихся конкретных и правильных представлений, обогатило их словарь и развило речь, повысило уровень эмоционального восприятия.

3. С помощью музыки и живописи происходило приобщение учеников к литературе как искусству слова.

Использование смежных видов искусств активизировало память, внимание, восприятие, мышление, развило творческие способности и речь детей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет эстетическое воспитание учащихся. Этому помогает применение музыки и живописи на уроках чтения, способствующие наиболее полному восприятию детьми художественного произведения и созданию ярких образов и картин читаемого текста.

При анализе научно-методической литературы и работы в школе, мы пришли к выводу, что учитель владеет разнообразными наглядными пособиями. Однако констатирующий эксперимент показал, что на уроках чтения не всегда остается время для работы с живописью и музыкальными произведениями. Зачастую в практике школы эти виды деятельности почти отсутствуют. Это определило актуальность нашей работы и выбор ее темы.

Чтобы достичь поставленной в работе цели – найти и разработать наиболее эффективные приемы анализа произведений пейзажной лирики с использованием живописи и музыки, мы решили следующие задачи:

 

1. Проанализировали научно-методическую литературу и выяснили, что применение живописи и музыки в научно – методических трудах раскрыто слабо, мало конкретных методических разработок по данной проблеме (см. с. 6 – 11).

 

2. Изучили школьную программу, учебники по чтению и пришли к выводу о том, что в учебно-методических пособиях уделяется недостаточное внимание использованию музыки и живописи (см. с.12 - 16).

 

3. Провели констатирующий эксперимент, на основе анализа результатов которого, мы сделали вывод о недостаточно эффективной методике работы по анализу лирических произведений в практике школы. Указали, что учащиеся плохо подготовлены к эмоциональному восприятию произведения, обогащению словаря, развитию настроения и эстетических взглядов (см. таблицы 1, 2).

 

4. Исходя из вышеизложенного, мы разработали свои методические рекомендации по использованию живописи и музыки на уроках чтения лирических стихотворений.

Практические рекомендации заключались в следующем:

Ø подготовительная работа перед анализом текста стихотворения (беседа, которая опиралась на личные наблюдения и опыт детей);

Ø использование музыки и живописи для работы над картинами и образами произведений (весь иллюстративный материал рассматривали в плане сравнения и сопоставления с читаемыми на уроке литературными произведениями);

Ø обращение внимания на эмоции, чувства и настроение, вызываемые лирическими стихотворениями, музыкой и живописью (сравнивали сходство и различие вызванных чувств и эмоций стихотворением, музыкой, репродукциями картин);

Ø устное и графическое рисование (подробнее см. с. 24 – 38).

 

Чтобы определить эффективность разработанной нами методики, мы провели обучающий эксперимент. В итоге экспериментальный класс, по сравнению с контрольным классом, показал более высокие результаты учебной работы (результаты см. таблицы 5, 6 и рис. 3, 4). На основе полученных данных мы пришли к выводу о том, что использование музыки и живописи на уроках чтения пейзажной лирики способствует лучшему восприятию произведения, созданию ярких образов, обогащению словарного запаса и развитию речи детей экспериментальных классов, бережному отношению к природе, любви ко всему живому.

 

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, была доказана в процессе экспериментального обучения в школе.

 

Перспектива работы заключается в дальнейшем и более широком изучении проблемы о возможностях использования музыкальных произведений и живописи на уроках чтения пейзажной лирики с целью развития креативных способностей детей, нравственного и эстетического воспитания.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    

1. Баличев А. Обобщающий урок по теме Волшебница зима 2 класс // Начальная школа. – 1987. – №2. – С. 28 – 30.

2. Бойкене И. Литературное развитие младших школьников при анализе произведений пейзажной лирики. – Mūsdiem pamatskola skolėm un Zinatniskas konferences tezes. – Liepaja, 1996. – P. 93 – 95.

3. Бойкене И. Особенности знакомства младших школьников с лирическими произведениями. – Развитие речи: теоретический и практический аспекты. Сборник статей. – Лиепая, 1997. – С. 42 – 45.

4. Бойкене И. Развитие речи младших школьников в процессе рассматривания картин. – Pradinė mokykla demokratėjančioje visuomenėje. Mokslinės praktinės konferencijos medžiaga. – Š. 1998. – P. 190 – 191.

5. Голубинская Г. Особенности восприятия пейзажной лирики при помощи музыки и живописи. – Pradinis ugdymas žengiant į III tūkstantmetį: Mokslinė-praktinė konferencija, skirta pedagogikos fakulteto 40-mečiui. – Š. 2001. – P. 19 – 21.

6.  Граблева В. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений // Начальная школа. – 2000. – №11. – С. 19 – 25.

7. Гуро-Фролова В. Работа над выразительными средствами речи // Начальная школа. – 1991. - №2. – С. 22 – 25.

8. Колесникова И. Филологические основы работы над стихотворным произведением на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2000. - №11. – С. 6 – 13.

9. Коренюк Г. Изучение стихотворения А. Пушкина Вот север, тучи нагоняя... // Начальная школа. – 1991. - №1. – С. 14 – 17.

10. Лобановская З. Пробуждать в детском сердце поэтическое вдохновение // Начальная школа. – 1987. - №3. – С. 33 – 36.

11. Мали Л. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений // Начальная школа. – 1990. - №7. – С. 30 – 35.

12. Минькова В. Достучаться до сердца ребенка... // Начальная школа. – 2000. - №11. – С. 26 – 30.

13. Нефедова Л. Чтение пейзажной лирики во 2 классе // Начальная школа. – 1986. - №9. – С. 22 – 26.

14. Нефедова Л. Знакомство младших школьников с фольклорными традициями в пейзажной лирике С. Есенина // Начальная школа. – 1991. - №3. – С. 22 – 26.

15. Нефедова Л. Пушкинская строка в начальной школе // Начальная школа. – 1993. - №6. – С. 10 – 15.

16. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987. – С. 146 – 154.

17. Родина А. Литературное образование младших школьников // Начальная школа. – 1999. - №1. – С. 84 – 88.

18. Родионова Э., Прокопьева Т. Работа над стихотворением «Снежинка» К. Д. Бальмонта // Начальная школа. – 2000. - №1. – С. 33 – 36.

19. Руденко И. Анализ пейзажной лирики в начальных классах. – Teksto kodavimas ir dekodavimas: Mokslinės konferencijos pranešimų tezės. – Š. 1993. – P. 74 – 76.

20. Тихомирова К. Диафильм Есть в осени первоначальной // Начальная школа. – 1988. - №9. – С. 16 – 20.

21. Тихонова Г. Фрагмент урока чтения на тему: Путешествие в мир звуков и красок весны // Начальная школа. – 1995. - №10. – С. 2 – 4.

22. Цетлин Е. Работа над восприятием образных средств литературы при помощи музыки // Начальная школа. – 1981. - №2. – С. 24 – 25.

23. Шарапова О. Методика чтения лирических стихотворений и описаний природы // Начальная школа. – 2000. - №4. – С. 28 – 32.

24. Шевелева Н., Шифрисова Ф., Силиванова Ж. Учебный комплекс по родному языку для I класса. – V., 1995.

25. Шевелева Н., Шифрисова Ф. Радуга: Учебник для 2 класса. Часть I. – V., 1996.

26. Шевелева Н., Шифрисова Ф. Жаворонок: Учебник для 3 класса. Книга 2. – К., 1999.

27. Шифрисова Ф., Шевелева Н. Радуга: Учебник для 2 класса. Часть II. – V., 1997.

28. Шифрисова Ф., Шевелева Н. Жаворонок: Учебник для 3 класса. Книга 1. – К., 1998.

29. Шифрисова Ф., Шевелева Н. Родник: Учебник для 4 класса. Книга 1. – К., 1999.

30. Шифрисова Ф., Шевелева Н. Родник: Учебник для 4 класса. Книга 2. – К., 1999.

31. Burneikienė D. Eilerasčių interpretavimo galimybės I – II klasėje // Žvirblių takas. – 1996. - №1. – P. 22 – 26.

32. Masiulis P. Eilėraščių skaitymas ir analizė pradinėse klasėse. – Š., 1993.

33. Masiulis P. Keli eilėraščių analizės bruožai pradinėse klasėse. – Teksto kodavimas ir dekodavimas: Mokslinės konferencijos pranešimų tezės. – Š. 1993. – P. 23 – 24.

34. Masiulis P. Kai kurios mokinių nesidomėjimo eilėraščiais priežastys. –Mokslinės praktinės konferencijos medžiaga. – Š. 1996. – P. 151 – 155.

35. Nauckunaitė Z. Apie spalvos semantiką poezijoje. Laikas laužti ledus // Mokykla. – 1996. - №9. – P. 11 – 13.

36. Sabutienė A. Eilėraščių analizė ir kūrybinių gebėjimų ugdymas II – IV klasėse // Žvirblių takas. – 1996. - №4. – P. 31 – 33.

37. Tūtlytė R. Poezija mokyklai // Žvirblių takas. – 2000. - №5. – P. 8 – 12

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...