Особенности выделения признаков почерка
ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ПРИЗНАКОВ В ЭЛЕМЕНТАХ ПИСЬМЕННЫХ ЗНАКОВ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ КРАТКИХ ТЕКСТОВ Москва 1977 А.И. Колонутова. Особенности анализа признаков в элементах письменных знаков при исследовании кратких текстов. М., изд. ВНИИ МВД СССР, 1977, 27 с. В пособии излагаются рекомендации по особенностям выделения и оценки частных признаков почерка в элементах письменных знаков при исследовании записей, содержащих ограниченный объем графического материала. Пособие предназначено для экспертов-криминалистов, специализирующихся в области исследования почерка. ВВЕДЕНИЕ В практике почерковедческих исследований значительное место занимают исследования отдельных записей, состоящих из небольшого количества, письменных знаков, записей, выполненных измененным почерком, а также подписей. Так, из 382 объектов, исследуемых в 185 экспертизах почерка, 166 оказалось с ограниченным объемом графического материала, из которых 121 составил исследование подписей. Из общего числа исследований положительный категорический вывод был дан по 213 объектам, положительный предположительный - по 11, отрицательный категорический - по 106, отрицательный предположительный - по 1, а по 49 объектам (12,8% от общего количества исследований) эксперты вынуждены были отказаться от решения вопроса относительно исполнителей записей и подписей Основными причинами отказа явились: в 14 материалах отсутствие одноименных письменных знаков в количестве, необходимом для установления устойчивости отображенных частных признаков (о из них выполнены замедленными движениями); в 17 материалах - простота исполнения письменных знаков и частота их встречаемости (4 выполнены замедленными движениями); в 7 материалах - отсутствие сопоставимых образцов.
Известно, что записи, содержащие ограниченный объем графического материала, являются одним из сложнейших объектов почерковедческих исследований. Если при исследовании значительных по объему текстов эксперт имеет возможность провести полный анализ признаков письменной речи, топографических, общих и частных признаков почерка и выявить определенные закономерности их образования (т.е. выделить совокупность признаков, индивидуализирующую почерк исполнителя рукописи с помощью традиционного криминалистического, вероятностно-статистического или иного метода), то при исследовании записей с ограниченным объемом графического материала проведение такого анализа значительно затруднено, а чаще всего невозможно. В практике производства почерковедческих исследований, да и в криминалистической литературе не определен критерий "ограниченного" (малого) объема графического материала, или "кратких текстов", так как к этому вопросу нельзя подойти с чисто количественной оценкой. Известно, что идентификационная значимость графических признаков имеет большой размах. Есть признаки, которые встречаются в почерке примерно каждого второго лица а иногда и чаще (часто встречающееся) и наоборот, на тысячу почерков пять или менее раз (редко встречающиеся)[1]. Поэтому не исключено, что в отдельных случаях может быть направлена на исследование очень краткая запись, состоящая из трех, пяти или менее того письменных знаков, которая по объему содержащегося в этих знаках графического материала (т.е. по представленной возможности выделить из них имеющие, большую информационную ценность признаки) вполне достаточна для идентификации ее исполнителя, а тем более для возможности исключения определенных лиц из числа предполагаемых исполнителей. При условии, что в каждом письменном знаке такой записи будут обнаружены один, а иногда и более редко встречающихся признаков. С другой стороны, на исследование могут поступить записи со значительно большим количеством письменных знаков, но выполненных простыми часто встречающимися движениями. Выделить совокупность признаков почерка, которая бы могла оказаться индивидуальной, в подобных записях не всегда удается.
Следовательно, понятие малого или ограниченного объема графического материала, принятое экспертами-почерковедами, чисто условное, включающее в себя качественно—количественную характеристику совокупности содержащихся в объекте почерковедческого исследования признаков почерка. К записям с ограниченным объемом графического материала можно отнести: 1) записи, состоящие из нескольких отдельных элементов или сочетаний элементов письменных знаков; 2) записи, состоящие из небольшого количества разноименных письменных знаков; 3) записи, состоящие из нескольких слов и имеющие в своем составе одноименные письменные знаки, но по конструктивной сложности относящиеся к простым; 4) записи, имеющие в своем составе одноименные письменные знаки, но выполненные маловыработанным или измененным почерком; 5) подписи, выполненные от имени вымышленных лиц, и те, в процессе исследования которых установлено, что они выполнены не лицами, от чьего имени они значатся. К этой же группе можно условно отнести и записи, для сравнительного исследования которых представлены образцы почерка, выполненные на другом языке, так как в этом случае методика выделения и оценки признаков аналогична анализу признаков при исследовании кратких текстов. В криминалистической литературе встречаются отдельные суждения о том, что в некоторых случаях эксперт может отказаться от решения вопроса установления исполнителей приписок отдельных элементов букв или цифр[2]. Совершенно очевидно, что на современном уровне развития судебно-почерковедческих исследований установление исполнителя отдельных штрихов или письменных знаков, состоящих из одного-двух простейших элементов, выходит за пределы возможностей экспертов-почерковедов. Однако в экспертной практике встречается сравнительно мало объектов исследования, о которых в результате их осмотра можно сказать, что они непригодны для идентификации исполнителя. Как правило, на исследование поступают записи, состоящие из отдельных элементов, их сочетаний или письменных знаков, о пригодности для идентификации которых можно утверждать лишь после проведения сравнительного исследования. Известно также, что некоторые записи (чаще всего подписи) могут оказаться неподходящими для установления исполнителя, но достаточными для исключения определенных лиц из числа предполагаемых исполнителей.
В настоящем пособии изложены некоторые рекомендации по особенностям выделения и оценки признаков в элементах письменных знаков и их сочетаний, необходимые при исследовании записей, содержащих ограниченный объем графического материала.
ОСОБЕННОСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ПОЧЕРКА Обучение письму производится по типовым прописям, т.е. по специально разработанным образцам для каждого письменного знака, предусматривающим заранее заданное количество необходимых составляющих его элементов, их размещение и форму движения при их исполнении. Несмотря на это, под влиянием различных внешних и внутренних факторов при обучении письму письменные знаки подвергаются сильной деформации. Кроме того, постепенно, по мере перехода к более быстрому темпу письма происходит еще большее отступление от типовых начертаний элементов письменных знаков и включение в почерк таких знаков, которые лишь в общих чертах напоминают предусмотренные типовыми нормами, В значительном количестве письменных знаков (особенно в упрощенных почерках) многие предусмотренные типовой схемой элементы видоизменяются за счет присоединения штрихов предшествующих или последующих письменных знаков. При этом некоторые из элементов исключаются из письменных знаков полностью. Таким образом меняется не только качественная характеристика элементов, составляющих письменные знаки, но и их количественное соотношение.
Особенно большим деформациям подвергаются элементы сложных по конфигурации письменных знаков в рукописях, выполняемых в быстром темпе. Нередко в подобных случаях возможность выделения и отграничения составляющих ее письменных знаков, а тем более элементов письменного знака, исчезает. Однако возможность идентификации исполнителя таких рукописей остается, а в ряде почерков даже и повышается, так как в них достаточно полно отображается характеристика движений, которая возникает в результате динамической непрерывности письма и отражает двигательный навык пишущего. Известно, что эксперт, наблюдая и анализируя свойства элементов письменных знаков каждого исследуемого объекта, мысленно определяет информацию этих свойств и выделяет наиболее существенные, характерные, оригинальные. Установлено также, что разрешающая способность глаза недостаточно велика и поэтому экспорт в состоянии выделить признаки, отображенные лишь в частях элементов письменных знаков, хорошо различаемых невооруженным глазом. Такой анализ свойств и выделение признаков вполне достаточны, если исследованию подлежат сравнительно большие записи, но не всегда подходят, если подвергающиеся изучению записи содержат ограниченный объем графического материала. В таких случаях на помощь эксперту должно прийти использование увеличительных приборов (микроскоп, лупа), т.е. так называемое "инструментальное наблюдение". Применяя увеличительные приборы при исследовании штрихов, эксперт с их помощью значительно легче отграничивает детали письменных знаков, выполненных замедленными движениями, и выделяет мельчайшие особенности движений при выполнении штрихов письменных знаков, содержащие наиболее ценную информацию. Применение увеличительных приборов помогает расширить объем информации о свойствах или так называемом "графическом материале" исследуемого объекта. Результат проведенного обобщения экспертной практики, литературных источников и экспериментальной работы позволяет сделать вывод, что принятое до настоящего времени деление письменных знаков на элементы и существующая система их классификации, предложенные для обучения письму и играющие значительную роль в процессе сравнительного исследования относительно четких, разборчивых текстов, не совсем пригодны для анализа нечетких, выполненных в быстром темпе рукописей. В этой связи представляется возможным предложить несколько иную классификацию элементов письменных знаков с учетом их положения в письменных знаках, в определенных буквосочетаниях, а также в словах.
При исследовании высоковыработанных, нечетких почерков целесообразнее рассматривать элемент письменного знака не как раз и навсегда выделенный отрезок фиксированного движения, составляющий письменный знак, а учитывать рекомендацию Я.Ю. Игнатьевой, которая указывает, что "элемент рукописного знака - это выделяемая в процессе исследования характеристика движений, отражающая двигательный навык пишущего, которая возникла в результате динамической непрерывности письма и которая статистически устойчива[3]. Она предлагает выделять не только элементы рукописных знаков, но и элементы в буквосочетаниях. Известно, что все многообразие сочетаний движений, с помощью которых воспроизводятся элементы рукописных знаков, представляет собой присущие руке поступательные и вращательные движения. Эти движения по форме делятся на прямолинейные (горизонтальные, наклонные и вертикальные) и криволинейные (овальные, полуовальные, петлевые, дуговые и извилистые). В зависимости от конфигурации и размера письменных знаков составляющие их элементы по протяженности движений подразделяют на большие и малые, а по размещению относительно линии строки - на надстрочные, строчные и подстрочные. Для характеристики выделенных элементов с целью удобства проведения сравнительного анализа и описания результатов исследования записей, содержащих малый объем графического материала, целесообразно проводить более дробное деление штрихов, для чего каждый выделенный в ходе исследования элемент можно анализировать и описывать по составляющим его частям. Так, в прямолинейном горизонтальном элементе можно выделить левую, среднюю и правую части, в прямолинейном вертикальном -верхнюю, среднюю и нижнюю. Элементы, характеризующие криволинейное движение, рекомендуется подразделять на левую и правую, верхнюю и нижнюю части. Для характеристики движений, которыми достигается безотрывность письма, целесообразно пользоваться наименованием "возвратные движения" предусматривая при этом также и форму движения при их выполнении, а именно: возвратно-прямолинейные движения (например, в буквах и др.), возвратно-дуговые (вогнутые) движения (в буквах и до.) и возвратно-дуговые (выпуклые) движения (в буквах и др.). Рассмотрим отдельно по каждой из указанных выше групп некоторые особенности выделения частных признаков почерка в элементах письменных знаков записей, содержащих ограниченный объем графического материала. Нередко объектами почерковедческого исследования бывают отдельные слова, части слов, некоторые письменные знаки, а иногда даже и отдельные элементы письменных знаков или их сочетания. Чаще всего исследования подобных объектов, содержащих малый объем графического материала, проводят в связи с необходимостью установления лиц, производивших изменения содержания записей в различного рода документах: паспортах, удостоверениях, справках, листках нетрудоспособности, ведомостях, нарядах и др. Обычно в паспортах изменениям подвергаются записи, расположенные в строках: "имя, отчество, фамилия, год рождения, отношение к военной службе, срок действия, основание выдачи", записи в оттисках штампов о прописке и выписке, регистрации брака, а также подписи владельцев паспортов; в военных билетах, удостоверениях, справках - фамилии, даты подписи; в накладных, в ведомостях - чаще всего цифровые записи и подписи. Известно, что изменения записей могут быть произведены путем удаления отдельных письменных знаков как без последующего добавления каких-либо дополнительных элементов (или их частей), так и с допиской к оставшимся новых элементов или сочетаний, а иногда лишь некоторых частей элементов письменных знаков. Так, например, букву путем дописки к ней различных элементов можно превратить в буквы и, наоборот, буква превращается в букву ,если удален второй элемент, и в букву при частичном удалении также и правой части первого элемента. Эта же буква может приобрести и конфигурацию буквы при удалении верхней части овального элемента; путем дописки соответствующих элементов цифру 1 легко можно превратить в цифру 4 или 7 и наоборот. Кроме того, изменения записей могут быть произведены допиской букв и цифр, сочетаний элементов без предварительного удаления ранее имевшихся письменных знаков. Например, к слову "военнообязанный" добавляется частица "не", украинские фамилии путем дописки определенных окончаний легко изменяются на фамилии лиц русской национальности, окончания фамилий лиц мужского пола - на фамилии лиц женского пола и т.п. Изменения содержания записей в документах, как правило, производятся не теми лицами, которые делают первоначальные записи, поэтому проведение почерковедческого исследования помогает обнаружить произведенные изменения. Однако лица, исполнившие дописки и изменения, как правило, стараются по возможности воспроизвести письменные знаки с подражанием тем, которые имелись в написанных ранее записях. В связи с этим процесс исследования осложняется двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что исследованию подлежат слишком краткие записи, содержащие ограниченный объем графического материала, к, во-вторых, что почти во всех случаях дописанные письменные знаки выполнены с подражанием почерку, которым выполнены первоначальные записи. Процесс исследования обычно начинается с предварительной стадии. Проводится тщательное изучение каждого элемента всех письменных знаков подлежащей исследованию записи с целью обнаружения необычности их выполнения (устанавливается темп письма, возможное наличие следов предварительной подготовки, размещение записей относительно линии графления и реквизитов документа, отдельных слов и чисел, а также письменных знаков и их элементов между собой). В ходе анализа необходимо также учитывать и то обстоятельство, что отдельные штрихи (или буквы в целом) могли быть дописаны на месте подчищенных записей, написанных ранее, поэтому особое внимание в таких случаях должно быть направлено на изучение структуры штрихов. Структура штрихов записей, расположенных на подчищенных участках бумаги, естественно, будет иной, чем на остальных, за счет нарушения проклейки[4]. В связи с этим для отграничения штрихов, выполненных быстрыми движениями, но на участках бумаги с нарушением проклейки и имеющих расплывы, от штрихов, выполненных замедленными движениями, необходимо тщательное микроскопическое исследование. Вслед зарешением вопроса о наличии (отсутствии) дописанных частей и отграничении дописанных объектов от имевшихся ранее, а также дифференциации элементов письменных знаков в зависимости от темпа выполнения и общих конфигурационных особенностей, после того как определено, что дописанные части написаны с подражанием почерку первоначальных записей, можно приступить к выделению признаков. Особенностью стадии раздельного исследования является то, что кроме обычной разработки со схематическим изображением каждого письменного знака необходимо составить разработку с подробным изображением каждого отдельного элемента, входящего в подлежащий исследованию объект. В связи с тем, что при исследовании дописанных записей одноименные письменные знаки встречаются крайне редко, а иногда их не бывает вовсе, в целях возможного определения относительной устойчивости проявления признаков почерка целесообразно использовать однотипные элементы разноименных письменных знаков. При составлении разработок, по кратким записям рекомендуется начинать анализ с прямолинейных элементов. В них необходимо учитывать угол наклона, размещение точки начала и окончания движения, а также форму движения при выполнении начальной и заключительной частей. Все это следует отметить в разработке признаков. Что касается криволинейных элементов, то первоочередное внимание во всех элементах этой группы надо обратить на выяснение направления движения при их выполнении, а затем изучить и графически отобразить все проязившиеся в этих элементах особенности. При этом целесообразнее изучать отдельно большие (в буквах , и т.д.) и малые (в буквах и т.п.) по протяженности движений овальные элементы; петлевые элементы (надстрочные, строчные и подстрочные) также анализируются отдельно. Подстрочные петлевые элементы, большие по протяженности движений (в буквах ), исследуются отдельно от малых ( Примерно в том же порядке подвергаются изучению полуовальные, извилистые, дуговые и другие элементы. Кроме графического изображения каждого элемента в разработке необходимо фиксировать размещение точек соединения движений и схематически форму движения при соединении данных элементов с предыдущими и последующими. Исследованию нередко подвергаются и записи, выполненные выработанным почерком, состоящие из небольшого количества разноименных письменных знаков. Сложность выявления частных признаков в такого рода записях заключается в том, что в них не всегда возможно проследить проявление определенных свойств почерка в двух пли более одноименных письменных знаках. Исходя из этого, анализ письменных знаков с целью выделения отобразившихся в них частных признаков почерка целесообразнее проводить не по отдельным письменным знакам и их сочетаниям, как обычно рекомендуется при исследовании больших по объему рукописей, а по элементам рукописных знаков, т.е. по выявленным в процессе исследования характеристикам движений, отображающим двигательный навык пишущего. При составлении разработок для исследования подобных записей на графическом изображении выделенных элементов письменных знаков проводится разметка соответствующих проявившихся в них признаков (рис.1). Здесь же в разработке после схематического изображения выделенного элемента рекомендуется также перечислить письменные знаки, в которых данный элемент имеется. Такая разработка особенно необходима в тех случаях, когда на исследование поступает краткая запись, к тому же выполненная упрощенным нечетким почерком. Например, в разработку выделенных признаков поступившей на исследование записи (см. рис.1) целесообразно включить: Составленная таким образом разработка значительно облегчит выявление определенных признаков и установление их относительной устойчивости. На исследование поступают также краткие записи, хотя и имеющие в своем составе одноимённые письменные знаки, но выполненные простыми по конструктивной сложности движениями. Выделение комплекса признаков, достаточного для установления исполнителя этих записей, затрудняется тем, что, как правило, все признаки, отображенные в письменных знаках, выполненных простыми движениями, малоинформативны, т.к. встречаются иногда в каждом втором почерке, а то и чаще. Учитывая относительную краткость поступившей на исследование записи и простоту ее исполнения, кроме обычного выделения всех имеющихся в записи частных признаков эксперту необходимо серьезное внимание уделить изучению мельчайших свойств исследуемых штрихов. Так, например, в элементах, выполненных прямолинейными движениями, следует особо тщательно изучить особенность формы движения начальной и заключительной части, угол наклона, относительное размещение точек начала и окончания движения; в элементах, выполненных петлевыми движениями, проанализировать особенности формы движения при выполнении верхней и нижней части петли, относительное размещение всего петлевого движения, а также точки пересечения штрихов; в овальных элементах - форму движения при выполнении отдельных частей (верхней, нижней и др.), а так же размещение точек начала и окончания движений в письменных знаках, выполненных без соединения с предыдущими и последующими и точек пересечения или соединения движении, если овальные элементы выполнены в соединении с предыдущими и последующими и т.д. При исследовании кратких текстов, выполненных маловыработанным почерком, главной особенностью является необходимость изучения этих записей с целью установления темпа письма. Известно, что маловыработанный почерк характеризуется, как правило, небольшой связностью письменных знаков и невысоким темпом письма, в результате этого повышается возможность воспроизведения письменных знаков с подражанием маловыработанным движениям. В этой связи на подготовительной стадии необходимо установить, не имела ли место при выполнении подлежащей исследованию записи замедленность движений. И лишь после установления ее отсутствия можно начать анализ проявившихся в этой записи признаков почерка. Изучение особенностей почерка, которым выполнены исследуемые записи, наиболее целесообразно проводить по отдельным элементам, составляющим письменные знаки так, как это показано выше. Как показывает обобщение экспертной практики, в записях, выполненных маловыработанным почерком, как правило, наблюдается взаимозависимость происходящих изменений при выполнении однотипных элементов разноименных письменных знаков. Однако предусмотренные прописями однотипные элементы письменных знаков в мало-выработанных почерках могут выполняться различными движениями, кроме того, иногда встречаются одинаковые по форме движения при выполнении тех элементов, которые по прописям должны выполняться по-разному. Наиболее сложными объектами почерковедческого исследования являются краткие записи, выполненные изменённым почерком, независимо от того, имело ли место умышленное изменение почерка при выполнении подлежащих исследованию записей или изменение почерка вызвано какими-либо необычными условиями письма или психофизическим состоянием писавшего[5]. Выполнение рукописи измененным почерком значительно сокращает объем графического материала рукописи, необходимого для установления исполнителя. Сложность исследования еще более возрастает, если исследованию подлежит краткая запись, выполненная измененным почерком. Однако вопрос о ее непригодности для установления исполнителя может быть решен только после тщательного анализа всех свойств элементов письменных знаков, независимо от того, что исследуемая запись выполнена измененным почерком и кратка по содержанию. Известно, что при выделении признаков, отображенных в письменных знаках рукописей, выполненных измененным почерком, необходимо предварительно провести отграничение элементов письменных знаков, в которых имеются признаки, свидетельствующие о замедленности движении, от элементов, начертанных быстрыми автоматизированными движениями. Процесс составления разработок по этому виду исследуемых записей отличается от аналогичных действий по обычным рукописям. В разработках, составленных по результатам анализа свойств письменных знаков в кратких записях, выполненных измененным почерком, помещаются все элементы письменных знаков, воспроизведенные быстрыми автоматизированными движениями, с отметкой выделенных признаков на графическом изображении этих элементов. Наряду с этим необходимо выделить отдельные особенности свойств элементов письменных знаков, исполненных замедленными движениями, при условии, если представляется возможным установить устойчивость проявления данного свойства и его происхождение. Если отграничение свойств элементов письменных знаков, исполненных быстрыми автоматизированными движениями, от выполненных с замедлением темпа, даже при исследовании больших по объему рукописей является существенным фактором, недооценка которого может привести к ошибочному выводу, то при исследовании кратких записей дифференциация штрихов в зависимости от темпа их выполнения является основным требованием. Наличие признаков, свидетельствующих даже о незначительном колебании темпа письма, должно обязательно насторожить эксперта, так как выполнение кратких записей с подражанием почерку другого лица или с изменением некоторых письменных знаков без ярко выраженных признаков замедленности движений не представляет больших трудностей, В целях выделения признаков при исследовании кратких записей, выполненных измененным почерком, разработки целесообразнее составлять также по отдельным элементам. На графическом изображении элемента следует схематически указать проявившиеся определенные свойства почерка, постоянно фиксируя внимание на отграничении признаков, свидетельствующих о замедленности движений при выполнении. 3начительная часть почерковедческих исследований приходится на долю исследования подписей. Известно, что формирование подписей происходит, как правило, уже на базе имеющихся навыков письма. Движения при выполнении подписей, особенно у лиц, которым по роду работы приводится часто расписываться, становятся значительно автоматизированнее. Письменные знаки, входящие в транскрипцию подписей, деформируются, часть из них упрощается, а некоторые (чаще всего начальные) усложняются. Происходит как количественное, так и качественное изменение входящих в подписи письменных знаков. Транскрипция преобладающего большинства подписей сокращается, некоторых - наоборот, увеличивается за счет присоединения начальных букв имени и отчества, а в отдельных подписях - дополнительных элементов, образующих иногда строчные, надстрочные или подстрочные штриховые начертания и росчерк. Методика исследования подписей несколько отличается от методики исследования почерка[6]. Однако в экспертной практике нередко исследованию подлежат подписи от имени вымышленных лиц, а также подписи в отношении которых установлено, что они выполнены не лицами, от чьего имени они значатся. По существу, это уже не подписи в их официальном значении, а почерк. Такие подписи, как правило, выполняются присущими исполнителю движениями, выработанными в процессе формирования почерка. Эти движения образуют в основном систему почерковых начертаний, имеющих особенности в том, что нередко исполнитель подписи от имени вымышленных лиц пли от имени другого лица вносит отдельные штриховые элементы или росчерк (либо какие-то его части), выработанные им при формировании собственной подписи. Сравнение подобных подписей необходимо проводить не только с почерком предполагаемого исполнителя, но и с его подписями. Выделение признаков в таких случаях отличается тем, что эксперту следует обращать особое внимание на движения, воспроизводящие заключительные части элементов письменных знаков, присущие почерку исполнителя, выполненные слитно с движениями, воспроизводящими начальные части элементов, свойственных его подписи. Не исключено, что в местах перехода движений и их соединений могут возникнуть определенные особенности, не проявившиеся ни в почерке, ни в подписях предполагаемого исполнителя. Это надо учесть и по возможности провести экспериментальную проверку взаимодействия движений при воспроизведении определенных почерковых начертаний предполагаемыми исполнителями. Для этого необходимо неоднократно отобрать экспериментальные образцы почерка, выполненные в условиях, приближенных к написанию подлежащей исследованию подписи (подписей). Экспериментальные образцы должны включить специальные, заранее разработанные сочетания элементов письменных знаков, встречающихся в исследуемых объектах. Если же исследованию подлежат подписи, выполненные к тому же еще и измененным почерком, то выделить совокупность признаков, достаточную для достоверного решения вопроса об их исполнителе, удается очень редко. В лучшем случае отображенные в таких подписях признаки пригодны для устранения некоторых лиц из числа предполагаемых исполнителей. Иногда эти вопросы решаются в зависимости от степени выработанности или координационной сложности почерка. Однако нельзя решать вопрос о непригодности для установления исполнителя подписей, выполненных изменённым почерком, не проводя тщательного сравнительного исследования, так как, несмотря на общее изменение почерковых конструкций письменных знаков в целом, иногда сохраняются неизменными отдельные элементы, их части или сочетания. Не исключено также, что изменение письменных знаков произошло не за счет их полной деформации, а в результате незначительного переформирования особенностей почерка, например, за счет увеличения или уменьшения протяженности движения при выполнении элементов письменных знаков. В этом случае форма движения при выполнении начальной и заключительной частей или же одной из них может остаться неизменной. Либо она при выполнении элемента изменяется, но размещение точки начала (окончания) или точки пересечения (соединения) остается без изменения и т.д. Таким образом, независимо от степени искажения подлежащей исследованию подписи, а также от количества письменных знаков, входящих в ее транскрипцию, эксперт обязан провести не только предварительное, но и сравнительное исследование. Анализ письменных знаков с целью выделения их свойств должен быть таким, чтобы ни одна, самая мельчайшая деталь, даже микроструктура штрихов но была оставлена без надлежащего исследования. Имеются случаи, когда на экспертизу поступают записи на разных языках, для решения вопроса, не выполнены ли они одним лицом. Иногда также подлежат исследованию записи, выполненные в другой языковой транскрипции, чем представленные в качестве сравнительного материала. С подобным видом исследования встречаются, например, при решении вопроса об исполнителях записей рецептов па отпуск лекарственных средств. Эксперты не всегда принимают такие материалы и решаются провести исследование. Однако изучение природы навыковых явлений и возможности их переноса, а также экспериментальные исследования текстов, выполненных на разных языках, проведенные Я.Ю. Игнатьевой, позволяют рекомендовать использование взаимозависимости элементов и контурные навыковые движения при сравнительном исследовании записей разных языковых транскрипций[7]. Но данные рекомендации без особых дополнительных экспериментов можно использовать лишь при исследовании записей, выполненных с помощью русского и латинского алфавита, так как они имеют письменные знаки, наиболее сходные по конструктивному строению. Формирование почерка лица, умеющего писать на латинском или русском языке, при обучении письму иной транскрипции происходит на базе уже имеющихся навыковых характеристик движений. Таким образом, при обучении письму другой языковой транскрипции, с одной стороны, из-за однотипности элементов письменных злаков прописей происходит приспособление уже выработанных навыковых движений к новым письменным знакам языка, с другой стороны при наличии в этом языке особенностей в структурной сложности графического изображения отдельных письменных знаков вырабатываются некоторые новые или несколько видоизмененные движения. Отдельные письменные знаки разных языковых транскрипций полностью совпадают как ' по начертанию, так и по звучанию( );ряд письменных знаков совпадает по начертанию, хотя, и отличается по звучанию ( и др,). Сходно также и графическое начертание цифр. Кроме того, существует и группа письменных знаков, совпадающих лишь по определенным элементам. Особенности анализа признаков при исследовании таких Записей заключаются в том, что при составлении разработки признаков почерка необходимо дифференцировать письменные знаки по группам, выделив одинаковые по начертанию письменные знаки, буквы, в которых имеются сходные по начертанию отдельные элементы, и полностью различающиеся по конструкции. В разработку признаков почерка целесообразнее вносить графическое начертание но только письменных знаков в целом, но и отдельно каждого элемента, уточнив при этом, из каких письменных знаков он выделен. Особое внимание должно быть направлено на изучение системы почерка в целом и возможности появления сочетаний элементов письменных знаков, имеющих в своем составе штрихи, предусмотренные типовыми прописями лишь одной языковой транскрипции подлежащих исследованию записей. Начертания отдельных элементов или письменных знаков, не входящих в транскрипцию другого языка, целесообразнее разбить на такие части, которые дадут возможность выделить особенности навыкового движения, Если же исследованию будут подлежать записи, выполненные на разных языках, да еще к тому же несопоставимые по темпу, времени написания, материалам письма и др., возможность сравнительного исследования исключается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|