Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эфиопия. Батра Гиваргис – амулет христиан и язычников




ЭФИОПИЯ. БАТРА ГИВАРГИС – АМУЛЕТ ХРИСТИАН И ЯЗЫЧНИКОВ

 

Эта страна подверглась чужеземному влиянию уже в глубокой древности. В X веке до н. э. вторгшиеся в Эфиопию арабы внедрили там сабеизм, или культ Солнца, Луны, звезд, неба и Земли, а иудейские торговцы, осевшие в Эфиопии за несколько столетий до появления христианства, принесли с собой религию Яхве. В свою очередь, в IV–III веках до н. э. в этой стране обитали люди, знавшие и, вероятно, практиковавшие египетскую черную магию, о чем свидетельствуют черный камень и колонна Гора, завезенная туда из Египта. Кроме того, жители Северной Эфиопии хорошо знали о завоеваниях египтян в Верхней Нубии во II тысячелетии до н. э. Таким образом, до начала IV века н. э. эфиопы были язычниками, их жрецы – магами, а в стране процветали всевозможные виды колдовства.

Эфиопы были людьми суеверными, верившими в магическую силу разного рода талисманов и амулетов. Примечательно, что христианизация не только не уничтожила старые средства магической защиты, но прибавила к ним новые.

Рассмотрим один любопытный амулет, ярко характеризующий религиозные воззрения эфиопов. Он имеет форму книги размером 4, 25x3, 25 дюйма и состоит из одной длинной полосы пергамента в 14 футов и 4 дюйма, которая представляет собой несколько аккуратно сшитых вместе коротких кусочков. По обеим сторонам этой полосы идут столбцы написанного черными чернилами эфиопского текста, расположенного постранично. Заглавия отдельных разделов, имена святых, Девы Марии и имя владельца амулета выделены красными чернилами. Самые старые части текста были написаны, вероятно, в XVII веке. Первого владельца книги звали Батра Гиваргис, то есть «жезл Георгия», однако по меньшей мере в двух местах встречается имя Вальды Мириам.

Если переворачивать страницу за страницей с одного конца, то следуют тексты из проповедей Севера Антиохийского об архангеле Михаиле и из «Книги Чудес Девы Марии». Но если перевернуть книгу и начать читать тексты с другого конца, то есть на обратной стороне полосы пергамента, то там обнаружится целый ряд заклинаний, заговоров, магических формул и рисунков, которые предпочитали эфиопы–язычники. Таким образом, одна и та же полоска пергамента удовлетворяла как христианские, так и языческие духовные потребности Батры Гиваргиса. Этот амулет иллюстрирует характер религиозных взглядов, явившихся результатом слияния христианства с язычеством и его магией.

Эфиопия – единственная африканская страна, где христианство является государственной религией. Однако христианские воззрения эфиопов весьма своеобразны, о чем свидетельствует амулет Батры Гиваргиса.

Так, дошедшие до нас иудейские, сирийские, арабские и эфиопские предания сходятся в утверждении, что царь Соломон был великим магом и имел власть над зверями и птицами и над всеми демонами ада, которых он ловил, как рыбу, сетью. Эфиопские христиане хотели обладать подобной властью, и на амулете Батры Гиваргиса есть рисунок – «Сети Соломона».

Многие эфиопские легенды, приемля легенду о брачном союзе Соломона с царицей Савской, считали Соломона основателем их государства. Очевидно, владелец амулета Батра Гиваргис тоже хотел заручиться оберегающей магией этого царя, для чего включил его изображение и могущественные заклинания в собственный амулет.

Эфиопы верили, что Моисей, Соломон и Христос вместе с его апостолами и учениками были магами, и потому книги Ветхого и Нового Завета, а также их копии часто считались амулетами. «Книга Чудес Девы Марии» также считалась источником магической силы. Одним из излюбленных амулетов был Псалтирь.

В Абиссинии глубоко почитались и некоторые местные, эфиопские, книги. Одно время полагалось, что на обладании самой известной из них «Kebra Nagast» – «Слава царей» – основывается незыблемость царства. Когда британская армия захватила крепость Мэкделу, где засел со своим войском Теодрос, абиссинский царь, в руки англичан попала большая коллекция манускриптов, в том числе и «Слава царей». В 1868 году их доставили в Британский музей. 10 августа 1872 года принц Касе, впоследствии коронованный как император Йоханнес IV, просил вернуть книгу, «ибо иначе народ моей страны не станет мне повиноваться». Книга была возвращена.

Такова сила веры эфиопов в магические амулеты и магию вообще.

 

ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА

 

Прежде всего это организации культовые, отправляющие свои ритуалы, но вместе с тем нередко преследующие и определенные политические и экономические цели. Долгие годы в Африке существовали и существуют поныне общества людей–оборотней. Те, кто допускается в эти союзы, верят, что они действительно способны к перевоплощению. Столь же распространенным было убеждение и в возможности зверей принимать человеческий облик.

Самыми известными являются общества людей–леопардов, которые преследуются законом. Они продолжают практиковать кровавые обычаи: их члены, одетые в шкуру пантеры, устраивают ночные походы, во время которых разрывают схваченных ими людей на части при помощи железных когтей. Образцы таких приспособлений представлены в музеях. Люди–леопарды появляются в разных местах на Африканском континенте: в некоторых отдаленных районах Сьерра–Леоне, Гвинеи, Либерии, Берега Слоновой Кости, к югу от озера Чад.

На западе Африки у кру, гере, вобе, данов, кпелле, мано, киси и лома свирепствуют общества змей. Их члены уверяют, что могут превращаться в ядовитых змей и убивать людей.

Закрытые корпорации охотников на дикобразов имеются у бобо и груси, а также у жителей на берегах озера Руква в Кении.

У ваньямвези есть охотничьи общества, которые являются, по существу, религиозными организациями и избрали своими символами дикобраза и кабана.

А в обществах, которые манджа и банда называют Семале, или Самале, во время церемонии посвящения делают надрезы кожи, причем шрамы должны напоминать следы лап леопарда или когтей хищной птицы. Считается, что леопарда и птиц послал дух Нгакола, злой пожиратель людей, черный мохнатый силач.

У сенуфо закрытая ассоциация людей–быков объединяет посвященных, хорошо разбирающихся в лечебных растениях. Другой культ сенуфо использует гадание; при этом во время своих сеансов жрец–прорицатель помимо разнообразного оснащения пользуется и фигуркой, украшенной перьями и иглами дикобраза и имеющей длинные руки, которыми она может ударить намеченную жертву.

Лоби и дагари с берегов Черной Вольты придерживаются культа Багре, в которой опекунскую и карательную роль берут на себя божества земли. Каждый вступающий в организацию должен признаться во всех своих ошибках, в частности заявить, не совершал ли он убийство, не крал ли скот, не уводил ли женщин, а затем совершить очистительный акт. Со своей стороны женщины – члены Багре – должны, когда беременеют, публично рассказать о всех случаях измены мужу, иначе роды будут тяжелыми, станут наказанием, ниспосланным невидимыми руководителями организации.

В Того и Дагомее некоторые группы эве приносят клятвы о взаимопомощи под названием «пакт крови» и создают братства. Нарушение их законов влечет за собой самые тяжелые последствия. Церемония вступления в члены братства происходит на груде священных предметов; кандидаты должны выпить из человеческого черепа особый напиток, куда добавляют несколько капель своей крови. И если впоследствии кто–нибудь нарушит свои обязательства, то он сойдет с ума, будет производить на свет уродов или же умрет в муках от укуса змеи.

В других ассоциациях такого типа невидимыми и самыми могущественными участниками являются предки. Многие тайные общества помимо религиозной деятельности занимаются политическими делами.

Такова, например, организация Оро у нигерийских йоруба. Ее члены считают себя исполнителями воли умерших предков. Они выходят по ночам под звуки священных трещоток, хватают осужденных и ведут в тайные места своих сборищ, где и убивают их. Они действуют согласно приказам–пророчествам, получаемым от коллектива Огбони, своего тайного суда, состоящего из стариков, представляющих различные города страны йоруба. Примечательно, что общество Огбони и по сей день играет важную роль в судьбе миллионов людей.

Самым могущественным «тайным обществом» Сьерра–Леоне было Поро. Сведения о нем восходят к 1479 году. Как орган административной власти Поро следил почти за всеми аспектами общественной жизни, они решали вопросы войны и мира, вершили правосудие, устанавливали рыночную цену на ямс и другие продукты, организовывали народные развлечения, более того, советы Поро контролировали и ограничивали власть вождей и монархов. Помимо этого они занимались расследованием преступлений и вредоносного колдовства. Один европейский наблюдатель, путешествовавший по Сьерра–Леоне в 20–х годах XIX века, писал, что Поро, по–видимому, «обладает полнотой власти в стране».

Примечательно, что в обществе Поро существовала строгая иерархия. Только члены нескольких родов допускались к посвящению в «высочайшие тайны». «Юридическую санкцию» этому обществу придавала концепция о том, что некоторые духи напускают на людей болезни и смерть. Эти духи обитают в небольших, четко ограниченных священных участках буша, откуда они выходят, чтобы наказывать правонарушителей. Когда это случается, духи воплощаются в высокопоставленных членов Поро, лица которых закрывают деревянные маски и которые носят другие символы духовной власти. Приняв такой облик, духи «с гневом обрушиваются на ту общину, которая осмелилась оспаривать приказы Поро». Тем самым буш Поро играл в общественной жизни роль «подлинного средоточия власти сверхъестественных сил». Благодаря Поро общественная структура Сьерра–Леоне оставалась статичной на протяжении многих лет.

И по сей день в Африке существует немало религиозных обществ, отправляющих магические обряды и вместе с тем занимающихся политическими интригами. И очень редко бывает, чтобы традиционный вождь осмелился отказаться выполнять ее тайные, не подлежащие критике директивы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...