Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая производственная характеристика ООО «СИВЕРКА»»




ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «СИВЕРКА»

Краткая производственная характеристика ООО «СИВЕРКА»»

 

ООО «СИВЕРКА» располагается на территории го Домодедово., в пос. Ильинское. Производство функционирует с 2006 года.

Основные задачи:

  а) Изготовление комплектующих деталей и сборочных единиц производства

б) Изготовление товаров народнохозяйственного назначения.

Механообрабатывающее производство включает в себя:

а) Производственное отделение и производственные участки, возглавляемые начальником отделения, начальниками участков, старшими мастерами, подчиненными заместителю начальника по производству спец изделий или ТНП.

б) Служба подготовки производства в составе служб механика, энергетика, возглавляемая заместителем начальника по подготовке производства.

в) Планово-экономическое отдел, возглавляемый начальником и административно-хозяйственная служба, возглавляемая помощником начальника производства по хозяйственным вопросам.

г) Технологический отдел

д) Отдел автоматизированной системы управления.

е) Административно-хозяйственная служба.

 

2.2. Анализ формирования прибыли ООО «СИВЕРКА».

 

Анализ формирования финансовых результатов до налогообло­жения по составу доходов за анализируемый период может быть проведен как для целей управления активами в самой организа­ции, так и внешними пользователями информации, акционера­ми, партнерами по бизнесу. Источником информации такого анализа служит отчет о прибылях и убытках. Изучение динами­ки финансовых результатов по составляющим ее элементам по­зволяет оценить:

- конкурентные позиции организации, так как рост прибы­ли свидетельствует о повышении спроса на продукцию данного предприятия;

- стратегию управления активами, так как снижение при­были от основной деятельности при одновременном увеличе­нии операционных доходов означает увеличение операций, свя­занных с передачей имущества в аренду или продажей активов.

Анализ динамики прибыли до налогообложения и ее составляющих проводится в соответствии со следующей моделью (тыс. руб.):

где  - прибыль (убыток) до налогообложения;

 - прибыль (убыток) от продаж;

- прочие доходы

- прочие расходы;

По данным таблицы видно, что прибыль до налогообложения в отчетном году увеличилась значительно — на 259 тыс. руб.или на 51%.

В базисном году на долю прибыли до налогообложения приходилось 78,2%, положительное сальдо прочих доходов и расходов — 17,9%, положительное сальдо прочих доходов и расходов — 3,9%.

В отчетном году прибыль от продаж превысила прибыль до налогообложения на 3%, поскольку доля прочих доходов уменьшилась на 2,9%, что незначительно снизило прибыль до налогообложения.

Изменение прибыли () от реализации продукции в за­висимости от объема реализованной продукции, отпускной цены на продукцию и себестоимости единицы продукции рассчиты­вается по следующей формуле:


где  - прибыль отчетного и базисного годов, тыс. руб.;

 - количество реализованной продукции в отчетном и ба­зисном годах, ед.;

 - отпускная цена на единицу продукции в отчетном ■ базисном годах, руб.;

 -себестоимость единицы продукции в отчетном и ба­зисном годах, руб.

Для расчета влияния изменения отпускных цен на продук­цию на прибыль используется метод цепных подстановок:

,

Расчет влияния количества реализованной продукции на прибыль определяется следующим образом:

Расчет влияния изменения себестоимости на прибыль опре­деляется следующим образом:

Таким образом, изменение прибыли организации за анализируемый период зависит от трех основных факторов: отпускной цены на единицу продукции, количества реализуемой продукции и себестоимости единицы продукции, что можно рассчитать следующим образом:

По данным табл. 2.2 проведем факторный анализ предприятия.

Изменение прибыли равно:

∆Поб= 1250,0(1450,0 - 1427,7) - 880(1440,0 - 1424,7) = 14415,0 тыс. руб

Влияние изменения отпускных цен на прибыль:

∆Пц=14415,0 -1250,0[(1450,0 -1427,7)- (1440,0 -1424,7)]= = 5661,0 тыс. руб

                                                                                            Таблица 2.2

 Исходные данные для факторногоанализа

 

Показатель 2007 г. 2008 г. Абсолютное отклонение Темп роста, %
1. Количество реализован­ной продукции, тыс.ед. 880,0 1250,0 370,0 42,0
2. Цена единицы продук­ции, руб. 1440,0 1450,0 10,0 7,1
3. Себестоимость единицы продукции, руб. 1424,7 1427,7 3,0 2,4
4. Прибыль, тыс. руб. 6779,0 13954,0 7175,00 105,8

По данным табл. 2.2 проведем факторный анализ предприятия.

Влияние количества реализованной продукции на прибыль:

∆Пе=14415,0 - [1250,0(1450,0-1427,7) -880,0(1440,0-1424,7)]= 12500,0 тыс. руб.

Влияние изменения себестоимости на прибыль:

∆Пц =14415,0 - [1250,0(1450,0-1424,7) - 880,0(1440,0-1424,7)]=- 3750,0 тыс. руб.

Следовательно,

16480,0= 5642,5 + 12500,0 - 1662,5.

Таким образом, факторный анализ прибыли показал следу­ющее:

- повышение отпускной цены на 7,1 % привело к увеличе­нию прибыли в 2008 г. на 5661,0 тыс. руб.;

- увеличение количества реализуемой продукции на 42,и /о привело к повышению прибыли на 12500,0 тыс. руб.;

-  повышение себестоимости на 2,4 % привело к снижению прибыли на 3750,0 тыс. руб.

Объектом распределения прибыли служит балансовая прибыль. Под ее распределением понимают направление соответствую­щих частей балансовой прибыли в бюджет государства, пред­приятия в соответствии с существующим законодательством.

Распределение прибыли законодательно регулируется в той части которая поступает в бюджеты разных уровней в виде на­логов и других обязательных платежей. Структура статей расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, находится в компетенции руководства предприятия.

Формирование системы распределения прибыли в условиях рынка - важный хозяйственный процесс, который должен обеспечивать предприятию нормальное функционирование.

Механизм распределения прибыли должен способствовать повышению эффективности производства, стимулированию более прогрессивных форм хозяйствования, определению рацио­нального соотношения доли прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Система распределения прибыли должна экономически обосновывать гарантии выполнения финансовых обязательств пе­ред государством, способствовать рациональному обеспечению производственного процесса предприятия ресурсами с нашими затратами.

Система распределения прибыли строится с учетом следующих принципов:

- прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием;

- прибыль для государства поступает в бюджеты в виде налогов и сборов. Состав, ставки налогов, порядок их начисления могут быть изменены только законодательно;

- величина прибыли предприятия, остающаяся в его распо­ряжении, не должна снижать заинтересованность предприятия в улучшении результатов деятельности;

- порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в уставе предприятия.

При распределении балансовой прибыли осуществляют ее корректировку.

Балансовая прибыль предприятия включает:

- прибыль от реализации товарной продукции;

- прибыль от реализации прочей продукции и услуг;

- прибыль от реализации основных фондов и другого имущества,

- внереализационные доходы и расходы.

Из чистой прибыли предприятие уплачивает:

- проценты по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам;

- некоторые виды сборов и налогов (например, налог на пере­продажу автомобилей, вычислительной техники, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, за право торговли и т.п.)

- штрафы при несоблюдении требований по охране окружа­ющей среды от загрязнения, санитарных норм и правил.

При увеличении регулируемых цен на продукцию из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная прибыль.

Исходя из условий рынка, повышения конкурентоспособ­ности, по мере поступления чистая прибыль предприятия долж­на направляться на:

- расширение и модернизацию производства;

- пополнение собственных оборотных средств;

- создание финансового резерва;

- потребительские и социальные нужды организации (над­бавки к пенсиям, дивиденды по акциям и вкладам членов трудового
коллектива, материальную помощь и т.д.).

Цель анализа отчета о прибылях и анализа прибыли — оценить способность предприятия приносить доход на вложенные в текущую деятельность средства. Анализ прибыли выполняется на основании отчета о прибылях и убытках, переведенного из нарастающего итога отчета за интервал.

Анализ прибылиначинается с характеристики общих результатов деятельности предприятия. Важным показателем служит динамика изменения доходности в течение анализируемого периода.

Также важно, под влиянием каких факторов изменялись объемы получаемой прибыли в течение анализируемого периода. Такими факторами могут быть изменение выручки от реализации, изменение уровня переменных и постоянных затрат, прочих доходов и расходов.

В свою очередь, изменение выручки может быть связано с изменением номенклатуры продукции, работы маркетинговых служб, цен на реализуемую продукцию и т.д. Величина переменных затрат может меняться вследствие изменений номенклатуры реализуемой продукции, цен на закупаемые сырье и материалы. Постоянные затраты могут варьироваться в результате изменения цен на постоянную составляющую затрат, ввода новых фондов и т.д.

При анализе прибыли отдельно рассматриваются и сравни­ваются между собой результаты основной деятельности, прочих операций и деятельности предприятия в целом. С точки зрения устойчивости предприятия в перспективе целесообразно, чтобы основная часть доходов формировалась за счет основной дея­тельности, но не за счет прочих операций, носящих случайный характер.

Положительной характеристикой деятельности предприятии признаются наличие и рост маржинальной прибыли. Для общей характеристики ценовой политики организации рассчитывается ценовой коэффициент(Цк), называемый также нормой маржинальной прибыли. Ценовой коэффициент отражает, насколько темп роста цен на реализуемую продукцию отличается от темпа роста цен, устанавливаемых поставщиками ресурсов.

Значение ценового коэффициента не зависит от объема про­изводства и реализации и определяется уровнем цен на реализуемую продукцию и переменной составляющей, затрат.

Величина ценового коэффициента определяется следующи­ми факторами:

- цена на реализуемую продукцию;

- цены на сырье, материалы и прочие элементы переменных затрат;

- номенклатура реализуемой продукции;

- изменение технологии производства продукции.

При анализе результатов необходимо иметь в виду, что с точки зрения максимизации прибыли целесообразно:

- реализовать продукцию, имеющую максимальный ценовой коэффициент;

- минимизировать объем реализации продукции, имеющей отрицательный ценовой коэффициент.

Финансовая устойчивость предприятия в долгосрочной пер­спективе определяется именно эффективностью деятельности предприятия. Высокая оборачиваемость активов и собственно­го капитала является временным рычагом поддержания уровня эффективности предприятия.

Для оценки эффективности основной деятельности предприятия используются следующие показатели.

Рентабельность переменных затрат Rnep3 — показатель, по­зволяющий оценить, насколько изменится прибыль от основной деятельности при изменении переменных

где Под - прибыль от основной деятельности, тыс. руб.

Рентабельность переменных затрат позволяет ориентироваться в вопросе, какое из направлений вложения средств принесет большую доходность. Рентабельность постоянных затрат (R^^) отражает степень отдаления предприятия от точки безубыточности. В точке безубыточности (равновесия) общая сумма затрат равна общей сумме доходов от реализации.

Рентабельность всех затрат (Rвз) показывает, сколько прибыли от основной деятельности приходится на один рубль об­щих текущих затрат.

Затраты на производство и реализацию продукции представляют собой сумму себестоимости реализованной продукции, управленческих и коммерческих расходов либо сумму постоянных и переменных затрат.

При анализе и планировании необходимо определить изменение прибыли в зависимости от изменения объема продаж.

Производственный рычаг — это возможность влиять на прибыль путем изменения объема продаж и оптимизации структуры текущих затрат.

 

Действие операционного рычага связано с природой и поведением текущих затрат на производство и реализацию продукции в зависимости от изменения объема продаж Q, исследование которых составляет предмет анализа безубыточности.

Точка безубыточности— это тот объем реализованной продукции, при котором общая сумма затрат равна общей сумме доходов от реализации (рис.

 Общая сумма

затрат, выручки

 

                                                                                                            

                                                                                 Объем продаж

 

 

Рис. 2.1. Критические и прогнозируемые объемы продукции, постоянных и переменных затрат, цен на продукцию

Точка безубыточности определяется по следующей формуле:

                              

При анализе точки безубыточности продукции исходят из следующих предпосылок:

-    производственные издержки представляют собой функцию количества  изготовленной продукции или объем ее реализации;

- количество изготовленной продукции равно количеству.
реализованной продукции;

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финан­совой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в сис­теме показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «. «Отчет о прибылях и убытках».К ним относятся:

· валовая прибыль;

· прибыль (убыток) от продаж;

· прибыль (убыток) до налогообложения;

· чистая прибыль (убыток) отчетного периода и др.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в ка­честве обязательных элементов исследование:

1. Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период).

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).

3. Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).

4. Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей). Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 2.3 используя данные отчётности предприятия из формы № 2.                                                               

 Для оценки уровня и динамики финансовых результатов по данным отчета «О прибылях и убытках» используем метод горизонтального анализа.

         По отношению к предшествующему периоду наблюдается положительная тенденция, прибыль до налогообложения существенно вы­росла с 6411,0 до 13197,3 т.е. на 105,8%. В динамике финансовых результатов отмечаются следующие поло­жительные изменения:                   

                                                                                           Таблица 2.3

Отчет о прибылях убытках ООО «СИВЕРКА»

 

Показатель Кол строки На 01.01.08 На 01.01.09 Абсолютное отклонение Прирост, %
1 2 3 4 5 6.

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПО ОБЫЧНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, ра­бот, услуг (за минусом налога на добавленную стои­мость, акцизов и аналогичных обязательных плате­жей) 010 61600,00 93750,00 +32150,00 52,1  
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 46710,00 65796,00 +19086,00 40,8
Валовая прибыль 029 14890,00 27954,00 +13064,00 87,7
Коммерческие расходы 030 5430,00 9900,00 +4470,00 82,3
Управленческие расходы 040 2750,00 4100,00 +1350,00 49,1
Прибыль (убыток) от продаж 050 6779,00 13954,00 +7175,00 51,9

ПРОЧИЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Проценты к получению 060 93,5 135,0 +41,5 44,4
Проценты к уплате 070 955,00 3105,0 +2150,0 225,0
Доходы от участия в других организациях 080 895,00 2323,0 +1420,00 159,0
Прочие доходы 090 259,0 408,00 +149,0 57,5
Прочие расходы 100 591,00 517,7 -73,3 -12,4
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 6411,0 13197,3 +6786,3 105,8
Отложенные налоговые активы 141 - - - -
Отложенные налоговые обязательства 142 - - - -
Текущий налог на прибыль 150 1240,85 2554,3 1313,45 105,8
Чистая прибыль (убыток) отчетного период 190 5170,3 10643,0 5472,7 105,8

 

По отношению к предшествующему периоду наблюдается положительная тенденция, прибыль до налогообложения существенно вы­росла с 6411,0 до 13197,3 т.е. на 105,8%. В динамике финансовых результатов отмечаются следующие поло­жительные изменения:

- темп изменения активов, рассчитанный по данным баланса этой организации 2247: 1937 = 1,10, ниже темпа роста выручки, т.е. производительность активов воз­росла;

- чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от продаж и прибыль отчетного периода, т.е. налоговая политика организации рациональна;

- темп роста расходов периода (коммерческих и управленческих расходов) ниже темпа роста выручки, что положительно сказывается на себестоимости единицы продукции.

- прибыль от продаж растет медленнее, чем выручка от реализации, что свидетель­ствует об относительном уменьшении затрат на производство.

Изменения в структуре прибыли анализируются методом вертикального анализа. Соответствующие расчеты приведены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках

 

Показатели Отчетный период, % Аналогичный пери­од предыдущего года, % Отклонение данных отчетного года от показателей преды­дущего года, %
Прибыль до налогообложения, в том числе валовая прибыль прибыль от продаж от прочих доходов и расходов налог на прибыль  чистая прибыль 100   232,39 105,74 4,2 34,8 80,6   100   211,8 105,7 11,5 40,3 80,64 12,1   21,1 0,0 67  -7,3 -5,5 -0.04

 

Изменения в структуре прибыли положительны:

-  возросла доля валовой прибыли с 211,8 до 232,39 т.е. на 21,1%, прибыль от продаж выросла с 105,7 до 105,74, т.е.на 0,04%. В то же время уменьшилась доля сальдо прочих доходов и расходов, а также доля налога на прибыль и чистой прибыли.

Факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме, были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим почти в 2 с лишним раза.

Сумма чистой прибыли увеличилась 5179.3 до 10643.0 в основном за счет роста отпускных цен, объема продаж и изменения структуры продаж. Рост себестоимости продукции реализации вызвал уменьшение суммы чистой прибыли. Изыскивая пути увеличения чистой прибыли, данному предприятию необходимо в первую очередь обратить внимание на факторы, отрицательно влияющие на формирование ее величины.

На основе данных табл. 2. рассчитаем показатели запаса устойчивости основных экономических параметров предприятия

                                                                                         Таблица 2.

Исходные данные для расчета запаса устойчивости основных экономических  параметров

 

Показатель Значение
Условно-постоянные затраты, тыс. руб. 16753,0
Условно-переменные затраты, тыс. руб. 63043
Затраты в целом, тыс. руб. 79846
Условно-переменные затраты на единицу продукции, руб. 100,8
Цена продажи единицы продукции, руб. 1450,0
Объем реализованной продукции, тыс. ед. 1250
Критический объем реализованной продукции, тыс. ед. 680,1
Критическая цена единицы продукции, руб. 1292,0
Критический объем условно-переменных затрат, тыс. руб. 60800
Критический объем условно-постоянных затрат, тыс. руб. 30750

Маркетинговые исследования показали, что предприятие может реализовать в течение года 1250 тыс. единицу продукции. Запас устойчивости по объему реализованной продукции составляет:

44,9%

Критическая цена продукции составляет 1292 руб.; устойчивости по продажной цене составит:

 

                   %

                   

Это означает, что прежде чем предприятие станет нести убытки, цена продажи должна снизиться на 11,9 % при неизменнос­ти остальных факторов.

Это означает, что прежде чем предприятие станет нести уб; ки, цена продажи должна снизиться на 11,9 % при неизменнос­ти остальных факторов.

Критический объем условно-переменных затрат составляет 63043 тыс. руб. Запас устойчивости по объему условно-переменных затрат составит:

                                

 

Критический объем условно-постоянных затрат составляет 30750 тыс. руб. Запас устойчивости по объему условно-постоян­ных затрат составит:

                     

 

Таким образом, расчеты показывают, что наибольший запас устойчивости предприятие имеет по объемам реализации про­дукции и условно- постоянным затратам, а наименьший - по переменным затратам.

Финансовый рычаг характеризует взаимосвязь между величиной чистой прибыли и прибыли от продаж. Данный показатель позволяет определить рациональное соотношение меду собственными и заемными средствами, оценить эффективность долгосрочных источников финансирования.

Привлечение заемных средств и кредитов связано с существенными издержками на обслуживание кредита. Финансовый рычаг — это потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

Уровень финансового рычага характеризует относительное изменение чистой прибыли при изменении прибыли от продаж на 1%.

Уровень финансового рычага (УФР) определяется следующим образом:

                   

где ТРПч- темп роста чистой прибыли, %;

ТРПп — темп роста прибыли от реализации, %.

Данный коэффициент характеризует, во сколько раз темп роста чистой прибыли превосходит темп роста прибыли от про­даж. Нижней границей коэффициента является 1. При увеличе­нии расходов на обслуживание кредитов уменьшается сумма налогооблагаемой прибыли и, естественно, чистая прибыль: чем больше проценты к уплате, тем меньше значение финансового рычага.

Эффект финансового рычага состоит в том, что чем выше его значение, тем более нелинейный характер приобретает связь между чистой прибылью и валовым доходом: незначительное изменение валового дохода в условиях высокого финансового левериджа (рычага) может привести к значительному измене­нию прибыли.

 

2.3 Анализ распределения и использования прибыли ООО «СИВЕРКА

 

Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия.

 За счет чистой прибыли создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала. (Рис. 2.4.) В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.

Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

Анализ распределения и использования прибыли проводится в следующем порядке:

1. дается оценка изменений суммы средств по каждому направлению использования прибыли по сравнению с отчетным и базисным периодом;

2. проводится факторный анализ образования фондов;

3. дается оценка эффективности использования фондов накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала.

Рассмотрим на примере ООО «СИВЕРКА» анализ распределения и использования прибыли.

Рис. 2.4. Схема распределения чистой прибыли

Анализируя распределение чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является 1) - чистая прибыль, 2) коэффициент отчислений прибыли. 

Принять данные коэффициенты отчислений в фонды (Таб. 2.15) было решено на собрании учредителей.

Рассмотрим в таблице 2.16. влияние факторов – суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли на отчисления в фонды.

Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле[3]:

ΔФн (П) = ΔПч ∙ К0,                      

ΔФн (П) = +5472,7тыс. руб. * 64 % = 3502,20 тыс. руб. – фонд накопления

ΔФп (П) = +5472,7 тыс. руб. * 29 % = 1587,08 тыс. руб. – фонд потребления

ΔФс (П) = +5472,7тыс. руб. * 7 % = 383,09 тыс. руб. – фонд соц. сферы

где ΔФн (П) - приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли; ΔПч – приращение суммы чистой прибыли; К0 – коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.

Таблица 2.15.

                   Данные об использовании чистой прибыли, тыс. руб.                      

Показатель 2007год 2008 год Отклонения (+, -)
1 2 3 4
1. Чистая прибыль 5170,30 10643,0 + 5472,7
2. Распределение чистой прибыли:      
в фонд накопления 3308,80 3937,90 +626,1
в фонд потребления 1449,90 5534,36 + 4085,46
в фонд социальной сферы 361,9 1170,73 + 609,83
3. Доля в чистой прибыли, %      
фонда накопления 64 % 37 % - 27 %
фонда потребления 29 % 52 % + 23 %
в фонд социальной сферы 7% 11 % + 4 %

Рассмотрим в таблице 2.16. влияние факторов – суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли на отчисления в фонды.

Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле[4]:

ΔФн (П) = ΔПч ∙ К0,                      

ΔФн (П) = +5472,7тыс. руб. * 64 % = 3502,20 тыс. руб. – фонд накопления

ΔФп (П) = +5472,7 тыс. руб. * 29 % = 1587,08 тыс. руб. – фонд потребления

ΔФс (П) = +5472,7тыс. руб. * 7 % = 383,09 тыс. руб. – фонд соц. сферы

где ΔФн (П) - приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли; ΔПч – приращение суммы чистой прибыли; К0 – коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.

На размер отчислений в фонды оказывают влияние и изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень его влияния рассчитывается по формуле[5]:

ΔФн (К) = (К1 – К0)· Пч1, где                     

ΔФн (К) – приращение фонда потребления (накопления) от изменения коэффициента отчислений; К1, К0 – фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды потребления (накопления); Пч1 – чистая прибыль за отчетный период.     

 

ΔФн (К) = (0.52-0.29) * 10643,0 тыс. руб. = 2447,9 тыс. руб. – фонд потребления

 

ΔФн (К) = (0.37-0.64) * 10643,0 тыс. руб. =  - 2873,61тыс. руб. – фонд накопления

 

ΔФн (К) = (0.11-0.07) * 10643,0 тыс. руб. =  425,7 тыс. руб. – фонд соц. сферы

Из приведенных расчетов следует, что на уменьшение удельного веса суммы отчислений в фонд накопления повлияло уменьшение коэффициента отчислений на 2873,6тыс. руб., а за счет влияния чистой прибыли отчисления в фонд накопления увеличились на 3502,2тыс. руб.

                                                                                   Таблица 2.16.

Расчет влияния факторов (суммы чистой прибыли и коэффициента отчисления) на размер отчислений в фонды предприятия.

                           Вид фонда

Сумма распределяемой прибыли, тыс. руб.

Доля

отчислений, %

Сумма отчислений, тыс. руб.

    всего

Отклонение

в том числе за счет

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  2007 2008 2007 2008 2007 2008 Откл. ЧП Котч
Накопления 5170,3 10643 64 % 37 % 3308,8 3937,0 626,1 3502,2 - 2873,6
Потребления 5170,3 10643 29 % 52 % 1449,9 5534,36 + 4085,4 1587,08 2447,9
Соц. сферы 5170,3 10643 7% 11 % 100,4 361,9 + 1170,3 383,09 425,7

Из приведенных расчетов следует, что на уменьшение удельного веса суммы отчислений в фонд накопления повлияло уменьшение коэффициента отчислений на 2873,6тыс. руб., а за счет влияния чистой прибыли отчисления в фонд накопления увеличились на 3502,2тыс. руб.

Изменения отчислений в фонд потребления увеличились за счет влияния чистой прибыли на 1587,08 тыс. руб. и за счет коэффициента на 2447,9 тыс. руб.

Изменения отчислений в фонд социальной сферы увеличились за счет влияния чистой прибыли на 383,09 тыс. руб. и за счет коэффициента на 425,7 тыс. руб.

Соотношение использования прибыли на накопление и потребление оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.

Анализ использования прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись средства на накопление и потребление.

Верхнюю границу потенциального развития предприятия определяет рентабельность собственных средств, которая показывает эффективность использования собственного капитала.

Рентабельность собственных средств можно представить как отношение суммы средств, направленных на накопление и потребление, к величине собственных средств[6].

Rcс = (Чистая прибыль / Собственный капитал) * 100 %,   

Таблица 2.17

Расчет динамики рентабельности собственного капитала

Рентабельность собственного капитала 2007г, % Рентабельность собственного капитала 2008г., % Отклонение, %
1 2 3
5170 / 14545 * 100% = 35,5 10643 / 17010 * 100% = 62,6 + 27,1%

Из таблицы видно, что рентабельность собственного капитала увеличилась, по сравнению с прошлым годом на 27,1 %

Рентабельность собственных средств показывает эффективность использования собственного капитала, указывает на величину прибыли полученной с каждого рубля, вложенного в предприятия, собственниками.

Для достижения высоких темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств.

Отношение фонда накопления к величине собственного капитала определяет внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов[7].

Rcc= Фн  / СК,                                                                              

где Фн – фонд накопления, СК - собственный капитал

Таблица 2.18

Расчет динамики темпов увеличения активов

Темп увеличения активов 2007 г. Темп увеличения активов 2008 г. Отклонение
3308,8 / 14545 = 0,23 3937 / 17010 = 0,23 0,0

Отношение фонда накопления к величине собственного капитала определяет внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов[8].

Rcc= Фн  / СК,                                                                              

где   Фн – фонд накопления, СК - собственный капитал

Внутренние темпы роста, т.е. темпы увеличения активов, остались по сравнению с 2007 г. на прежнем уровне

Отношение фонда потребления к размеру собственного капитала составляет уровень потребления[9].

Rcc= Фп  / СК

Где Фп – фонд потребления, СК –собственный капитал.

                                                                         Таблица 19

Расчет динамики уровня потребления

Уровень потребления 2007 г. Уровень потребления  2008 г. Отклонение
1449,9/ 14545 = 0,10 5534,36 / 14545 = 0,38 + 0,28

Вывод: При анализе результатов необходимо иметь в виду, что с точки зрения максимизации прибыли целесообразно:

- реализовать продукцию, имеющую максимальный ценовой коэффициент;

- минимизировать объем реализации продукции, имеющей отрицательный ценовой коэффициент.

 Внутренние темпы роста Остались по сравнению с прошлым годом на том же уровне, значит политика распределения прибыли на предприятии выбрана не достаточно верно.

 На фирме ООО «СИВЕРКА» в 2008 году большая часть прибыли была направлена в фонд потребления и использовалась на выплаты социального характера. Однако недостаточность средств, направляемых н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...