Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выполняемая российской таможенной службой

План

Введение.

 

1. Нормативная и правовая база таможенно – банковского валютного контроля

 

2. Система таможенно – банковского валютного контроля.

 

3. Валютный контроль как важная функция выполняемая российской таможенной службой.

 

4. Нарушения валютного и таможенного законодательства

 

Заключение.

 

Литература

 

Введение.

 

Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предполагает выработку каждой страной собственной валютной политики.

По своей сущности валютная политика – это совокупность определенных принципов, направлений и мероприятий, определяемых государством в сфере международных валютных отношений.

Реализация на практике валютной политики России направлена на:

– укрепление валютно-финансового механизма, повышение платежеспособности и кредитоспособности России;

– привлечение на выгодных для России условиях иностранных инвестиций и противодействие нежелательной, с позиции России, утечки за границу отечественного и иностранного капитала;

– укрепление национальной валюты – российского рубля, создание условий для конвертируемости российского рубля, поддержание стабильности его курса, превращение российского рубля в единственное законное платежное средство на территории России и недопущение развития "доллоризации" экономики России.

На основе валютной политики государство определяет свое отношение к валютному регулированию.

Валютное регулирование – это, с одной стороны, процесс, а с другой – порядок государственного управления валютной сферой в экономике.

Осуществляя валютное регулирование, государство регламентирует систему международных расчетов, выполняемых российскими участниками, и устанавливает сферу и порядок проведения валютных операций; порядок формирования и использования валютного резерва страны; порядок создания и использования валютных фондов, хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, фирм и т.д.); сферу и порядок осуществления валютного контроля.

В условиях перехода экономики страны на рыночные отношения и в непростой обстановке реализации необратимых рыночных реформ в том числе и во внешней торговле качественно меняется роль, место и функции российской таможенной службы.

В период 1993-1996 гг. в связи с приданием таможенным органам Российской Федерации статуса, необходимого для осуществления валютного контроля, ГТК России было установлено, что реализация новых функций отнесена к числу первоочередных задач, характеризующих внешнюю составляющую таможенной экономической деятельности.

Валютный контроль является механизмом административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования.

В соответствии с таможенным законодательством одной из функций таможенных органов является осуществление валютного контроля, т.е. контроля за соблюдением установленных правил и порядка проведения валютных операций.

 

Нормативная и правовая база

таможенно – банковского валютного контроля

 

Правовой основой для осуществления таможенными органами Российской Федерации таможенно – банковского валютного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации являются Таможенный кодекс Российской Федерации (раздел 6, гл.29. ст. 198-201), а также Закон Российской Федераций "О валютном регулировании и валютном контроле" (от 09.10.92г.).

Статья 198 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет Государственный таможенный комитет в качестве органа валютного контроля, а таможенные органы – в качестве агентов валютного контроля, подотчетных ГТК России.

Возложение на российское таможенное ведомство обязанностей осуществлять таможенно – банковский валютный контроль является вполне логично поскольку таможенные органы осуществляют таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации на основании представления участниками внешнеэкономических связей на таможнях Грузовых таможенных деклараций (ГТД) как первичных контрольных документов.

В отсутствии государственной концепции построения и развития валютного контроля ГТК России совместно с Банком России определили, методически проработали и реализовали основные этапы построения системы таможенно – банковского валютного контроля.

В период 1994-1996 гг. были разработаны и введены в действие:

- инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров (№30 от 26.07.95г.);

- инструкция о порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (№19 от 12.10.93г.)

В целях повышения эффективности указанных технологий валютного контроля и уменьшения экономических потерь государства при исполнении участниками внешнеэкономической деятельности товарообменных операций с ноября 1996 г. введено государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок (указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 №1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок"; положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации от 27.05.97 №1315).

Система таможенно – банковского валютного контроля

 

Первым реальным шагом по осуществлению валютного контроля в России в условиях особого внимания к экспорту, ориентированному на сырьевые товары как основному источнику поступления валютных ресурсов, стало введение технологии таможенно – банковского валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

С 1994 г. валютный контроль как направление работы таможенной службы получил реальное воплощение в рамках созданной ГТК России совместно с Банком России автоматизированной системы таможенно – банковского валютного контроля за валютными операциями, осуществляемыми в процессе внешнеторговой деятельности российскими лицами. При этом значение таможенных органов в организации этой системы трудно переоценить, поскольку сама технология контроля реализована на основе информационного и технологического потенциала ГТК России.

Большую роль таможенно – банковский валютный контроль играет в создании основ будущей глобальной системы валютного контроля Российской Федерации, которая для обеспечения экономической безопасности государства в период становления рыночных отношений должна охватить все виды валютных операций. Значимость участия таможенных органов в создании системы валютного контроля в стране была отмечена на заседании Коллегии ГТК России 31 января 1997г., на которой осуществление валютного контроля было признано одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов в 1997г.

Технологическая схема валютного контроля основана на возможностях уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агентов валютного контроля в период таможенного оформления товаров и проведения банковских операций с дальнейшим сопоставлением и анализом этих двух информационных потоков в рамках автоматизированной информационной системы.

При появлении позитивных тенденций в развитии экономики государства можно прогнозировать использование указанной информационной системы не только в качестве составной части системы административного контроля, но и в первую очередь в целях получения достоверных данных, характеризующих результаты происходящих в стране макроэкономических процессов.

В связи с расширением сферы действия и, как следствие, увеличением объема контролируемых внешнеторговых и банковских операций валютный контроль как система мер непрерывно развивается. Так за период с 1994 по 1996 гг. (11 месяцев) количество уполномоченных банков и их филиалов, участвующих в реализации технологии контроля, возросло с 3400 до 8625, а контролируемый объем экспортных операций возрос с 36,3 до 56,3 млрд. долл. США. В табл.1 приводятся данные, отражающие динамику развития показателей рассматриваемого направления валютного контроля.

                                                                                         Таблица 1

  Наименование показателя

Значение показателя по годам,

млрд. долл. США

  1994-й 1995-й 1996-й (11 месяцев)
Объем экспортных операций, охваченных системой валютного контроля 36,3 57,1 56,3
Сумма поступлений валютных средств 34,8 51,8 33,3
Сумма валютной выручки: -подлежащая зачислению в уполномоченные банки в соответствии с требованиями валютного законодательства   36,1   56,8   32,8
-не поступившая в предусмотренные валютным законодательством сроки 1,3 5,0 1,7

 

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами в торговом обороте, включает в себя несколько этапов:

– предварительный контроль документов, представляемых при таможенном оформлении товаров;

– автоматизированный контроль полноты и сроков расчетов за выполненные поставки товаров;

– целевые проверки участников внешнеэкономической деятельности по фактам возможных нарушений таможенных правил, связанных с непоступлением в установленном порядке валютной выручки от экспорта товаров.

В системе таможенно – банковского валютного контроля наиболее отлажен как организационно, так и методологически действующий с 1 января 1994г. контроль за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров.

Анализ данных таможенной статистики внешней торговли и информации, полученной в результате действия системы валютного контроля, показывает, что под контролем находится основная часть экспортных операций. Показатель охвата таможенно – банковской системой валютного контроля указанных операций возрос с 73% в 1995 г. до 81,7% в 1996 г.

С 1 января 1996 г. введена в действие система контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Данные о произведенных платежах по импортным контрактам в ходе погашения их товарными поставками приведены в табл.2 (по состоянию на декабрь 1996г.)

Доля контролируемых операций (на общую сумму 14,5 млрд. долл. США) в общем объеме поставок из-за рубежа (на сумму 23,1 млрд. долл. США) за шесть месяцев 1996 г. с учетом данных таможенной статистики составляет 62,7%.

                                                                                                       Таблица 2

Наименование показателя Значение показателя, млрд. долл. США
Общая сумма осуществленных платежей, 20,2
в том числе авансовых 13,6
Общая сумма платежей: - подлежащих погашению поставками товаров в установленные сроки   5,6
– из них не погашенных в установленные сроки 1,2

 

Для установления случаев нарушений законодательства используется окончательная проверка данных автоматизированной системы. В настоящее время проведение проверок в рамках системы таможенно – банковского валютного контроля по фактам незачисления валютной выручки осуществляется таможенными органами, а в случае необходимости проверки обоснованности валютных платежей – федеральной службой России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России).

С 1994 г. таможенными органами проведено более 57 тыс. проверок информации о незачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки, в ходе которых выявлено более 111 тыс. случаев нарушений установленного порядка зачисления экспортной валютной выручки на сумму более 7,7 млрд. долл. США.

В связи с тем, что зачисление валютной выручки от экспорта товаров является обязательным требованием таможенного режима экспорта товаров, незачисление валютных средств в российские уполномоченные банки представляет собой нарушение не только валютного, но и таможенного законодательства. За все время действия системы валютного контроля заведено 20,8 тыс. дел о нарушениях таможенных правил, на участников внешнеэкономической деятельности наложено штрафных санкций на сумму 3286,3 млн. руб.

Анализ действующей системы валютного контроля позволил выявить некоторые положительные тенденции, которые дают основания говорить о росте ее эффективности. При этом наиболее показательным является наблюдаемое стабильное ежемесячное снижение уровня непоступления валютной выручки на 0,2%.

Организация валютного контроля, в области контроля за перемещением через таможенную границу валюты, ценных бумаг, иных валютных ценностей в 1998г. проводилась по следующим основным направлениям:

1. Перемещение через границу Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней.

1.1. Установлено требование осуществления таможенного оформления необработанных природных алмазов и бриллиантов, аффинированного золота и серебра исключительно на специализированных таможенных постах.

1.2. Принято участие в подготовке проекта указа Президента Российской Федерации "О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней".

1.3. ГТК России совместно с Центральным Банком Российской Федерации подготовлено и введено в действие положение "Об особенностях таможенно – банковского контроля за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра" (приказ ГТК России от 27 мая 1998г. №348). Данное положение устанавливает особенности оформления паспортов сделок при экспорте слитков и регулирует вопросы обмена информацией о ввозе слитков между Банком России и ГТК России.

На постоянной основе через отдел специальной информации ГТК России осуществляет учет экспорта драгоценных металлов Внешторгбанком и Банком России, а также контроль за поступлением валютной выручки от их продаж.

2. Перемещение через границу Российской Федерации иностранной валюты.

С 1 января 1998г. введена в действие система персонифицированного учета таможенными органами перемещения через границу Российской Федерации физическими лицами крупных сумм наличной иностранной валюты.

За период январь – сентябрь 1998г. физическими лицами ввезено в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты на сумму 1657,4 млн. долл. США, вывезено наличной иностранной валюты на сумму 8201,51 млн. долл. США. В процентном отношении вывозимые суммы наличной иностранной валюты характеризуются показателями приведенными в табл. 3

 

                                                                                                      Таблица 3

  До 2 тыс. 2-5 тыс. 5-10 тыс. 10-50 тыс. Свыше 50 тыс.
Количество случаев 31% 20% 30% 17% 2%
Сумма в % от общего объема 1% 5% 14% 23% 57%

 

Значительное количество (около 30%) граждан, выезжающих из России, вывозит валюту суммами, не превышающими 2 – 2,5 тыс. долл. США, что составляет от 1 до 2% от общего объема вывозимой валюты. Данные суммы, в основном, носят накопительный характер и вывозятся для личного использования во время пребывания за границей в период отпуска, туристических либо частных поездок.

В части, касающейся вывоза крупных сумм валюты, необходимо отметить, что около 2% выезжающих граждан вывозят иностранную валюту в сумме, свыше 50000 долл. США. Данные суммы явно превышают личные потребности физического лица, в связи, с чем существует вероятность их использования для коммерческой деятельности и не исключен их криминальный характер.

Учитывая, что ограничение вывоза наличной иностранной валюты может быть введено только законодательным актом, активизировано решение данного вопроса в рамках проводимой работы по внесению изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Подготовлены замечания и предложения к проекту изменений в данный закон.

В настоящее время в целях совершенствования действующего порядка подготовлена новая редакция положения, устанавливающего порядок перемещения наличной иностранной валюты уполномоченными банками и иными юридическими лицами.

 

Валютный контроль как важная функция

выполняемая российской таможенной службой

В результате поспешной либерализации внешнеэкономической деятельности радикально ухудшилась структура экспорта. Россия превратилась в крупнейшего экспортера капиталов. Ушедшие за границу российские средства в свободно конвертируемой валюте за последние годы составляют по различным оценкам 100-120 млрд. долл. США. Эта проблема не может быть решена только экономическими методами. Принципиальное значение имеет проблема возврата валютной выручки. Задача совершенствования валютного контроля остается актуальнейшей в ближайшие годы. На данный момент это одна из наиболее важных задач Российской таможенной службы.

Введение в 1992 г. Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" впервые декларировало само понятие "валютный контроль". В нем была определена цель валютного контроля – обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а также сформулированы основные направления валютного контроля:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в ино­странной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в ва­люте Российской Федерации.

В соответствии с особенностями экономического развития различных стран существовали достаточно серьезные различия при определении форм и методов валютного контроля. Кроме того, значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных ограничений. Тем не менее на определенном этапе развития валютный контроль во многих странах служил одним из важнейших элементов экономической политики, обеспечивая стабильность и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии переходного периода.

Валютный контроль использовался абсолютным большинством государств в критические для их экономики периоды в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных резервов.

В настоящее время валютный контроль, выполнив свои функции, отменен в большинстве развитых государств. Однако он активно используется развивающимися государствами и странами переходных экономик.

Несомненно, при дальнейшем улучшении экономического состояния в России, как и в других государствах, система валютного контроля будет меняться в силу смягчения административных мер со стороны государства и постепенной отмены валютных ограничений.

Тем не менее необходимо отметить, что даже в случае формальной отмены валютного контроля, статистическое наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов и валютных ценностей все же остается важной задачей, и для ее решения часто используются механизмы, ранее использовавшиеся в валютном контроле.

Введение эффективного валютного контроля на современном этапе требует не реализации отдельных элементов контроля, а создания глобальной системы, охватывающей все сферы валют­ных правоотношений между резидентами и нерезидентами. Контролем должны быть охвачены все виды валютных операций, в том числе операции с национальной валютой. При этом особое внимание должно быть уделено:

- валютным операциям, связанным с осуществлением внеш­неторговой деятельности резидентов;

- операциям резидентов по предоставлению и погашению кредитов;

- инвестиционной деятельности резидентов и вопросам кон­троля инвестиций в российскую экономику;

- валютным операциям, связанным с предоставлением и оп­латой услуг;

- операциям по перемещению через границу валютных цен­ностей, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации;

- валютообменным операциям.

Таким образом, существует спектр первоочередных задач ва­лютного контроля, и предпочтитель­но одновременное введение контрольных мер, во избежание “перетекания” нарушений из одного направления деятельности в другое по мере введения отдельных элементов системы контроля - необходим комплексный подход к организации системы валютного контроля с привлечением всех компетентных органов.

Система валютного контроля по экспорту уже дала свои ощутимые результаты. Утечка валюты снизилась до 4% от суммы сделок, что при­мерно соответствует мировым показателям в этой области. По данным МВЭС России, только за один год с момента введения таможенно - банковского валютного контроля при увеличении экспорта стратегически важных сырьевых товаров на 8% валютные поступления в российские банки увеличились на 60%.

На основании данных системы валютного контроля за поступлени­ем валютной выручки от экспорта товаров, за 1994-1996 гг. таможенные органы провели 14 851 проверку участников внешнеэкономической де­ятельности. Выявлено 26 604 случая незачисления валютной выручки на транзитные счета в уполномоченных банках в установленные сро­ки на общую сумму 1021,6 млн. долларов. По данным фактам было заве­дено 5 762 дела о нарушениях таможенных правил на сумму 1021,1 млн. долларов (сумма штрафов составила 607,9 млрд. рублей)[1].

Возможно, при улучшении экономического положения в стране изменится правовая база, определяющая валютные отношения в России, что повлечет и соответствующие изменения в сторону смягчения административных мер со стороны государства, в том числе при организации валютного контроля в России. Можно предположить, что, по мере интеграции РФ в мировое хозяйство будут предприниматься меры по ослаблению валютного контроля и переходу на валютный мониторинг.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...