Метод категорий предпочтений
Метод является самым сложным и дорогим. Он предполагает проведение маркетинговых исследований с использованием профессиональных программных продуктов. Основан на обработке и оценке большого количества информации, в том числе использования опроса потребителей. Метод доминирующих характеристик Самый простой и относительно дешёвый из существующих методов. Состоит с использованием одного выбранного параметра при выборе поставщика. Чаще всего используются цена ТРУ (на отечественных предприятиях – носит название «запрос котировок»). Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимают гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.п. Надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения. Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процессов. Отсутствие комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле - к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки. Поэтому в зарубежной практике применяют критерий «качество» или «надёжность поставки».
Метод рейтинговых оценок Суть метода состоит в использовании совокупности критериев. Для каждого поставщика выстраивается система оценок по выбранным критериям. Рейтинг находится в результате произведения оценки на вес критерия. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. Разновидность метода – балльная оценка. Значение рейтинга поставщика определяется путем суммирования произведения значений критерия на его экспертную балльную оценку. Существует и другая разновидность этого метода - расчет негорейтинга (негативного рейтинга) поставщика, причем здесь наименьшему итоговому значению негорейтинга соответствует наилучший поставщик. Подробнее этот метод будет рассмотрен в практикуме ниже Основными считаются стоимость ТРУ и их качество. Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико. Так, транспортные расходы тоже находятся в поле зрения организации снабжения. Принимаются во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость доставки, партионность грузов, способ упаковки, метод разгрузки. Существует более 60-ти различных критериев выбора поставщика. В данном пособии это используется в пример выполнения работы. Метод оценки затрат Называют этот метод также стоимостным или затратно - коэффициентным методом. Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку. Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства и т.п.
Важнейшим элементом в политике закупок является анализ цены приобретаемых товаров. Для этого используют различные виды расчетов: o простой метод калькуляции (общие издержки/произведенная продукция); o калькуляция по эквивалентным показателям (издержки дробятся по отдельным статьям и берутся усредненно); o постоянная калькуляция (точный учет издержек по каждой операции). При анализе цен учитывается также дополнительные работы и услуги, например, проведение консультаций, подготовка документации, упаковка, таможенные пошлины, транспортировка и т.д. При использовании метода весь процесс снабжения делится на несколько миссий (разные варианты), для каждой из которых тщательно рассчитываются все расходы. Этот метод достаточно трудоемкий, длительный и дорогой, требует большого количества информации.
В целом целевой стратегией в области закупок является надежное обеспечение производственных подразделений фирмы качественными материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственного графика, который составляется в соответствии с маркетинговой стратегией, и опирается на решение следующих задач: 1) соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и материалов; 2) обеспечение точного соответствия между объемом поставок и потребностями в них; 3) соблюдение требований производства по качеству сырья и материалов. II. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ. ОЦЕНКА ПОСТАВЩИКОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРЕДЫДУЩЕЙ РАБОТЫ С НИМИ
ДАНО: Фирма «Альфа» в течение 2-х месяцев получала от поставщиков №1 и №2 товары А и В. Поставлена задача о выборе одного из них. Принять правильное решение поможет использование оценки рейтинга каждого поставщика. Пример расчета выполняется по следующим показателям: цена, надежность и качество поставляемого товара. Информация о взаимной деятельности партнеров содержится в табл. 1 - 4. Таблица 1 Данные о динамике цен на продукцию, по товарам А и Б
Таблица 2
Данные о динамике поставки товаров ненадлежащего качества
Таблица 3 Данные о динамике нарушений поставщиками установленных сроков поставок
Таблица 4 Значение критериев при оценке поставщиков
Решение Расчет изменения цены (средневзвешенного темпа роста цен) Для оценки поставщика по критерию «цены» применяются следующие зависимости:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|