Опасная профессия. Знахарь и традиционная медицина
ОПАСНАЯ ПРОФЕССИЯ
Африканцы тщательно скрывают свои контакты с колдунами. Во–первых, традиция обязывает искать совета у колдунов тайно, особенно если дело касается враждебных действий злых духов, насланных врагом. Во–вторых, к этому обязывает и принадлежность к христианской религии, хотя в большинстве своем формальная. В–третьих, в Африке столько раз устраивались гонения на колдунов, что те сами предпочитают держаться в тени. Колдун – профессия опасная. С одной стороны, без колдунов никак не обойтись, с другой – колдунов боялись, ведь они могли не только защитить, но и нанести вред. А потому с колдунами безжалостно расправлялись. Так, в 1981 году в Зимбабве муж в сопровождении родственников и друзей закопал живьем в землю свою 60–летнюю жену. Причиной жестокой расправы послужило обвинение женщины в колдовстве. Супруг получил 16 лет тюрьмы по обвинению в ритуальном убийстве. И этот случай не единичен. В 1982 году полиция Сьерра–Леоне сбилась с ног в поисках убийц семерых женщин. У всех жертв были вырезаны различные части тела, которые используются местными колдунами для приготовления «джуджу» – магических средств. Газеты писали, что все убийства были совершены сразу же после начала избирательной кампании по выборам в парламент. Не было сомнений, подчеркивали журналисты, что некоторые кандидаты в депутаты решили прибегнуть к испытанному веками колдовству, чтобы победить на выборах. Вспоминали, что незадолго до этого случая в Сьерра–Леоне был приговорен к смертной казни бывший министр информации и радиовещания А. Казали, который участвовал в ритуальном убийстве беременной женщины. Вера в злых духов и ведьм еще настолько сильна среди педи, что каждый, кого коснется палец колдуна, просто не может не признаться в преступлении, тем более, что в соответствии с местными верованиями человек может и не знать, что в него вселилась злая сила. Но в любом случае он должен погибнуть. Бежать бесполезно: приговоренный к смерти должен умереть. Лишь в редких случаях жертве удается остаться в живых. В той же деревне Болатлхакгоме Макгади Кекана, мать пятерых детей, была «опознана» как ведьма. «Я и не пыталась бежать, – сказала она позже. – Тогда сожгли бы моих детей. Я решила умереть ради их жизни. Но я попросила, чтобы моя виновность была подтверждена и другими колдунами. Это спасло мне жизнь. Другие колдуны убедили тех, кто осудил меня, что я не ведьма» (Асоян Б., с. 28–29).
Даже в настоящее время подобные сообщения приходят из Африки довольно часто. Уничтожить конкретного колдуна не сложно. Гораздо труднее «извести» колдовство как таковое. Попытки такого рода предпринимались давно и неоднократно. Сжигались идолы – маски и скульптуры, служившие как бы посредниками во многих религиозных и магических обрядах. Но эти меры не дали желаемого результата. Колдовство оказалось неистребимым.
ЗНАХАРЬ И ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА
У многих народов знахарь отождествлялся с колдуном. И в этом была своя логика, так как при лечении больного использовались и магические средства, и народная медицина. Подготовка лекарей всегда была и остается делом серьезным. В прошлом люди этой профессии делились часто на две категории: одни лечили с помощью лечебных трав, другие – с помощью религиозных ритуалов. В настоящее время эти две ветви почти слились. И как в прошлом, так и в наши дни в глубинных районах Африки знахари проходят многолетний курс психологии, ведовства и наук о природе. «В первые годы обучения в оккультных «академиях» лесных чащоб Камеруна или Кот–д’Ивуара юные «питомцы чародеев» узнают о проявлениях и обличиях духов, но гораздо больше – о названиях и особенностях деревьев, кустарников, трав, животных, скал, рек, «посещаемых» духами. К концу четвертого года, после заучивания назубок азов мифологии, астрономии, ботаники и зоологии, ученик переходит на особый пищевой рацион, пьет только разрешенные «магические» напитки, моется в предписанных отварах или настоях растений.
В последние три года учеников наставляют, как изготавливать талисманы гри–гри, «привлекающие» или «отталкивающие» порошки, сулящие удачу или крушение надежд влюбленным… «Выпускные экзамены» – заключительный барьер перед самостоятельной практикой. На рассвете в день последних испытаний чародеи–неофиты пускаются на поиски трав и листьев для волшебного эликсира. Найти их нелегко – надо чувствовать природу, знать, в каких уголках, на какой почве что растет, и тогда не прозеваешь редкую травинку. «Экзаменационное» зелье включает два вида листьев, несколько корешков, лиану, оскребки со старой грязной кухонной доски, лапы паука и смесь из 49 растений. В своей хижине юный знахарь перетирает все в деревянной ступе, раскладывает по семи мешочкам, сшитым из листьев семейства марантовых, и туго затягивает их побегами лианы. По окончании ритуала без пяти минут «магистр» отсекает жертвенным ножом голову петуху. Если птица падает на правый бок, жертва принята богами. Петуха прямо в перьях жарят на огне и съедают» (Корочанцев В. Бой тамтамов будит мечту. М., 1987, с. 30–31). Учеба трудна и длится от 7 до 10 лет. Во время подготовки лекарей важную роль играет соблюдение обрядов: ведь только через соответствующие обряды и связанную с ними технику погружения в транс и «разговоры с духами» проявлялось все величие унаследованных от предков знаний и законов. По традиции ремесло лекаря переходит от отца к сыну из поколения в поколение. Преемникам передают технику и формы обучения ремеслу, накопленный опыт, а также ритуальные алтари, стоя перед которыми полагалось обращаться к духам. У знахарей существует строгая иерархия. Среди них редко встречаются специалисты «широкого профиля». Издавна принято деление по профессиям: герболисты, залинатели духов, провидцы, чародеи, костоправы, психиатры, акушеры. Если знахарь не может справиться с тем или иным заболеванием, он отсылает больного к своему «коллеге», являющемуся специалистом в данной области.
Методы врачевания самые различные, включая мистические. Йенс Бьерре в книге «Затерянный мир Калахари» (М., 1964, с. 46–48) так описывает «медицинскую помощь» у бергдамов: «У тех бергдамов, которые живут в самых отдаленных уголках, сохранилось поклонение Камабу. Это бог, от которого зависит вся жизнь бергдамов, он распоряжается солнцем и дождем. От Камаба зависит, будет охота удачной или нет. Камаб – хозяин жизни и смерти. Лекаря племени приглашают к заболевшему бергдаму как человека, который представляет бога Камаба… В его честь готовят щедрое угощение. В первую очередь лекарю предстоит решить, не Камаб ли наслал болезнь. Угощение как раз и рассчитано на то, чтобы задобрить «медика». Но если, несмотря на угощение, он все‑ таки приходит к выводу, что болезнь послана богом, все покидают больного, и он умирает в одиночестве… Если же лекарь сочтет, что виновники болезни – умершие родственники пациента, начинается лечение. Массируя больного, лекарь сгоняет болезнь в какую–либо часть тела, а потом выжигает ее горящей головней… Болезнь гибнет». Самое удивительное, что болезнь нередко и в самом деле излечивается. В чем тут секрет? Сами знахари говорят, что они исцеляют людей либо травами, либо обрядами, возбуждающими организм, восстанавливающими душевное равновесие больного. Ведь здоровье зависит от внутреннего состояния человека. Само понятие болезни в традиционном обществе отлично: болезнь – это не просто расстройство организма в результате недоедания или физической травмы, это нарушение жизненной гармонии, восстановить которую можно лишь специфическими традиционными методами. Что же такое традиционная медицина? Всемирная организация здравоохранения предлагает такое определение: «Совокупность всех знаний и опыта, поддающихся объяснению или нет, которые используются для диагноза, профилактики и устранения физической, умственной или социальной несбалансированности и которые опираются исключительно на практический опыт и наблюдения, передаваемые из поколения в поколение, будь то устно или в письменном виде».
Таким образом, традиционная медицина неотделима от африканской культуры. Веками народы Африки, как и других континентов, изучали вопрос о жизни и смерти. Большинство не ведало причин, почему жизнь не может длиться бесконечно, и создавало методы, которые должны были ее продлить. Вера в то, что болезнь и смерть вызываются злыми духами, или богами, или черной магией, была очень сильна среди африканцев. Воображение превращало некоторые самые страшные болезни, такие как чума или оспа, в сверхъестественные существа, которые питались живыми людьми. По ночам, согласно верованиям, выходили они из своих подземных владений и хватали всех без разбору. Кроме того, согласно традиционным воззрениям, мир населен как живыми, так и умершими, связь между которыми постоянна и нерушима. Предки продолжают жить в человеке и влиять на его жизнь. В традиционных верованиях всегда есть высшее существо: оно правит судьбами всего мира, а на земле представлено различными прорицателями. Последние совершают жертвоприношения в его честь и устанавливают табу, нарушение которых карается болезнью, а иногда и внезапной смертью. Такого рода воззрения позволили африканцам выработать собственную систему предупреждения болезней из четырех основных элементов: 1) основанная на невежестве защита от болезни, несчастного случая или дурного глаза с помощью магических сил, таких как ношение священных амулетов, браслетов, поясов; 2) соблюдение табу; 3) соблюдение определенных норм гигиены; 4) иммунизация, в частности против укусов змей и насекомых. Весьма любопытна африканская фармокопея, включающая различные вещества растительного, животного и минерального происхождения. Это травы и растения, которые отпугивают насекомых, используются для приготовления противоядий, исцеляют болезни, такие как, например, ветряная оспа. Некоторые знахари удивительно профессионально лечат вывихи суставов и переломы, причем обходятся, естественно, без рентгена. Но особенно удивительны успехи в лечении некоторых видов психических заболеваний. Искусство традиционных лекарей основывается не только на прекрасном знании психологии своих пациентов. Лечение индивидуума носит «общественный», «групповой» характер. А. Дэвидсон (Африканцы. М., 1975, с. 131 –132) пишет; «Африканские методы лечения в значительной степени основаны на применении групповой терапии… являющейся лишь одним из особых аспектов их цельного образа жизни. Речь идет об образе жизни, при котором мысли, верования и действия индивидуума становятся достоянием всей общины. Страдает один человек, но его лечение носит общественный характер, хотя одновременно оно чисто индивидуально. Это становилось возможным не только потому, что общины были невелики, но и потому, что они умели превратить тревоги и беды индивидуума в объект свеобщей заботы и внимания с помощью открытых обрядов, которые обладали достаточной терапевтической силой, чтобы принести облегчение больному».
Таким образом, традиционная медицина в Африке сочетает применение терапевтических средств, иногда очень эффективных, с психологическим лечением, основанном на особом мировоззрении пациента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|