Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности выделения признаков почерка

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ПРИЗНАКОВ В ЭЛЕМЕНТАХ ПИСЬМЕННЫХ ЗНАКОВ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ КРАТКИХ ТЕКСТОВ

Москва 1977


А.И. Колонутова. Особенности анализа признаков в элементах письменных знаков при исследовании кратких текстов. М., изд. ВНИИ МВД СССР, 1977, 27 с.

В пособии излагаются рекомендации по особенностям выделения и оценки частных признаков почерка в элементах письменных знаков при исследовании записей, содержащих ограниченный объем графического материала.

Пособие предназначено для экспертов-криминалистов, специализирующихся в области исследования почерка.


ВВЕДЕНИЕ

В практике почерковедческих исследований значи­тельное место занимают исследования отдельных записей, состоящих из небольшого количества, письменных знаков, записей, выполненных измененным почерком, а также подписей.

Так, из 382 объектов, исследуемых в 185 эксперти­зах почерка, 166 оказалось с ограниченным объемом графического материала, из которых 121 составил исследование подписей. Из общего числа исследований поло­жительный категорический вывод был дан по 213 объек­там, положительный предположительный - по 11, отрица­тельный категорический - по 106, отрицательный предположи­тельный - по 1, а по 49 объектам (12,8% от общего количества исследований) эксперты вынуждены были отказаться от ре­шения вопроса относительно исполнителей записей и подписей

Основными причинами отказа явились: в 14 материалах отсутствие одноименных письменных знаков в коли­честве, необходимом для установления устойчивости отоб­раженных частных признаков (о из них выполнены за­медленными движениями); в 17 материалах - простота ис­полнения письменных знаков и частота их встречаемости (4 выполнены замедленными движениями); в 7 материалах - отсутствие сопоставимых образцов.

Известно, что записи, содержащие ограниченный объем графического материала, являются одним из слож­нейших объектов почерковедческих исследований. Если при исследовании значительных по объему текстов эксперт имеет возможность провести полный анализ признаков письменной речи, топографических, общих и частных приз­наков почерка и выявить определенные закономерности их образования (т.е. выделить совокупность признаков, инди­видуализирующую почерк исполнителя рукописи с помощью традиционного криминалистического, вероятностно-статис­тического или иного метода), то при исследовании записей с ограниченным объемом графического материала проведение такого анализа значительно затруднено, а чаще всего невозможно.

В практике производства почерковедческих исследований, да и в криминалистической литературе не определен критерий "ограниченного" (малого) объема графического материала, или "кратких текстов", так как к этому вопросу нельзя подойти с чисто количественной оценкой.

Известно, что идентификационная значимость графи­ческих признаков имеет большой размах. Есть призна­ки, которые встречаются в почерке примерно каждого второго лица а иногда и чаще (часто встречающееся) и наоборот, на тысячу почерков пять или менее раз (ред­ко встречающиеся)[1].

Поэтому не исключено, что в отдельных случаях мо­жет быть направлена на исследование очень краткая за­пись, состоящая из трех, пяти или менее того письмен­ных знаков, которая по объему содержащегося в этих зна­ках графического материала (т.е. по представленной воз­можности выделить из них имеющие, большую информацион­ную ценность признаки) вполне достаточна для иденти­фикации ее исполнителя, а тем более для возможности исключения определенных лиц из числа предполагаемых ис­полнителей. При условии, что в каждом письменном зна­ке такой записи будут обнаружены один, а иногда и бо­лее редко встречающихся признаков. С другой стороны, на исследование могут поступить записи со значительно боль­шим количеством письменных знаков, но выполненных простыми часто встречающимися движениями. Выделить совокупность признаков почерка, которая бы могла ока­заться индивидуальной, в подобных записях не всегда уда­ется.

Следовательно, понятие малого или ограниченного объема графического материала, принятое экспертами-почерковедами, чисто условное, включающее в себя качественно—количественную характеристику совокупности содержащихся в объекте почерковедческого исследования признаков почерка.

К записям с ограниченным объемом графического материала можно отнести:

1) записи, состоящие из нескольких отдельных элементов или сочетаний элементов письменных знаков;

2) записи, состоящие из небольшого количества разноименных письменных знаков;

3) записи, состоящие из нескольких слов и имеющие в своем составе одноименные письменные знаки, но по конструктивной сложности относящиеся к простым;

4) записи, имеющие в своем составе одноименные письменные знаки, но выполненные маловыработанным или измененным почерком;

5) подписи, выполненные от имени вымышленных лиц, и те, в процессе исследования которых установлено, что они выполнены не лицами, от чьего имени они значатся.

К этой же группе можно условно отнести и записи, для сравнительного исследования которых представлены образцы почерка, выполненные на другом языке, так как в этом случае методика выделения и оценки признаков аналогич­на анализу признаков при исследовании кратких текстов.

В криминалистической литературе встречаются от­дельные суждения о том, что в некоторых случаях экс­перт может отказаться от решения вопроса установления исполнителей приписок отдельных элементов букв или цифр[2]. Совершенно очевидно, что на современном уровне развития судебно-почерковедческих исследований установ­ление исполнителя отдельных штрихов или письменных знаков, состоящих из одного-двух простейших элементов, выходит за пределы возможностей экспертов-почеркове­дов. Однако в экспертной практике встречается сравни­тельно мало объектов исследования, о которых в результате их осмотра можно сказать, что они непригодны для идентификации исполнителя. Как правило, на исследование поступают записи, состоящие из отдельных элементов, их сочетаний или письменных знаков, о пригодности для идентификации которых можно утверждать лишь после проведения сравнительного исследования. Известно также, что некоторые записи (чаще всего подписи) могут оказаться неподходящими для установления исполнителя, но достаточными для исключения определенных лиц из числа предполагаемых исполнителей.

В настоящем пособии изложены некоторые рекомен­дации по особенностям выделения и оценки признаков в элементах письменных знаков и их сочетаний, необходимые при исследовании записей, содержащих ограниченный объем графического материала.

 

ОСОБЕННОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ПОЧЕРКА

Обучение письму производится по типовым прописям, т.е. по специально разработанным образцам для каждого письменного знака, предусматривающим заранее заданное количество необходимых составляющих его элементов, их размещение и форму движения при их исполнении. Несмотря на это, под влиянием различных внешних и внутренних факторов при обучении письму письменные знаки подвергаются сильной деформации. Кроме того, постепенно, по мере перехода к более быстрому темпу письма происходит еще большее отступление от типовых начертаний элементов письменных знаков и включение в почерк таких знаков, которые лишь в общих чертах напоминают предусмотренные типовыми нормами, В значительном количестве письменных знаков (особенно в упрощенных почерках) многие предусмотренные типовой схемой элементы видоизменяются за счет присоединения штрихов предшествующих или последующих письменных знаков. При этом некоторые из элементов исключаются из письменных знаков полностью. Таким образом меняется не только качественная характеристика элементов, составляющих письменные знаки, но и их количественное соотношение.

Особенно большим деформациям подвергаются элементы сложных по конфигурации письменных знаков в рукописях, выполняемых в быстром темпе. Неред­ко в подобных случаях возможность выделе­ния и отграничения составляющих ее письменных зна­ков, а тем более элементов письменного знака, исчезает. Однако возможность идентификации исполнителя таких ру­кописей остается, а в ряде почерков даже и повышается, так как в них достаточно полно отображается характерис­тика движений, которая возникает в результате динамической непрерывности письма и отражает двигательный навык пишущего.

Известно, что эксперт, наблюдая и анализируя свой­ства элементов письменных знаков каждого исследуемого объекта, мысленно определяет информацию этих свойств и выделяет наиболее существенные, характерные, оригиналь­ные. Установлено также, что разрешающая способность глаза недостаточно велика и поэтому экспорт в состоя­нии выделить признаки, отображенные лишь в частях эле­ментов письменных знаков, хорошо различаемых невоору­женным глазом. Такой анализ свойств и выделение приз­наков вполне достаточны, если исследованию подлежат сравнительно большие записи, но не всегда подходят, если подвергающиеся изучению записи содержат ограниченный объем графического материала. В таких случаях на по­мощь эксперту должно прийти использование увеличитель­ных приборов (микроскоп, лупа), т.е. так называемое "инструментальное наблюдение". Применяя увеличительные приборы при исследовании штрихов, эксперт с их помощью значительно легче отграничивает детали письменных зна­ков, выполненных замедленными движениями, и выделяет

мельчайшие особенности движений при выполнении штри­хов письменных знаков, содержащие наиболее ценную ин­формацию. Применение увеличительных приборов помогает расширить объем информации о свойствах или так называе­мом "графическом материале" исследуемого объекта.

Результат проведенного обобщения экспертной прак­тики, литературных источников и экспериментальной рабо­ты позволяет сделать вывод, что принятое до настоящего времени деление письменных знаков на элементы и су­ществующая система их классификации, предложенные для обучения письму и играющие значительную роль в про­цессе сравнительного исследования относительно четких, разборчивых текстов, не совсем пригодны для анализа не­четких, выполненных в быстром темпе рукописей. В этой связи представляется возможным предложить несколько иную классификацию элементов письменных знаков с уче­том их положения в письменных знаках, в определенных буквосочетаниях, а также в словах.

При исследовании высоковыработанных, нечетких по­черков целесообразнее рассматривать элемент письменного знака не как раз и навсегда выделенный отрезок фик­сированного движения, составляющий письменный знак, а учитывать рекомендацию Я.Ю. Игнатьевой, которая ука­зывает, что "элемент рукописного знака - это выделяе­мая в процессе исследования характеристика движений, отражающая двигательный навык пишущего, которая воз­никла в результате динамической непрерывности письма и которая статистически устойчива[3]. Она предлагает выде­лять не только элементы рукописных знаков, но и элемен­ты в буквосочетаниях.

Известно, что все многообразие сочетаний движений, с помощью которых воспроизводятся элементы рукописных знаков, представляет собой присущие руке поступательные и вращательные движения. Эти движения по форме делят­ся на прямолинейные (горизонтальные, наклонные и вер­тикальные) и криволинейные (овальные, полуовальные, петлевые, дуговые и извилистые). В зависимости от кон­фигурации и размера письменных знаков составляющие их элементы по протяженности движений подразделяют на большие и малые, а по размещению относительно линии строки - на надстрочные, строчные и подстрочные.

Для характеристики выделенных элементов с целью удобства проведения сравнительного анализа и описания результатов исследования записей, содержащих малый объем графического материала, целесообразно проводить более дробное деление штрихов, для чего каждый выде­ленный в ходе исследования элемент можно анализировать и описывать по составляющим его частям. Так, в прямо­линейном горизонтальном элементе можно выделить левую, среднюю и правую части, в прямолинейном вертикальном -верхнюю, среднюю и нижнюю. Элементы, характеризующие криволинейное движение, рекомендуется подразделять на левую и правую, верхнюю и нижнюю части.

Для характеристики движений, которыми достигается безотрывность письма, целесообразно пользоваться наименованием "возвратные движения" предусматривая при этом также и форму движения при их выполнении, а именно: возв­ратно-прямолинейные движения (например, в буквах и др.), возвратно-дуговые (вогнутые) движения (в буквах и до.) и возвратно-дуговые (выпуклые) движения (в буквах и др.).

Рассмотрим отдельно по каждой из указанных выше групп некоторые особенности выделения частных призна­ков почерка в элементах письменных знаков записей, со­держащих ограниченный объем графического материала.

Нередко объектами почерковедческого исследования бывают отдельные слова, части слов, некоторые пись­менные знаки, а иногда даже и отдельные элементы пись­менных знаков или их сочетания. Чаще всего исследова­ния подобных объектов, содержащих малый объем графи­ческого материала, проводят в связи с необходимостью установления лиц, производивших изменения содержания записей в различного рода документах: паспортах, удосто­верениях, справках, листках нетрудоспособности, ведомостях, нарядах и др. Обычно в паспортах изменениям подверга­ются записи, расположенные в строках: "имя, отчество, фамилия, год рождения, отношение к военной службе, срок действия, основание выдачи", записи в оттисках штам­пов о прописке и выписке, регистрации брака, а также подписи владельцев паспортов; в военных билетах, удос­товерениях, справках - фамилии, даты подписи; в наклад­ных, в ведомостях - чаще всего цифровые записи и подпи­си.

Известно, что изменения записей могут быть произ­ведены путем удаления отдельных письменных знаков как без последующего добавления каких-либо дополнительных элементов (или их частей), так и с допиской к оставшим­ся новых элементов или сочетаний, а иногда лишь неко­торых частей элементов письменных знаков. Так, например, букву путем дописки к ней различных элементов можно превратить в буквы и, наоборот, буква

превращается в букву ,если удален второй элемент, и в букву при частичном удалении также и правой части первого элемента. Эта же буква может приобрести и кон­фигурацию буквы при удалении верхней части овального элемента; путем дописки соответствующих элементов цифру 1 легко можно превратить в цифру 4 или 7 и наоборот.

Кроме того, изменения записей могут быть произве­дены допиской букв и цифр, сочетаний элементов без пред­варительного удаления ранее имевшихся письменных зна­ков. Например, к слову "военнообязанный" добавляется частица "не", украинские фамилии путем дописки опреде­ленных окончаний легко изменяются на фамилии лиц рус­ской национальности, окончания фамилий лиц мужского пола - на фамилии лиц женского пола и т.п.

Изменения содержания записей в документах, как правило, производятся не теми лицами, которые делают первоначальные записи, поэтому проведение почерковед­ческого исследования помогает обнаружить произведенные изменения. Однако лица, исполнившие дописки и измене­ния, как правило, стараются по возможности вос­произвести письменные знаки с подражанием тем, кото­рые имелись в написанных ранее записях. В связи с этим процесс исследования осложняется двумя обстоятельства­ми: во-первых, тем, что исследованию подлежат слишком краткие записи, содержащие ограниченный объем графичес­кого материала, к, во-вторых, что почти во всех случаях дописанные письменные знаки выполнены с подражанием почерку, которым выполнены первоначальные записи.

Процесс исследования обычно начинается с предва­рительной стадии. Проводится тщательное изучение каждо­го элемента всех письменных знаков подлежащей иссле­дованию записи с целью обнаружения необычности их вы­полнения (устанавливается темп письма, возможное на­личие следов предварительной подготовки, размещение за­писей относительно линии графления и реквизитов доку­мента, отдельных слов и чисел, а также письменных зна­ков и их элементов между собой). В ходе анализа необ­ходимо также учитывать и то обстоятельство, что отдель­ные штрихи (или буквы в целом) могли быть дописаны на месте подчищенных записей, написанных ранее, поэто­му особое внимание в таких случаях должно быть направ­лено на изучение структуры штрихов. Структура штрихов записей, расположенных на подчищенных участках бумаги, естественно, будет иной, чем на остальных, за счет нарушения проклейки[4]. В связи с этим для отграничения штрихов, выполненных быстрыми движениями, но на участках бумаги с нарушением проклейки и имеющих расплывы, от штрихов, выполненных замедленными движениями,

необходимо тщательное микроскопическое исследование.

Вслед зарешением вопроса о наличии (отсутствии) дописанных частей и отграничении дописанных объектов от имевшихся ранее, а также дифференциации элементов письменных знаков в зависимости от темпа выполнения и общих конфигурационных особенностей, после того как определено, что дописанные части написаны с подражанием почерку первоначальных записей, можно приступить к вы­делению признаков.

Особенностью стадии раздельного исследования яв­ляется то, что кроме обычной разработки со схематичес­ким изображением каждого письменного знака необходи­мо составить разработку с подробным изображением каж­дого отдельного элемента, входящего в подлежащий ис­следованию объект.

В связи с тем, что при исследовании дописанных за­писей одноименные письменные знаки встречаются крайне редко, а иногда их не бывает вовсе, в целях возможного определения относительной устойчивости проявления приз­наков почерка целесообразно использовать однотипные элементы разноименных письменных знаков.

При составлении разработок, по кратким записям ре­комендуется начинать анализ с прямолинейных элементов. В них необходимо учитывать угол наклона, размещение точки начала и окончания движения, а также форму дви­жения при выполнении начальной и заключительной частей. Все это следует отметить в разработке признаков. Что касается криволинейных элементов, то первоочеред­ное внимание во всех элементах этой группы надо обра­тить на выяснение направления движения при их выполне­нии, а затем изучить и графически отобразить все проязившиеся в этих элементах особенности. При этом целе­сообразнее изучать отдельно большие (в буквах , и т.д.) и малые (в буквах и т.п.) по протяженности движений овальные элементы; петлевые эле­менты (надстрочные, строчные и подстрочные) также анали­зируются отдельно. Подстрочные петлевые элементы, боль­шие по протяженности движений (в буквах

), исследуются отдельно от малых ( Примерно в том же порядке подвергаются изучению полу­овальные, извилистые, дуговые и другие элементы.

Кроме графического изображения каждого элемента в разработке необходимо фиксировать размещение точек соединения движений и схематически форму движения при соединении данных элементов с предыдущими и последую­щими.

Исследованию нередко подвергаются и записи, вы­полненные выработанным почерком, состоящие из небольшого количества разноименных письменных знаков. Слож­ность выявления частных признаков в такого рода записях заключается в том, что в них не всегда возможно прос­ледить проявление определенных свойств почерка в двух пли более одноименных письменных знаках.

Исходя из этого, анализ письменных знаков с целью выделения отобразившихся в них частных признаков по­черка целесообразнее проводить не по отдельным письмен­ным знакам и их сочетаниям, как обычно рекомендуется при исследовании больших по объему рукописей, а по элементам рукописных знаков, т.е. по выявленным в процес­се исследования характеристикам движений, отображающим двигательный навык пишущего. При составлении разрабо­ток для исследования подобных записей на графическом изображении выделенных элементов письменных знаков проводится разметка соответствующих проявившихся в них признаков (рис.1). Здесь же в разработке после схема­тического изображения выделенного элемента рекоменду­ется также перечислить письменные знаки, в которых дан­ный элемент имеется. Такая разработка особенно необхо­дима в тех случаях, когда на исследование поступает краткая запись, к тому же выполненная упрощенным нечетким почерком.

Например, в разработку выделенных признаков поступившей на исследование записи (см. рис.1) целесообразно включить:

Составленная таким образом разработка значительно облегчит выявление определенных признаков и установле­ние их относительной устойчивости.

На исследование поступают также краткие записи, хотя и имеющие в своем составе одноимённые письмен­ные знаки, но выполненные простыми по конструктивной сложности движениями. Выделение комплекса признаков, достаточного для установления исполнителя этих записей, затрудняется тем, что, как правило, все признаки, отображенные в письменных знаках, выполненных простыми движениями, малоинформативны, т.к. встречаются иногда в каждом втором почерке, а то и чаще.

Учитывая относительную краткость поступившей на исследование записи и простоту ее исполнения, кроме обычного выделения всех имеющихся в записи частных признаков эксперту необходимо серьезное внимание уделить изучению мельчайших свойств исследуемых штрихов.

Так, например, в элементах, выполненных прямоли­нейными движениями, следует особо тщательно изучить особенность формы движения начальной и заключительной части, угол наклона, относительное размещение точек начала и окончания движения; в элементах, выполненных петлевыми движениями, проанализировать особенности формы движения при выполнении верхней и нижней части петли, относительное размещение всего петлевого движения, а также точки пересечения штрихов; в овальных эле­ментах - форму движения при выполнении отдельных час­тей (верхней, нижней и др.), а так же размещение точек начала и окончания движений в письменных знаках, выполненных без соединения с предыдущими и последующими и точек пересечения или соединения движении, если оваль­ные элементы выполнены в соединении с предыдущими и последующими и т.д.

При исследовании кратких текстов, выполненных маловыработанным почерком, главной особенностью является необходимость изучения этих записей с целью установления темпа письма. Известно, что маловыработанный по­черк характеризуется, как правило, небольшой связно­стью письменных знаков и невысоким темпом письма, в результате этого повышается возможность воспроизведе­ния письменных знаков с подражанием маловыработанным движениям. В этой связи на подготовительной стадии необ­ходимо установить, не имела ли место при выполнении подлежащей исследованию записи замедленность движений. И лишь после установления ее отсутствия можно начать анализ проявившихся в этой записи признаков почерка. Изу­чение особенностей почерка, которым выполнены иссле­дуемые записи, наиболее целесообразно проводить по от­дельным элементам, составляющим письменные знаки так, как это показано выше.

Как показывает обобщение экспертной практики, в записях, выполненных маловыработанным почерком, как правило, наблюдается взаимозависимость происходящих изменений при выполнении однотипных элементов разнои­менных письменных знаков. Однако предусмотренные про­писями однотипные элементы письменных знаков в мало-выработанных почерках могут выполняться различными движениями, кроме того, иногда встречаются одинаковые по форме движения при выполнении тех элементов, кото­рые по прописям должны выполняться по-разному.

Наиболее сложными объектами почерковедческого исследования являются краткие записи, выполненные изменённым почерком, независимо от того, имело ли место умышленное изменение почерка при выполнении подлежа­щих исследованию записей или изменение почерка вызвано какими-либо необычными условиями письма или психофизическим состоянием писавшего[5].

Выполнение рукописи измененным почерком значи­тельно сокращает объем графического материала рукописи, необходимого для установления исполнителя. Сложность исследования еще более возрастает, если исследованию подлежит краткая запись, выполненная измененным почер­ком.

Однако вопрос о ее непригодности для установления исполнителя может быть решен только после тщательного анализа всех свойств элементов письменных знаков, неза­висимо от того, что исследуемая запись выполнена изме­ненным почерком и кратка по содержанию.

Известно, что при выделении признаков, отображен­ных в письменных знаках рукописей, выполненных изме­ненным почерком, необходимо предварительно провести отграничение элементов письменных знаков, в которых имеются признаки, свидетельствующие о замедленности движении, от элементов, начертанных быстрыми автома­тизированными движениями.

Процесс составления разработок по этому виду ис­следуемых записей отличается от аналогичных действий по обычным рукописям.

В разработках, составленных по результатам анализа свойств письменных знаков в кратких записях, выполненных измененным почерком, помещаются все элементы письмен­ных знаков, воспроизведенные быстрыми автоматизированными движениями, с отметкой выделенных признаков на графическом изображении этих элементов. Наряду с этим необходимо выделить отдельные особенности свойств эле­ментов письменных знаков, исполненных замедленными движениями, при условии, если представляется возможным установить устойчивость проявления данного свойства и его происхождение.

Если отграничение свойств элементов письменных знаков, исполненных быстрыми автоматизированными дви­жениями, от выполненных с замедлением темпа, даже при ис­следовании больших по объему рукописей является сущест­венным фактором, недооценка которого может привести к ошибочному выводу, то при исследовании кратких записей дифференциация штрихов в зависимости от темпа их вы­полнения является основным требованием. Наличие приз­наков, свидетельствующих даже о незначительном колебании темпа письма, должно обязательно насторожить экс­перта, так как выполнение кратких записей с подражанием почерку другого лица или с изменением некоторых письменных знаков без ярко выраженных признаков замедлен­ности движений не представляет больших трудностей,

В целях выделения признаков при исследовании крат­ких записей, выполненных измененным почерком, разработ­ки целесообразнее составлять также по отдельным элементам. На графическом изображении элемента следует схематически указать проявившиеся определенные свойства почерка, постоянно фиксируя внимание на отгра­ничении признаков, свидетельствующих о замедленности движений при выполнении.

3начительная часть почерковедческих исследований приходится на долю исследования подписей. Известно, что формирование подписей происходит, как правило, уже на базе имеющихся навыков письма. Движения при выполне­нии подписей, особенно у лиц, которым по роду работы приводится часто расписываться, становятся значительно автоматизированнее. Письменные знаки, входящие в тран­скрипцию подписей, деформируются, часть из них упрощает­ся, а некоторые (чаще всего начальные) усложняются. Происходит как количественное, так и качественное изме­нение входящих в подписи письменных знаков. Транскрип­ция преобладающего большинства подписей сокращается, некоторых - наоборот, увеличивается за счет присоедине­ния начальных букв имени и отчества, а в отдельных под­писях - дополнительных элементов, образующих иногда строчные, надстрочные или подстрочные штриховые начер­тания и росчерк.

Методика исследования подписей несколько отличает­ся от методики исследования почерка[6].

Однако в экспертной практике нередко исследованию подлежат подписи от имени вымышленных лиц, а также подписи в отношении которых установлено, что они вы­полнены не лицами, от чьего имени они значатся. По существу, это уже не подписи в их официальном значении, а почерк. Такие подписи, как правило, выполняются при­сущими исполнителю движениями, выработанными в процес­се формирования почерка. Эти движения образуют в основном систему почерковых начертаний, имеющих особеннос­ти в том, что нередко исполнитель подписи от имени вы­мышленных лиц пли от имени другого лица вносит отдель­ные штриховые элементы или росчерк (либо какие-то его части), выработанные им при формировании собственной подписи.

Сравнение подобных подписей необходимо проводить не только с почерком предполагаемого исполнителя, но и с его подписями.

Выделение признаков в таких случаях отличается тем, что эксперту следует обращать особое внимание на движения, воспроизводящие заключительные части элемен­тов письменных знаков, присущие почерку исполнителя, выполненные слитно с движениями, воспроизводящими на­чальные части элементов, свойственных его подписи. Не исключено, что в местах перехода движений и их соеди­нений могут возникнуть определенные особенности, не проявившиеся ни в почерке, ни в подписях предполагаемо­го исполнителя. Это надо учесть и по возможности про­вести экспериментальную проверку взаимодействия движе­ний при воспроизведении определенных почерковых начер­таний предполагаемыми исполнителями. Для этого необхо­димо неоднократно отобрать экспериментальные образцы почерка, выполненные в условиях, приближенных к написа­нию подлежащей исследованию подписи (подписей). Экс­периментальные образцы должны включить специальные, заранее разработанные сочетания элементов письменных знаков, встречающихся в исследуемых объектах.

Если же исследованию подлежат подписи, выполненные к тому же еще и измененным почерком, то выделить совокупность признаков, достаточную для достоверного решения вопроса об их исполнителе, удается очень редко. В лучшем случае отображенные в таких под­писях признаки пригодны для устранения некоторых лиц из числа предполагаемых исполнителей. Иногда эти вопро­сы решаются в зависимости от степени выработанности или координационной сложности почерка.

Однако нельзя решать вопрос о непригодности для установления исполнителя подписей, выполненных изменённым почерком, не проводя тщательного сравнительного исследования, так как, несмотря на общее изменение почерковых конструкций письменных знаков в целом, иногда сохраняются неизменными отдельные элементы, их части или сочетания. Не исключено также, что изменение пись­менных знаков произошло не за счет их полной деформа­ции, а в результате незначительного переформирования особенностей почерка, например, за счет увеличения или уменьшения протяженности движения при выполнении эле­ментов письменных знаков. В этом случае форма движения при выполнении начальной и заключительной частей или же одной из них может остаться неизменной. Либо она при выполнении элемента изменяется, но размещение точки начала (окончания) или точки пересечения (соединения) остается без изменения и т.д.

Таким образом, независимо от степени искажения подлежащей исследованию подписи, а также от количества письменных знаков, входящих в ее транскрипцию, эксперт обязан провести не только предварительное, но и сравни­тельное исследование. Анализ письменных знаков с целью выделения их свойств должен быть таким, чтобы ни одна, самая мельчайшая деталь, даже микроструктура штрихов но была оставлена без надлежащего исследования.

Имеются случаи, когда на экспертизу поступают записи на разных языках, для решения вопроса, не выпол­нены ли они одним лицом. Иногда также подлежат исследованию записи, выполненные в другой языковой транскрипции, чем представленные в качестве сравнительного ма­териала. С подобным видом исследования встречаются, например, при решении вопроса об исполнителях записей рецептов па отпуск лекарственных средств. Эксперты не всегда принимают такие материалы и решаются про­вести исследование. Однако изучение природы навыковых явлений и возможности их переноса, а также эксперимен­тальные исследования текстов, выполненных на разных языках, проведенные Я.Ю. Игнатьевой, позволяют рекомендовать использование взаимозависимости элементов и кон­турные навыковые движения при сравнительном исследо­вании записей разных языковых транскрипций[7].

Но данные рекомендации без особых дополнительных экс­периментов можно использовать лишь при исследовании записей, выполненных с помощью русского и латинского алфавита, так как они имеют письменные знаки, наиболее сходные по конструктивному строению.

Формирование почерка лица, умеющего писать на ла­тинском или русском языке, при обучении письму иной транскрипции происходит на базе уже имеющихся навыковых характеристик движений.

Таким образом, при обучении письму другой языко­вой транскрипции, с одной стороны, из-за однотипности элементов письменных злаков прописей происходит прис­пособление уже выработанных навыковых движений к но­вым письменным знакам языка, с другой стороны при наличии в этом языке особенностей в структурной слож­ности графического изображения отдельных письменных знаков вырабатываются некоторые новые или несколько видоизмененные движения. Отдельные письменные знаки разных языковых транскрипций полностью совпадают как ' по начертанию, так и по звучанию( );ряд письменных знаков совпадает по начертанию, хотя, и отличается по звучанию ( и др,).

Сходно также и графическое начертание цифр. Кроме того, существует и группа письменных знаков, совпадающих лишь по определенным элементам.

Особенности анализа признаков при исследовании таких Записей заключаются в том, что при составлении разработки признаков почерка необходимо дифференцировать письменные знаки по группам, выделив одинаковые по на­чертанию письменные знаки, буквы, в которых имеются сходные по начертанию отдельные элементы, и полностью различающиеся по конструкции. В разработку признаков почерка целесообразнее вносить графическое начертание но только письменных знаков в целом, но и отдельно каж­дого элемента, уточнив при этом, из каких письменных знаков он выделен.

Особое внимание должно быть направлено на изучение системы почерка в целом и возможности появления сочетаний элементов письменных знаков, имеющих в своем составе штрихи, предусмотренные типовыми прописями лишь одной языковой транскрипции подлежащих исследова­нию записей.

Начертания отдельных элементов или письменных знаков, не входящих в транскрипцию другого языка, целе­сообразнее разбить на такие части, которые дадут воз­можность выделить особенности навыкового движения, Если же исследованию будут подлежать записи, выполнен­ные на разных языках, да еще к тому же несопоставимые по темпу, времени написания, материалам письма и др., возможность сравнительного исследования исключается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...