III. Фармакодинамика лекарственных веществ.
1. Основные виды действия лекарственных веществ (примеры). Виды лекарственной терапии. 2. Понятие о лекарственных рецепторах, агонистах, антагонистах. 3. Примеры наиболее общих механизмов действия лекарственных веществ. 4. Зависимость действия лекарств от химической структуры, физико-химических свойств. Виды доз. Понятие о терапевтическом индексе, широте терапевтического действия. Принципы дозирования лекарств детям. 5. Комбинированное действие лекарственных веществ: виды синергизма и антагонизма (примеры). 6. Зависимость действия лекарственных веществ от пола, возраста, биологического вида, особенностей состояния организма, генетических факторов. 7. Понятие о хронофармакологии.
8. Изменение действия лекарственных веществ при повторном введении. Варианты повышенной и пониженной чувствительности к действию лекарственных веществ.
ТЕМА №6: «ВЕЩЕСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА М- И N- ХОЛИНОРЕЦЕПТОРЫ»
I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Структура и функции холинергического синапса. Особенности холинергической системы в детском возрасте. 2. Определение M- и N-холинорецепторов, их классификация (деление на подтипы). 3. Локализация холинорецепторов разных подтипов, эффекты возникающие при их возбуждении. 4. Механизм изменения функции органов при возбуждении холинорецепторов разных подтипов. 5. Классификация веществ, влияющих на M- и N-холинорецепторы (M- и N-холиномиметики): А) прямого действия (ацетилхолина хлорид, карбахолин); Б) непрямого действия (антихолинэстеразные средства) - обратимого действия (физостигмин, прозерин, галантамин, пиридостигмин, дистигмин); - необратимого действия (армин).
6. Механизмы действия, показания к назначению, противопоказания,побочные эффекты, особенности действия препаратов разных групп. 7. Особенности действия и применения препаратов у детей. 8. Токсилогическое значение фосфоорганических соединений (ФОС). Симптомы острого отравления ФОС у детей, меры помощи. Антидотная терапия (атропин, реактиваторы холинэстеразы)
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА. ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ: 1. Прозерин (амп. раствор) 4. Армин 2. Галантамина гидробромид 5. Дипироксим - общие анестетики (закись азота) Механизмы действия, применение. 5. Пероральные контрацептивные средства (нон-овлон, минизистон, марвелон, антеовин, тризистон, постинор, континуин, депо-провера): классификация, механизмы действия, побочные эффекты, противопоказания. Принципы подбора препаратов.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ: 1. Гидрокортизон 6. Метандростенолон 2. Преднизолон 7. Динопрост 3. Эстрадиол 8. Партусистен 4. Прогестерон 9. Марвелон 5. Тестостерона пропионат ТЕМА №27: «ВИТАМИННЫЕ ПРЕПАРАТЫ» I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Понятие о витаминах и история их открытия (Н. И. Лунин, К. Функ). Взаимоотношение витаминов, ферментов, гормонов. Классификация витаминных препаратов. Авитаминозы и гиповитаминозы. Причины гиповитаминозов у детей. Лечебное и профилактическое применение витаминной терапии. Характеристика гипервитаминозов и их лечение. Понятие об антивитаминах. 2. Препараты водорастворимых витаминов: а) витаминные прапараты комплекса В (тиамина бромид, рибофлавин, пиридоксина гидрохлорид, кислота никотиновая, цианкобаламин, кислота фолиевая, кальция пангамат). Роль витаминов комплекса В в обмене веществ. Влияние на углеводный, жировой и белковый обмен. Участие в окислительно-восстановительных процессах. Влияние на нервную систему, ЖКТ, кроветворение, состояние эпителиальных покровов, процессы
ТЕМА №26: «ГОРМОНАЛЬНЫЕ ПРЕПАРАТЫ СТЕРОИДНОЙ СТРУКТУРЫ. МАТОЧНЫЕ И КОНТРАЦЕПТИВНЫЕ СРЕДСТВА» I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Препараты гормонов коры надпочечников: а) минералокортикостероиды (ДОКСА, флудрокортизон): влияние на водно-солевой обмен, применение; б) глюкокортикоиды (гидрокортизона ацетат, преднизолон, дексаметазон, триамцинолон, беклометазон, будезонид, флутиказон). Влияние на углеводный и белковый обмен. Основные фармакологические эффекты, их клиническая значимость. Возможные побочные эффекты у детей. Сравнительная характеристика препаратов. Особенности действия и применения у детей. 2. Препараты половых гормонов и их синтетические аналоги: а) эстрогены – эстрон, эстрадиол, этинилэстрадиол, синэстрол; б) гестагены – прогестерон, прегнин, аллилэстренол; в) андрогены – тестостерона пропионат, метилтестостерон. Особенности клинического применения препаратов разных групп, в том числе у детей. Препараты с антигормональной активностью – применение. 3. Анаболические стероиды – метандростенолон, феноболин, ретаболил. Механизмы действия, применение, возможные осложнения. 4. Маточные средства: а) стимулирующие мускулатуру матки – окситоцин, питуитрин, динопрост, динопростон, анаприлин, котарнина хлорид, трава пастушьей сумки, эргометрин, эрготал. Особенности применения в акушерско-гинекологической практике. б) понижающие тонус и сократительную способность матки (токолитики): - β-адреномиметики (партусистен, сальбупарт, гинипрал) - спазмолитики миотропного действия (папаверин, но-шпа, магния сульфат)
3. Пиридостигмин 6. Атропина сульфат(амп. раствор)
ТЕМА №7: «ВЕЩЕСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА М-ХОЛИНОРЕЦЕПТОРЫ» I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Классификация веществ, влияющих на М-холинорецепторы: А) М-холиномиметики (пилокарпин, ацеклидин, цизаприд). Б) М-холиноблокаторы (атропин, скополамин, платифиллин, метацин, гоматропин, пиренцепин, ипратропия бромид, тиотропия бромид). 2. Основные эффекты М-холиномиметиков (влияние на глаз, внутренние органы, железы, сосуды). Механизм действия. Показания и противопоказания к назначению пилокарпина, ацеклидина, цизаприда).
3. Токсикологическое значение мускарина. Симптомы острого отравления у детей, меры помощи. 4. М-холиноблокаторы: классификация, механизм действия, основные эффекты, показания, противопоказания, побочные эффекты. Особенности действия и применения у детей. 5. Сравнительная характеристика М-холиноблокаторов. Особенности действия и применения селективных препаратов. 6. Острое отравление атропином у детей: симптомы, меры помощи.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА. ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ: 1. Пилокарпина гидрохлорид 5. Платифиллина гидротартрат 2. Ацеклидин 6. Метацин 3. Атропина сульфат 7. Ипратропия бромид 4. Скополамина гидробромид 8. Пиренцепин
ТЕМА №8: «ВЕЩЕСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА N-ХОЛИНОРЕЦЕПТОРЫ» I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Действие никотина на организм ребенка. Медицинские и социальные аспекты табакокурения в детском возрасте. 2. Классификация веществ, влияющих на N-холинорецепторы: А) N-холиномиметики Б) N-холиноблокаторы (ганглиоблокаторы, миорелаксанты). 3. N-холиномиметики (лобелин, цититон, анабазин): механизм действия, показания к назначению, особенности клинического применения отдельных препаратов. 4. Ганглиоблокаторы (пентамин, гигроний): локализация и механизм действия. Основные эффекты. Показания к применению. Побочные эффекты. Место ганглиоблокаторов в современной терапии. 5. Миорелаксанты: А) антидеполяризирующего (конкурентного) типа действия (диплацин, панкуроний, пипекуроний) Б) деполяризующего типа действия (дитилин) В) смешанного типа действия (диоксоний) Механизмы и длительность действия, применение, побочные эффекты препаратов разных групп, меры помощи при передозировке. 6. Особенности действия миорелаксантов разных групп в раннем детском возрасте. II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ: 1. Лобелин 4. Диплацин 2. Пентамин 5. Дитилин 3. Гигроний 6. Прозерин
2. Классификация гормональных препаратов. Общий механизм действия. 3. Гормональные препараты гипофиза: - передней доли (кортикотропин, соматотропин, гонадотропин);
синтетические аналоги соматостатина, даназол: применение. - средней доли (интермедин); - задней доли (питуитрин, окситоцин, дезаминоокситоцин, десмопрессин). Механизмы действия препаратов, применение в детской практике, побочные эффекты. 4. Гормональные препараты щитовидной и паращитовидной желез: L-тироксин, трийодтиронин, тиреокомб, кальцитонин, паратиреоидин. Антитиреоидные средства – мерказолил, пропилтиоурацил, дийодтирозин, калия йодид, радиоактивный йод. Механизмы действия, применение у детей, побочные эффекты. 5. Гомоны поджелудочной железы (инсулин, глюкагон, липокаин). Методы получения инсулинов. Препараты инсулина короткого, среднего и длительного действия: механизмы действия, применение. Принципы инсулинотерапии. 6. Синтетические противодиабетические средства: а) производные сульфонилмочевины – букарбан, гликвидон, глибенкламид, гликлазид, глимепирид; б) бигуаниды – метформин; в) ингибиторы α-глюкозидазы – акарбоза; г) производные тиазолидиндиона – пиоглитазон, розиглитазон; д) глиниды – натеглинид (старликс), репаглинид (новонорм); е) инкретины – лираглутид (виктоза), ситаглиптин (янувия). Механизмы действия препаратов разных групп, применение, побочные эффекты. 7. Применение противодиабетических средств в детской практике.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ: 1. Инсулин 4. Тиреокомб 2. Глибенкламид 5. Мерказолил 3. Метформин 6. Окситоцин ТЕМА №24: «МОЧЕГОННЫЕ СРЕДСТВА (ДИУРЕТИКИ)» I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: I. Препараты, усиливающие фильтрацию: а) пурины (эуфиллин); б) растительного происхождения (листья толокнянки, листья брусники, трава хвоща, почки березовые, плоды можжевельника, леспенефрил). Механизмы диуретического действия, применение, клиническая значимость. II.Препараты, уменьшающие реабсорбцию Na+: 1) ингибиторы карбоангидразы (диакарб); 2) осмотические диуретики (маннит); 3) «петлевые» диуретики (фуросемид, этакриновая кислота, буфенокс, торасемид); 4) тиазидные и тиазидоподобные (дихлотиазид, клопамид, оксодолин, индапамид); 5) калийсберегающие диуретики (триамтерен, амилорид, спиронолактон). 6) Механизмы действия, особенности применения у детей, побочные эффекты диуретиков разных групп. 7) Принципы комбинации диуретиков. Комплексные мочегонные препараты – триампур, модуретик. 8) Особенности действия диуретиков у грудных детей.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ: 1. Лист толокнянки 4. Дихлотиазид 2. Диакарб 5. Спиронолактон 3. Фуросемид (в амп., табл.) 6. Индапамид
ТЕМА №25: «ГОРМОНАЛЬНЫЕ ПРЕПАРАТЫ БЕЛКОВО-
ПЕПТИДНОЙ СТРУКТУРЫ» I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Понятие о гормонах и гормональных препаратах. Принципы гормональной регуляции. Виды гормонотерапии. ТЕМА №9: АДРЕНОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА (ЗАНЯТИЕ №1): «АДРЕНО- И СИМПАТОМИМЕТИКИ» I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Структура и функции адренергического синапса. Особенности адренергической системы в детском возрасте. 2. Классификация адренорецепторов (типы и подтипы адренорецепторов), функциональная значимость адренорецепторов разных подтипов. 3. Механизм изменения функции органов при стимуляции адренорецепторов разных типов. 4. Классификация веществ, влияющих на адренергические синапсы (препараты пост - и пресинаптического действия). 5. Адреномиметики: А) α-адреномиметики (мезатон, ксилометазолин, клонидин, метилдофа) Б) β-адреномиметики (изадрин, орципреналина сульфат, фенотерол, сальбутамол, формотерол, сальметерол, добутамин). Классификация, механизмы действия, применение в детской практике, побочные эффекты препаратов разных групп. В) α,β-адреномиметики – адреналин (эпинефрин), норадреналин: основные эффекты, показания к назначению. 6. Симпатомиметики (эфедрин): механизм действия, применение, побочные эффекты. Основные недостатки препарата, ограничивающие его применение в клинической практике.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМУ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТЕАХ: 1. Адреналин 5. Фенотерол 2. Мезатон 6. Сальбутамол 3. Нафтизин 7. Беродуал (аэрозоль) 4. Клонидин ТЕМА №10: АДРЕНОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА (ЗАНЯТИЕ №2) «АДРЕНОБЛОКАТОРЫ, СИМПАТОЛИТИКИ» I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Адреноблокаторы: А) α-адреноблокаторы – фентоламин, дигидроэрготоксин, празозин, доксазозин, тамсулозин (омник) Б) β-адреноблокаторы – анаприлин, метопролол, атенолол, бетаксолол, бисопролол, тимолол В) α,β-адреноблокаторы – лабеталол, карведилол 2. Основные свойства, применение, возможные осложнения, противопоказания к назначению препаратов разных групп. Особенности действия и применения адреноблокаторов в детской практике. 3. Симпатолитики (резерпин, октадин). Механизмы действия, применение, побочные эффекты.
II. ЗАПОМНИТЬ ФОРМЫ ВЫПУСКА, ВЫПИСАТЬ В РЕЦЕПТАХ: 1. Празозин 4. Карведилол 2. Анаприлин 5. Октадин 3. Метопролол
ТЕМА №11: «СРЕДСТВА ДЛЯ НАРКОЗА, МЕСТНЫЕ АНЕСТЕТИКИ» I. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|